Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Под покровом Божьей Матери

"У отца Николая есть то, что необходимо священнику — доброта, уравновешенность и твердая вера, которую он способен донести до сердец прихожан".


Собор во имя Покрова Божьей Матери — главный Православный храм Самары и всей Самарской епархии. Этот дом молитвы полон людей и в праздники, и в будни. Но даже после многочасовых Богослужений многие специально задерживаются, чтобы услышать поучения ключаря храма протоиерея Николая Одинаркина. Плотного, кряжистого человека с тронутой сединой окладистой бородой, который просто и доступно разъясняет прихожанам основы Православного вероучения. Обычно в это время он обращается к пастве с обнаженной головой. Хотя в ходе церковной службы имеет право носить не только фиолетовую камилавку или простую скуфью -повседневный головной убор священника, но и богато украшенную митру. То есть священный головной убор архиереев и архимандритов, не так давно дарованный ему в знак признания заслуг перед Русской Православной Церковью. Тем самым митрофорный протоиерей Николай Одинаркин подчеркивает свое уважение к людям, пришедшим в Дом Господень.

Настоятелем Покровского кафедрального собора является сам Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Ключарь собора протоиерей Николай Одинаркин — его правая рука, второе лицо в этом главном храме епархии. Почти 7 лет тому назад принял он этот ответственный церковный пост. Ключарь отвечает за благочиние, т.е. собственно за Богослужение в храме. В кафедральном соборе служит 7 священников. Обязанности — послушания между ними как раз и распределяет старший священнослужитель главного епархиального храма отец Николай.
Нетрудно заметить, что многие прихожане из паствы Покровского собора стремятся исповедаться и причаститься Святых Таин именно у отца Николая. В этом проявление особого доверия и душевного расположения людей к нему (признаюсь, я также стараюсь исповедаться у отца Николая. Для меня, как и для многих, покаяться в совершенных прегрешениях легче у протоиерея Николая Одинаркина: будто перед родным отцом раскрываю перед ним душу и прошу у него святых молитв...).
Недавно удалось узнать, как Божьим Провидением была определена судьба отца Николая. Рассказал об этом один из его верных друзей с самого детства — Евгений Владимирович Авдюшкин, многолетний регент архиерейского хора в Покровском кафедральном соборе, после ухода на пенсию возглавивший хор Кирилло-Мефодиевского храма г. Самары.
Оказывается, с Покровским собором для нынешнего его ключаря и хранителя связана практически вся его жизнь. Здесь в мае 1941 года, сразу после рождения, был крещен младший сын куйбышевского рабочего Тимофея Ефимовича Одинаркина. Правда, привели в этот храм родители Колю только в 8 лет. Как и в школу. До этого мать его, Татьяна Осиповна, очень религиозная женщина, сама учила младшего сына молитвам. Идущая от сердца материнская наука сделала для него дом Божьей молитвы — его вторым родным домом. В 12 лет мальчик уже надел белоснежный стихарь причетника и встал в алтаре. Прислуживал пономарем, читал и пел на клиросе.
— Был в то время у нас в соборе протодиаконом старец Антоний Мавринский, — рассказывает Евгений Авдюшкин. — У него сын на фронте погиб. Жил он один и брал ребят на воспитание. Присмотрел и нас с Колей Одинаркиным и Славой Чернышовым (он сейчас служит протодиаконом в Туле). Пригласил прислуживать псаломщиками, помогать на архиерейских службах. А через пару лет он и вовсе сказал Николаю — "Иди ко мне жить". Уговорил его родителей — и Коля четыре года, вплоть до совершеннолетия, жил в доме у старца...
Время хрущевской "оттепели" для Русской Православной Церкви было тяжелым периодом гонений, закрытия храмов, установления полного контроля атеистических властей над церковной жизнью. Видимо поэтому старец Антоний не хотел, чтобы его воспитанники выбирали трудную стезю церковного служения. Немногие из них пошли в духовенство — после институтов и военных училищ стали инженерами и офицерами... А Николай Одинаркин с Евгением Авдюшкиным попросили рекомендацию у тогдашнего куйбышевского Владыки — Епископа Митрофана — и в 1959 году поступили в Московскую семинарию.
— Учились мы с ним в одной группе, вместе приезжали в Куйбышев на каникулы, — вспоминал Евгений Владимирович. — Ходили в гости к своему наставнику протодиакону Антонию, на службу — в наш родной Покровский собор... По всему похоже, Божий промысел определил Николаю служить именно в Покровском соборе. В семинарии мы учились, — там наш семинарский храм был во имя Покрова Божьей Матери. После окончания учебы он в городе Спасске-Дальнем служил срочную в армии — и там тоже храм Покрова был... То есть, куда он ни приткнется — везде над ним Покров Божьей Матери. Видать такова судьба...
Обучались Николай Одинаркин и Евгений Авдюшкин вместе с талантливыми людьми. Только из одной их группы сейчас четверо выпускников Московской семинарии начала 60-х служат Владыками Русской Православной Церкви. Юрий Карпухин — сейчас Епископ Астраханский и Енотаевский Иона, Николай Тимофеев — Архиепископ Саратовский и Вольский Александр, с Дальнего Востока приехал Борис Пушкарь — сегодня Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, а Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф был в миру семинаристом Яковом Чепелем... Хорошие, видать, были учителя и добрые духовные наставники у московских семинаристов.
Не оставляли без внимания и окормления их и куйбышевские архиереи. Сам отец Николай до сих пор хорошо помнит, как увидел впервые в Сергиевом Посаде Владыку Мануила (Лемешевского). Он тогда еще не митрополитом, а архиепископом был. Владыка приехал в Лавру поклониться Преподобному Сергию Радонежскому. Благословил куйбышевских семинаристов. Николая Владыка долго благословлял, а потом уже по приезду в Куйбышев его добрым отеческим словом поучал... Правда, рукоположил Николая в сан диакона уже Владыка Иоанн (Снычев). Было это в 1967 году. Возвратился Николай Одинаркин из армии, женился осенью на девице Галине, которая его три года ждала, а накануне нового 1968 года новый Епископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн дал ему "путевку" на служение на церковном поприще.
Отец Николай самым добрым словом вспоминает свою совместную службу с будущим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским:
— С Владыкой Иоанном мы много ездили по России. Во всех монастырях с ним побывали. Был он скромный, отзывчивый. Народ его очень любил...
Евгений Авдюшкин во время армейской службы друга помогал хоронить его отца — Тимофея Ефимовича. Евгения в армию не призвали по состоянию здоровья. А рукополагаться в сан священнослужителя выпускнику семинарии не разрешил областной уполномоченный по делам Православной Церкви — за то, что Евгений решил жениться на студентке Куйбышевского педагогического института. А когда за любовь к "будущему попу" воинствующие атеисты из КГПИ начали разбирать ее персональное дело, попытался защитить честь и достоинство девушки. В дискуссии с безбожниками друг Одинаркина, Евгений, победил, но ни диаконом, ни священником так и не стал. Вначале власти не допустили, а потом Владыка уговорил остаться регентом: мол, диакона я всегда найду, а хором руководить не каждый сможет. И пошли они дальше в церковном служении рука об руку, не пропуская практически ни одной службы.
К слову, когда Владыка Иоанн рукополагал 26-летнего Николая Одинаркина во диакона, у его близких родственников радости не было. Сестры его плакали, поскольку это было после празднования 50-летия Октябрьской революции, и ожидались гонения на Церковь и ссылки священнослужителей и их родных. Воспринималось это тогда, как тяжелый Крест за свою истовую приверженность Православной вере. Во диаконах Покровского собора отец Николай честно и беззаветно прослужил 17 лет. И хотел и дальше в этом чине оставаться — как когда-то заявил об этой своей мечте старцу Антонию Мавринскому. Но в 1985 году Архиепископ Иоанн рукоположил своего помощника в священники. И вот уже шестнадцатый год все требы в Покровском кафедральном соборе отец Николай совершает в сане иерея, а затем и протоиерея.
— У отца Николая есть то, что необходимо священнику — доброта, уравновешенность и твердая вера, которую он способен донести до сердец прихожан, — так отзывается о своем друге Евгений Владимирович Авдюшкин. — Вера в Бога — это строгое следование Его заветам. Прежде всего, любовь к ближнему своему. Вот эту любовь и неравнодушное отношение к болям и скорбям людей, этот нравственный настрой верующие чувствуют в нем и идут к нему... Есть у него молитвенная умиротворенность, внутренняя сила, что помогают ему найти и поддерживать невидимую духовную связь с молящимися...
Митрофорный протоиерей Николай Одинаркин — один из самых уважаемых и заслуженных самарских священников. Он из тех людей, на которых во многом держатся добрые традиции нашего духовенства, заложенные и развитые самарскими Владыками Русской Православной Церкви. 22 мая, в канун Праздника Вознесения Господня, в день Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, Высокопреосвященнейший Самарский Владыка, клирики и прихожане Покровского кафедрального собора поздравят отца Николая со славным юбилеем — 60-летием со дня рождения. Дай же, Господи, ему новых сил, добра и энергии для дальнейшего служения под Покровом Божьей Матери.

Андрей БОНДАРЕНКО

18.05.2001
Дата: 18 мая 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru