‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Осеннее богомолье

Записки паломника в Псково-Печерский монастырь.

Записки паломника в Псково-Печерский монастырь.


Автор статьи Алексей Самойленко в Псково-Печерском монастыре.

Рано утром 26 сентября прибыли мы с женой Натальей в Москву. Как и планировали заранее, первым делом отправились в старинный Новоспасский монастырь, где в это время как раз начиналась Литургия Пасхальным чином в честь праздника Воскресения Словущего. Этот праздник еще называют осенней Пасхой. Тогда мы, конечно, еще не могли предполагать, что всё наше путешествие станет для нас словно бы одной светлой осенней Пасхой. Помолившись у чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» и испросив у Царицы Небесной покровительства в предстоящем паломничестве, вечером того же дня на поезде «Москва - Псков» отбыли к главной своей цели - древнему Псково-Печерскому монастырю, где мы мечтали побывать еще двадцать лет назад. И вот наконец оказались как никогда близко к исполнению давней заветной мечты.

Милостью Божией дорога наша была мирной и спокойной, и уже утром следующего дня нас встречала монастырская гостиница, откуда буквально минут за десять спокойным шагом можно дойти до Святых врат обители. Первым, что увидели, открыв дверь в свой номер, была Казанская икона Божией Матери на стене, и это показалось мне совсем не случайным: многое в моей жизни связано именно с этим образом, и в первую очередь - Казанский кафедральный собор в Чите. Однако это, как говорится, уже совсем другая история, поэтому углубляться в детали здесь не буду. На столике в небольшом, но уютном нашем номере аккуратной стопочкой лежали кем-то заботливо приготовленные для путников молитвослов и несколько небольших духовных книг о подвижниках обители. Всё это как бы исподволь настраивало на нужный лад и придавало скромному гостиничному номеру особое духовное очарование.

Не задерживаясь в гостинице, мы поспешили в Михайловский собор - старались успеть на праздничную службу в день праздника Воздвижения Креста Господня, но застали уже ее окончание, когда братия монастыря выходила из собора с дружным пением «Спаси, Господи, люди Твоя...» Что и говорить, вид этого праздничного шествия десятков монахов был очень впечатляющим! Несколькими минутами позже из храма тихо вышел сопровождаемый келейником высокий седенький батюшка. Несколько человек из числа паломников (в том числе и мы с женой) поспешили к нему попросить благословения. Склонив голову, глазами я оказался как раз напротив наперсного креста с каменьями. Неизвестный мне старенький батюшка внимательно посмотрел на меня и вдруг с улыбкой довольно ощутимо шлепнул ладошкой по темечку: «Помоги Господи!» До этого дня так меня еще никто не благословлял, и это, пожалуй, стало первым моим сильным впечатлением в монастыре. У женщины, присевшей на скамеечке неподалеку, спросил: «Вы знаете, кто этот пожилой батюшка?» - «Как же! Это архимандрит Таврион, в свое время он был духовником всей обители. Теперь уже в преклонных летах, появляется в храме только по большим праздникам». Вот так при первых же своих шагах по монастырю мы встретились с одним из старейших его насельников…


Святые врата Псково-Печерского монастыря.

В этот же день удалось побывать и в известных всей России Богом зданных пещерах. На этом хотелось бы остановиться подробнее и совершить небольшой экскурс в историю.

В 1392 году крестьянином Иваном Дементьевым было случайно открыто устье пещеры, над которым оказалась начертана надпись «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура +5 °С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

Экскурсию по «дальним пещерам» проводил монах, которого благословили на это послушание. Все мы, паломники, с зажженными свечами в руках с благоговейным трепетом углубились в потаенные подземные галереи, сразу же ощутив там дыхание вечности. Еще бы - как рассказал наш сопровождающий, в стенах идущих от входа семи подземных «улиц» еще со времен Ливонской войны погребали «ратных людей» - защитников монастыря, также и паломников, и благочестивых мирян. Разумеется, иноки обители с давних пор и по сей день тоже находили здесь свое последнее пристанище. Монах подвел нас и к древним керамидам - надгробным плитам с надписями - за которыми покоится прах двух воинов-предков А.С. Пушкина. Оказывается, во времена седой старины они сражались за Святую Русь с непрошеными гостями - тевтонскими рыцарями. К слову сказать, в летописях монастыря сохранилась «ответная грамота» защитников монастыря иноплеменным захватчикам, где на их требование сдаться монахи и ратники единодушно ответили о своей решимости «и последнюю каплю крови последнего защитника пролить ради веры Православной и земли Отеческой». Так что сегодняшним защитникам России есть с кого брать пример. Вообще, в Псково-Печерском монастыре особенно ощущается неразрывная связь времен.

Подошли и к месту захоронения очень почитаемого в монастыре и далеко за его пределами старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В песчаной стене имеется небольшое «окно», через которое можно дотронуться до гроба известного подвижника, испросив его помощи и заступления. «Не у всех получается. Но попробуйте», - сказал наш экскурсовод, перед этим помазав каждого маслицем из неугасимой лампады у могилы старца. Не знаю, как у других, но у меня получилось - встав на колени, я дотянулся до гроба, который показался мне теплым.

В завершение экскурсии вернулись к самому входу в пещеры, где покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря Прозорливого и преподобной матери Вассы. Более всего запомнился рассказ монаха о преподобном Лазаре. Этот подвижник подвизался в монастыре во времена царствования Государя Александра I. Однажды Лазарь занемог и как будто бы умер. Насельники обители готовили его к погребению, как вдруг на 3-й день прозорливый Лазарь ожил. На все настойчивые расспросы братии о том, что видел он в загробном мире, преподобный неизменно отвечал только одно: «Смерть грешников люта...». После этого случая преподобный Лазарь удалился в затвор и прожил еще 16 лет, вкушая только святую воду и просфоры, да и то только три раза в неделю. По его блаженной кончине на теле почившего были найдены тяжелые чугунные вериги, к которым и сегодня можно приложиться у гробницы святого.

Посещением Богом зданных пещер закончился наш первый день в Псково-Печерском монастыре. Вышли оттуда с ощущением необыкновенной легкости и благодати, а уже на следующий день нас ждали новые впечатления и открытия.

Утром 28 сентября молились на Литургии в Михайловском соборе. Меня благословили читать записки об упокоении; их было очень много, но это «послушание» далось на удивление легко - мне показалось, что десятки (а то и сотни) православных имен я вычитал буквально за несколько минут. Подумалось, что за это время перед моим мысленным взором прошла немалая часть той, Небесной уже России - в записках были и священноначалие, и монахи, и воины, и младенцы... Старался не пропустить ни одного имени, каким бы сложным почерком ни было оно написано.


Спуск к Успенскому храму обители.

По окончании Литургии спустились к Успенскому храму монастыря, где находится главная святыня обители - сияющая позолотой древняя икона Успения Пресвятой Богородицы. Не единожды приложились к этому дивному образу, источавшему неземное благоухание, с молитвами о наших ближних и дальних. Записки на однодневные требы принимаются здесь за добровольное пожертвование; постарались записать всех близких - и ныне живущих, и уже ушедших в вечность.

После этого в ожидании времени, когда откроется доступ в келью архимандрита Иоанна (Крестьянкина), зашли в старинную часовенку со Святым источником внутри, построенную в 1911 году. Испили необыкновенно вкусной водицы с Креста и набрали с собой. Нужно заметить, что эта вода, издавна почитаемая как целебная, развозится отсюда во все концы Матушки-России. Каждые десять минут к часовенке подходил седовласый благообразный монах с четками, крестился и снова уходил куда-то в сторонку. Обратился к нему с просьбой: «Помолитесь о грешном рабе Божием Алексии». Монах подумал некоторое время, наклонился ко мне и сказал тихим проникновенным голосом только одну фразу: «Молитва споспешествует молящемуся». Мне тут же вспомнилось о том, что буквально несколько дней назад я с огорчением заметил, что в последнее время стал меньше молиться. В словах этого добросердечного монаха нашел для себя указание на то, что прежде самому надо усерднее молиться, а уже потом просить молитв у других.

К этому времени открылась для паломников келья отца Иоанна. Всем нам была дана возможность в благоговейной тишине посидеть на диванчике батюшки, где при жизни он принимал посетителей, после чего монах Арсений помазал нас маслицем и святой водой окропил, а потом за пазуху плеснул щедро. Говорит, так батюшка делал.

На выходе каждый мог взять несколько конфеток из огромного вазона и фотографию старца с его словами на обратной стороне (как благословение батюшки Иоанна). Здесь отмечу, что повсюду в монастыре (в иконных лавках, в гостинице, в трапезных) можно увидеть фотографии отца Иоанна в разные годы его жизни с наставлениями. Например, такими: «Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью». «Особенно ценно перед Богом не только покаяние словом и осознание греха, но покаяние делом - потерпеть скорби за прошлые свои беззакония». Прочитаешь любое из этих духовных напутствий и понимаешь - а ведь слова старца обращены не к какому-то абстрактному человеку, а именно к тебе...

На третий день нашего пребывания в святой обители осталось три часа времени, чтобы еще раз поклониться доступным святыням монастыря, а после этого пора уже было собираться в обратную дорогу (и это было единственным, что огорчало - очень уж не хотелось покидать светлую гостеприимную обитель, подарившую нам столько радости, новых знаний и благодати). Нельзя не сказать и о том, что все эти дни стояла чудесная погода. Местные жители в Печорах удивлялись: обычно в это время бывает холодно, идут безпрерывные дожди, а тут ни дать ни взять - настоящее бабье лето. Что ж, для кого-то эти последние сентябрьские деньки были только бабьим летом, а для нас с Наталией - словно осенней Пасхой…

Алексей Самойленко, г. Самара.

178
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
9
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru