Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Вознесенский монастырь

Сызранскому Свято-Вознесенскому мужскому монастырю — 320 лет.

Сызранскому Свято-Вознесенскому мужскому монастырю — 320 лет.

У истоков обители

Кем был старец Кирилл — монахом или иноком, а может быть, иеромонахом, — теперь, по прошествии трех с лишним столетий, никто уже не сможет сказать. Одни говорят, что он приехал из Москвы, другие считают его насельником Оптиной пустыни. Достоверно о нем известно лишь то, что вел этот старец подвижническую жизнь и стал основателем и устроителем Сызранского Вознесенского монастыря. В сохранившихся архивных документах записано, что монастырь — почти ровесник города — был основан в 1685 году, по челобитной старца Кирилла, повелением царей Петра и Иоанна Алексеевичей, которые тогда вместе занимали Российский престол. Создавалась мужская обитель «на порожнем месте», у соединения двух рек — Сызранки и Крымзы, по просьбе отставных солдат, строивших крепость Сызран.
Мы с иеродиаконом Антонием (Литуновским) неспешно идем по территории современного монастыря, и отец Антоний словно переносит меня по ленте истории на несколько веков назад, так же неторопливо, но обстоятельно рассказывая о прошлом обители.
— Крепость Сызран — пограничная крепость — населена была солдатами, которые охраняли рубежи Русского государства. Но в те времена солдаты служили по 25 лет, практически все не имели семей. Те из них, кто уже не мог нести военную службу, захотели посвятить остаток своих дней иноческим трудам и молитве. Вместе с ними старец Кирилл и основывал этот монастырь. А впоследствии в богадельне монастыря жили также престарелые вдовые священники и священники, проходившие епитимью.
Сначала за неимением средств в обители не было даже своего храма. Первая братия, как повествует монастырская летопись, жила просто в землянках. Поэтому старец Кирилл предпринял попытку перенести монастырь на другое место, близ крепости Кашпир, которая в то время была развита лучше, чем Сызрань, а сейчас является частью города. Но потом жизнь в Кашпире начала потихоньку замирать, а в Сызрани, наоборот, расцветать. И Промыслом Божиим монастырь вернулся в Сызрань. Вскоре в обители появилась деревянная церковь в честь Вознесения Господня. А число братии во все годы существования монастыря было невелико — от 7 до 35 человек. Невелико оно и сейчас: в монастыре всего девять монашествующих, три послушника и трудники.

Святыня Сызранского края

— Духовный расцвет монастыря пришелся на середину XVIII века в связи с переносом сюда главной святыни Сызранского края — чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая явилась в 1713 году на берегу реки Волги близ села Кашпир, — рассказывает игумен Марк (Алексеев), настоятель Свято-Вознесенского монастыря. — Сначала икона находилась в кашпирском храме, а затем жители Сызрани перенесли ее в свой кафедральный собор. Но произошло чудо: в эту же ночь икона вновь оказалась на месте своего явления, на берегу Волги, где забил святой родник. Тогда сызранцы задумали перенести образ в мужской монастырь. Часть жителей решила сократить путь и не идти пешком, а на лодках вместе с иконой добраться до монастыря по Волге. Наверное, за такую леность люди были наказаны: поднялась буря, что раньше на реке бывало довольно часто. Видя опасность, они стали молиться Божией Матери, чтобы Она их спасла, и по молитвам Богородице буря утихла. С того времени чудотворная икона пребывала в монастыре. С ней связано много чудес. Одно из них произошло с отставным дворянином Борисовым. Он страдал болезнью глаз, и временами зрение совсем его покидало. Этот человек стал молиться перед чудотворной иконой об исцелении, и зрение полностью к нему вернулось. Тогда он дал обет построить вместо деревянного храма в монастыре каменный. Деревянная церковь была разобрана, и началось строительство кирпичного храма. Надо отметить, что в то время, в середине XVIII века, этот человек сильно рисковал, потому что тогда действовал запрет на строительство любых каменных зданий всюду, кроме Петербурга. Но милостью Божией все обошлось, и храм Вознесения был построен.
А в 1850 году был возведен новый каменный соборный храм, который назвали Вознесенским, так как прежний стал уже тесным для прихожан, а старый храм переименовали в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Феодоровский храм, которому уже более 250 лет, — памятник истории и архитектуры федерального значения. Это старейшее здание на территории города. Очень хотелось бы побыстрее его восстановить, но, к сожалению, это непросто. Сейчас уже делается проектная документация, разрабатывается смета. Я надеюсь, что в этом году мы сможем начать работы по возведению колокольни Феодоровского храма.
А чудотворную икону Феодоровской Божией Матери после закрытия монастыря в советское время верующие города прятали по домам. Когда вновь был открыт Казанский кафедральный собор — в 1943 году, во время войны, — этот образ они передали туда, там он и находится по сей день.
…Мы с иеродиаконом Антонием продолжаем экскурсию по монастырю, останавливаемся у разрушенных стен пока не действующей Феодоровской церкви, и отец Антоний продолжает свой рассказ:
— Некоторые старенькие бабушки приходят в монастырь (а кто-то даже дойти уже не в состоянии, дети на машинах привозят) и говорят: «Мы помним, как детьми ходили в Феодоровский храм на службу молиться», — то есть помнят монастырь еще до его закрытия. Феодоровский храм продолжал действовать и тогда, когда монастырь был уже закрыт, а все насельники разогнаны. Последний настоятель обители — Архимандрит Александр (Вахатов) — некоторое время служил здесь просто приходским священником. Когда и этот храм закрыли, отца Александра перевели в церковь села Рамено, недалеко от Сызрани. Кстати, церковь там не сохранилась вообще. Когда же и раменская церковь была закрыта, Архимандрита Александра арестовали, и его, уже 70-летнего священника, этапировали в Самару, где он принял мученическую кончину.
Я помню, когда был еще иподиаконом в Самаре и приезжал с Владыкой Сергием на Феодоровский источник, мы заезжали в этот монастырь, здесь только начиналась реставрация. Мы зашли в Вознесенский храм, там лежали груды мусора. Купола на храме не было, какая-то пирамидоугольная крыша со шпилем. На стенах храма были написаны коммунистические лозунги, нарисованы звезды и другие коммунистические символы. В здании соборного Вознесенского храма находился кинотеатр, клуб, а затем — склад пряностей завода пищевых концентратов. Церковь была отдана в плачевном состоянии. Теперь с Божьей помощью все потихоньку возрождается…

Возвращение

Мы беседуем с настоятелем монастыря — игуменом Марком.
— Батюшка, я, как и вы, родилась в Сызрани и с детства помню это старое название — Монгора, то есть Монастырская гора. Так и сейчас называется большой жилой район в Сызрани. Эта земля искони была монастырской. Но все монастырские постройки в советское время принадлежали сызранскому заводу пищевых концентратов. Удалось ли что-то вернуть монастырю?
— Действительно, до сих пор жители Сызрани употребляют слово «Монгора». До революции монастырю принадлежало 3,5 тысячи гектаров земли, теперь целый микрорайон располагается на этих землях. История монастыря в XX веке была очень печальна. В 1928 году была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х годов закрылась и Феодоровская. Молитва церковная в этом месте полностью прекратилась. Тогда же, в конце 20-х годов, был образован плодово-ягодный комбинат, который позже стал называться заводом пищевых концентратов. Он пользовался всеми зданиями монастыря. Здания монастырские использовались просто варварски. Когда я пришел экономом в монастырь, в Феодоровском храме еще была мерзость запустения. Этот храм сначала использовался как водонапорная башня, затем как гараж, куда заезжали машины и где хранились горюче-смазочные материалы, затем как склад. В здании, где жили монахи, были коммунальные квартиры, там жили семьи работников завода. Даже монастырская баня — кирпичное здание — было превращено в заводоуправление. Но милостью Божией в 1993 году после обращения благочинного Сызранского округа Самарской епархии протоиерея Григория Коберника администрация города приняла решение о возвращении Церкви сохранившихся зданий монастырского комплекса. Отец Григорий подготовил храм, один из корпусов для жизни монахов, и 24 июня 1996 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил освящение Вознесенского соборного храма и первую Божественную литургию после закрытия монастыря.
Сейчас почти все здания возвращены монастырю. К сожалению, монастырская баня до сих пор используется заводом в своих нуждах, не возвращена и большая часть монастырской территории. Это, например, монастырский погост. При монастыре было очень большое кладбище, на котором хоронили не только монахов и священников, но и благочестивых, знатных жителей города. Здесь была похоронена первая игумения Сретенского женского монастыря, который находился на центральной улице Сызрани (после революции женскую обитель сравняли с землей), — игумения Мария, князья Урусовы, городской голова Леднев. Сейчас по этому кладбищу частично проходит современная автомагистраль, частично его территорию занимает завод пищеконцентратов. Цеха, где изготавливается пищевая продукция, стоят на костях наших предков — монахов и жителей Сызрани. Другая же часть территории, где находились хозяйственные постройки — и монастырский каретник, и погреб-ледник, и склады, где располагался большой монастырский сад, целиком занята фирмой «Инженер», и это создает некоторые трудности для развития обители в экономическом и хозяйственном плане.
— Мне рассказывали, что многие благочестивые прихожане монастыря стараются не ездить по новой дороге, которая пролегает по территории бывшего монастырского кладбища…
— Да, на самом деле, особое провидение или вразумление Божие в том, что в последние годы на этой, казалось бы, широкой дороге часто происходят аварии со смертельным исходом. Поэтому многие верующие люди стараются ездить обводной дорогой по другому мосту, который проходит рядом. А некоторые, я знаю, если едут по этой дороге, то с молитвой, совершая крестное знамение и поминая тех строителей и жителей города, которые лежат в этой земле, — с тем, чтобы Господь простил наши грехи…
— И тем не менее у алтаря Феодоровского храма есть два сравнительно свежих захоронения. Что же это за могилы? Ведь у вас братия монастыря молодая; слава Богу, все живы и здоровы…

— Когда я только пришел в монастырь, работники завода пищеконцентратов уже изменили свое отношение к Церкви. Они понимают, что находятся на монастырской территории. Когда рабочие прокладывают какие-то коммуникации, они постоянно натыкаются на человеческие останки. Сейчас они относятся к этому уже благоговейно, и каждый раз приходят к нам, просят забрать останки. Таким образом у нас накопилось много человеческих останков. А три года назад в Феодоровском храме при проведении работ (прокладывались шурфы) были обнаружены захоронения. Сначала одно небольшое захоронение — в придельном алтаре в честь Архистратига Михаила. Мы уже знали из архивов, что это останки девицы Екатерины Дмитриевой, родной сестры Ивана Ивановича Дмитриева, который был известным поэтом, министром юстиции Российской Империи на рубеже XVIII-XIX веков и, самое главное, большим благотворителем нашего монастыря. Именно он вернул монастырю 3,5 тысячи гектаров земли, которые отобрала в свое время Екатерина II. За заслуги Ивана Ивановича Дмитриева его родная сестра Екатерина, будучи девицей, была похоронена непосредственно в храме. Когда ее останки были вскрыты, мы по благословению Владыки Сергия произвели перезахоронение на территории монастыря, у Феодоровского храма, откуда и начиналось в свое время монастырское кладбище. Когда мы совершали это захоронение, сделали еще один гроб и сложили туда все принесенные останки, тоже предали их земле. Через год во время проведения реставрационных работ были обнаружены еще два гроба. В одном находились честные останки Архиепископа Анатолия — первого Управляющего Симбирской епархией, который создал эту епархию, поднял ее. Последние годы своей жизни Архиепископ Анатолий провел в Сызранском Вознесенском монастыре, здесь умер и был погребен. Когда об обретении его останков узнали в Ульяновске, Высокопреосвященнейший Владыка Симбирский и Мелекесский Прокл обратился к нашему Владыке Сергию с просьбой, чтобы эти останки были возвращены на симбирскую землю, что вскоре и произошло (об этом писала газета «Благовест»). А в другом гробе находились останки Архимандрита Германа — первого настоятеля-Архимандрита нашего монастыря. Мы также перезахоронили их с почестями около Феодоровского храма.
…У возрожденного монастырского кладбища стоит старинная надгробная плита, на ней надпись: «младенцы Анастасия и Александр Цвет», — и еще дата: февраль 1860 года. Эту чугунную могильную плиту тоже нашли рабочие, когда копали котлован, принесли ее в обитель. Монахи плиту отреставрировали, весной собираются установить на небольшом постаменте. Она — немой свидетель былых трагических событий, наша история…

По Монастырской улице

— Отец Марк, раньше ваш монастырь находился на улице Урицкого, 2, а теперь — на Монастырской…
— На самом деле до революции наш монастырь располагался на улице, которая носила название «Большая Монастырская», но в советское время ее переименовали в честь Урицкого — человека, который нанес огромный вред Православной Церкви. Еще одна причина, которая нас побудила обратиться к руководству города с просьбой об изменении названия улицы, — это то, что на нашем адресе было много других организаций — и школа, и завод пищевых концентратов. Мы попросили присвоить нам другой адрес. Нам пошли навстречу, и улице, которая теперь проходит с другой стороны монастыря, то есть по территории бывшего кладбища, дали название Монастырской — может быть, как символ покаяния…
Выйдя из ограды монастыря, я прошла по Монастырской улице, по набережной. Чудная картина открывается взору: на противоположном берегу еще скованной льдом речушки хорошо виден кафедральный Казанский собор, который мог бы стать украшением любого губернского города, неподалеку виднеется куполок Христорождественской церкви (она была построена почти одновременно с Феодоровским храмом монастыря), а рядом с ней — Спасская башня. Раньше это был храм в честь Нерукотворного Спаса, теперь — «визитная карточка» города. И все это — на небольшом пятачке земли. Живет и радует глаз Сызрань Православная!

«Утешительница абортированных младенцев»

Сегодня в монастыре тоже есть свои святыни. В Вознесенском храме, где сейчас ежедневно проходят Богослужения, находится ковчег с более чем тридцатью частицами мощей как новопрославленных, так и древних святых — преподобного Кукши Одесского, Саввы Сторожевского, Нила Столобенского, Силуана Афонского, Феодосия Кавказского, Кирилла и Марии Радонежских, Александра Невского, Анастасии Узорешительницы, блаженной Матроны Московской, праведного Феодора Ушакова, великомученицы Варвары…
Здесь же есть икона с необычным названием — «Утешительница абортированных младенцев». Об истории этого образа рассказывает игумен Марк:
— Пять лет назад нам прислали журнал «Русский паломник», который выпускается за границей. В журнале были напечатаны стихи одной дивеевской монахини о грехе аборта, написанные с большим покаянным чувством, бьющие в самое сердце. И там же была черно-белая фотография иконы, под которой стояла подпись: «Греческая икона Божией Матери «Утешительница абортированных младенцев». Мы пытались найти какие-то сведения об этой иконе, но ничего не смогли найти. Зная, что проблема абортов сейчас очень остро стоит, мы отдали эту фотографию самарскому иконописцу, который с нее написал икону. Мы показали икону Архиепископу Сергию, Владыка благословил освятить ее, установить в храме и совершать перед ней молебны. И каждую первую субботу месяца после Литургии у нас совершается перед этой иконой покаянный молебен для женщин, совершивших грех аборта.
— Недавно нам написали об этом образе читатели из Волгоградской области. Приехав из монастыря к себе домой, они показали маленький образ «Утешительница абортированных младенцев» местному священнику, и его смутило, что над головами абортированных младенцев — нимбы…
— Внизу на иконе мы видим сцену убиения Вифлеемских младенцев. И младенцы вокруг Божией Матери — это все же не души загубленные. Может быть, Матерь Божия принимает Вифлеемских младенцев, которые считаются первыми мучениками за Христа. Именно напоминание о них должно приводить женщин к покаянию.
На молебен собираются каждый раз десятки женщин, иногда больше ста. Уже приезжают паломники из других епархий, например, из Саратовской. Если будет у кого-то еще желание, мы можем служить молебны перед этой иконой для всех приезжающих групп паломников в любой день. Много пожертвований нам присылают по почте из разных уголков России — из Адыгеи, Архангельска, с Дальнего Востока — именно с просьбой помолиться о женщинах, совершивших грех детоубийства, на этом покаянном молебне. При том люди благодарят, что монастырь поднял эту проблему и молится о них. Мы помним, что именно почитание народное привело к канонизации Царя-Мученика Николая II. Так, наверное, и народное почитание этой иконы будет… Если людям она помогает прийти к покаянию — слава Богу!
…Монастырская икона «Неупиваемая Чаша» — точная копия с иконы из серпуховского монастыря. Ее пожертвовала в обитель одна женщина, у которой сын исцелился от пьянства. Молебен о страждущих от алкоголизма и наркомании совершается перед этим образом каждую четвертую субботу месяца. А по вторникам попеременно читаются акафисты перед иконой Божией Матери «Всецарица» и иконой великомученицы Варвары.
Феодоровская икона Божией Матери — покровительница Сызрани. В монастыре сейчас находится список с чудотворной иконы, выполненный иконописцами Троице-Сергиевой лавры. Перед этой иконой акафисты читаются каждое воскресенье.

Монастырская библиотека

Православные монастыри издавна славились своими библиотеками. Первоначально библиотека в Вознесенской обители предназначалась лишь для монастырской братии, первым библиотекарем был иеромонах Дионисий. Но когда настоятелем монастыря стал отец Марк, он принял решение, что монастырская библиотека должна послужить всему городу, и вскоре она стала публичной, то есть открытой для всех горожан.
Нынешний библиотекарь Ольга Владимировна Середа рассказывает:
— Библиотека поначалу размещалась на втором этаже в одной маленькой келье. А потом один из наших прихожан, Макаров Александр Михайлович, решил сделать подарок — не только монастырю, но и всему городу. Вот это помещение было отремонтировано и вся мебель библиотечная сделана на его средства. К нам и из Октябрьска приезжают, и из Балашейки, из других сел Сызранского района, даже из Тереньги Ульяновской области у нас есть читатели. Читателей более 600 человек, а книг уже около трех тысяч. Есть у нас отдел редких книг, который насчитывает около 200 томов. Есть книга — ровесница нашему монастырю: «Толкование на Евангелие» 1687 года.
— Как могли сохраниться такие старые издания?
— Это тоже подарки. Нам дарят книги наши читатели, наши прихожане. Это такое удивительное свойство русских людей. Недавно я была в Белоруссии, в монастыре Евфросинии Полоцкой. Я постаралась попасть в их библиотеку, познакомиться с библиотекарем. Конечно, фонд там богаче, библиотека лучше укомплектована, чем наша. Но редких книг там значительно меньше, чем у нас…

Накануне юбилея

— Сегодняшний день обители — каков он?
— Сегодня монастырь ведет большую просветительскую работу. Отец Марк является завучем по духовно-воспитательной работе в сызранской Православной гимназии, — говорит иеродиакон Антоний. — Священнослужители монастыря ведут там уроки. У каждого класса, помимо классного руководителя, есть свой духовный наставник, который не только ведет «Основы Православной культуры», но и вникает в жизнь ребят. Я, например, духовный наставник 8 класса. Дети уже взрослые, переходный возраст, возникают какие-то проблемы. Приходится даже домой ходить, разговаривать с ними наедине, беседовать с родителями…
Братия монастыря часто бывает в детском доме, где открыта молельная комната. Наши священники посещают центральную городскую больницу, дом для детей-инвалидов, больных ДЦП, дом престарелых, реабилитационный центр для страждущих алкоголизмом и наркоманией, там проводят молебны и беседы.
— Ваш монастырь скоро отметит свое 320-летие. Когда именно это произойдет, и как юбилей будет отмечаться в городе и в обители?
Игумен Марк:
— К счастью, в архивах сохранилось много документов — и планы, и фотографии дореволюционного монастыря, и даже указ о создании Вознесенской обители. Этот документ датируется по старому стилю 20 мая 1685 года. Если перевести на новый стиль, это будет начало июня. Но по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия принято решение провести торжества 9 июня, поскольку в этом году 9 июня празднуется Вознесение Господне, престольный праздник нашего монастыря. В этот день пройдет Божественная литургия Архиерейским служением, крестный ход.
Сейчас в администрации города Сызрани создана рабочая группа по празднованию 320-летия обители, создан попечительский совет монастыря с тем, чтобы ускорить реставрационные работы, изыскать дополнительные средства. В Сызранском драматическом театре в эти дни пройдет общегородская научно-практическая конференция, посвященная проблемам демографии и образования. Завершится все праздничным концертом.
Сейчас разрабатывается сценарий фильма о нашем монастыре, его будет снимать наша городская телекомпания КТВ «Луч». На этом телеканале уже начала действовать по инициативе телекомпании и по благословению Владыки Сергия Православная телепрограмма «Верую», я являюсь ее ведущим. Программа выходит по воскресеньям каждую неделю.
В мае мы планируем открыть выставку, посвященную монастырю, в городском выставочном зале; хотим показать, каким был монастырь вчера и каков он сегодня. В монастырской ризнице есть уникальные иконы, или только отреставрированные, или требующие реставрации, кадило, священническое облачение, пошитое к 300-летию Дома Романовых, потир и покровцы XIX века, вышитые вручную. Около 30 фотографий дореволюционной Сызрани — такой подарок нам сделал в Самаре один из директоров антикварного магазина. Нам есть что показать. Будет объявлен конкурс детских художественных работ, посвященный одновременно Дню защиты детей и юбилею монастыря.
Я хотел бы обратиться ко всем читателям газеты: мы будем очень рады вместе с вами помолиться на торжествах в честь 320-летия со дня основания нашей обители. Приезжайте к нам на праздник!

Фото автора.

Адрес монастыря: 446013 Самарская обл., г. Сызрань, ул. Монастырская, 2. Вознесенский мужской монастырь. Настоятель — игумен Марк (Алексеев). Тел. в Сызрани: 3-29-22.

На снимках: Вознесенский храм монастыря; настоятель монастыря игумен Марк (Алексеев); иеродиакон Антоний на возрожденном монастырском кладбище.

Татьяна Трубина-Гусельникова
11.03.2005
Дата: 11 марта 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru