Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

В Тихвинском музее

…оживает история старинной обители.

…оживает история старинной обители.

См. также


9 июля в Тихвинский Свято-Успенский монастырь после более чем шести десятилетий отсутствия вернулась великая чудотворная икона, положившая начало этой обители. О том, как происходило это событие, мы уже писали в нашей газете. Но, конечно же, будучи в обители, я не могла не заглянуть и в Тихвинский музей, что расположен прямо на территории Успенского монастыря, в корпусах обители. Знакомство с музеем началось с выставки "Дом Пречистой Богородицы на Тихвине".

— Название носит чисто символический смысл, поскольку Святая Русь издревле именовалась Домом Пречистой Богородицы, — пояснила сотрудница музея Яна (в крещении — Иоанна) Крупнова. — И все важные события в жизни нашего государства так или иначе связаны с почитанием Пресвятой Богородицы.
Матерь Божия проявляла Свою благодать через многочисленные иконы, которые особо почитались на Руси. Так вот Тихвинская икона — одна из самых почитаемых икон Православной Руси. И первый зал нашего музея как раз посвящен явлению чудотворного образа в 1383 году.
История явления иконы дошла до нас в сказаниях "О явлениях и чудесах Тихвинской иконы Божией Матери". Самое раннее из этих сказаний, датируемое концом XV века, рассказывает, что в 1383 году, во времена державного князя Димитрия Донского, рыбаки занимались ловлей рыбы на Ладожском озере и были озарены необыкновенным сиянием. Когда они подняли глаза, то увидели над водой икону, от которой исходил свет, подобный солнечному сиянию. Удивляясь, рыбаки стали следить за тем, куда станет двигаться далее икона, но она скрылась от глаз рыбаков. И ее перемещение по древней Новгородской земле сопровождалось многочисленными чудесами и исцелениями. Везде, где появлялась икона, происходили чудеса. 26 июня (9 июля по новому стилю) икона впервые появилась на правом берегу реки Тихвинки. Люди стеклись к этому месту и просили Пресвятую Богородицу, чтобы Она оставила им явленный образ. И произошло чудо: икона спустилась на руки молящихся людей, и на этом месте решили выстроить деревянную церковь специально для иконы. Срубили три венца деревянной церкви и на ночь разошлись по домам. Всего несколько человек оставили, чтобы могли ночью помолиться перед иконой. Каково же было изумление людей, когда наутро они не обнаружили на правом берегу Тихвинки ни иконы, ни сруба, ни тех молящихся, оставленных у иконы. Все это оказалось чудесно перемещенным на противоположный левый берег. Здесь и была построена деревянная церковь.
— Поняли, что Матерь Божия Сама выбрала место для Своего образа и храма…
— Да, — хотя в отличие от правого берега, левый был заболоченный, весной в половодье затапливался, но поскольку Богородица избрала это место, то здесь и был воздвигнут храм.
Строительство первой деревянной церкви тоже было отмечено чудесным явлением. Чтобы собрать народ на ее освящение, выбрали пономаря Георгия — Юрыша, как звали его в народе. Выполнив поручение, он возвращался домой и на возвратном пути увидел Пресвятую Богородицу, Которая сидела на обрубке сосны, а с левой стороны — Николая Чудотворца. Матерь Божия просила Юрыша передать, чтобы над церковью был не железный крест, а деревянный, потому что Сам Господь был распят на деревянном кресте. Рассказу Юрыша не поверили и стали сооружать на куполе церкви железный крест. Но сделать не успели: сильный вихрь сорвал с крыши и спустил на землю — целым и невредимым — человека, ставившего крест, вместе с самим крестом. Тогда и уверились в словах пономаря, и до сих пор в нашем монастыре кресты деревянные.
— Деревянные?! Но по их виду этого никак не скажешь…
— Они сверху покрыты — как бы обернуты — тонкими металлическими листами с позолотой.
Трижды горели деревянные церкви, и всякий раз икону чудесным образом удавалось спасти из огня пожара. И когда третья церковь сгорела, в конце XV века на этом месте началось строительство каменного Успенского собора.
С конца XVII века, когда икона прославилась как общерусская святыня, было написано очень много списков с этой иконы. И самый древний из этих списков — начала XVII века — вот этот, а рядом — оклад с этой иконы: деревянный позолоченный. Причем оклад датируется XIX веком, он на два столетия позже был сделан для старинной иконы. Интересно, что когда сняли оклад с этой иконы, то обнаружили под ним записочку, в которой хранительница иконы обращалась к Божией Матери: признаваясь, что сама не может поститься, молила Пресвятую Владычицу о помощи. И ее же рукой написан ответ: "Разрешаю в среду и пятницу не поститься, буду поститься за тебя Сама".
Есть в музее иконочка — список с фрески, что украшала церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, так называемой церкви "На крылечке". На внешней стороне этой церкви была сделана фреска: точное изображение чудотворной Тихвинской иконы, только меньших размеров. В середине XIX века у этой иконы произошло чудесное исцеление мещанина Боровского, который страдал болезнью ног и не мог ходить. Помолившись у святой иконы, он полностью исцелился.
Яна Евгеньевна показывает фотографию сени, под которой прежде хранилась чудотворная икона.
Удивительно! — как похожа на эту старинную сень та, что устроена теперь в главном храме монастыря.
— Она и была восстановлена по этому снимку, сделанному фотографом Романовым. В начале XX века икона находилась на первом правом столбе у входа в собор. На снимке хорошо виден последний оклад, который был сделан для иконы в начале XIX века. Его так и называли — праздничный оклад. Он был усыпан огромным количеством драгоценностей, одних только бриллиантов было 4 809 штук. Раньше была традиция: приезжая на поклонение Тихвинской иконе, люди вносили свой вклад в убранство чудотворного образа, приносили свои дары Божией Матери. Обрамляла икону золоченая сень в неоготическом стиле, к которой прикреплялись занавеси и пелены.
Иначе выглядела икона в Покровской, теплой церкви. В ней икона была в окладе, который изображал то небесное сияние, что озаряло икону при ее явлении.
— Этот киот уже утрачен?
— Да. Но теперь в соборе вы можете увидеть новый киот, специально сделанный к возвращению иконы. А вот остатки сени сохранились, и она была отреставрирована и привезена в начале этого года.
Экспозиция в следующем зале посвящена строительству Успенского собора. Причем и здесь не обошлось без чудес. Собор строился в XVI веке по указу Василия III, и был он задуман как особый храм-реликварий: для хранения чудотворного образа. И когда храм уже был построен и стали белить стены, то внезапно обрушилась паперть, и под завалами оказалось двадцать рабочих. Так вот трое суток расчищали завалы, а когда расчистили, то обнаружили, что все эти люди целы и невредимы.
Еще в конце XV века была заложена традиция Государева паломничества в Тихвин, когда в качестве патрона третьей деревянной церкви выступил Иван III. А вот в XVI веке Пречистенский погост становится уже местом Государева богомолья. Василий Иоаннович, по указу которого и был построен Успенский собор, молился здесь пред чудотворной иконой не только о здравии и спасении, но и даровании ему престолонаследника. И после этого у него родился сын, Иоанн IV, Грозный. На страничке-миниатюре из Сказаний и изображен Царь Иоанн Грозный, который молится перед иконой. Он приезжал в 1547 году — и для нашего города это не прошло безследно, поскольку Царь издает указ построить монастырь вокруг Успенского собора. Это и произошло через тринадцать лет после приезда сюда Государя Иоанна IV.
— Царь Иоанн ведь был основателем многих монастырей…
— И Тихвинского — в их числе. Обитель строилась как монастырь-крепость. На литографии очень хорошо виден полностью сформировавшийся архитектурный ансамбль монастыря. Центром монастыря — и духовно, и композиционно — стал Успенский собор. Самое старое здание, 1515 год, а уже вокруг четырехугольником располагаются монастырские здания — церкви, келейные корпуса, а замыкает строение монастырская ограда.
Вы были в Успенском соборе? Значит, сами видели отреставрированный иконостас. Это один из древнейших иконостасов, первое упоминание о нем относится к 1624 году. Иконостас был из четырех ярусов. Самый нижний — местный ряд, составленный из икон, особо почитаемых местным населением, второй — праздничный ряд — украшали иконы двунадесятых праздников. Самый важный ряд — деисусный, и выше шли пророческий и праотеческий ряды. В шестом ярусе располагались иконы, изображающие Страсти Господни. И завершалось все Распятием Христовым.
Те иконы, что вы видели сейчас в соборе, — новописанные. В местном ряде — иконы святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Антония Дымского, чьи мощи почиют в гробнице в соборе… Иконы местного ряда написаны иконописцами из Ростова-на-Дону, а все остальные — художниками из Академии художеств Санкт-Петербурга.
Собор был расписан дважды. Первоначальная роспись, конца XVII века, — тихвинских иконописцев — не сохранилась. А вот та роспись, которую вы видели, датируется концом XIX века. На библейские сюжеты. Роспись будет поновляться в ближайшее время.
А на этой страничке "Сказания" — известный эпизод шведской интервенции XVII века, когда икона Божией Матери неоднократно спасала обитель. Причем известно, что именно благодаря защите Богородицы интервенты так и не смогли овладеть обителью.
И ведь защитники уже хотели бежать из казалось бы обреченной обители — а икона не пошла…
— …И в этом увидели знак, что нужно остаться и что Сама Богородица будет защищать монастырь. И знаменитый договор Стамбульский между Россией и Швецией в XVII веке подписывали перед списком с Тихвинской иконы Божией Матери. Именно после событий шведской интервенции икона стала почитаться как Непобедимая Воевода.
С фотографии испытующе смотрит на нас блаженный Егорушка — увешанный крестами.
Вокруг Успенского собора издревле находилось монастырское кладбище. На нем хоронили либо богатых благотворителей обители, либо иных граждан, заслуживших это почетное право. Вот одним из этих людей и был блаженный Егорушка. Он прославился тем, что принимал подаяние в виде крестов. И эти кресты надо было надеть либо прикрепить на него. Представляете — человек огромного роста, больше двух метров — весь в крестиках! Сам он такое подаяние называл "воздеть жертвицу". Эти кресты показывали суть его подвига: помимо своего креста он брал на себя и жизненные кресты тех людей, которые обращались к нему за молитвой. Он вымаливал их грехи. В 1879 году он упокоился на монастырском кладбище.
Мы проходим мимо икон, написанных в XVII-XIX веках на Тихвинском посаде. Здесь высокого уровня достигли серебряный промысел, книгописание и иконопись. Тихвинские иконописцы славились по всей Руси. Их даже специально выписывали в столицу — писать иконы, которые подносились в дар Высочайшим Особам. Эта выставка открылась совсем недавно — к возвращению Тихвинской иконы в Россию. Специально к этому событию иконы были отреставрированы — и составили прекрасную экспозицию.
— А сам музей давно существует?
— Он был основан в 1913 году…
— К 300-летию Династии Романовых?
— К трехсотлетию шведской осады. Но в Великую Отечественную войну музей погиб, и возрождение его началось с 1968 года, когда он снова расположился в палатах древней Тихвинской обители.
И вот соседство с монастырем — дело в том, что наш музей использует часть монастырских зданий, а с другой стороны — монашеская община, — такое совместное использование дает благоприятные плоды и для реставрации обители и ее святынь, и для возвращения главной нашей святыни — чудотворного Тихвинского образа. Так, совместными усилиями музея и монастыря нам удалось добиться в прошлом году возвращения створов чудотворного образа. Эти серебряные створы были вывезены немцами вместе с чудотворным образом. Сейчас они находятся в Успенском соборе.
Наш город Тихвин в былые годы называли городом храмов и монастырей. И одновременно с большим Успенским был построен Введенский монастырь — тоже по указу Иоанна Грозного, и руководил строительством тот же Федор Дмитриевич Сырков, строитель нашей обители.
Трагическая судьба постигла Николо-Беседный монастырь, воздвигнутый на месте явления пономарю Юрышу Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Монастырь, прославленный многими исцелениями и иными чудесами, в 1941 году был разрушен — причем советскими войсками. Стараясь выбить немцев, они безжалостно бомбили монастырь. И уже после войны Николо-Беседный монастырь был полностью снесен. Еще один монастырь, который находится неподалеку от Тихвина, — Антониево-Дымский, основанный в XIII веке учеником и постриженником преподобного Варлаама Хутынского. Преподобного Антония Дымского называют предтечей Тихвинской иконы Божией Матери: считается, что он вымолил приход на Русь этой иконы. И этот монастырь очень пострадал, его возрождение началось в 1997 году — усилиями тихвинских монахов.

Спрашиваю у своего гида:
— Яна, а бывает так, что люди приходят в ваш музей не столько посмотреть экспозиции, сколько — помолиться у великих святынь?
— Конечно, и очень часто! Люди благоговейно встают перед иконами, молятся…
— У вас нет того противостояния между музеем и монастырем, которое нередко бывает в других местах?
— Нет, это было бы неправильно. Мы должны трудиться вместе, не мешая друг другу — и помогая, чем можем.
— В чем вы видите свое призвание?
— В том, чтобы делиться со всеми своими знаниями, показывать людям всю красоту старинной обители и ее святынь, славную историю. К нам приходит очень много экскурсантов — и если бы вы только видели глаза детей, да и взрослых… Ведь кто-то из них впервые соприкоснулся здесь с такой великой святостью, что дышит в Тихвинской обители.
— А если бы вдруг завтра пригласили работать в какое-то такое место, о котором можно только мечтать: в Эрмитаж или Третьяковку?
— Нет, нет. Тихвинская обитель — неповторимое место,
А напоследок мы проходим по территории монастыря, и Яна рассказывает об удивительной истории каждого здания, и Святых ворот, и даже — камня, что лег в основание Ильинского придела Успенского собора.
— Весной 1820 года по речке Тихвинке на льдине приплыл огромный камень. И эта льдина остановилась напротив Успенского собора. Чтобы привезти этот камень на территорию монастыря, потребовалось запрячь двенадцать лошадей! И вот этот камень заложили в фундамент строящегося придела во имя Пророка Божия Илии к Успенскому собору. На камне выбита надпись, повествующая об этом событии. Этот камень почитается как святой камень, к нему стараются прикоснуться, приложиться, оставить возле него денежку… Камень находится с восточной стороны, а ведь как известно, с восточной стороны находится алтарь. Женщинам нельзя заходить в алтарь, а здесь мы можем прикоснуться к камню, что лежит в основании алтаря! Такая вот милость Божия.
Милость Божия все покрывает и озаряет в этой древней и такой молодой обители. И Сама Матерь Божия смотрит на нас со Своей чудотворной иконы Материнским любящим взглядом. И в сердце звучит, не смолкая: "К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?.."

Фото автора.

На снимках: Тихвинская церковь "На крылечке"; Этот крест со следами множества пуль снят с центрального купола Успенского собора обители.

Ольга Ларькина
06.08.2004
1124
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru