‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери.


В хронологии чуда, которую и представляет собою вся история Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, не хватает пока последней — самой важной записи…
26 июня (9 июля по н. ст.) 2004 года…
Дня, когда Икона должна прибыть в 
Тихвинский Успенский мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии.

Шесть столетий назад

Еще не встало солнце…
Тусклый свет белой ночи озарял пустынные воды Ладоги, рыбацкую лодку, фигуры рыбаков, устанавливающих сеть на рыбной луде. Тусклая серая вода стекала с их рук.
— Однако припозднились севодня, — проговорил один из рыбаков, заметив пробежавшие по озерной воде вспышки света. — Не управились до восхода…
— Пошто? — ответил другой рыбак. — В самый раз выехали…
И, глядя в небо, осенил себя крестным знаменьем.
Его товарищ удивленно оторвал глаза от играющей светом воды, и сеть выпала из рук…
Прямо над лодкой в ореоле дивного света стояла в небе икона Богородицы!

Этот образ был написан Евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы.
Существует предание, что она была написана Лукою на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Посмотрев на икону, Божия Матерь сказала:
— С этим образом — благодать Моя и сила.
Евангелист Лука передал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Святых Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. После кончины Феофила икону перенесли в Иерусалим.
В V веке императрица Евдокия перенесла этот образ из Иерусалима в Константинополь. Здесь для иконы была выстроена знаменитая Влахернская церковь — реликварий — хранилище главных святынь Византийской империи. В VIII веке, спасая икону от еретиков-иконоборцев, ее перенесли в Пантократскую обитель. Замуровали в стене вместе с горящей перед иконой лампадой. Через шестьдесят лет, когда опасность миновала и тайник раскрыли, лампада продолжала гореть перед образом, как будто и не было страшных десятилетий иконоборческой ереси…
А потом икона исчезла из Константинополя, и снова увидели ее уже в небе над Ладогой.
Словно чистый свет, возникает Тихвинская икона Божией Матери в евангельски-простом северном пейзаже. Озеро… Рыбацкие лодки… Неземное сияние.
Произошло это в 1383 году.

Чудотворная икона Божией Матери шествовала по Русской земле. По пути она останавливалась в пяти местах. Два раза на реке Ояти, два раза на реке Паше, а на пятый раз — “июня в 26 день в лето 6891 от Сотворения мира” — на реке Тихвинке.
На Тихвинке сразу начали рубить лес для строительства часовни. До ночи заготовили бревна и сложили три венца… Больше не успели — всех сморила усталость. Когда же проснулись, ни иконы, ни сруба, ни бревен не оказалось на месте, все исчезло неведомо куда.
После долгих поисков в болотистом месте, за рекой Тихвинкой, нашли и приготовленные для постройки бревна, и сложенный на три венца сруб. На восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом, стояла сама икона. И поняли все, что это знак, тут и поставили церковь, вокруг которой предстояло вырасти монастырю, называвшемуся Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы.
Не святыми, не подвижниками Церкви, не земными царями был основан он, а Самой Царицей Небесной, Ее Чудотворным образом…

Из сокровенной глубины святоотеческих преданий разгорается над Россией свет Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери…
Из жития великого русского святого Антония Дымского мы знаем, что в 1238 году, в бытность иноком Хутынской обители Всемилостивого Спаса, он ездил по церковным делам к Патриарху Герману II и провел в Константинополе пять лет. Когда, вернувшись, Антоний входил в монастырские ворота, преподобный Варлаам Хутынский, лежа на смертном одре, сказал: “Вот отец Антоний возвращается из Святой Земли! Оставляю его вместо себя наставником”. Но преподобный Антоний, завершив дела, связанные со строительством и украшением храма Благовещения Пресвятой Богородицы, ушел из Варлаамо-Хутынского монастыря на уединенное отшельническое житие.
Келью свою устроил на безлюдном берегу Дымского озера, в любую погоду приплывал он на лодке к выступающему из воды камню и подолгу молился здесь.
Если вспомним о пяти годах, проведенных Антонием в Константинополе, где он — в этом не может быть сомнения! — молился и во Влахернском храме перед Чудотворным Образом, то можно предположить, что именно написанная Евангелистом Лукой Одигитрия и открывалась духовному зрению инока во время молитвенного стояния посреди Дымского озера, раскинувшегося всего в нескольких километрах от Тихвинки.
И получается, что Тихвинскую Икону ждали на Руси молитвами преподобного… Получается, что она была вымолена для Руси на Дымском озере…

Тихвинская икона явилась к нам как благая весть. Московские князья сумели понять, что сохранение духовной самостоятельности важнее даже сохранения самостоятельности государственной. Хотя Русь и продолжала платить дань, она уже перестала быть улусом Орды и была более независимой, чем, к примеру, Великое княжество Литовское, которому, чтобы сбросить с себя зависимость от татар, пришлось пожертвовать самым главным — верою отцов и прадедов, уйдя в стан врагов Православия, приняв латинство… Путь этот оказался гибельным. Прошло совсем немного времени, и исчезло могущественное княжество, словно его и не было никогда.
В отличие от Литвы, Московская Русь выдержала экзамен на духовную самостоятельность.
Когда один из инициаторов заключения Флорентийской унии, митрополит Исидор, прибыл в Москву, Великий Князь Василий Темный отказался признать акт о соединении Церквей и объявил Исидора еретиком. Именно образ благоверного служения и позволил московским князьям столь успешно продолжить свое дело собирания и соединения Руси.
В этом и заключалось духовное содержание принесенной на Русь Чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери благой вести…

Предание сохранило подробный рассказ о встрече новгородских купцов с константинопольским Патриархом Матвеем.
— Нет ли на Руси слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде, но неизвестно куда пропала? — спросил Патриарх.
Купцы поведали ему об иконе, появившейся в Тихвине.
Расспросив их, Патриарх Матвей понял, что это и есть Цареградская икона. Он рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять.
— Видно, ныне за гордость нашу, братоненавидение и неправды она нас совсем оставила, — вздохнул он.
Вернувшись домой, купцы рассказали, какую икону обрела наша страна. Тогда и поставили Тихвинскую икону, как стояла она в Царьграде, — у первого столба, справа от входа…

“С этим образом Благодать моя и сила”

Зимою 1517 года трое суток провел на паперти Тихвинской церкви Успения Божией Матери преподобный Кирилл Новоезерский. Трое суток молился он, а когда задремал, увидел во сне Богородицу.
— Угодниче Пресвятыя Троице! — сказала Она. — Ступай к востоку к Белоозеру…
Взяв с собою в качестве Путеводительницы список иконы Тихвинской Божией Матери, Кирилл отправился в путь, и уже 4 марта 1517 года, на Красном острове Нового озера, устроил хижину из веток. Этот день и считается днем основания Кирилло-Новоезерского монастыря.
Великие чудеса были совершены преподобным Кириллом Новоезерским при земной жизни, еще большие чудеса совершал наш Небесный заступник после кончины. Однажды он явился в виденииЦарю Иоанну Васильевичу Грозному и предупредил:
— Государь, не ходи завтра в приемную палату до третьего часа дня.
— Чего ради не ходить? — спросил царь.
— Чтобы напрасною смертию не умереть… — ответил преподобный.
А утром рухнули своды палаты, где собирался быть Государь и куда не допустил его преподобный Кирилл.
Как мы знаем по истории, тогда рано было уходить из жизни Царю Ивану Васильевичу Грозному…
Еще не покорена была Казань, не проведен Церковный Собор Стоглав, не выжжена боярская измена…
И другому великому русскому святому, преподобному Мартирию, открыла путь Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. В бытность в Великолукском монастыре увидел Мартирий во сне огненный столп над Тихвином, на вершине которого блистала икона Божией Матери.
Не сразу постиг он смысл знамения. Он попытался устроить пустынь “для совершения безмолвия” вблизи Великих Лук, но ничего не вышло, и только когда в 1565 году пришел Мартирий в Тихвинский монастырь, открылось место будущих подвигов.
В лесной топи, в пяти километрах от деревни Батурино, отыскал подвижник остров, где и устроил Зеленецкий Троицкий монастырь. Сильна была молитва преподобного. Даже мертвые оживали, когда молился он…
Вот так прикровенно, невидимо творились эти чудеса, чтобы укрепить Святую Русь перед лицом новых страшных испытаний…
И разве случайно, что Михаила Федоровича Романова благословили в Ипатьевском монастыре образом, списанным с Чудотворной иконы Тихвинской?

Как только до Тихвина дошел слух об избрании Царем Михаила Федоровича и о посылке царских воевод в Новгородскую землю, посадские люди поспешили освободить обитель Богоматери от захвативших ее шведов. Но вновь мощные силы врага окружили монастырь. Всю ночь молились иноки перед образом Пречистой Богородицы, а когда ранним утром двинулись враги на штурм, игумен Пимен благословил защитников сделать вылазку. Захватив пленных и трофеи, защитники вернулись в стены обители.
Обозленные шведы выжгли окрестности и, дождавшись подкрепления, начали готовиться к новому штурму. Горстка защитников не могла оказать серьезного сопротивления таким силам противника.
Но в ночь перед штурмом тихвинской жительнице Марии, два года назад исцелившейся от слепоты перед Чудотворным образом, приснился сон. Мария увидела Богородицу, Которая сказала:
— Иди и скажи всем сущим в обители, пусть возьмут икону Мою, обойдут с нею по стенам и узрят милость Божию!
Мария поспешила известить о своем видении игумена, и когда пронесли Чудотворный образ по стенам монастыря, шведов объял необъяснимый страх. Паника охватила изготовившиеся к штурму отряды. Ряды смешались. Давя друг друга, объятые ужасом шведы побежали.
Через год было послано новое войско — с приказом: “Обитель разрушить! Икону уничтожить!”
Узнав об этом, монахи хотели бежать с Чудотворной иконой в Москву, но и сдвинуть не смогли образ. Пречистая не допустила врага до Своей обители. В расстоянии полудня ходьбы от обители увидели шведы на другом берегу реки Сясь многочисленное Русское войско. И так огромно было оно, что не решились шведы вступать в бой.
В память чудесного явления Тихвинской иконы Богоматери и одоления врагов предстательством Заступницы Небесной 26 июня (старого стиля) отмечается Церковью как праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Заступница Милосердная

Вся дальнейшая история иконы полна великих чудес, сотворенных ею. Вот лишь некоторые из них…
Дьячок Холмогорского погоста церкви святого Иоанна Милостивого Дорофей, возвращаясь из Александро-Свирского монастыря после праздника Живоначальныя Троицы, почувствовал ужасную головную боль. Свет померк в глазах, и Дорофей ослеп. Двадцать три дня переносил он ужасные страдания, пока не догадался просить исцеления у Царицы Небесной, пообещав поклониться чудотворному образу в Тихвине.
Когда Дорофей молился, сон пришел к нему, и Дорофей увидел себя в Тихвинском монастыре перед образом Одигитрии. Рядом стоял и молился светлоликий муж. И тут с правого клироса кто-то сказал дьячку:
— Это Царь! Он молится за мир Пресвятой Владычице нашей Богородице!
Затрепетал Дорофей от страха, святый же муж поворотился к нему и сказал:
— Дорофей! Что ты так печален? Я помолюсь за тебя Богородице, но, сколько можешь, молись и ты о своем исцелении!
Слезы радости потекли из глаз Дорофея. Дьячок открыл глаза и почувствовал, что нестерпимая боль прошла…
А в 1643 году свирский уроженец, каменотес Епифаний заболел. Посреди страшных страданий явилась к Епифанию Божия Матерь.
— Иди в Тихвин к Моей Иконе… — сказала Она.
Проснувшись, Епифаний пообещал, что, если избавится от лютой болезни, не будет возвращаться домой, а пойдет в святую обитель и до самой смерти останется там работать. И едва произнесен был обет, как наступило исцеление. Епифаний немедля отправился в Тихвин, где и принял монашеский постриг.
А вот олончанин Герасим болел ногами и, слыша о чудесах Тихвинской иконы, обещал в 1657 году, что, если получит исцеление, сходит поклониться святому образу. Он исцелился и позабыл о своем обете. И однажды ему приснился сон. Вошли два темнообразных мужа. Один из них протянул ему грамоту. Замотал головою Герасим, не желая брать ее. Тогда другой муж ударил его секирой по голове и вложил грамоту в рану.
Очнувшись от страшного сна, Герасим хотел сотворить Иисусову молитву, но не смог. Он онемел, оглох и чувствовал только мучительную боль в голове, казалось, там ходит какое-то животное.
Долго мучился Герасим, вспоминая свои недобрые дела, наконец, вспомнил о неисполненном обете и тотчас отправился в Тихвин. Немало вынес в дороге бед и скорбей, но все перенес и добрался до святой обители. И услышана была молитва… На день чуда Архистратига Михаила (6 сентября) явились Герасиму во сне благообразные юноши, вынули грамоту из раны на голове и исцелили несчастного.
Это лишь три чуда из огромного, занимающего объемистую книгу, перечня чудес.

…Небольшой Тихвинской иконой, так называемой Ополченной, обитель благословила уходившее на войну 1812 года Тихвинское народное ополчение. После войны икона была возвращена в храм и сопровождала Тихвинскую дружину, уходившую в 1856 году на Крымскую войну.

Говоря о чудесах, совершаемых Чудотворной иконой Божией Матери Тихвинской, нельзя промолчать о чудесах, что происходили с самой иконою.
С завершением строительства первого, деревянного, храма связана такая история.
Пономарь Георгий (по другим источникам — пономарь Юрыш) увидел посреди леса блиставший свет. Сама Пречистая Дева Богородица сидела на стволе поваленной сосны. Рядом, в святительских одеждах, стоял Николай Чудотворец.
— Восстань и не бойся! — сказал он Георгию.
— Человече! — раздался голос Царицы Небесной. — Иди в церковь и скажи священникам, чтобы не ставили железного креста, который хотят поставить на церкви Моей… Надобно поставить деревянный крест, ибо на деревянном кресте был распят Мой Сын…
— Госпожа Владычица! — воскликнул Георгий. — Все передам, но кто поверит мне?!
— Коли не имут веры твоим словам, тогда будет знамение уверения ради! — сказал Святитель Николай.
И скрылось от глаз изумленного Георгия чудесное видение.
Как и опасался пономарь, его рассказу не поверили. И тогда было явлено Знамение. Когда подняли на купол железный крест, чтобы установить его, подул резкий ветер. Порыв был столь сильным, что подхваченный им крест и человек, который держал его, оказались на земле. Самое удивительное — низвергнувшись с такой высоты, ни человек, ни крест не пострадали.
Теперь уже никто не смеялся над пономарем. Сделали деревянный крест и благополучно установили. На месте беседы Святителя Николая с пономарем тогда же поставили часовню, а в XVI веке здесь был основан Николо-Беседный мужской монастырь. И никогда, за всю многовековую историю храма, не стояло на куполе металлического креста…

Икона была не подвластна земному огню. В 1390 году Успенская церковь сгорела дотла от незагашенной свечки, но саму икону, невредимую, нашли в можжевельнике.
Тогда же сгорела и часовня Николая Чудотворца, но крест, хранившийся в ней, тоже не пострадал.
А вот другой пожар… Случился он два века спустя… В 1623 году к юродивому Никите пришел ночью святой преподобный Макарий Желтоводский и объявил, что назначено Господом монастырской братии великое вразумление — очищение огнем, если не очистятся покаянием.
Но возлюбившая грех братия не послушала юродивого Никиту, и через неделю разразился в монастыре страшный пожар. Стеной пламени закрыло и все подходы к Чудотворной иконе.
Велики были грехи иноков, но велико и покаяние. Одумавшись, решили они погибнуть вместе со святыней и с пением акафиста двинулись прямо в огонь.
И опять совершилось чудо. Расступилось пламя и, невредимая, предстала перед иноками Чудотворная икона.
Но если огонь не властен был над иконой, то неверие и равнодушие, очерствелость сердец самым губительным образом отражались на общении верующих с Чудотворной иконой. Как-то необыкновенно и необъяснимо уходит икона от людей, недостойных Ее…
Высоким предостерегающим смыслом наполнен эпизод, связанный с попыткой “подновить” Чудотворную икону.
В 1636 году игумен Герасим по разрешению царя Михаила Феодоровича пытался обновить икону, потемневшую от многих слоев олифы. Удалив олифу, благочестивый игумен приготовился поправить поврежденное временем изображение, но Пречистый лик исчез с иконной доски. Пораженный игумен не дерзнул более касаться краской иконы и покрыл ее свежей олифой.
Помимо прямого предостережения, видится в этом эпизоде и высокий мистический смысл.
Напомним, что в Ипатьевском монастыре первый царь династии Романовых был благословлен списком Тихвинской иконы Божией Матери. И вот он дает разрешение подновить икону, и Пречистый лик исчезает с иконной доски.
Что это, если не грозное предостережение…
Или предопределение?
Ведь в 1918 году, когда прогремят в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге выстрелы, обрывая жизнь последних царей из династии Романовых, исчезнет и Чудотворная икона…

Исчезновение
В страшном и мрачном семнадцатом году, в зареве кровавых пожаров революции и гражданской войны обрывается наполненная ликующим небесным светом летопись Тихвинского монастыря…

Передо мной тетрадные листки, написанные рукою бывшего инока Тихвинского монастыря, отца Варлаама, который в миру был Владимиром Костромским, студентом Литературного института имени А.М. Горького. В 1997 году, уезжая в Сербию, отец Варлаам оставил мне свою летопись… Горестны и печальны события, изложенные здесь.
Черною тьмою затягивает обитель…
1918 год. В южных братских кельях и Больничных кельях устроены пошивочная мастерская и красноармейский госпиталь. Начинается планомерное вытеснение монахов.
1922 год. Изъятие церковных ценностей. Из Успенского собора увезен оклад Тихвинской Чудотворной иконы, золотые и серебряные лампады, паникадила, подсвечники…
1923 год. Местные большевистские вожди объявили Тихвин центром атеистической пропаганды.
1926 год. Закрыт Успенский собор.
1928 год. Тихвинский монастырь занят военным гарнизоном.
В роддоме на территории монастыря родился Александр Гордеев, которому суждено будет стать первым игуменом возрожденного Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря…
1930 год. В ходе коллективизации Успенский собор начали использовать как пересылочную тюрьму. Здесь томились тысячи раскулаченных крестьян, ожидая отправки в лагеря и на поселения.
1935 год. Успенский собор превращен в военный склад…
1936 год. Полностью уничтожено монастырское кладбище, расположенное вокруг собора. Там, кроме иноков и настоятелей монастыря, были похоронены принц Иоанн Антонович Ульрих, князь Иван Иванович Шуйский, князь Симеон Прозоровский, русский историк Я.И. Бередников, исследователь старины И.П. Мордвинов.
1941 год. Осень. Немцы разместили в монастыре военный госпиталь.
1941 год. Зима. Освобождение Тихвина.
Николай Петровский в статье “Долгий плен Тихвинской Богородицы” утверждает, что “в 30-е годы Тихвинская икона все еще находилась в Успенском соборе, но, естественно, уже без золотого оклада. Сам образ не реквизировали лишь потому, что для Гохрана в то время иконы не представляли “особой материальной ценности”.
Непонятно, как могла уцелеть икона в Успенском соборе, если там размещалась тюрьма, а затем — военный склад?
И что из того, что не можем мы найти логического объяснения тому, как именно стала Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери невидимой в годы атеистического лихолетья? Мы должны понять, что невероятное исчезновение иконы от глаз богоборцев и есть очередное явленное нам Тихвинской иконой Божией Матери чудо…

Согласно немецким свидетельствам, эксперты оперативного штаба “Рейхсляйтер Розенберг”, занимавшиеся изъятием историко-культурных ценностей на оккупированных территориях, обнаружили икону в Тихвине среди захваченных трофеев. Считается, что немцы первым делом сочинили красивую легенду о спасении иконы из горящей церкви солдатами германской армии, а затем привезли в Псков и 22 марта 1942 года как бы передали Православной Церкви. “В действительности, — считает Николай Петровский, — гитлеровцы и не думали возвращать похищенную святыню. По сути она находилась под арестом… по-прежнему хранилась в военной комендатуре, в запертом стеклянном ящике. Только по воскресеньям в 9 часов утра ее доставляли на службу в Троицкий собор, а в 6 вечера конвоировали на прежнее место”.
9 декабря 1941 года соединения 4-й армии К.А. Мерецкова, прорвав западнее Тихвина немецкую оборону, вынудили гитлеровцев отойти за Волхов и взяли город. Не совсем понятно, где находилась икона в течение целого месяца после того, как немцев выбили из Тихвина… Опять-таки непонятно, почему из Пскова ее повезли в Ригу не священнослужители, а сотрудник штаба “Рейхсляйтер Розенберг” оберштурмфюрер Цвибель.
В Риге икона была передана на попечение Епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который в октябре 1944 года бежал вместе с 15-летним сыном Сергеем через Данциг в Германию, увозя и Тихвинскую Чудотворную икону. В конце февраля 1945 года икона оказалась в силезском городке Ратиборе, куда Альфред Розенберг эвакуировал награбленные в оккупированных странах Европы книжные собрания и архивные фонды. Несколько месяцев вместе с другими Православными священниками из Прибалтики Епископ Иоанн ждал от Патриарха Алексия I гарантии безопасного возвращения в СССР и, не дождавшись ответа, в середине августа 1945 года перешел в американскую зону оккупации Германии.

Главнокомандующий Группой Советских оккупационных войск и Главноначальствующий Советской Военной Администрации в Германии маршал Соколовский 5 марта 1949 года направил в адрес Главнокомандующего и Военного Губернатора США в Германии генерала Клея письмо, в котором просил содействия возвращению в СССР Тихвинской иконы. В Мюнхен, чтобы провести идентификацию Тихвинской иконы, должны были выехать эксперты Московской Патриархии, которым Министерство финансов СССР уже выделило на поездку 4 800 марок, но вдруг все разладилось. Американцы запретили въезд в Баварию экспертам Московской Патриархии, а Епископу Иоанну (Гарклавсу) спешно предоставили политическое убежище в США.
Связано это было с тем, что именно в 1949 году изменилась реституционная политика союзников и культурные ценности решено было возвращать не правительствам, а частным лицам. Как сообщает в книге “Трофеи войны и империя” профессор Гарвардского университета П. Кеннеди Гримстед, Тихвинская икона была ввезена Епископом Иоанном в Америку по подложным документам и оформлена на военной таможне как малоценная копия XIX века.

Роль Епископа Иоанна (Гарклавса) в судьбе Тихвинской иконы заслуживает подробного разговора и вполне может стать темой большого художественного повествования — столько в этой роли драматичности и расчетливости, психологии и… Божьего Промысла.
С одной стороны, “спасение” Епископом Иоанном иконы определенно можно квалифицировать как похищение духовной и материальной ценности, принадлежащей России. Рассуждения о спасении иконы от советских безбожников содержат долю лукавства: вывозя в США икону, Епископ Иоанн “спасал” ее и от экспертов Патриархии Русской Православной Церкви.
Трудно также отделаться от мысли, что имели место и меркантильные соображения. Как бы то ни было, но устроиться в Америке бывшему Рижскому Епископу икона, действительно, помогла. Он долго переезжал из Бостона в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в Детройт, пока не стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Чикаго. С тех пор икона постоянно пребывала здесь. В Чикаго Архиепископ Иоанн и скончался в 1982 году, передав Тихвинскую икону на хранение своему приемному сыну — протоиерею того же Свято-Троицкого собора в Чикаго Сергию Гарклавсу…
Как говорит нынешний настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий, “Тихвинская икона Божией Матери имеет одну особенность — она уходит из тех мест, где царит неверие, неправда и братоненавидение”. И как бы ни оценивали мы мотивы поступков Епископа Иоанна, очевидно: потому и удалось ему вывезти икону из России, что это совпадало с волею Самой Царицы Небесной, и икона не могла вернуться в Тихвин. Так было и в Константинополе в ХIII веке, так случилось и в 1945 году. Не Епископ Рижский Иоанн вывез Тихвинскую икону Божией Матери, а она сама ушла из России…

Ожидание

Возрождение Тихвинского монастыря дало новый толчок разговорам о судьбе иконы. Помню, как с улыбкой “безпамятства на зло” рассказал мне игумен Александр (Гордеев) о полученном им от бывшего настоятеля Чикагского кафедрального собора протоиерея Сергия Гарклавса письме: “Вторник, Пасхальная седмица. Дорогой отец Игумен!Были рады получить от Вас письмо как раз на Пасху. Спасибо за поздравление. От души желаем и Вам радости в Воскресшем Господе и в Вашем великом и важном труде по восстановлению и возрождению Успенского монастыря. Будем рады видеть Вас и молиться вместе в Чикаго, когда Господь приведет Вас сюда. С уважением остаюсь Ваш во Христе. Протоиерей Сергий Гарклавс”.

Говорят, что в частной беседе на вопрос, когда может состояться возвращение иконы, отец Сергий ответил: “Когда Ангелы подскажут…”
Нынешнего хранителя иконы отца Сергия икона спасала в самые страшные моменты. Однажды он погружался на баркас, и вдруг самолеты стали его бомбить; и случилось чудо: бомбы упали с обеих сторон баркаса, а его не задели…
Протоиерей Сергий Гарклавс последние десять лет почти ежегодно приезжал в Тихвинский монастырь. И каждый раз откладывал решение о возвращении иконы — слишком плачевным было состояние монастыря. Не готов был еще монастырь принять великую святыню… Но вот в 2002 году отец Сергий Гарклавс услышал голос колоколов с отреставрированной звонницы Тихвинского монастыря, и тогда и был назначен конкретный срок возвращения чудотворной иконы.
9 января 2004 года Тихвинский Успенский монастырь посетила делегация Православной Церкви в Америке. 12 января 2004 года делегация была принята Святейшим Патриархом Алексием II в Москве.
Сегодня известен и маршрут следования иконы. Из Америки она полетит на специальном самолете. Первый город, в котором остановится икона, — Рига, потом — Москва и Санкт-Петербург. 26 июня (9 июля) икона должна будет прибыть в Тихвинский Успенский мужской монастырь.

Чудесным было появление в России иконы, возвестившей благую весть… Таинственным было исчезновение ее, когда ворвалась в монастырь мерзость запустения… Таинственным и непостижимым должно стать и возвращение Тихвинской иконы. Ясно, что это произойдет, когда мы будем готовы к этому, когда начнем преодолевать мерзость запустения не только в восстанавливаемых монастырях и храмах, но и в своих душах…
И тогда, как новая благая весть об этом, снова засияет небесный свет, и мы, подобно ладожским рыбакам в 1383 году, увидим плывущую “по воздусем” икону…
И нужно только молиться и ждать.

На снимках: звонница Тихвинской обители; Дымское озеро; поклонение Чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери.

Акафист Тихвинской иконе Божией Матери см.

Николай Коняев
г. Санкт-Петербург
14.05.2004
1051
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru