Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«С Патриархом Никоном закончилась Святая Русь»

Интервью с доцентом Дипломатической академии МИД России, составителем книги "Патриарх Никон. Труды" Вильямом Шмидтом.


Яркий доклад на секционном заседании конференции «Православная цивилизация» произнес кандидат философских наук, доцент Дипломатической академии МИД России, советник I класса Вильям (в крещении Виктор) Владимирович Шмидт. Недавно им осуществлен масштабный проект — издана книга «Патриарх Никон. Труды». Это и определило тему нашей беседы.

— Ни в коем случае нельзя связывать гонение на старообрядцев с именем Патриарха Никона, — говорит Вильям Шмидт. — Это заблуждение старообрядцев. Патриарх Никон был снят с Патриаршества и находился в заточении пятнадцать лет. Лишь через год после его кончины начинается преследование старообрядцев за их недовольство политикой государства. И светская власть начала за это противостояние их гнать. В отношении к своему народу такое жесткое преследование со стороны государства было неадекватно. Затем в этом процессе оголтелости и уничтожения своего народа дошли до тех степеней, когда, наконец, одумались: сколько можно?! И стали разбираться: кого же они, собственно, гонят? Оказалось, гонят тех людей, которые крестятся двумя перстами. А раз так, то, значит, Патриарх Никон во всем виноват, ведь при нем было введено троеперстие! Так получилось, что в массовом сознании сосланный Патриарх оказался «виновен» в расколе!
Патриарх Никон ничего нового не вносил в церковную жизнь, он возвращался к святоотеческой традиции Восточной Церкви. В XVII веке культура претерпевала ментальные изменения — менялся строй языка, появлялась грамматика, музыка, поэтика… Знаменное пение было синтетическим исполнением, где слово изображалось, а над этим текстом указывались знаки («знамена») для музыки, которые задавали тон и расстанавливали смыслы, учили, как правильно акцентировать этот текст. В этот момент происходит отделение интонирования от смысловой части. Появляется текст, который требует грамматики, филологии… Раньше текст был единый, идущий сплошняком, а в середине XVII века текст дробится, появляются пробелы между словами, становятся необходимы понятия о грамматике, о частях речи. Реформы не было, а был поступательный процесс становления культуры. Но для религиозного человека, живущего в определенной системе ценностей и желающего свою систему ценностей сохранить, этот процесс всегда воспринимается как утрата. Символьная культура переходила к знаковой, и это многие поняли как нисхождение «золотого века» к более низкому. Каждый из нас доволен порождениями своей культуры, потому что мы здесь и сейчас создаем ценности. Эти ценности отличны от ценностей другого сознания… Не было реформы Никона! Был естественный процесс, который нельзя остановить. «Книжная справа» стала неизбежна, когда единый слитный текст начинает разделяться на отдельные слова! Европа к тому времени уже прошла этот путь, мы же только начинали. Мы взрослели вместе с культурой. И то, что сделал Патриарх Никон, в любом случае произошло бы.
Желание старообрядцев хранить то, что имеется, — это нормальное желание. Об этом же говорил и Святитель Филарет (Дроздов). Когда сейчас заходит речь о переводе Библии на современный язык или же уточнении (и исправлении!) синодального перевода Библии, где немало ошибок, встает та же задача: сохранение содержательной части слова. Мы должны не форму сохранить (грамматика может меняться — это неизбежный процесс!), но сохранить смысл — это сверхзадача всякой культуры.
Нам надо учиться отношению старообрядцев к своей вере, их ревности к вере отцов. Но их отношению к культуре мы учиться не должны. Старо-обрядцы консервируют культуру, они считают «поврежденной» любую динамично живущую, развивающуюся культуру. Они охраняют букву, но ведь буква меняется вместе с жизнью. Нужно сохранять содержание, а не форму. Но старообрядческая традиция старается сохранить именно форму. Да, мы тоже должны относиться ревностно и к форме. Потому что форма создает условия жизни. Как можно не хранить, например, форму семейных отношений? Но нужно не забывать о взаимодействии формы с содержанием. Да и что, собственно, такого старообрядцы сохранили? Да, у старо-обрядческой культуры есть свои достижения, но их нельзя даже близко сравнить с достижениями культуры в Русской Православной Церкви!
В 2001 году в Центральном историческом музее проходила выставка, посвященная Патриарху Никону. И там были представлены также фигуры тех, с кем он полемизировал. И что же показала выставка? Их просто невозможно сопоставить! Протопоп Аввакум и Патриарх Никон: как их сравнить? Несмиренный священник, который впал в гордыню и был за это запрещен в служении, с одной стороны, а с другой — Патриарх Никон, который всего за шесть лет своего Патриаршества создал целую эпоху! Наследие протопопа Аввакума по-своему интересно, но масштаб тут совершенно разный.
С Патриархом Никоном закончилась Святая Русь — она вместе с ним уходила в изгнание.
Значение построенного Патриархом Никоном монастыря Нового Иерусалима в Подмосковье — предмирно. Раньше на Руси строились храмы Софии Премудрости Божией, потому что стояли задачи централизации государства. Храмы Софии, устанавливаясь где-то, освящали собой территорию и организовали все духовные потоки и энергии, объединяли и гражданские связи, и материальные ресурсы. Киевская Русь, Новгородская, Литовская Русь (в Полоцке было три храма Софии!)… А на Московской Руси Софийских храмов не было. Здесь, в Третьем Риме, устраивается Новый Иерусалим — это уже последняя ступень к Граду Небесному…
Новый Иерусалим до сих пор находится в трагическом состоянии запустения. Человек приехал в день памяти Патриарха Никона в три часа дня — и он не может поклониться гробнице Патриарха, потому что закрыто. Не всегда паломник может поклониться Гробу Господню!.. В 1995 году Новый Иерусалим передан Русской Православной Церкви, но сделано до сих пор еще очень мало.
Монастырь Нового Иерусалима есть икона Святой Земли. Конечно, это не то место, где физически пребывал во время земной жизни Господь Иисус Христос. Но для религиозного человека это не важно: Христос с нами здесь и сейчас… И в Новом Иерусалиме многие паломники молитвенно переживают те же ощущения, какие переживают паломники в Иерусалиме палестинском.

См. также

Записал Антон Жоголев
22.09.2006
Дата: 22 сентября 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru