Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Истоки Третьего Рима

Учение псковского старца Филофея о судьбах мира зарождалось в Спасо-Елеазаровским монастыре…

Учение псковского старца Филофея о судьбах мира зарождалось в Спасо-Елеазаровским монастыре…

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь — не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери — дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за Православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".

Начало

Место, где ныне располагается Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.
Преподобный Евфросин, в миру — Елеазар, родом из псковского села Виделебье, что значит "видеть Бога". Позже в этом же селе родился другой елеазаровский святой — Никандр Пустынножитель. С детства Елеазар был постником, он отказался от всего сладкого. Имена его родителей не известны, но они дали ему хорошее образование: он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением Богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским Патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толбского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.
Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Как и положено, основан монастырь был на горке, но однажды преподобному Евфросину в тонком сне явились три Святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели создать на месте их явления собор и перенести к новому храму обитель. Елеазаровский Трехсвятительский собор, построенный в XV веке, является символическим выражением Вселенскости Православия.
Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно Преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца основали на Псковщине монастыри и были прославлены в сонме святых, — Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: "Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине".
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Братии подвизаться в посте и молитве, призревать странных и убогих, во всем повиноваться настоятелю, пользоваться имуществом из "опча". Немецких одежд не носить".

Пророчество

Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: "Москва — Третий Рим", — и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит Вечное Царство Христа.
В Римскую империю был записан новорожденный Младенец Иисус Христос. Царь мира стал гражданином Земли, но и Сам Он явился создателем империи — будущей империи незаходимого восьмого дня, Царства Небесного, вот что включает в себя понятие Рима. Филофеевы слова: "Ромейское царство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася…".
Мы, Православные, — насельники Третьего Рима, странствующего града святого, а значит — земные сограждане Христа. Его сотрудники. О духовной, главной битве человека Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград". А значит очистить от врагов веры храм своей души.
Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя страшную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление к внешнему, земному господству над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил Православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу Православия легла на Москву.
В идеале Святой Руси — мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: "Един ты во всей поднебесной христианом Царь. Подобает тебе, Царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают".
"Царь Православный" — назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.
Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне — в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на 
Руси, которая подписана Константинопольским Патриархом Иеремией.

Московское призвание

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была в этом регионе духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Главным выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор концепции "Москва — Третий Рим". В своих сочинениях он заявляет о решительной поддержке Великого князя как "броздодержателя святых Божиих престол".
В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова зримо обозначен в архитектуре храма: в XV веке в глуши был построен величественный, огромных размеров, каменный Трехсвятительский собор традиционной псковской архитектуры, позже к нему пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма составляют единый соборный комплекс, дополняя друг друга. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
В начале 90-х годов XX века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но нашлись люди, которые сделали невозможное — сумели пробить финансирование на его реставрацию. Столпы собора были закованы в железобетонные стяжки, и собор выстоял. Промыслительно, что московские архитекторы и псковские строители начали реставрацию собора именно с московского придела — с ремонта нашей государственности.

Горящая лампада

Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим, и сама эта теория была осмеяна и кощунственно извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров, когда после закрытия более древнего псковского монастыря — Великопустынского — все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.
Третьеклассный, затем второклассный штатный монастырь, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия — традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковского Духовного училища, принимают архиерейские кафедры по всей России. И старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря становится новомученик, будущий Рязанский Епископ Иувеналий (Масловский).
В 1918 году гибнет Царская Семья, в России повсеместно происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.
Мир, невежественный и бездуховный, отверг филофееву идею, похоронил ее, умалил значение Спасо-Елеазаровской обители и ее старцев, но духовная лампада продолжает гореть. Она не может погаснуть, потому что ее огонь — огонь жизни вечной. Она горит святостью тех подвижников, которые обретаются на этом месте. На острове Залита, который расположен в Псковском озере прямо напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет протоиерей Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он — продолжение ее. Сподвижник отца Николая — протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, — пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц — монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.

В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря епархии. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери "Живоносный источник". Эта обитель действительно — живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровскнй монастырь — символ возрождения Третьего Рима — нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.

Наталья Огудина, Спасо-Елеазаровский монастырь


Наталья Огудина — давний наш автор, сотрудник, — недавно оставила мир, хорошую, престижную работу в Администрации Самарской области и уехала в далекий, мало кому известный Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине. Не в паломничество, не в журналистскую командировку. А насовсем. И вот от нашего доброго друга пришла весточка. В письме в редакцию Наталия пишет: "Дорогие мои, здравствуйте! Благодарю за пасхальные поздравления и за добрые пожелания. Посылаю статью о нашем монастыре. У меня все слава Богу! Работаю в архиве, делаю Православную страницу в районной газете, нарабатываю материал для конференции о Третьем Риме.
Монастырь у нас замечательный, столько здесь святых подвижников было — и прославленных, и непрославленных: кости выходят наружу, красного, темно-желтого цвета, и бесноватые беснуются от них.
Места очень красивые. Очень близко от нас остров Залита: с монастырем на одном уровне, только мы на суше, а он на воде.
Сколько здесь, на Псковщине, святынь и больших подвижников! Когда были в марте в Малах, снег пошел — я такого никогда не видела, сплошь снег, даже небо не проглядывалось — настоящая манна небесная!
Я еще не скучаю, только сердце теплеет при воспоминании о всех вас. Дни здесь длинные-длинные, и событий вроде бы немного, а все как-то осмысленно и имеет значение.
Владыка (
Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий — с 1991 по 1993 год находившийся на Самарской кафедре - ред.) часто бывает у нас здесь, даже специальный домик для него. При первой встрече передала ему поклон от всех самарских, он был тронут…
Христос воскресе!
Наталия".
Вот такое письмо. Вот такая судьба. Читатели наверняка запомнили яркие очерки Наталии Огудиной о поездках на ту же Псковщину, в Санаксары, Дивеево. И вот еще одна — опубликованная выше статья, написанная уже не журналисткой, а послушницей Наталией. Помоги ей Бог.

Редакция

Псковская епархия, Спасо-Елеазаровский монастырь, комитет по культуре Администрации Псковской области планируют в рамках программы празднования 1100-летия первого летописного упоминания г. Пскова провести в марте 2003 года научно-богословскую конференцию "Третий Рим. Проблемы духовного возрождения". Просим всех, кому дороги идеалы Святой Руси, ученых, писателей, историков, философов, богословов, педагогов, откликнуться. Доклады и тезисы докладов, заявки на участие в конференции просим присылать по адресу: 180523, д. Елизарово, Псковский район, Псковская область, Спасо-Елеазаровский монастырь.

31.05.2002
Дата: 31 мая 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru