Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Отцовский крест»

Книжная полка «Благовеста».

Книжная полка «Благовеста».

Софья и Наталья Самуиловы. Отцовский крест. Жизнь священника и его семьи в воспоминаниях дочерей. 1908-1931. Москва, издательство «Никея», 2014 год. 880 страниц. 490 руб. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

В воспоминаниях сестер Софии и Наталии Самуиловых раскрывается радостный и одновременно крестный путь их отца, протоиерея Сергия Самуилова, служение которого пришлось на первую треть XX столетия. Однако повествование, несомненно, гораздо шире биографии одного человека и даже истории одной семьи, ведь судьбы отца Сергия и его близких неразрывно переплелись с судьбой Русской Православной Церкви, да и России в целом.

Непростой оказалась и история самой книги. Она была написана в 1950-1960-е годы. Об официальном издании в Советском Союзе не могло быть и речи, и книга распространялась в самиздатовских копиях. Машинописный экземпляр первой части в начале 1990-х передала петербургскому издательству «Сатисъ» Ольга Николаевна Вышеславцева, в тайном постриге инокиня Мария. Вторая часть обнаружилась в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. И в 1996 году издательство «Сатисъ» выпустило двухтомник «Отцовский крест». С тех пор произведение больше не переиздавалось. И вот наконец благодаря московскому издательству «Никея» у многих из нас снова появилась возможность приобрести для своей домашней библиотеки эту прекрасную книгу. В моей библиотеке она теперь есть, будет читаться и перечитываться, и чуть позже я с удовольствием предложу ее своим повзрослевшим детям.

«Это проникновенная автобиографическая проза, замечательный пример русского подпольного литературного творчества середины XX века», — говорится в предисловии от издательства.

Для самарцев книга особенно близка еще и тем, что протоиерей Сергий Самуилов, которому посвящены воспоминания дочерей, начинал свое служение в нашей Самарской епархии. Его отец Евгений Егорович Самуилов преподавал в Самарской Духовной семинарии. А первым храмом, в котором служил отец Сергий, был любимый многими самарцами Христорождественский храм в Царевщине, у подножия Царева кургана. Правда, прослужил он там всего около трех лет. После чего был переведен в село Острая Лука Николаевского уезда Самарской губернии, ныне это Духовницкий район Саратовской области. Двадцать лет жизни священника и его семьи прошли в небольшом приволжском селе, здесь они встретили революцию 1917 года, пережили гражданскую войну, голод 1921-1922 годов и начало гонений на Церковь.

По утверждению самих авторов, в книге нет ни слова вымысла. «Все я старалась записать так, как вижу перед собой до сих пор, вплоть до движения руки отца, сматывающей веревку от воздушного змея», — говорит в предисловии Софья Сергеевна Самуилова. Каждое слово прошло через сердце, каждый эпизод жизни пережит заново. Поэтому Софья Сергеевна не стала рассказывать в своих воспоминаниях о страшном голоде начала 1920-х годов: «Такое два раза нельзя переживать, сердце не выдержит… » Именно то, что все описанное пережито, прочувствованно, передумано, придает книге ее неповторимую теплоту и глубину.

Перед нами разворачиваются подробности быта и родственных взаимоотношений священнической семьи, в которой и батюшка, и матушка происходят из родов потомственного духовенства. Для меня многое здесь было просто поразительно. Кажется, как родное село сестер Самуиловых Острая Лука сегодня скрылось под волжской водой (его затопили во время строительства Саратовской ГЭС), так и в наши дни утрачены традиции подобных семейных взаимоотношений. Где были возможны такая чистота, целомудрие, глубокая молитвенная жизнь, всецелое упование на Бога. Такое бережное, уважительное отношение родителей к детям и детей к родителям.

Отношения между супругами полны жертвенной любви. Каждый из них не ищет своего, но всеми силами стремится понести тяготы другого, облегчить ему жизнь. Батюшка не гнушается традиционно считающейся женской работы по дому, когда матушка больна или всецело занята выхаживанием новорожденного младенца. После трудного дня он может всю ночь носить на руках и успокаивать заболевшего ребеночка, чтобы дать матушке возможность поспать. А матушка, например, освоила мужскую профессию сапожника и сама шила обувь для всей семьи.

А как воспитывались в этой семье дети! Ни разу не было такого, чтобы родители повысили голос, или поставили провинившегося в угол, или отшлепали. Мудрость воспитания проявлялась в том, чтобы провинившийся ребенок сам пришел к глубокому осознанию своей вины и раскаялся в проступке. Порой для этого родителями сочинялась сказка или смешной стишок, который рассказывался всем детям. Все смеялись, а провинившемуся становилось стыдно…

Еще можно поучиться тому, как умели молиться сами родители и как приучали к молитве детей.

Приход в Острой Луке был бедный, и семья отца Сергия была вынуждена заниматься крестьянским трудом: возделывать свой надел земли, держать скотину. И все же родители находили время, старались как можно больше времени провести с детьми, придумать для них разные игры, почитать вместе книги, попеть хорошие песни…

На долю семьи выпало много скорбей. Невозможно без слез читать главы о том, как умирали в семье маленькие детки: из восьми детей в семье Самуиловых похоронили четверых. Как умерла матушка, и отец Сергий остался вдовцом с еще маленькими детьми: старшей, Софии, было тогда только четырнадцать лет, а младшей, Наталии — пять. Как вскоре после революции сгорела любимая церковь…

«Мы ищем святость в дальних и строгих монастырях, где-то там, за морями, в пещерах отшельников, а она совсем рядом. Ее образы — в наших семейных альбомах, в наших сердцах, хранящих светлую память о близких… Очень советую почитать искреннюю книгу о семейных ценностях Наталии и Софии Самуиловых «Отцовский крест».

Протоиерей Игорь Макаров. 

Поражает еще и единодушие, царившее в этой семье. Дети с малых лет жили интересами своего отца. Протоиерей Сергий Самуилов много занимался миссионерской деятельностью. В дореволюционные годы проводил беседы со старообрядцами и сектантами. В начале 1920-х был активным борцом с обновленчеством. А уже в годы своего служения в Воскресенском соборе города Пугачева (бывшего Николаевска) активно участвовал в диспутах, организованных «союзом воинствующих безбожников», и безоговорочно побеждал на них атеистов силой своего пастырского слова. Удивительно то, что все дети как могли помогали отцу готовиться к этой работе — читали книги, делали для него выписки, сами слушали эти беседы и глубоко интересовались богословскими вопросами.

Еще одно достоинство книги — красивые, поэтичные описания Богослужений, свидетельствующие о том, как глубоко понимали дети церковные службы, как переживали сердцем каждое слово, которое читалось и пелось.

Дети протоиерея Сергия Самуилова: отец Константин, София (слева) и Наталия в ссылке в Узбекистане. 1936 год.

В первой части воспоминаний перед нами предстает картина давно забытой жизни — когда все вокруг верующие, и в каждом селе стоит благолепно украшенный храм, по воскресеньям и праздникам эти храмы полны народа, когда каждое дело освящается Божиим благословением… Наверное, самые светлые страницы книги — те, в которых рассказывается о пешем паломничестве семьи Самуиловых к чудесно явленным в 1917 году в саратовском селе Родники Испанской иконе Божией Матери и образу Великомученика Пантелеимона. Когда-то это чудо прогремело на все Поволжье, сюда стекались многочисленные паломники, совершалось много исцелений. По молитвам перед явленными иконами произошло чудо и в семье Самуиловых… После прочтения этих глав мне тоже захотелось поехать помолиться перед чудотворными иконами. И так больно стало, когда из интернета узнала, что эти святыни были уничтожены богоборцами вместе с родниковским храмом.

Вторая часть воспоминаний рассказывает о трагических временах гонений на Церковь. Здесь семейная история перерастает в историю мужества и самопожертвования сотен верующих. Как отстаивали от сноса пугачевский Воскресенский собор — благодаря стойкости священников и прихожан он сохранился до наших дней и в нем продолжают совершаться Богослужения, только колокольню все-таки снесли безбожные власти.

Когда писались эти воспоминания, их авторы не могли себе представить, что двое священников, о которых они рассказывают, будут прославлены в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это священномученики Иоанн Заседателев и Николай Амассийский.

Особенно трогательные страницы посвящены тому, как принял сан священника сын отца Сергия Константин. 22-летний молодой человек знал, что принятие сана означает для него крестный путь, гонения и возможную смерть от безбожных властей. В одну ночь арестовали всех священников Воскресенского собора, в том числе и отца Сергия. Собор остался без батюшек, что должно было стать поводом к его закрытию. И в этой ситуации Константин согласился на принятие сана священника и служение в соборе, зная, что его тоже арестуют. «Ты заменил меня у престола, готовься заменить меня и в тюрьме», — написал сыну в записке-благословении, переданной на волю совершенно невероятным путем, отец Сергий. Так и получилось, впоследствии отец Константин был арестован вместе с сестрами Софьей и Натальей и братом Михаилом…

Книга «Отцовский крест» показывает всем нам удивительный пример супружеской и родительской любви, верности Христу и Церкви. Она читается очень легко, на одном дыхании. Объем книги довольно большой — почти 900 страниц, интересного и душеполезного чтения хватит на много вечеров. Главы о детстве можно читать вместе с детьми. И без сомнения, каждый читатель найдет в этой замечательной книге что-то свое, родное и близкое сердцу.

Подготовила Ирина Кузнецова.

P.S. Хочу добавить несколько слов к этому рассказу о книге. Когда в 1991 году я и отец Игорь Макаров (тогда еще мирянин) начали газету «Благовест», с выходом первого номера у нас появился доброжелательный читатель — Наталья Сергеевна Самуилова. Она жила в Самаре, была прихожанкой Петропавловской церкви. Через общих знакомых она передала нам свое писательское благословение, выразила уважение к нашему труду, ну и, конечно же, указала на недостатки (которых в первых выпусках было немало). Вышли второй, третий номера газеты — и снова нам передали ее доброжелательные отзывы. Вместе с тем она вновь очень точно указывала на наши огрехи. Помню, в самом первом номере «Благовеста» была статья «Необычные видения обычной самарской девочки». В них речь шла о шестилетней Анне, страдающей от рождения серьезной болезнью, которой являлись Сам Господь и святые. «Никому не говори об этом», — сказали ей Небесные гости. А я подробно, сенсационно рассказал об этом в газете, сделал маленькую Анну с ее видениями героем статьи. Наталья Сергеевна деликатно показала нам, что не все в Православной журналистике можно выносить на люди, делать предметом обсуждения. Что-то должно оставаться прикровенным, невысказанным…

Я хорошо запомнил ее урок. Хотя и не всегда (признаюсь) ему и сейчас следую.

Кстати, о той самой Анне. Она подросла, даже чуть-чуть потрудилась в нашей газете спустя пятнадцать лет после той публикации. Недолго! Сильно изменилась Анна. И только глаза у нее и спустя годы остались прежними — глазами человека, которому однажды открылось незримое… Девушка необычная, яркая, она после смерти матери стала отходить от Церкви. Потом ее и вовсе понесло не в ту степь, вести о ней приходили нерадостные. Чуть ли не отошла от Православия в какую-то секту. (Избави ее Бог от этого!) Может, и моя вина есть в ее так странно начавшейся судьбе. Не хватило опыта, душевного такта. Так хотелось «забойного» чуда в самом первом выпуске.

От этого и предостерегала меня тогда духовно опытная писательница.

В знак поддержки Православной газеты Наталья Сергеевна Самуилова передала нам для публикации свою богословскую работу — «О Божественной Литургии», которую мы потом печатали из номера в номер. Был в ней один удивительный печальный образ. Рассказывая, почему важно ставить свечи перед иконами, она тонко заметила: обычно свечи тушат и убирают с подсвечника гораздо раньше того, как они догорят. И это порой вызывает ропот среди прихожан. Но можно считать ведь и так, что наша земная жизнь (горение свечи) обычно заканчивается и гаснет гораздо раньше, чем мы полагаем, чем мы надеемся…

А четвертый номер «Благовеста» вышел уже с кратким некрологом. Газета пережила первую свою потерю. Наталья Сергеевна Самуилова умерла 28 сентября 1991 года, на 77 году жизни, успев передать нам эстафету Православного слова. Хотя мы с ней так и не увиделись, не познакомились лично. И даже на ее отпевание я не попал. А так хотелось увидеть лицо праведницы…

Вскоре нам передали часть ее архива, и мы опубликовали небольшую книжечку с ее простыми и добрыми духовными рассказами. Один из которых, «Ботинки», вошел в юбилейную книгу «Золотые страницы «Благовеста» (1991-2011 год). К слову, книг этих осталось в редакции и в магазине На Радонежской совсем немного. И кто желает, еще может успеть их приобрести.

Наталья Сергеевна, несомненно, молилась о нас в тот важнейший период становления Православного издания. Для нее, прошедшей через десятилетия гонений, появление в нашем городе Православной газеты выглядело каким-то чудом. А что взялись за это дело люди еще «сырые» тогда — ну что же, придет время, и с Божьей помощью осолятся они в Православии, так решила она. И протянула нам свою руку.

«Поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7). Вот почему, узнав, что вышла книга сестер Софии и Наталии Самуиловых, я считаю своим долгом предложить ее читателям газеты.

Антон Жоголев

Эту книгу можно приобрести в Православном магазине на Радонежской. Магазин работает ежедневно с 10.00 до 20.00 по адресу: г. Самара, ул. Радонежская, д. 9. Вход с улицы Радонежской, в районе Семинарии. Телефон для справок в Самаре: (846) 334­-69-­28. 

Редакция может выслать эту книгу почтой. Для этого вам нужно позвонить по телефону редакции (846) 932-78-06 и сделать заказ. Или направить заказ письмом на почтовый адрес редакции: 443010 г. Самара, а/я 243. Книгу можно заказать и по электронной почте: blago91@mail.ru Заказанная книга будет выслана вам наложенным платежом. Цена книги без учета почтовых расходов 490 рублей.

2605
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru