Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Вместе, но врозь

Письмо католички — читательницы «Благовеста» и ответ редактора Православной газеты.


Письмо католички — читательницы «Благовеста» и ответ редактора Православной газеты.

«Мы вместе с вами следуем за Спасителем…»
Здравствуйте, Антон Евгеньевич!
С любовью и уважением к Вам обращается прихожанка Римско-католической церкви из Калининградской области.
С интересом и вниманием читаю «Благовест» уже три года.
Я не буду перечислять все номера, где были брошены камни в адрес католиков.
Остановлюсь на некоторых моментах. Когда я увидела первую колкость — насторожилась. Затем обратила внимание на фамилию автора, и далее — просто уже знала, что если встречу негатив в адрес католиков — автором будет точно Жоголев. Это уже потом я уточнила, что Вы — редактор этой газеты.
Ответственное это дело, и не только перед людьми…
Вот так я полюбила Вашу газету, и любопытство увидеть очередную критику в следующем номере привело меня к постоянному чтению «Благовеста».
Так что иногда действительно — «нет худа без добра».
№ 13 от 2005 года… Ну зачем такие грубые эмоции в статье о русском кладбище в Праге?! Ведь Вы рассказывали в ней совершенно о другом, и вдруг такие страшные слова о католической части кладбища: «Там было тревожно, уныло и тяжело. Вот уж где смерть торжествует! И почему-то так мало надежд здесь на воскресение».
Зачем же так оскорблять чувства верующих?!
Несколько лет назад не стало моей 72-летней мамы, которая пять месяцев была прикована к постели, но в руках у нее всегда был розарий (четки). Она молилась, к ней приходил каждое воскресенье священник исповедовать и причащать.
Мама вспоминала, как в детстве каждое воскресенье со взрослыми ходила пешком в храм под Вильнюсом за 40 километров от дома, где отец пел в хоре, как в большие церковные праздники они на коленях несколько раз обходили по кругу огромный храм…
Через свои страдания и молитвы незадолго до кончины она смогла простить человека, которого недолюбливала долгий период своей жизни.
А ведь «прощение возвращает Рай», как Вы пишете в «Благовесте».
На могиле моей мамы есть крестик на надгробной плите и надпись: «Иисус, уповаю на Тебя». Мы молимся за нее — и у нас есть надежда на победу над смертью, на воскресение.
В духовной газете нельзя разжигать в душах читателей презрение, обиды — ведь это Ваши личные эмоции, уважаемый Антон Евгеньевич. А эмоции нередко мешают объективному восприятию.
Есть ли смысл занимать газетные полосы безполезной критикой другой Церкви?!
А если в Вашем сердце по каким-либо причинам запечатлелась неприятная встреча с католиками, от имени всех католиков прошу Вас, если можно, простить нас.
Мы часто молимся в наших храмах за Православных, молились и за Вас, Антон Евгеньевич, и за Вашу чудесную газету, несущую в большинстве своем добро, духовное просвещение, своевременные полезные комментарии. Не будем же давать волю своим эмоциям настолько, чтобы они заслонили от нас самое главное — спасительную Любовь Христа.
Читая Вашу газету, я вижу, что духовные проблемы и у Православных, и у католиков одинаковые. Среди и тех, и других Христиан немало таких, которые считают себя верующими, но в храм ходят лишь изредка: поставить свечку или освятить яйца и куличи, не утруждая себя обязанностями большими.
№ 6 от 2005 года, статья «Православие в Польше». Порадовалась за Польшу; уроки религии ведут в школах и католические, и Православные священники. Это пример для России. Насторожил ответ на вопрос «какие у вас отношения с католиками?», который начинается так: «Как ни странно это звучит, католики оказали определенное положительное влияние на общую религиозную ситуацию в нашей стране».
Что же тут странного?! Католики очень толерантно относятся к другим, и ведь именно их опыт духовной работы позволяет и Православным в Польше уверенно работать в школах, чего не скажешь о России, где введение в школах Основ Православной культуры лишает права выбора и вынуждает приспосабливаться семьям других вероисповеданий, чтобы не запутать своих детей.
Работаю я в окружении Православных непрактикующих коллег и часто из очередного номера «Благовеста» что-нибудь им рассказываю или зачитываю, а то и ксерокопирую, чтобы раздать желающим наиболее важную информацию, доступную для понимания непрактикующих, но причисляющих себя к Православию людей.
Муж мой крещен был на Смоленщине в Православном храме, корни его генеалогического древа смешанные: бабушка по отцу была полька, католичка, по маме — русские, Православные.
Я же — русскоязычная чистокровная полька; крестили меня в Литве, под Вильнюсом, в католической церкви в 1964 году. Моих племянниц и других родственников крестил в 1978-79 годах приезжавший в нашу область из Литвы к моей бабушке католический священник. В эти годы, как и в большинстве случаев в СССР, Таинство Крещения проходило действительно тайно, по домам верующих. Благодаря нашим бабушкам и мамам сохранялись церковные традиции, запоминались молитвы.
С детства я слышала, как моя мама читала на польском языке «Верую», «Отче наш», «Радуйся, Мария…» (в Православной традиции — «Богородице Дево, радуйся»).
Следом научилась и я, а за мной и моя дочь, 1986 года рождения, которую мы возили крестить в Вильнюс в католическую церковь святого Архангела Рафаила.
Сейчас мы молимся и на польском языке, и на русском.
Наша область наполнялась после окончания Великой Отечественной войны переселенцами из разных республик СССР, мои родители приехали из Беларуси, поэтому неверно было бы сказать, что какая-либо из конфессий должна иметь здесь привилегированное положение, наша область по сравнению с другой частью России особенно многоконфессиональная.
Дорогие наши Православные братья и сестры во Христе, будьте уверены: мы вместе с вами следуем за Спасителем нашим Иисусом Христом. Как же мы будем противостоять дьявольским козням, если станем ссориться и разделяться?!
Мнение о другой Церкви Православные чаще всего строят не на собственном опыте, а слышат из уст своих проповедников и духовных наставников, а также черпают информацию из газет… Но ведь некоторые Православные, выражая довольно грубое и нетерпимое мнение о Католической церкви, не имеют возможности личного сравнения: например, Православной и католической Литургии, Крещения, венчания в Православном и католическом храме и т.д.
Где же наша веротерпимость?
А не гордыня ли это? Ведь чтобы отрицать или принимать, нужно увидеть и убедиться на собственном опыте.
В Евангелии от Марка (Мк. 9, 33-34) сказано: Иисус «пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их (Апостолов — Е.Ш.): о чем дорогою рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше».
Не похоже ли это на взаимоотношения наших Церквей?..
Я обычная, рядовая мирянка, сердцем желающая мира и взаимопонимания между Церквями, которые призваны скорее дополнять друг друга, нежели противостоять.
Что бы ни было, мы (моя семья, друзья — Православные и католики) будем молиться за согласие между нашими Церквями.
Горе часто сближает и объединяет людей. Так какая же всемирная катастрофа должна еще произойти, чтобы Православные доброжелательно, искренне и сердечно взглянули на католиков, братьев своих во Христе?! Хотя по большому счету, как принято говорить, «простые люди» — и Православные, и католики, живущие бок о бок друг с другом, зная друг друга, нормально и уважительно относятся к традициям других.
Еще раз уместно сказать об изучении Основ Православной культуры. «Дети должны знать свои истоки, а история России неотделима от Православия! Это культура русского народа!» — написано в Вашей газете (№ 6, 2006 г.).
Безусловно, важное и правильное суждение, но при этом надо помнить о нескольких процентах учащихся, не исповедующих Православие, не имеющих русских корней. Вы ведь не предлагаете нам выехать из России или насильно принять Православие? При всем моем уважении к Православным я хочу оставаться верной своим традициям, у меня тоже есть своя история, свои корни.
…В 1993 году, искренне желая исповеди и венчания, не зная еще тогда о существовании действующей католической часовни в Калининграде, я была готова «перейти в Православие», как я тогда выражалась.
В желании «пригласить» Бога в нашу семью мы с мужем объездили Калининград в поисках любого священника, готового нас повенчать, но не встретили понимания и поддержки. Пообщаться удалось с двумя священниками и одной прихожанкой Православной церкви, в результате чего нас отбросило от этой цели на долгих девять лет.
За это время я немного поучилась в католическом колледже, побывала несколько раз в Польше в Ченстохово, у чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери, слушала поздравления Православных священников, приглашаемых в нашу организацию во время профессиональных праздников, молилась, как могла, прося Иисуса войти в мое сердце и изменить меня согласно Воле Божией.
И Господь услышал — я встретила замечательных священников (католических),   побывала еще раз в паломничестве в Ченстохово, где в автобусе в течение длительного переезда забрасывала священника сотнями вопросов и получала наконец-то долгожданные ответы! Как будто новые силы влились в меня после этого паломничества.
Через два года после длительной подготовки мы с мужем повенчались в католической церкви, дочь приступила к первому Причастию (последнее для меня было особенно важно).
Муж не менял вероисповедания, остался Православным — у нас это допускается; ходит исповедоваться и причащаться в Православную церковь, а каждое воскресенье вот уже на протяжении пяти лет всей семьей мы посещаем мессы в католической церкви, слушая и насыщаясь Словом Божьим, стараясь исполнять Заповеди и наставления священников.
Ваш «Благовест» мы с мужем вместе активно читаем; мы не противоборствуем — мы сосуществуем, все время учимся любить друг друга, как Христос возлюбил нас.
При прочтении последующих номеров мне вновь захочется дать почитать что-либо из «Благовеста» Православным, с которыми я общаюсь. И не хотелось бы при этом видеть себя как католичку в искаженном свете.
Поверьте, мы умеем радоваться за вас! Наши священники во время месс напоминают нам о том, чтобы мы не забыли поздравить братьев наших Православных во время ваших праздников, так как они разделены у нас по времени.
У нас даже есть такая традиция: неделя молитв о единстве Христиан.
Простите, что не получилось коротко, ведь я вынашивала желание написать Вам около двух лет; боялась обидеть своими эмоциями, поэтому долго не решалась, но, получив благословение от духовного наставника с напоминанием «писать только с любовью», решилась все же посвятить свои выходные дни этому важному для меня делу.
С любовью и молитвой о Вас
Елена Шевальская, пос. Отважное Багратионовского района
Калининградской области

«Мы разные, но это не повод для вражды»
Здравствуйте, Елена!
Благодарю Вас за искренность, за внимание к нашей газете. Поверьте, все, что прочтете Вы ниже, ни в коем случае не написано с целью обидеть Вас.
Сразу приношу извинения за свою фразу в статье про кладбище в Праге, которая Вас так огорчила. Здесь Вы правы, Православный журналист не должен выносить на страницы газеты свои сиюминутные эмоции…
Но чтобы нам лучше понять друг друга, сразу объясню, что для Православного человека Ваши слова про «другую Церковь», про «две Церкви» звучат абсурдно. Ибо Церковь Одна — Святая, Соборная и Апостольская. И другой нет! Вот почему, во избежание путаницы, мы в словосочетании «Римско-католическая церковь» последнее слово пишем с маленькой буквы. Именно Православная Церковь является подлинной Церковью (с большой буквы), Телом Христовым, католицизм же, при всем уважении ко всем искренне верующим католикам, для нас лишь конфессия, пусть даже и самая крупная, пусть даже и близкая к нам, но никак не Церковь в духовном значении этого слова. Это для нас принципиальный вопрос. И тут мы уступить не можем, не погрешив против Истины.
Но обратите внимание на то, что за целых три года Вы сумели обнаружить в газете лишь несколько случайно брошенных негативных, как Вы пишете, слов о католиках. Тогда как в Вашем же письме приводится гораздо больше наших доброжелательных отзывов о них (мы эту часть письма опустили за неимением места). Наша газета — Православная, и хотя нам очень приятно, что Вы, верующая католичка, давно и с интересом читаете «Благовест», все же предназначена она в первую очередь для Православных верующих. И то, что иногда может не нравиться Вам, вполне спокойно воспринимается Православными. Хотя, подчеркиваю, мы никогда не ставили перед собой целью бороться с католиками, оскорблять ваши религиозные чувства, как-то «задевать» и проч. Во-первых, потому, что уважаем любые искренние убеждения (пусть даже и не близкие нам), во-вторых, мы заинтересованы в нормальных, доброжелательных отношениях со всеми людьми, и конечно же, с католиками, разделяющими с нами веру в Христа Спасителя. Но эта наша искренняя расположенность к людям, исповедующим католицизм, не распространяется на область догматики, и мы решительно выступаем против экуменизма, в какие бы красивые обертки не рядилось это опасное духовное явление. И если нам для свидетельства об истине Православия приходится иногда говорить о каких-то заблуждениях Римско-католической церкви, пожалуйста, будьте терпимы к этому. Поверьте, что пишется это не для того, чтобы кого-то оскорбить, а с единственной целью — служения Истине.
Вас возмущает не слишком удачная постановка вопроса о взаимоотношениях Православных с католиками в Польше. Но я бы мог напомнить Вам, что совсем недавно, в середине XX века, на Вашей исторической родине, в Польше, многие Православные были или насильно окатоличены, или лишены храмов и долгое время находились на положении изгоев в собственном отечестве. Это сейчас, в новых условиях, римский католицизм занял толерантную позицию и призывает всех к миру и единению. Но еще недавно из Ватикана звучала совсем иная риторика. Да что там слова: были ведь и дела… Вспомним недавний разгром Православных епархий на Западной Украине, когда униаты выгоняли Православных из их намоленных веками храмов, порой избивали верующих — ваших, как Вы пишете, братьев во Христе. Говорю это не из злопамятства и, конечно, не из желания какого-то «реванша».
Волею Божией Вы живете в России, в Православной стране, и Вам приходится каждый день соприкасаться с Православной культурой в тех или иных ее проявлениях. Жить среди другого народа означает в чем-то разделить с ним его судьбу. И потому Вам ли не быть заинтересованной в том, чтобы судьба русского народа была благополучной? Так почему же такое раздражение вызывает у Вас введение в школах Калининграда предмета «Основы Православной культуры»? Ведь будущее страны зависит от того, что мы вложим в души нашим детям… Или Вашим детям и внукам предстоит жить в Польше или Литве? А ведь Калининград — часть России, и теперь уже неотъемлемая ее часть. И может быть, Ваши дети или внуки, лучше узнав Православную культуру, осознанно сделают свой выбор, где им жить и в какой храм ходить. Ведь Вы сами пишете, что нельзя выбирать, не зная. А семья у Вас смешанная, ведь муж Ваш милостью Божией остался Православным…   
Вы вот с удовлетворением пишете, что муж вместе с Вами посещает католические мессы, и понять Вашу радость, наверное, можно. Но не разделить ее с вами! Ведь Ваш супруг не отказался от Православной Церкви, а значит, и все установления Ее имеют над ним прежнюю силу. А одно из таких установлений гласит, что за совместную молитву с католиками (и другими неправославными) следуют строгие прещения. И не нам с Вами отменять то, что Святой Дух изрек устами подвижников веры. А Ваша неудача в попытке «принять Православие» произошла, скорее всего, потому, что Вами двигало не искреннее желание, не убежденность в апостольской чистоте нашей веры, а лишь вызванное житейской ситуацией желание укрепить свою семейную жизнь. Но этого все же оказалось недостаточно для того, чтобы сделать главный в своей жизни выбор…
Православных с католиками равно волнуют наступление нового «цивилизованного» безбожия, растления во всех его видах, другие страшные гримасы времени. И здесь нам нужно спешить друг другу на помощь: вместе укреплять в обществе нравственность, чтобы не подвергались абортам, а рождались все зачатые дети, чтобы ни клонирование, ни эвтаназия не стали узаконенными нормами нашей жизни… Но значительная часть нашего общества, сегодня называющего себя Православным во многом лишь по своим корням, была насильно отторгнута от своей веры. И без каких-то особенных, даже в чем-то чрезвычайных мер вернуть соотечественникам отнятое у них «комиссарами в пыльных шлемах» духовное богатство будет очень сложно. Православный предмет в наших школах необходим, чтобы вернуть русских людей ко Христу. Этот предмет не направлен против тех, кто исповедует другие конфессии и религии. Но нельзя во имя пресловутой «толерантности» лишать возможности изучать родную культуру самый многочисленный народ России — русский. Уважать чужие традиции и веру сможет лишь тот человек, который уважает свои веру и традиции. Как бы ни был «многоконфессионален» Калининград, Православные в нем составляют подавляющее большинство, и попытка под надуманными предлогами лишить нас возможности изучать свою веру и свою культуру не улучшат взаимоотношений Православных с католиками. Тем более что ваши духовные лидеры не возражают против введения этого предмета в российских школах.
Вы упомянули о Ченстоховской иконе Божией Матери, к которой столь «благодатно» паломничали. А знаете ли Вы, что некая госпожа Сизова под влиянием своих прелестных «видений» совсем еще недавно призывала не католиков, а Православных служить молебны этой самой католической иконе на Красной площади русской столицы? И одновременно с этим страну наводнили безплатно раздаваемые оттиски именно с этой иконы, по разным газетам прокатилась волна католической пропаганды. Значит, планы «объединить» нас на основе подчинения Ватикану все еще не остались в прошлом. Хотя и приняли иную, соответствующую новым реалиям, форму. Вот почему иногда Православные проявляют настороженность в общении с католиками.
Никакой личной неприязни к католикам у меня нет. Живу я в Самаре, где надо немало потрудиться, чтобы отыскать практикующего (Ваша терминология) католика. Но я бывал в католических странах и помню, с каким дружелюбием, радушием нас там принимали. Правда, помню я и другое: оскверняемую (простите, другого слова я не сумел подобрать) кощунниками-авангардистами (кубистами, сюрреалистами и прочими «…истами») католическую базилику на Святой Земле, в Назарете — городе, где провел Свои детские годы Господь Иисус Христос. Встреча вот с таким католицизмом ничего, кроме жалости и огорчения, не вызывает. К счастью, довелось мне увидеть и другие католические храмы, где такого кощунства, конечно же, не найти… Пишу это лишь для того, чтобы подчеркнуть: в современном глобальном мире, хотим мы того или не хотим, взаимопроникновение народов и культур все усиливается. И Православные верующие заинтересованы видеть католиков не бренчащими на гитарах во время месс и не расписывающими костелы отталкивающими рисунками, а доброжелательными, консервативными, несущими в мир положительные традиционные ценности. И судя по вашему письму, именно таким человеком Вы являетесь. А это значит, что мы всегда сумеем понять друг друга.
Желаю Вам и дальше оставаться нашим благосклонным читателем. Желаю Вашей семье духовного мира — без насилия над совестью каждого из ее членов. Но пытаться не замечать трещину между нами, которая за тысячу лет превратилась едва ли не в пропасть — путь неперспективный, ошибочный. Мы разные, нас многое разделяет, и стоит ли делать вид, что это не так? Но и объединяет нас тоже многое. Достаточно для того, чтобы искренне протянуть друг другу руки — не сжатые в кулаки, а открытые для приветствия.
С уважением
Антон Жоголев.

На снимках: Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело, Собор Святого Петра в Риме; «Лжедмитрий обещает иезуитам окатоличить Русь» — картина из собрания Саратовской картинной галереи им. А.Н. Радищева.

03.11.2006
869
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru