Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Как я стала православным психологом (окончание)

Пред глазами психолога проходят судьбы людей со всеми их ошибками, неожиданными поворотами…


Начало

Советы Православного психолога

Пришла мама с дочерью шестнадцати лет. Девочка рослая, красивая — белокурые волосы, голубые чистые глаза; на редкость, никакой косметики — ну прямо Ольга из "Евгения Онегина". Девочка начинает неуверенно рассказывать, что она в последнее время находится в очень тревожном состоянии. Когда она ложится спать и закрывает глаза — на нее наступает злобный чебурашка с окровавленными зубами. Открывает глаза — он пропадает, опять закрывает — ужасный чебурашка надвигается на нее. Девочка видит маленьких уродливых существ, бегающих по квартире, и многое другое, что не видят окружающие ее люди.
Ребенка показывали разным специалистам, в том числе психиатру, который выписал ей успокаивающие средства. Однако лекарства не только не облегчили состояния девочки, но чем более увеличивали их дозировку, тем отчетливее она видела "то, что никто не видит". Мама в числе прочего сообщила о том, что в детстве у девочки был сильнейший диатез, и она, по совету знакомых, обратилась за помощью к "бабке", а та ей велела окрестить ребенка, затем принести к ней. Ребенка окрестили, "бабка заговорила" диатез, и он пропал. К этой "бабке" еще несколько раз обращались по каким-то проблемам здоровья ребенка. А потом у девочки появилось "видение другого мира" и страхи, ничем не снимаемые, а, напротив, усиливающиеся после приема лекарств.
Какая психокоррекция помогла бы этой девочке и закрыла бы то, что открыла у нее "бабка"? Конечно, мать поняла, что «лечение» диатеза ее дочери дорого обошлось, но у нее даже и мысли не возникало пойти в другую сторону — к священнику. Таблетки, заговоры, заряженные талисманы — это зримо и понятно, а причем тут священник? Поэтому пришлось мне беседовать с мамой не только о возрастных особенностях ее ребенка, но и обсудить, чем может помочь ей священник.
На приеме — юноша семнадцати лет, студент первого курса технического вуза, сам записался по поводу депрессии. Глаза тревожные, долго подбирает слова, чтобы описать свое состояние. Он постоянно слышит голос внутри себя, явно не свой внутренний, явно чужой. Голос постоянно пугает его, угрожает ему, пророчит всякие беды и напасти, злобно комментирует все происходящее, тянет прыгнуть из окна, с балкона.
Спрашиваю, давно ли у него это? Рассказал, что лет в шесть-семь он смотрел по телевизору фильм "Вий" (первый, еще советский, отечественный фильм ужасов) и внезапно почувствовал, как что-то ужасное вошло внутрь его. С тех пор постоянно ощущает присутствие кого-то страшного в себе, боится его, сопротивляется ему и очень изматывается в этом сопротивлении. Заметил, что, когда подходит к иконам, внутри звучит грязная брань. Мама растила его одна, работает на рынке, знает различные заговоры и к церкви относится очень негативно. Юноша обращался к врачам, но после приема выписанных ему таблеток внутренний голос только усиливался, его внушениям труднее было сопротивляться. Очевидно было, что этому юноше необходима помощь прежде всего церковных таинств: исповеди, причастия, соборования, возможно и отчитки. Но конкретно что-то рекомендовать мог только священник, к которому я и посоветовала обратиться этому юноше.
Редкий случай, когда с ребенком пришли оба родителя. Учителя просят перевести мальчика (ему одиннадцать лет) в другую школу. Причина: в его присутствии постоянно что-то происходит, все ломается, горит, дети калечатся. Последний случай: во время драки с другим мальчиком у того загорелись волосы.
Родители подавлены, они устали постоянно одаривать всех пострадавших и, похоже, сами побаиваются своего ребенка.
На мой вопрос, с чем это может быть связано, отец, смущаясь, стал рассказывать, что несколько лет назад он работал водителем у колдуньи. Он часто привозил ее на кладбище по ночам, где она ходила на свежие могилы и что-то там делала. Он говорит, что чувствовал, что добром для него это не кончится, и видит свою вину в том, что происходит с сыном. Мы с родителями обсудили все, чем я могла им помочь, но основная помощь опять же могла им прийти только от батюшки в храме.
Родители, не мешкая, обратились к священнику, сразу же всем семейством окрестились и даже венчались. Необходимость в беседах с психологом отпала сама собой.

Вопрос: Сейчас появилось много браков с иностранцами, при этом статистика разводов имеет тенденцию к увеличению, что Вы можете сказать об этом?

Ответ: Чтобы понять, хорошо ли выходить замуж за иностранца, надо посмотреть, как складывались семьи у нас в России, скажем, до 1917 года. Как правило, крепкие семьи создавались внутри сословий, межсословные браки не приветствовались и законом, и общественным мнением. Тогда появилось понятие "неравный брак", означающее, прежде всего различие в сословной принадлежности.
Как женятся сейчас? Молодые люди встретились, например, в институте (это создает иллюзию равенства социального положения), полюбили друг друга и решили создать семью. Допустим, он из семьи военных, она — из семьи директора магазина.
Проблемы начинаются с первых дней совместной жизни и сводятся к самым банальным бытовым мелочам, к которым в исходных семьях воспитано различное отношение. Мелочи эти постоянно раздражают и в итоге разрушают семью (так называемое "несходство характеров").
Исторически в Москве следы компактного проживания различных сословий сохранили названия улиц: Кузнецкий мост, Мясницкая, Сыромятники, Кожевнический пер., Котельническая набережная и др. Итак, история показала, что внутрисословные браки крепче межсословных браков, в которых возникает в связи с неравенством позиции (жизненных ценностей) система напряжения.
Разводящиеся супруги чаще всего в качестве причины развода указывают пресловутое "несходство характеров" — за которым стоит не только межсословное неравенство, но и межкультурные (этнические), конфессиональные (религиозно-культурные) различия, и теперь все чаще — большие возрастные различия. И каждое из них задает свою систему напряжения.
Понятно, что чем меньше систем напряжения, тем легче выжить семье.
Неплохо бы молодым ребятам и девушкам постараться понять, что в мире действуют не только физические, химические, математические, юридические законы, но и социальные, психологические и духовные законы. Жить, не обращая на это внимания, то же, что плыть против течения или плевать против ветра.
Кто такой иностранец? Это человек из другой культуры, чаще всего — другой конфессии, другого сословия, часто и другого возраста. Сколько систем напряжения при этом возникает, как будут реально складываться отношения в молодой семье и стоит ли строить семью с данным человеком или уклониться и ждать другого, подскажут родители, психолог и священник, но ни в коем случае не друзья такого же возраста и уровня социального опыта.
Чем меньше молодежь будет слушать советов родителей, тем больше будет работы у юристов и психологов. Только наделав кучу ошибок, оказавшись на пепелище, молодые с горечью говорят: "А ведь мама меня предупреждала!". Это тем более горько, что дети, как правило, повторяют ошибки родителей, а родители видят это, пытаются помочь детям, но те их, к сожалению, не слышат.

На снимке: обложка видеофильма "Вий".

Людмила Ермакова
психолог, г. Москва.
25.03.2005
Дата: 25 марта 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru