Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Благословение на Причастие

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.


Во время совершения Таинства Исповеди момент, когда батюшка покрывал мне голову епитрахилью, я считала разрешением причаститься. Но во время Исповеди в Дивеево батюшка спросил меня, буду ли я причащаться. Я ответила: «Как разрешите, батюшка». Батюшка причаститься разрешил. Но я подумала: а вдруг я должна каждый раз спрашивать, можно ли мне причащаться, и то, что я раньше после Исповеди и разрешительной молитвы подходила к Причастию, не спрашивая специально разрешения, было грехом и я причащалась в осуждение? Меня это очень мучает!

Юлия

Не мучайтесь и не терзайте себя. Если бы батюшка счел вас неподготовленной или вашу Исповедь неполной, то он сказал бы вам, что вы не должны в этот раз подходить к Причастию.
Конечно, желательно, чтобы исповедующий перед Причастием духовник выяснял бы намерение исповедника приступить к Чаше. Так как Таинство Исповеди и Таинство Причастия суть два разных Таинства. У нас в Русской Православной Церкви существует и бережно хранится традиция, когда перед Приобщением причастники обязательно исповедуются, очищая души свои покаянием. И вот в связи с этим как бы подразумевается, что раз человек подходит к Исповеди, то, значит, он «автоматически» потенциальный причастник. Но это не так. Ведь часто бывает, что Христианин не готовился к Причастию, но его душа нуждается в Таинстве Исповеди. А у нас уже сложилось мнение, что исповедоваться нужно именно перед Причастием. И Исповедь откладывается, а грех между тем лежит тяжестью на душе до следующего Причастия.
Как было бы хорошо, если бы мы, как первые Христиане, жили, молились и богоугождали так, чтобы нам всем храмом на каждом приходе можно было бы приступать к Евхаристической Чаше. Но, к сожалению, наша жизнь и суета в большинстве своем делают нас неспособными принимать благодать Причастия каждое воскресенье или даже чаще. И здесь мы должны как можно чаще прибегать, хотя бы и не приступая к Чаше, к Таинству Исповеди.
И все же крайне важно стремиться и строить свою жизнь так, чтобы приобщаться по возможности чаще.
Что касается вопроса, не в суд ли было Причастие, если духовник не спросил, а вы не сказали о своем намерении причаститься, то это только Един Бог ведает. Скорее всего, то, как вы причастились — во оставление грехов и в жизнь вечную или же во осуждение, — не завило от того, задали вы тогда вопрос священнику о Причастии или не задали. Но вы спросите себя, достойны ли вы были тогда причаститься. Если ответите себе, что, конечно же, недостойны, то это значит, что Божественное Лекарство для вашей души и тела было вам на пользу, несмотря на полное и безспорное недостоинство ваше, как и любого другого человека. Так вот это, наверное, самое главное — осознание своего полного негожества перед святыней и горячее желание приобщиться во оставление грехов, во очищение души и в Причастие жизни вечной со Христом.
Чтобы ваша душа в дальнейшем не смущалась, то если вас забыли спросить о том, готовились ли вы и как готовились к Причастию, то скажите об этом сами и испросите благословения на Причастие после того, как батюшка произнесет разрешительную молитву над вами.
«Технические» вопросы организации нашей духовной жизни важны, но если бывают сбои, то их всего лишь надо исправлять, а не мучиться ими. А вот если мы в отношениях с Богом допускаем что-либо неправильное по наглости и неблагоговению, то вот это уже гибельный путь. Да избавит нас от этого Господь, Ангел наш Хранитель, Святая Церковь и наша совесть.

Можно ли менять фамилию?

У нас с мамой разные фамилии — мама вышла второй раз замуж, а я остался с фамилией отца, мама разошлась и со вторым мужем, и теперь у нас с ней разные фамилии. Мы с ней решили оба поменять фамилии на ее девичью, чтобы у нас с мамой была одна фамилия. Как вы смотрите на наше решение, есть ли в этом нашем желании смысл? Простите, если наш вопрос покажется вам глупым, но для нас это важно.

Дмитрий

Вопрос ваш вовсе не глупый, а скорее, редкий. Ведь согласитесь, что люди меняют фамилии в крайне редких случаях, если это не смена фамилии девушки, вступающей в брак.
Вам фамилия досталась от вашего отца, как и генетическая наследственность, которая определяет по крайней мере 50 процентов вашего внешнего вида, свойств организма и даже черт характера. И наконец, отчество, оно тоже от отца, который был когда-то мужем вашей матери. То, как сложилась личная жизнь вашей родительницы, не наше дело, но при чем тут вы и ваша фамилия? Вы что, хотите удалить половину вашего генотипа, отказаться от отчества и начать новую жизнь с «новой» старой фамилией матери? В одну воду не войдешь дважды, и мама ваша не станет вновь той девушкой-невестой, которая, закрывая одну страницу своей жизни, открывала новую с новой фамилией. И на этой странице Господь написал вас с вашим именем, вашим отчеством и вашей фамилией.
Сменой фамилии вы не станете ближе к матери, ибо это невозможно, так как ближе матери все равно нет никого. Вы не станете дальше от отца, так как и это невозможно, ведь половина в вас все-таки от него, несмотря ни на что. Меняя фамилии, и мама ваша не вычеркнет из своей жизни ни единой черты, ни единой йоты, ибо это было и это останется в прошлом, как бы ни стараться воевать против него. И это прошлое будет взвешено и проверено Судией неподкупным и справедливым, Который Сам только и может вносить изменения в повесть наших судеб. Мы же можем повлиять на свою жизнь изменением сердец наших, а не фамилий. Мы можем изменить наше будущее объективным анализом прошлого, а не попытками внешнего вычеркивания и борьбы с памятью о нем, вымарыванием и переменой атрибутов его.
По моему мнению, неполезно то, что вы задумали. Неполезно для вас, безполезно и для мамы. Не проклинайте прошлое, ведь и в нем было доброе. И вы родились тогда, в прошлом, и мама ваша любила отца вашего тогда, в прошлом. Благословляйте прошлое за все благое, что тогда было, и не судите его, но скорбите в меру и без озлобления об ошибках, тогда произошедших.
Нет вам смысла менять фамилию. Нет резона на возвращение девичьей фамилии и маме. Она должна смириться и не пытаться себя обмануть, ища прошлогодний снег.
И наконец, хочется добавить, что имена и фамилии людей, а также наименования народов, городов, местностей — это не случайный произвол или игра звуков, но некое сакральное выражение в слове сущности именуемого. «Во всем ищите великий смысл», — говорил Оптинский старец преподобный Варсонофий. Вот и фамилию вашу Бог дал вам не случайно, и не следует отказываться от нее.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
05.09.2008
Дата: 5 сентября 2008
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru