‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Помяните мою любовь

Профессор Вячеслав Медушевский рассказывает о духовных наставлениях схимонахини Антонии (Кавешниковой).

Профессор Вячеслав Медушевский рассказывает о духовных наставлениях схимонахини Антонии (Кавешниковой).


Схимонахиня Антония (Кавешникова).

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, получил письмо от нашего давнего друга, профессора Московской государственной консерватории, доктора искусствоведения Вячеслава Вячеславовича Медушевского. Читаю:

Здравствуйте, дорогой Антон Евгеньевич! Хочу с Вами посоветоваться. Получилось так, что одна женщина - духовное чадо схимонахини Антонии (Кавешниковой) - подарила Митрополиту Воскресенскому Дионисию фотографию матушки Антонии. Владыка сказал: напишите мне о ней. Я решил написать в сугубо приватном плане.

Не посмотрите ли письмо? Как это мое письмо могут воспринять? Деликатность вопроса в том, что в приватный стиль письма заложена будоражащая проблема молитв об убиенных в абортах нерожденных младенцах.

Я помню Ваше твердое определение: время матушки Антонии еще не пришло.

Мелькнула у меня мысль поместить письмо на сайте, посвященном схимонахине Антонии, но без упоминания имени того, к кому письмо было адресовано, - поскольку сама проблема продолжает волновать очень многих людей. Но потом сообразил, что хотя Владыка, возможно, забыл о мимолетном разговоре по поводу фотографии, состоявшемся месяц назад, но вспомнит, увидев текст в интернете. Получится неудобно.

В общем, прочитав письмо, Вы, может быть, откликнетесь какими-то советами?

С глубокой симпатией и любовью к Вам - В.В. Медушевский.

Прочел текст Письма, посоветовался с сотрудниками: мнение единогласное - надо публиковать! Не случайно в особый день пришло письмо, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы! Строчу ответ:

Дорогой Вячеслав Вячеславович! Несказанно рад Вашему письму.

И письмо Митрополиту Дионисию Вы составили замечательное - сам тон его просветленный, подлинно Христианский, смиренный, пронизанный светом любви. Это большое дело, писать с такой духоносной интонацией! Все в письме как поэма, ничего ни убавить, ни прибавить. Вот таким тоном и можно, и должно писать о тяжелейшей проблеме абортов, затронутой в Вашем письме. Время для этого, по-видимому, пришло.

Беру на себя и на редакцию все заботы о дальнейшей судьбе этого текста. Вы свое дело уже сделали. Беру на себя и коммуникацию с Митрополитом Дионисием Воскресенским, Управляющим делами Московской Патриархии.

Храни Вас Бог на многая и благая лета!
Антон Жоголев.

Вскоре получил ответ Медушевского:

Дорогой Антон Евгеньевич! Потрясен и тронут Вашей решимостью и невольно поддаюсь ей. Я доверяю Вам. Хотя этот поворот так неожидан для меня, и я волнуюсь, не могу предположить, как отреагирует адресат письма! Спасибо, спасибо Вам. Теперь могу переключиться на другие дела, которых у меня много.

Всего доброго Вам и помощи Божией во всем!
Ваш ВВ.

Вячеслав Медушевский - автор книги «Помяните мою любовь» (2004 г.), рассказывающей о жизни современной подвижницы схимонахини Антонии (Кавешниковой). Профессору Московской консерватории Вячеславу Вячеславовичу Медушевскому 82 года, он Заслуженный деятель искусств России. Автор фундаментального труда «Духовный анализ музыки». Со схимонахиней Антонией он познакомился в конце 1980-х годов. Его церковное становление проходило под духовным водительством старицы.

Схимонахиня Антония (Кавешникова Анастасия Яковлевна, в монашестве Аполлинария) считается многими современной подвижницей. Тернистым был ее жизненный путь. Терпеливо несла она вначале тяжелейший крест семейной жизни. Потом были годы в ГУЛАГе. Без ропота прошла она испытание «карательной психиатрией» советской поры, и даже сохранила добрые отношения с врачами. Подвизалась в Толгском монастыре под Ярославлем. Последнее упокоение старица нашла в Никольском Черноостровском монастыре в Малоярославце Калужской области.

О явлении Пресвятой Богородицы схимонахине Антонии было известно ее духовным чадам. Царица Небесная открыла старице, как нужно молиться о загубленных в абортах нерожденных младенцах. Это видение, однако, было неоднозначно воспринято в церковной среде. Есть у него как сторонники, так и противники. Предлагаем читателям познакомиться с письмом профессора Медушевского.

* * *

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Дионисию,
Митрополиту Воскресенскому,
Управляющему делами Московской Патриархии.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий!

Вы с доброй интонацией предложили написать Вам о нашей матушке схимонахине Антонии (Анастасии Яковлевне Кавешниковой, 1904-1998).

И нам хотелось бы передать Вам наши знания о ней, чтобы Вы светло о ней думали. Мы знали ее, прибегая к ее молитвенной помощи и советам. Ее образ в памяти не тускнеет. Напротив - с каждым годом разгорается ярче. В ее советах открывается для каждого из нас все более поражающая нас мудрость. С годами растет чувство благодарности старице за стези жизни, на которые она нас наставила, умножается любовь.

У нас возникло естественное желание находить всё новых ее духовных чад и свидетелей ее жизни. Старцы горячо поддержали это намерение. Записываемые на видео, а затем переводимые в тексты свидетельства позволили увидеть ее жизнь в цельности и в подробностях. На основе этого обширнейшего материала написаны две книги о ней (А. Трофимова, В. Медушевского). Они изданы в Москве, на Украине, в Белоруссии, Грузии, на Афоне (на болгарском языке). Интернет также подтверждает растущее внимание к старице.

Что влекло к ней сердца? - Ее всеохватная мгновенная прозорливость? Необыкновенная мощь ее молитвы и благословений, исправлявших жизнь? В ее дарах жила достоверность ее собственной веры, надежды, любви, которые она стяжала в тяжелейших испытаниях. Она учила: пределов молитве нет. Издалека видела и наши молитвы, чувствовала степень их искренности, наставляла: молитва должна быть живой, усердной. Не имевшей, но жаждавшей ребенка женщине она говорила: «Так вот же он бегает, беленький»! И мы его видели, уже повзрослевшим. Многие дети появились на свет по ее молитве! Всего не рассказать.

Смерть человека - как последний аккорд в музыке: он вмещает в себя все, что ему предшествовало. Четверо из нас были свидетелями последнего дня жизни матушки. Воскресенье 11 октября 1998 года. В этот день своего Небесного покровителя, Антония Киево-Печерского, умиравшая, с отеком легких, матушка и после Литургии (и своего Причастия) еще долго принимала в инвалидной коляске всех больных, жаждущих совета, молитвы и благословений. Позволила увезти себя, только когда закончилась эта немалая очередь. А потом, когда келейница, уловив ее желание, спросила: «Матушка, будешь прощаться?» - еще долго-долго вглядывалась в каждого. В свое время один из ее духовных чад спросил: «Матушка, а как это Вы видите всю нашу жизнь?» - «Я вас как книгу листаю». И вот в этот миг прощания матушка вглядывалась в нашу будущую жизнь безмолвно, сочувственно-молитвенно, с живым усердием, превозмогавшим смертные муки тела. А мы застыли, воспринимая происходящее как таинство, которое превышало наше понимание. Вернувшись из монастыря в Москву, приняли звонок келейницы, сообщившей о смерти матушки. Было где-то 10-11 часов вечера. Так закончился долгий-долгий из-за мук тела последний день усердной в Боге жизни старицы.

В день погребения матушки, в 10 часов утра, один из нас по АТС-2 (спецсвязь) позвонил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, поблагодарил за оказанное ранее внимание к старице и сообщил о ее смерти. Его Святейшество - с необыкновенным теплом в голосе - просил передать духовным чадам, что сорок дней будет молиться о ней и завтра же помянет ее на Литургии в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади (Храм Василия Блаженного). Нам показалось это знаменательным. Пресвятая Богородица, как помним, спасла матушку в Тагиллаге, являлась ей и впоследствии. С Василием Блаженным матушку сближала ее необыкновенно ревностная жизнь, дары прозорливости и молитвенной мощи.

Машина с известием о Патриаршем благословении летела в монастырь сквозь хлеставший густой дождь и мрачное ненастье. Успели к отпеванию. В момент погребения рассеялась вдруг густая лохматая тьма, приветливо-мирно выглянуло солнышко в окружении дивных облачков-барашков, словно бы свидетельствовавших о многочисленности тех, кому помогла и будет помогать старица.

Не скроем от Вас, Высокопреосвященнейший Владыка, и то, что огорчает нас.

Огорчает нас, когда мы слышим суждения о старице в неподобающе ерническом тоне. «Одной монахине привиделось»… Как человеку столь трезвенной жизни могло что-то «привидеться»? - Старице, чьим духовным отцом был преподобный Кукша Одесский, а по его смерти преподобный Амфилохий Почаевский, чудотворец… Слова матушки, емкие, исполненные глубочайшего смысла, сбывались с точностью. Мы же не говорим, что Кузьме Минину явилась галлюцинация, а не Преподобный Сергий Радонежский, повелевший собирать ополчение. Это было, конечно, истинное видение. Галлюцинации не вызывают системных последствий и каскада чудес. По достоверности сбываний судим и о достоверности обетований.

Говорила Пресвятая Богородица матушке, тогда Анастасии, во время тягчайших испытаний в ГУЛАГе и психушках: «Все будет хорошо», - и она верила и исповедовала врачам карательной медицины той поры: «Буду жить по пророчествам. Другого ничего не дано». Более того, дерзновенно укоряла врача, что та редко причащается, увещевала: «за правду надо страдать». И что же? Матушка не просто выжила в невозможных условиях. Она вышла из страданий с возросшим даром любви, веры и могущественной молитвы.

Особое место в многочисленных дарованиях матушки занимает молитвенная близость миру усопших.

В Тагиллаге по молитве Богородицы она чудесным образом была избавлена от таскания непосильных тяжестей - носилок с камнями при строительстве Тагиллага. Была направлена в лазарет - таскать легкие от крайнего истощения трупы людей. Тысячи трупов в год! С каким чувством? Сегодня ты молитвенно ухаживаешь за страдающим человеком, а завтра несешь его тело, как бревно? Матушка вымаливала скончавшихся. По освобождении от всех мытарств матушка изберет местом служения кладбищенский храм. Ради дерзновенной молитвы об усопших был дан ей дар живого видения их посмертной участи.

Пресвятая Богородица передала ей для нас заповедь молиться об убиенных в утробе младенцах, которых матушка воспринимала как своих детей и плакала о них. Называла женщинам число сделанных ими абортов. «Матушка, а как Вы их видите?» - «Так вот же: головки черные плавают». Желавшим помогала в их молитвах, умным зрением видя воскрешение любви в мироздании. А результат? Преображение жизни. Не должно это удивлять. Жизнь цельна. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», - говорит Христос. Мир живых и мир усопших связаны теснее, чем многие предполагают. Непереходимых границ нет. Они переходимы для молитв любви. Если б не так - то зачем же тогда Церковь за каждым Богослужением поминает усопших? Воскрешенная молитвой любовь умиряет жизнь. Тому много свидетелей. «Все будет у вас плохо, пока не вымолите детей», - учила матушка на основании огромного опыта многих, многих. Молитвенное примирение с младенцами в Божественной любви исправляло жизнь семей, отнимая у дьявола право мучить отягченных детоубийством людей с ранее ожесточенной, а затем умягченной молитвами душою.

На чем основываются наставления матушки кроме ее собственного невероятного опыта благодатно-молитвенной жизни с Богом?

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Даже только двое - мать и ребенок! И там, между ними желает быть Христос! Но что между ними реально? Убийство и желание забыть преступление? А еще там - принимаемые советы: не молись, ни в коем случае! От кого они, как не от дьявола? От того, кто заставляет людей именовать останки младенцев биологическими отходами и абортивным материалом, шипеть по всей земле: нарожали детей, плодят нищету. А главное, непрестанно внушает им отчаянное, безумное желание: не молитесь о том, кого в аборте убили!

Что значит: «во имя Мое»? Имя Божие - любовь, венец которой - Царствие Божие. Ради спасения в нем всех людей пострадал Христос. Пострадал, в частности, и для того, чтобы находиться между матерью, отцом и убиенным ребенком. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся». Святые отцы согласно трактуют это место: огнем Он здесь называет любовь, которую погасил диавол и которую Христос вновь зажег Своим святым житием и священными заповедями. Любовь есть знак и признак Христа. Он говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Понятно из сказанного, что наставления матушки относились не только к двоим и троим, между которыми хочет быть Христос. Относились и к нашей стране, в которой ныне живущих уже меньше, чем зарезанных в абортах с той поры, когда аборты в нашей стране были разрешены. Относились ко всей залитой младенческой кровью Земле. Вывод отсюда: нет иного способа выйти стране и всей земле из круговерти детоубийств кроме молитвенного. Убедиться в том можно только практикой.

Наставительная любовь Божия простерта на весь мир. Ныне Тонга Фыока Фука почтительно именуют «отцом Вьетнама», а в 2004 году его считали сумасшедшим. На своем кладбище он захоронил останки младенцев, которые забирал из клиник, вынимал из помоек. Более 10000 могилок! К кладбищу потянулись сокрушенные раскаянием женщины, чтобы восплакать о своем грехе и молитвенно восстановить связь с безценными, любимыми. Женщины благодарили устроителя, что он - единственный! - по-человечески отнесся к жертвам аборта. А мы - безчеловечны? Подвиг вьетнамца потряс Землю. Слова о подвиге его любви и о его необыкновенном кладбище появились, наконец, и в Википедии.

А Святая Русь продолжает упорствовать в ожесточении?! - Да еще и после того, как Пресвятая Богородица послала Свою подвижницу на протяжении десятилетий делом свидетельствовать о воле Божией и о благотворности келейных покаянных молитв об убиенных? Непостижимо!

Высокопреосвященнейший Владыко! Мы верим в то, что попущенное стране дьявольское ожесточение, проявляющееся в абортах, - временно. Более того, верим, что нашей стране-цивилизации суждено исполнить совершенно особую миссию на Земле в наше особое время. Названное Новейшим, оно - апокалиптическое по своей близости к Тому, ради Кого и ради Чего замыслена вся история человечества. Гордые противники молитв об убиенных детях! Устоят ли их умствования на Страшном Суде? Не будут ли более оправданы плакавшие жены на кладбище Фука? Пароль для входа в Царствие Божие - любовь и милосердие, начертанные в сердцах. А ожесточению вход воспрещен.

Неправда поселилась у нас, когда смиренно-покаянные, келейные по сути и форме, просьбы о крещении как первых вратах Царствия были злокозненно изображены как якобы церковный чин крещения. Это клевета. Где младенец, где вода, где свершительные слова: «Крещается раб Божий…»? Одни лишь слова просительные и вопли сердечные. Все люди задуманы для Царствия Божия. Потому молитвенно желать друг другу Царствия - естественно. Противоестественно - отвращать от молитв любви.

Высокопреосвященнейший Владыко! Мы понимаем, что проблема, о которой сейчас зашла речь, хорошо Вам известна. Наше молитвенно-опытное знакомство со схимонахиней Антонией дает нам дерзновение рассказать о ней, как бы глядя из этой близости. Мы не ожидаем от Вас никаких решений, ни действий. Единственное наше желание - чтобы Вы, как и мы, имели добрую память о матушке нашей схимонахине Антонии.

21 сентября 2021 г., праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

В.В. Медушевский, профессор Московской консерватории.

433
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
6 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru