‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику, напишите на почту: blago91@mail.ru

Благословение на Причастие

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.


Во время совершения Таинства Исповеди момент, когда батюшка покрывал мне голову епитрахилью, я считала разрешением причаститься. Но во время Исповеди в Дивеево батюшка спросил меня, буду ли я причащаться. Я ответила: «Как разрешите, батюшка». Батюшка причаститься разрешил. Но я подумала: а вдруг я должна каждый раз спрашивать, можно ли мне причащаться, и то, что я раньше после Исповеди и разрешительной молитвы подходила к Причастию, не спрашивая специально разрешения, было грехом и я причащалась в осуждение? Меня это очень мучает!

Юлия

Не мучайтесь и не терзайте себя. Если бы батюшка счел вас неподготовленной или вашу Исповедь неполной, то он сказал бы вам, что вы не должны в этот раз подходить к Причастию.
Конечно, желательно, чтобы исповедующий перед Причастием духовник выяснял бы намерение исповедника приступить к Чаше. Так как Таинство Исповеди и Таинство Причастия суть два разных Таинства. У нас в Русской Православной Церкви существует и бережно хранится традиция, когда перед Приобщением причастники обязательно исповедуются, очищая души свои покаянием. И вот в связи с этим как бы подразумевается, что раз человек подходит к Исповеди, то, значит, он «автоматически» потенциальный причастник. Но это не так. Ведь часто бывает, что Христианин не готовился к Причастию, но его душа нуждается в Таинстве Исповеди. А у нас уже сложилось мнение, что исповедоваться нужно именно перед Причастием. И Исповедь откладывается, а грех между тем лежит тяжестью на душе до следующего Причастия.
Как было бы хорошо, если бы мы, как первые Христиане, жили, молились и богоугождали так, чтобы нам всем храмом на каждом приходе можно было бы приступать к Евхаристической Чаше. Но, к сожалению, наша жизнь и суета в большинстве своем делают нас неспособными принимать благодать Причастия каждое воскресенье или даже чаще. И здесь мы должны как можно чаще прибегать, хотя бы и не приступая к Чаше, к Таинству Исповеди.
И все же крайне важно стремиться и строить свою жизнь так, чтобы приобщаться по возможности чаще.
Что касается вопроса, не в суд ли было Причастие, если духовник не спросил, а вы не сказали о своем намерении причаститься, то это только Един Бог ведает. Скорее всего, то, как вы причастились — во оставление грехов и в жизнь вечную или же во осуждение, — не завило от того, задали вы тогда вопрос священнику о Причастии или не задали. Но вы спросите себя, достойны ли вы были тогда причаститься. Если ответите себе, что, конечно же, недостойны, то это значит, что Божественное Лекарство для вашей души и тела было вам на пользу, несмотря на полное и безспорное недостоинство ваше, как и любого другого человека. Так вот это, наверное, самое главное — осознание своего полного негожества перед святыней и горячее желание приобщиться во оставление грехов, во очищение души и в Причастие жизни вечной со Христом.
Чтобы ваша душа в дальнейшем не смущалась, то если вас забыли спросить о том, готовились ли вы и как готовились к Причастию, то скажите об этом сами и испросите благословения на Причастие после того, как батюшка произнесет разрешительную молитву над вами.
«Технические» вопросы организации нашей духовной жизни важны, но если бывают сбои, то их всего лишь надо исправлять, а не мучиться ими. А вот если мы в отношениях с Богом допускаем что-либо неправильное по наглости и неблагоговению, то вот это уже гибельный путь. Да избавит нас от этого Господь, Ангел наш Хранитель, Святая Церковь и наша совесть.

Можно ли менять фамилию?

У нас с мамой разные фамилии — мама вышла второй раз замуж, а я остался с фамилией отца, мама разошлась и со вторым мужем, и теперь у нас с ней разные фамилии. Мы с ней решили оба поменять фамилии на ее девичью, чтобы у нас с мамой была одна фамилия. Как вы смотрите на наше решение, есть ли в этом нашем желании смысл? Простите, если наш вопрос покажется вам глупым, но для нас это важно.

Дмитрий

Вопрос ваш вовсе не глупый, а скорее, редкий. Ведь согласитесь, что люди меняют фамилии в крайне редких случаях, если это не смена фамилии девушки, вступающей в брак.
Вам фамилия досталась от вашего отца, как и генетическая наследственность, которая определяет по крайней мере 50 процентов вашего внешнего вида, свойств организма и даже черт характера. И наконец, отчество, оно тоже от отца, который был когда-то мужем вашей матери. То, как сложилась личная жизнь вашей родительницы, не наше дело, но при чем тут вы и ваша фамилия? Вы что, хотите удалить половину вашего генотипа, отказаться от отчества и начать новую жизнь с «новой» старой фамилией матери? В одну воду не войдешь дважды, и мама ваша не станет вновь той девушкой-невестой, которая, закрывая одну страницу своей жизни, открывала новую с новой фамилией. И на этой странице Господь написал вас с вашим именем, вашим отчеством и вашей фамилией.
Сменой фамилии вы не станете ближе к матери, ибо это невозможно, так как ближе матери все равно нет никого. Вы не станете дальше от отца, так как и это невозможно, ведь половина в вас все-таки от него, несмотря ни на что. Меняя фамилии, и мама ваша не вычеркнет из своей жизни ни единой черты, ни единой йоты, ибо это было и это останется в прошлом, как бы ни стараться воевать против него. И это прошлое будет взвешено и проверено Судией неподкупным и справедливым, Который Сам только и может вносить изменения в повесть наших судеб. Мы же можем повлиять на свою жизнь изменением сердец наших, а не фамилий. Мы можем изменить наше будущее объективным анализом прошлого, а не попытками внешнего вычеркивания и борьбы с памятью о нем, вымарыванием и переменой атрибутов его.
По моему мнению, неполезно то, что вы задумали. Неполезно для вас, безполезно и для мамы. Не проклинайте прошлое, ведь и в нем было доброе. И вы родились тогда, в прошлом, и мама ваша любила отца вашего тогда, в прошлом. Благословляйте прошлое за все благое, что тогда было, и не судите его, но скорбите в меру и без озлобления об ошибках, тогда произошедших.
Нет вам смысла менять фамилию. Нет резона на возвращение девичьей фамилии и маме. Она должна смириться и не пытаться себя обмануть, ища прошлогодний снег.
И наконец, хочется добавить, что имена и фамилии людей, а также наименования народов, городов, местностей — это не случайный произвол или игра звуков, но некое сакральное выражение в слове сущности именуемого. «Во всем ищите великий смысл», — говорил Оптинский старец преподобный Варсонофий. Вот и фамилию вашу Бог дал вам не случайно, и не следует отказываться от нее.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
05.09.2008
7652
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru