Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Там, где был монастырь…

«Обязательно, слышите меня, обязательно надо восстановить этот храм!» — говорит Софья Поликарповна Бортник, старшая из прямых потомков славного купеческого рода Шихобаловых.


Софья Бортник старшая из прямых потомков рода купцов Шихобаловых.

Софье Поликарповне Бортник сейчас 87 лет. Не только в Самаре, но и во всей России она самый старший из прямых потомков славного самарского купеческого рода Шихобаловых. Ведь после октябрьского переворота многие Шихобаловы были вынуждены уехать за границу. Сейчас она ухаживает за своим больным мужем Анатолием Тимофеевичем, ему 95 лет. 13 октября исполнится 66 лет со дня их свадьбы, и все эти годы они прожили с ним в любви и согласии.

О Свято-Троицком Шихобаловом монастыре, который находился на территории нынешнего Богатовского района Самарской области, Софья Поликарповна до нашей беседы ничего не знала. Но выслушала мой рассказ о монастыре с большим интересом и весть эту восприняла конечно же с радостью.

И вот уже я говорю старшей представительнице рода Шихобаловых, как десять русских женщин из поселка Центральный взялись за восстановление некогда разоренной святыни. Как они молятся о всех жертвователях (а также и обо мне, недостойном, на которого возлагают особые надежды в восстановлении храма). Молятся пока еще в здании клуба. В нем благочинный протоиерей Александр Пашков служит молебны. Но уже весь поселок знает: храму — быть! Все это вызывает отклик в сердце Софьи Поликарповны…

Наша справка. Свято-Троицкий храм был построен купцом первой гильдии Антоном Николаевичем Шихобаловым на заимке в Бузулукском уезде Самарской губернии. Там, у монастырского храма, в фамильном склепе была похоронена вторая жена Антона Шихобалова — Евдокия Дементьевна. На месте храма сейчас стоит сельмаг, и от захоронения Шихобаловых не осталось никаких следов. Ведь в конце двадцатых годов Шихобалов монастырь был закрыт. В храме сначала устроили клуб, но туда никто не ходил — боялись гнева Божия. А с 1934 года на территории монастыря разместилась колония для безпризорных. И уже в 1980-х годах на землях, некогда принадлежавших монастырю, было размещено подсобное хозяйство Куйбышевского завода «Прогресс». Но живы еще уроженцы близлежащих сел, которые в детском возрасте посещали с родными монастырь, помнят уклад монастырской жизни, помнят, как его закрывали, увозили иконы. Часть икон из монастыря местным жителям удалось спасти, и они хранятся в их домах до сих пор. Когда будет восстановлен храм, некоторые из этих икон местные жители передадут в церковь. А расписывали Свято-Троицкий храм в самом начале XX века, по приглашению Шихобалова, знаменитые палехские иконописцы братья Белоусовы.

И вот по благословению Епископа Кинельского и Безенчукского Софрония началось восстановление Свято-Троицкого храма в поселке на территории бывшего Шихобалова монастыря. Строительство храма сплотило его будущих прихожан из поселка Центральный и близлежащих поселков. В одном из таких поселков, в Восточном, всего в километре от бывшего монастыря, летом живет редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев.

— Конечно, храм этот нужно восстановить, обязательно нужно! — говорит Софья Поликарповна Бортник. — Сейчас я добиваюсь установки памятной доски роду Шихобаловых на известном всем самарцам «доме с атлантами», принадлежавшем моим родственникам. Но ведь и этот Свято-Троицкий храм тоже — живая память о моем предке, о нашем славном земляке. О человеке, которого называют «Хозяином самарской земли». Обязательно, слышите меня, обязательно надо восстановить этот храм. Я бы сама с радостью в этом поучаствовала, не будь у меня уже пенсионный возраст… И как представительница своего славного рода (по матери я Шихобалова, по отцу — Постникова), призываю всех читателей «Благовеста» помочь в восстановлении Свято-Троицкого храма на том месте, где когда-то был монастырь. Мне это особенно важно, ведь в название монастыря вошла и наша родовая фамилия. Прошу всех читателей оказать посильную помощь этим замечательным женщинам, настоящим подвижницам из поселка Центральный. Которые с церковной кружкой обходят дом за домом. Представляете, как им тяжело! На скудные крестьянские рубли восстановить в селе храм…

— Пока все их усилия не дают больших результатов, — вступаю я в разговор. — И наши читатели, подписчики «Благовеста», уже прислали даже больше денег, чем удалось собрать у местных жителей. Среди них пока не нашлось богатых, не нашлось современных Шихобаловых, которые бы взяли на себя попечение о строительстве храма. Но и отказа в помощи ни от кого не было. Всего в одном только доме во всей округе встретили просителей недружелюбно. Всего в одном!… А так каждый хотя бы немного, хоть сто рублей, но пожертвовал на храм. Даже из своих скудных пенсий… В магазине поселка Центральный — он как раз находится на месте разрушенного храма — установлена церковная кружка для пожертвований. И в нее идет почти вся «сдача» при каждой покупке… Но все равно осилить такое большое строительство без помощи со стороны местным жителям очень сложно.

— Думаю, все-таки этот храм с Божьей помощью построят, — вновь говорит Софья Поликарповна Бортник. — Не может Шихобаловское дело просто так уйти в песок. Ведь его деньги были честные, трудовые.

В бывшей Шихобаловской богадельне в Самаре восстановлен Свято-Серафимовский храм.

— Расскажите о своем роде, — прошу я Софью Поликарповну.

— Шихобаловы вышли из села Начиналы Ардатовского уезда Симбирской губернии. Старший в роде — Иван Андреевич Шихобалов. По имени его отца их на селе все звали Андреевыми. Они были из казенных крестьян. Николай Иванович Шихобалов занимался вместе со своим отцом перетопкой сала. Уже тогда они считались на селе людьми состоятельными. Но в 1833 году дом их и все имущество сгорело. Пришлось занять денег и отправиться на заработки в Самару. Здесь они уже записались под своей настоящей фамилией — Шихобаловы. Только прибыл Николай Иванович на новое место, и сразу стал думать, как заработать на возврат долга и на жилье. Со старшим сыном Михеем стал он ходить пешком на Урал. Там закупали у кочевников гурты скота и гнали скот в Самару. Здесь продавали и получали прибыток. Так они несколько раз ходили на Урал, — это было и трудно, и голодно, и опасно. Но этим трудом было положено начало их большому состоянию. Было у Николая Ивановича Шихобалова четыре сына — Михей, Матвей, Емельян и Антон. Михей был старше своего младшего брата, Антона, на 21 год. Михей добился для всей семьи высокого звания потомственного Почетного гражданина Самары. Тогда такие высокие титулы давались только Императорским Указом (выходит, и моя собеседница — потомственная Почетная гражданка! Ведь Царский указ никто отменить не может… — А.Ж.). Михей первым из Шихобаловых построил храм (потом-то они построили много храмов в Самаре!). Это был храм Трех Святителей возле Кабельного завода в нашем городе. Дочь Михея Николаевича Шихобалова, Наталья, родилась в один день со своим дядей Антоном Николаевичем в 1827 году (и умерли они в один год — в 1908 году). Эта Наталья Михеевна Шихобалова — моя прапрабабушка. Когда умер ее отец, она очень успешно взялась за дела и значительно приумножила шихобаловские капиталы. Торговала даже с Английской королевой! Строила пристани,
пускала по Волге пароходы…

— Каких принципов держались в делах и в жизни ваши предки — купцы Шихобаловы?

— Да, принципы у них были! И еще какие… Первый из них — Шихобаловы никогда не делили капиталы. Не дробили имущество. Наживали добро всем своим родом. Деньги были не у кого-то конкретно из братьев, а у всего рода. У ф а м и л и и!… Сила рода Шихобаловых была в его единстве. Вот бы о чем помнить современным «новым русским»! Без этого не подняться. Без этого, даже поднявшись, капитала и влияния не удержать. Даже недвижимое имущество у Шихобаловых было общим. Строили или покупали дом — и принадлежал он сразу всем в роду. Никогда ничего не делили. А просто между собой решали, кому где жить. Распоряжались всем сообща, главное слово было за старшим в роде. Я вот спустя годы и десятилетия этого же принципа в своей большой семье стараюсь придерживаться. Кому-то из внуков отдаю квартиру, и никто мне не прекословит. Не спорит, не требует своей «доли». Значит, так надо, раз старший в роде решил… Значит, тому квартира нужнее…

Второй принцип — покупали они каменные особняки, а жили в деревянных домах. Все они имели огромные красивые дома «с архитектурными излишествами», но жили совсем не в них. Жили в простых деревянных домах. Шихобаловых отличала простота и строгость в быту. Так им нравилось. Так они жить любили. И в каждом их доме была особая темная комната, чтобы в ней можно было отдыхать даже днем. Пришел, лег, поспал, несмотря на время суток, отдохнул — и снова берись за дела. Такие же темные комнаты (по-нашему, чуланы, но только для отдыха) они строили и для прислуги. В одной из таких темных комнат для шихобаловской прислуги я и родилась в 1926 году.

Третий их принцип я унаследовала от своей матери. Мне никогда не позволяли вставать позже шести часов утра. Шихобаловы не могли себе позволить вставать поздно. Все они вставали рано и на свежую голову брались за работу.

Также все они были глубоко религиозны. Много молились, строили храмы, помогали монастырям. Занимались благотворительностью — строили больницы, приюты, школы.

Ну и последняя (но не по значению!) скрепа нашего рода — глубокая любовь к Родине. Никто из Шихобаловых никогда не мечтал уехать с капиталами за границу. Жить где-то «там», на лазурном берегу… Все они связывали свою жизнь, свои дела, свою судьбу только с Россией.

К сожалению, после революции многим из Шихобаловых пришлось уехать за границу. Это была трагедия для семьи. Жизнь на чужбине как-то подточила родовые корни, связь с Родиной стала утрачиваться. Не так давно в Самару приезжал из Канады мой родственник, Антон Шихобалов. Но в разговоре с ним я почти не чувствовала, что говорю с русским человеком, с моей родней. Что-то такое произошло на чужбине, какая-то едва заметная подмена. Нет, мы должны жить только на своей Родине.

— Наверное, вы не сразу узнали о своих предках? Ведь в ту пору такие родословные скрывали даже от близких…

— Да, скрывали. И от меня тоже все это было очень долгое время скрыто. Моя мама, Ольга Александровна, всю жизнь растила меня на примерах из семьи Шихобаловых, но о том, что мы из их рода, не говорила. А я не любила их, считала Шихобаловых капиталистами, «эксплуататорами»… Не знала, что так называю своих же предков… Правду о своем рождении я узнала только в 1993 году. Тогда была я уже не молодой, а мама моя была совсем старенькой. И вот однажды мне дочь звонит и говорит — бабушка сидит с какой-то газетой и плачет, плачет… И никому не говорит причину. Я приехала. Мама плакала над статьей в газете, где рассказывалась правда о Шихобаловых — меценатах, благотворителях, храмостроителях… Тут я стала о чем-то догадываться. Приступила к ней с расспросами. Тогда она, прежде чем отвечать, взяла с меня слово, что я ни за что не буду вступать ни в дворянское собрание (Постниковы — дворянский род!), ни в купеческое. Я ей такое слово дала. И тогда она рассказала мне всю правду о своем происхождении. Показала мне даже фотографию, где она маленькой девочкой запечатлена на пароходе «Мирный», среди купеческой элиты Самары — Шихобаловых, Аржановых…

(В скобках скажу, что скорее всего мама моей собеседницы держала в руках в тот день газету «Благовест». Ведь как раз в то самое время мы впервые написали о самарских купцах Шихобаловых, которые построили в нашем городе много храмов).

На этом мы завершили беседу с Софьей Поликарповной. Но я заверил мою собеседницу, что буду рассказывать ей о ходе восстановления шихобаловского храма.

Подготовил Антон Жоголев.

Прошу наших читателей оказать посильную помощь в возрождении Свято-Троицкого храма на месте Свято-Троицкого Шихобалова монастыря. Благочинный протоиерей Александр Пашков и верующие жители поселка Центральный будут молиться о всех благотворителях, приславших деньги на строительство церкви. Адрес для почтовых денежных переводов: 446626 Самарская обл., Богатовский р-он, пос. Центральный, д. 4, кв. 2. Кондратьевой Татьяне Ивановне.

Тел.:8-927-201-27-74.

Сообщаем имена тех читателей «Благовеста», кто уже оказал помощь в строительстве Свято-Троицкого храма.

Из Самары: Валентина Борисова; Алексей Винокуров; Валентина Елисеева; Анна Елистратова; Евгения Землянкина; Николай Земсков; Зоя Кутузова; Людмила Павлова; Надежда Павлова; Тамара Половинкина; Лариса Родионова; Лидия Тюхтеева; Вера Чулкина.

Из Самарской области: г. Жигулевск: Антонина Рудакова; Раиса Агафонова; г. Кинель: Антонина Гребешкова; с. Кинель-Черкассы: Валентина Ванюхина; с. Кошки: Мария Баранова; с. Максимовка: Валентина Максимова; Красноярский р-н, с. Новый Буян: Наталия; Нефтегорский р-н, с. Дмитриевка: Римма Костюкова; Сергиевский район: Нина Акимышева; п. Суходол: Жанна Бочкарева; г. Сызрань: Александра Кожанова; г. Тольятти: Тамара Денисова; Мария Бюрукова, Николай, Алексей; Анна Малышева; Валентина Феоктистова; Руфина; г. Чапаевск: Елена Кирюханцева.

Отовсюду: г. Москва: Олег, Галина, Татьяна; Амурская обл., Тамбовский район: Клавдия Ермак; Астраханская обл., г. Ахтубинск: Евгения Зайцева; Башкортостан: Татьяна Климова; Брянская обл.: Анна Кондрашова; Бурятия: Галина Буреева; Волжские степи: Татьяна Батяева; Волжский район: Зинаида Фомина; Иркутская обл.: Светлана Константинова; Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский: Нина Собадина; Курская обл., г. Железногорск: Дмитрий; Ленинградская обл., г. Кириши: Нина Лебедева; Мордовия: Наталия Белянчикова; Нижегородская обл., с. Первомайское: Татьяна Шестопалова; г. Нижневартовск: Валентина Борисенко; Пензенская обл.: Нина Тамилина; Приморский край, г. Находка: Мария Тарасова; г. Оренбург: Алексей; г. Бузулук: Вера Гальцева; пос. Саракташ: Анастасия Титова; г. Саратов: М. Демина; г. Балашов: Нина Анисимова; г. Энгельс: Анатолий Аринин; Тамбовская обл.: Ирина Бестужева; Ульяновская обл.: Борис Кошелев; г. Уфа: Наталия Макарова; Челябинская обл., г. Магнитогорск: Нина Селиванова.

Церковный совет строящегося Свято-Троицкого храма благодарит всех, оказавших нам помощь.

1789
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru