Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Живые родники

Накануне Святой Пасхи в Самаре вышла книга «Святые источники Самарского края».


Накануне Святой Пасхи в Самаре вышла книга «Святые источники Самарского края». Ее автор, заместитель руководителя пресс-службы Самарского Епархиального управления Олег Бедула, ответил на вопросы нашего внештатного корреспондента.

— Олег Иванович, о чем эта книга?
— Взяться за работу над ней помог случай. Однажды в архиве епархии сотрудники обнаружили разрозненные сведения о нескольких святых источниках — так возникло желание собрать всю их полноту, «объединить историю и современность». Впервые о святых источниках Самарского края рассказали журналисты газеты «Благовест». Семнадцать лет назад ими была издана книга «Хождение по Самарским святыням», вскоре ставшая библиографической редкостью. В ней кратко повествуется о девяти святых источниках. Сколько мы ни искали, сведений о святых источниках в литературе советского периода найти не удалось.
— Кто же помог вам в составлении путеводителя?
— Помогли приходы сельских храмов, верующие, которые сохранили где письменные исторические сведения, а чаще — устные предания о благодатных источниках и родниках. Так, например, фотографию Феодоровского источника передала Нина Торгашкина из Сызрани. Жительница поселка Садгород Лариса Колчина прислала тетрадку с рассказом о том, как строилась купальня на святом источнике в честь Царственных Мучеников, а также фотографии самого источника. Журналист из села Шентала Надежда Таирова собрала информацию о двух местных родниках. Школьная учительница поселка Кировский, краевед Александра Алехина указала место, где находится святой колодец в честь святого Александра Чагринского. Библиотекарь села Зуевка Татьяна Шацких провела нас к Никольскому источнику…
— И у святых источников, наверное, есть своя история?
— Она во многом схожа с историей Православных храмов — рождение в жизнь, гонение и разрушение, осквернение, забвение, возвращение к жизни…
В старину источники очень почитались. Их берегли так же, как святые храмы. Наверное, поэтому большевистская власть с ними постоянно боролась. Например, в селе Ташла святой источник несколько раз заваливали навозом, в Феодоровский источник под Сызранью коммунисты вылили три бочки фенольной присадки с местного сланцеперерабатывающего завода, в роднике села Русская Селитьба пытались топить щенят…
— Сколько на территории области святых источников?
— Около пятидесяти. Говорю приблизительно, потому что время от времени освящаются новые источники. Не все, наверное, знают, что в Самарской области находится 1536 родников. Больше всего их в Клявлинском районе — 215. Около 150 источников в Исаклинском районе. Много сел, где находятся пять и более родников, а вот в селе Ключи Исаклинского района сразу 14 родников!
Тот факт, что источники освящались в честь чудотворных икон Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, вовсе не случаен. Дело в том, что известность в народе источники получали по явленным в них святым иконам. Например, в селе Ташла на месте обретения иконы «Избавительница от бед» сразу забил родник. Похожая история произошла в селе Русская Селитьба. Когда местная крестьянка стала копать под горой глину, она обрела небольшого размера Владимирскую икону Божией Матери, а из выкопанной ямки забил родник. В селе Токмала Казанскую икону Божией Матери нашли на дне ручья. Также из воды был поднят святой образ Великомученицы Параскевы Пятницы, что в селе Владимировка Хворостянского района. Икону Святителя Николая Чудотворца крестьянки села Зуевка подняли из колодца…
Во многих деревнях верующие сохранили и старинные названия родников, например, «Поповский родник», «Крестик», «Святой родник», «Молящаяся баба», «Церковный источник», «Авраам родник».
Из нашей истории известно, что в старину поселения, как правило, возникали рядом с водными источниками. Для нашего лесостепного региона это особенно характерно. Обустраивалось поселение — и сразу строился храм, часто в непосредственной близости от водного источника, что было немаловажно, скажем, при праздновании Богоявления, при совершении Таинства Крещения, водосвятных молебнов.

В сохранившихся исторических сведениях о храмах Самарской области часто упоминаются и святые родники. Например, в клировых ведомостях Шигонской волости за 1740 год сохранилась такая запись: «От храма села Кузькино совершаются Крестные ходы на источник святых безсребреников Космы и Дамиана». В Сызрани есть документы, в которых повествуется, как в 1730 году одна крестьянская девица умылась водой из родника, в котором была обретена икона Божией Матери, и после этого исцелилась от проказы.
— От каких болезней исцеляются сегодня на святых источниках?
— Главной «лечебницей» Самарской епархии люди называют святой источник в селе Ташла. К воде живой приезжают со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь исцеляются от аллергии, язвы желудка, астмы, женских болезней. По молитве к Богородице исцелился больной СПИДом, выздоровел наркоман. Особенно же часто исцеляются те, у кого болят суставы, плохое зрение, кожные заболевания. Был случай, выздоровела парализованная женщина.
В поселке Большая Царевщина (Волжском), на источнике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», выздоравливают страждущие от пьянства, наркомании, больные ревматоидным артритом и остеохондрозом.
Уникальными признаны святые источники в селе Большая Рязань. Здесь исцеляются от болезней рук и ног, рака, а также кожных заболеваний.
О даровании бездетным ребенка молятся на двух Никольских источниках — в поселке Спиридоновка и поселении Солнечная Поляна, а также на роднике в честь Феодоровской иконы Божией Матери, что в селе Кашпир под Сызранью. На источнике в честь преподобного Александра Свирского, что в селе Степное Дурасово, просят о даровании ребенка мужского пола.
В нашей области есть святые источники, на которых бесноватые получают облегчение от своих страданий. Об одном таком источнике, в поселке Садгород, рассказала местная жительница Лариса Колчина.
— Кто возвращает к жизни святые источники?
— Как правило, все восстановительные работы, в том числе благоустройство прилегающей территории, выполняют прихожане Православных храмов. Несколько лет назад Правительство Самарской области выделило два миллиона рублей на благоустройство нескольких источников. Но это разовый, единственный случай помощи. Радует, что администрации нескольких районов сейчас принимают участие в благоустройстве местных родников. Например, власти Исаклинского района построили на источнике Спаса Нерукотворного красивую часовню, купальню и ограду. После освящения источник подключили к главной водопроводной сети райцентра. Также по водопроводу получают целебную воду жители села Шигоны — с источника в честь Святой Троицы.
А вот власти Клявлинского района разработали проект экокультурной зоны «Жемчужина», главным объектом которого является возрожденный святой источник в честь преподобного Александра Свирского. На областной ярмарке социокультурных проектов, проведенной Правительством Самарской области, «Жемчужина» заняла первое место.
Еще пример — власти Хворостянского района выделили деньги на реконструкцию источника в честь Великомученицы Параскевы Пятницы. Еще раньше, в 1990 году, председатель колхоза села Сиделькино Челно-Вершинского района И. Фролов восстановил святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери.
Скажу и о вкладе простых граждан. В селе Старое Вечканово предприниматель Юрий Васильев, в прошлом местный житель, на свои средства воздвиг на источнике грандиозный архитектурный комплекс из дикого камня, гранита и бетона. Открывающаяся панорама приводит паломников в изумление своими масштабами.
Многие источники освящены Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, другие — местными священниками.
— В книге вы рассказали обо всех святых источниках?
— Не обо всех. Этому были разные причины. Например, такая. Недавно в одной из восстанавливаемых церквей, прямо в центральной ее части, забил родник. Вода его оказалась целительной. Этот чудесный случай по просьбе местного благочинного решено до времени не предавать огласке, чтобы массовое паломничество в деревню Н. не воспрепятствовало восстановительным работам. Надеюсь, во втором издании книги мы расскажем и об этом чудесном источнике.

На снимках:  святой источник во имя Святителя Николая Чудотворца в с. Зуевка Нефтегорского района; святой источник во имя преподобного Александра Свирского в с. Степное Дурасово Клявлинского района; Святое озеро возле с. Съезжее Богатовского района.  

Подготовил Владислав Подмарьков
07.05.2009
1665
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
7 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru