Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

Если сердце молчит...

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Часто в Православной литературе можно прочитать: приносить покаяние от всего сердца, молиться всем сердцем, творить милостыню от сердца. А если сердце каменное, ожесточенное, безчувственное? Если оно на исповеди, на молитве молчит? Вроде бы умом понимаешь, что совершила грех, и пытаешься каяться, а до сердца не доходит…

Анна

Внутренняя жизнь человека — это великая тайна, ведомая только Богу. А средоточием ее, наверно, можно назвать именно сердце человеческое. Но, конечно же, не в грубом анатомо-физиологическом смысле, а в понимании именно религиозном. Господь недаром в ответе фарисеям, искушающим Его о том, какая заповедь наибольшая, сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мк. 12, 30). И вот мы видим, что сердце здесь поставлено на первое место. На второе — сама душа, как совокупность личности, ядром, центром которой и является сердце. А на третье место — разумение как свойство души человеческой, отличающее ее от тварей безсловесных и ставящее его вровень с Ангелами. Не призывает нас Господь начать с разумения, но именно с сердца. И призывает именно возлюбить, а не просто любить. Возлюбить — значит произвести некую работу, чтобы уже любить. Как прежде чем стоять, нам придется сначала встать. Возлюбить — значит начать движение к Тому, Кого должно и заповедано любить, к Господу. Так вот и начинать надо прежде всего с самого главного, что есть в нас, — с сердца.
Псалмопевец Давид взывает к Богу в 50-м, покаянном, псалме: «Сердце чисто созижди во мне, Боже», — то есть просит у Него очистить сокровенное своей души от всего нечистого и скверного. «И дух прав обнови во утробе моей», — молит сразу же, прося о преображении всей своей духовной жизни. Просит он об этом для того, чтобы Господь не отверг его от Лица Своего и Духа Святаго не отъял от него.
Отчего порой бывает так, что сердце сжимается и душа «в пятки уходит»? Это когда нам что-либо угрожает. А что самое страшное для верующего человека? Это быть отвергнутым Богом и если будет отъята Благодать. Именно этого и трепетал Царь Давид, именно это и для нас актуально. Именно это и должно быть для нас ежедневным, ежечасным, постоянным попечением на всю жизнь — попечение неослабное о чистоте сердца, о праведности духа, о просветлении Божественными истинами нашего разума. Сердце — как бы престол в «храме» человека, а душа — внутреннее живое наполнение этого храма, в котором служащим является разум человеческий. Так вот, кто сядет на престоле этого сокровенного храма, и является вопросом самым судьбоносным для человека. Может там пребывать и разум, незаконно и безумно занявший не свое место. Может «воцариться» и дух нечистый, порабощая человека через страсти и ведя к погибели. И, как правило, за первым вариантом сразу же следует второй, так как через внутреннюю гордыню и иллюзию свободы человек впадает в еще худшее тираническое пленение врага.
Но если вдруг по милости Божией очнется человек и поймет свое бедственное положение, то начнет болезновать о той нечистоте сердечной, о оскверненности духовной и ослепленности разума. А вслед за этим начнет призывать Того, кто может и очистить престол души его, и обновить дух, и просветить разум; и, самое главное, будет умолять Его занять Ему и только Ему принадлежащий престол — сердце человека.
Сделать это может только Бог, но не без участия самого человека. Это участие начинается именно с ощущения «боли» сердечной от присутствия в нем нечистоты и греховной омертвелости. Любовь Божия помогает нам, касаясь сердец наших Благодатью, пробуждая совесть и призывая к покаянию. Но мы слабы и не сразу оживаем и оттаиваем под этими лучами Господней Милости. Если и есть пока холодность сердечная, то это лишь по причине нашего неусердия и нерадивости, которые являются следствием нашей искалеченности грехами. Но если мы все же решили быть с Богом, то и не надо отчаиваться. Уже сам наш выбор свидетельствует о том, что сердце сделало первый удар и начало разгонять по нам пока еще холодную кровь души. Сердце пока еще не отогрето, но оно и не мертво. Оно уже стучит, живет, работает, пусть пока и с перебоями, но с Божией помощью оно и душу оживит, и разум заставит быть разумным, и само согреется, объятое Божией Любовью, и само уже будет источать любовь к Богу. А эта любовь к Нему, заработанная усилием, растопившая холод души потом внутренней работы, и на молитве будет петь, и на исповеди будет плакать, и будет чаять узреть Того, Кого любит.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
07.03.2008
1083
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru