‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На молитве я понял, что в Чкалов назначен по Произволению Божию

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).


Архиепископ Чкаловский и Бузулукский Мануил. 1946 г.

Продолжение. Начало см.

1945 год. Город Чкалов (Оренбург).

17 апреля. В течение 15, 16 и 17 чисел добрые верующие люди снабдили меня сведениями о местночтимом схимонахе Максиме, о первоначальнице Таллинского монастыря[1] игумении Агнии, о блаженной Анне Васильевне[2], о блаженной Татиане, о схимонахине Евгении Бузулукской. Я не поспел этим делом подробно заняться, так как торопился в дорогу, решил восполнить в следующую поездку, на праздник св. Апостолов Петра и Павла.

Прощание с народом в переполненной церкви.

На вокзале Коля навзрыд плакал. Хороший мальчик. Я стоял в мягком вагоне и благословлял толпу. И теперь это можно уже так. Поезд тронулся. Я поднял кипарисовую панагию и благословил ею народ, а потом тихо благословил третий раз... На вокзале на проводах столько было маленьких детей...

На вокзале - покаяние со слезами, как дождь обильный. Мой аскетический, постнический вид и уважение ко мне всех окружающих.

Отношение милиции ко мне: «Здесь едет Епископ и его соратник. Предоставьте ему мягкое место».

18 апреля. Страдаю уже несколько недель от головных вшей. Не дают покоя ни днем, ни ночью. Частого гребня не имею, что делать?

Молодой еврей хочет креститься. Повлияли на него служба и проповеди. Рассказ Марии Кондратьевны о еврее, Григории Яковлевиче, замечательный человек, глубоко верующий, нищелюбец. В Москве удивились, что о церкви в Бузулуке хлопочет еврей, а не русский.

19 апреля. Саракташ. Патриарх Алексий отсрочил закрытие Димитровского и Красногорского молитвенных домов. Я разрешил служить до Радоницы.

Вечером было легкое головокружение.

21 апреля. Обличила меня женщина перед всенощной за мой высокий тон.

Воспитательное значение моей поездки в Чкалов: одиночество мое, духовная замкнутость, забвение снов и видений, и откровений.

22 апреля. Вечер. После вечерни при выходе из храма подходит ко мне одна женщина и говорит: «Владыка, как глубоко западают Ваши слова в души людей, и особенно нашей детворы. Вчера за всенощной я не заметила, как перекрестилась не так, как Вы учили, а по привычке. И вдруг мальчик подходит ко мне и говорит: «Тетенька! А почему вы крест ломаете свой? Разве Владыка так нас учил креститься?». И сказав это, он перекрестился по правилу, как Вы учили».

23 апреля. Сегодня «выспался» за все эти дни. Лег вчера усталый и измученный, после дневных переживаний, в 11 часов вечера, а проснулся «крепко» в 5.30 и встал свежий. На душе какое-то особенное спокойствие. И помолился я, как душа жаждала. Остается, конечно, горечь от ареста о. Адама.

Хорошо и умилительно поют монахини, вызывают молитвенное настроение.

Сегодня за великим повечерием подходит ко мне католичка, девица с восторженным выражением лица и католическим молитвенником. «У нас костела нет. Я и Вы веруем в Господа Иисуса Христа, в Божию Матерь и святых. Мы почитаем святые иконы и мощи. Я хочу говеть. Приобщите меня». - «А когда?» - «В субботу или в воскресенье».

Я посоветовался с настоятелем и предложил ей поговеть и приобщиться за ранней (литургией) в Вербное воскресенье.

Послал Патриарху Алексию просьбу о вызове в Москву на доклад-отчет за первый квартал церковной жизни.

На последней неделе отсутствовал аппетит, упадок питания, усилилась сонливость, и даже днем стал спать, чего раньше не делал, крепясь...

24 апреля. Сегодня после великого повечерия подошел ко мне русский мужичок. Волосы острижены в скобку, лицо елейное. Оказалось, что имею дело с одним начетчиком (в духе иосифлянства[3]), неким Федором Венедиктовичем Напольниковым, самовольно выдававшим себя за священника и исполнявшим все требы, и очевидно, совершавшим литургию. Что мне с ним делать? А я вызывал его к себе еще недели три назад.

Никогда я не чувствовал себя морально так скверно, как последние полторы-две недели. Со всех районов ползут, идут и едут ходоки с мольбою открыть им поскорее хотя бы молитвенные дома, послать священников для треб. За восемь лет запустения церковной жизни в Чкаловской епархии накопилось великое множество треб. И что же я делаю? Всех утешаю и всем отказываю.

Молитвенные дома и церкви открываются не по моей просьбе, а по соображениям властей, не по моей архиерейской воле, а по согласию властей местных, районных и областных. А что же делаю я? У меня нет священников для посылки их на требы.

С арестом о. Адама положение еще более ухудшилось. А непроверенных посылать я не могу... И я со слезами должен отказывать им во всем, разбивать их сердца, их надежды... Словно вор, окрадываю я их все чаяния и вопли и безпомощный сам скорблю и плачу... И выхода нет... Бедные верующие, страждущие, плачущие, отчаявшиеся получить утешение приобщения Святых Христовых Таин, не говоря о других требах... Какая трагедия! И впереди на много месяцев не вижу просвета...

С начала посевной ходоков у меня не будет. И Господь, быть может, сподобит меня закончить на досугах моих некоторые неотложные мои работы по агиологии, по помянникам, акафистам и молитвам моим и пересмотру молитвенного правила.

А душа моя так жаждет именно уединения и утешения в этих рукописаниях и молитвословиях и размышлениях.

В субботу в Красном Городке крестили женатого татарина, а в воскресенье он говел. В Красном Городке крестили ранее 14-15-летних и более возрастных из молодежи.

- Глухая обедня когда будет?

- Что это значит?

- А когда не причащают.

25 апреля. Девица Найка, комсомолка, записалась в списки верующих села Каменка Чкаловского района. Из-за нее разгорелся сыр-бор в сельсовете и стали задерживать на месте (с. Каменка - 30 км от Чкалова). «А что, вы мне запретите веровать в Бога и молиться?» - отвечает Найка на допросе в сельсовете, когда председатель убеждал ее отказаться от религии.

26 апреля. Сколько раз я ложился спать голодным? И почему?

27 апреля. Эти дни число говеющих растет необычайно, половина почти - из ближайших районов. Усердие верующих к сему таинству покаяния выше всяких похвал.

Основное правило, которое нам особенно надо знать, помнить и переживать остро - в борьбе или сцеплении всевозможных недоразумений - ни в чем не должны страдать малые овцы стада Христова.

28 апреля. Дети пришли в храм. Ничего не слыхали и не видали. Спрашивают, что делать с вербами?

29 апреля. Во время общей исповеди о. Михаил завел хороший обычай и все исповедующие поют «Верую». Это умилительно.

После обедни праздничной возвращаюсь я домой. Подбегает ко мне хлопец лет 10-12 в военной выправке, небогато, но аккуратно одетый и задает мне с серьезным видом странный вопрос: «Владыко, скажите мне, где есть такая школа, в которой обучают на священников и архиереев?» - «А кем ты хочешь быть?» - «Я-то? Я хочу быть архиереем». Действительно, было над чем призадуматься. Вечером он в алтаре усердно отбивал поклоны с Иисусовой молитвой, но надолго ли это усердие и горение.

30 апреля. За обедней обилие покаянных слез увлажняло мои ланиты. Я молился, дабы сохранил Господь во мне презрение ко всем благам мира сего и усилил бы тоску о горнем и небесном. И так легко было на душе от этого...

«С умными поругаться - и то есть расчет...» - говорит ходок, старичок Иосиф из Медногорска. Пословица русская.

1 мая. Сегодня мне исполнился 61 год. Я о своих именинах никому специально не говорил, поэтому я не принимаю никаких поздравлений с этим днем.

Укрепляется почитание прав. Симеона Верхотурского, чудотворца.

Пятый день на исходе льет дождь. Я болею за посев.

Был во сне у Владыки Алексия[4] в Куйбышеве, в его келии...

2 мая. Тамбовские мои хозяйки и Ольга Ивановна оказались чуткими, и срочными телеграммами поздравили меня с днем рождения и Ангела святого Виктора[5].

Под утро видел во сне Митрополита Сергия (Воскресенского)[6]. Дважды он целовал (меня), но рук своих не дал целовать в архиерейском приветствии. Лицо бледное, истомленное с желтизной...

При таком недостатке в духовенстве, какое испытывается, приятно мне было сегодня говорить с одним семинаристом Олонецкой епархии, старичком почтительным, который все еще не решается идти по стопам отцов своих и принять священство. Я объяснил ему важность и необходимость этого шага в наши дни. Обещал подумать.

Вечером подходит ко мне один прилично одетый человек и просит его исповедать. Из разговора выяснилось, что он, как он себя назвал, бывший протоиерей.

После мучительных ливней и снегопада за ночь вызвездило и сегодня с утра яркая солнечная погода.

3 мая. Плакал за чтением Евангелия за обедней.

Освящение Никольского придела.

4 мая. Уловил себя на помысле о четках с рубинами о. Георгия из Бузулука: надел их на 12 Евангелий ночного богослужения.

«Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Кн. Иисуса Навина, 1:9).

Сегодня я впервые читал на Малом повечерии Плач Божией Матери со слезами.

5 мая. Милиция провела вокруг храма электрическое освещение за свой счет.

Храм - игрушка. Весь в цветах. Пальмы и дерева сплошной стеной окружили стены алтаря и вокруг плащаницы.

6 мая.Припадок сердечный в 5.40, и я не был на Пасхальной вечерне и утрени.

9 мая. Никогда я не чувствовал себя так спокойно в сознании исполненного долга, как сейчас. На себя и на свои записи не имею возможности пока тратить время из-за полного израсходования его на свою паству, на своих пасомых. Я делал и делаю всё в моих силах доступное.

Возобновился разговор о старике, предсказавшем окончание войны на Пасхальной неделе.

Ночью радио сообщило радостное известие.

Плач всеобщий стоял во время пения «Вечная память». Пели девять раз.

13 мая. Прошение о бездождии - и яркое солнце на двадцатый день. И радостно на душе, и тепло долгожданное.

В Америке объявлен этот день днем молитв. А у нас?

15 мая. К разгрому Гитлера закончили оформление иконостаса и прочистили храм (полы и все мелочи).

Радоница. Народ шумит в церкви. Исхождение из алтаря с посохом - и снова тишина полная. На кладбище.

16 мая. Сегодня закрылся молитвенный дом Димитриевский. Привезли из него церковную утварь (сосуды, иконы, хоругви, подсвечники и т. д.).

17, 18, 19 мая. Сегодня подготавливал карточки для месяцесловов, которых у меня, согласно моим работам, должно быть шесть.

Ночь. Какое радостное открытие я сделал сегодня ночью. Для справки о схимнике Моисее Тамбовском взял второй том «Описания монастырей в Российской Империи» В. Зверинского и нашел там фотоикону всех святых, в земле Российской просиявших, о которой так скорбел все это время жизни в Чкалове.

21 мая. Сегодня во время обедни о. Гурий принес мне привезенный им вчера из д. Архангеловки Погромного района - посох почившего в ссылке Архиепископа (Самарского) Куйбышевского Иринея[7]. Он хорош и головка его покрыта серебром и эмалью...


Архиепископ Харьковский Арсений.

Помысл о посохе тревожил меня всю обедню. Отец Гурий за молитвы неведомых святых угодников съездил удивительно быстро и привез все свое имущество. Ждет назначения на приход. Во время обедни, как молния, посетил меня помысл: память Архиепископа Харьковского Арсения - того, кто тебя подымал в гимназии[8]. После обедни я занес его в свой месяцеслов.

24 мая. Маленькие карапузики и девчонки лепечущие, когда я иду по улицам, называют меня «Боженька» и крестятся...

26 мая. За всенощной был уполномоченный Тептярев и заместитель председателя облисполкома - женщина. Церковная служба и пение очень понравились.

27 мая. Сегодня за Дарью Оболенскую внес в храм 100 рублей и в кружку 150 рублей, за сорокоуст, за отпевание 40 рублей. Узнал об этом от приехавшего в командировку из Ленинграда. Дарья Леонидовна Оболенская скончалась в 1940 году в Оренбурге. Какая ирония судьбы. Я внес за нее 250 рублей.

Всегда помни, как епархиальный архиерей, что каждое твое общение с приезжающими и приходящими верующими ложится на их сердце. Каждое движение души и сердца твоего запечатлеваешь в их сердцах, в их сознании. Поэтому высоко и благоговейно держи знамя Победы Воскресшего Христа над тьмой и грехом.

28 мая. Утро. Острая печаль по помянникам, агиологии русской, своим делам, которыми не могу заняться из-за недостатка времени.

29 мая. За обедней стоял в главном приделе и ощущал такую тягу к небесам.

Сегодня утром составил два заупокойных отпуста в конце прошений, касающихся погибших и пострадавших во время войны.

Сейчас час (дня), и у меня начинается припадок малярии. Который день я хвораю и не знаю в чем дело. А сегодня определили знакомые семипалатинские признаки малярии.

Завтра Преполовение Пятидесятницы. Сегодня за всенощной снова слышу великие и вечные слова в паремиях: «Начало премудрости - страх Господень».

Вечером за всенощной я ощущал необычайное тяготение к небесам, полное презрение к миру, к его утехам и прелестям. Нет интереса к вкусной и изысканной пище, и тонким винам, и удобствам жизни.

30 мая. Какую ужасную ответственность несу я перед Богом и людьми, доверившимися мне ради (как ошибочно они понимают) моих угодных Богу молитв. За эти недели экзаменов в школах подростки приходят ко мне и просят помолиться об удачных экзаменах. И как они верят в силу моих молитв. А что взамен этого даю я им? В пятницу на прошлой неделе служил им акафист перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали». А вера их крепнет в мою молитву, а я...

Все эти дни слабею, и телесная слабость овладевает мною. Какой-либо внутренний недуг и постоянное недосыпание подтачивают мои силы...

31 мая. Промысл в поездке настоятеля Абдулинского Воскресенского молитвенного дома протоиерея Сергия Нагочевского: его назначу настоятелем нашего собора после отъезда о. Александра Рождественского. В разговоре с ним выяснилось, что в Абдулине живут сестры из бывшего таллынского монастыря. Я его снабдил инструкцией о начале хлопот по открытию таллынского монастыря, и он охотно взял ее с собой. Таким образом, как будто начало хлопот о таллынском монастыре идет благополучно.

Впервые боль в ногах, в суставах...

1 июня. Приезд в Орск. Лошадь от Горкома, встреча с хлебом-солью.

Отец Евстафий, прозорливый, возраст 50-55 лет, высокого роста. Ходит по могилкам на кладбище. В молитвенном доме стоит у дверей. Отвечает на мысли. Ходит с длинными волосами. Анна Егоровна подумала на него, что ему нужна шляпа. Живет в Орске около года. Он был «пустынник».

2 июня. Встреча в молитвенном доме в Локомотивстрое (в честь Покрова Б.М.).

В молитвенном доме в пос. Октябрьском (Евфросинии) в честь Св. Николая.

Постил половиков, травы кошеной, сотни мужчин, женщин и детей, со слезами и без оных.

В молитвенном доме Октябрьском - пение под руководством диакона Липатова. Я ему после песнопений сказал, что если откроется молитвенный дом этот, то я его рукоположу и назначу настоятелем. Он с радостью дал согласие.

У этих верующих такая пламенная надежда, что откроются их молитвенные дома по моим хлопотам...

3 июня. Встреча в Орске после обедни с Евгенией Сергеевной Миллер. Какие новости! Ее внешний вид, ее жалкая жизнь, ее грусть о церковных делах наших... Повеяло стариной и стало грустно...

Кто разрешил израсходовать церковные деньги на обед у диакона 2 июня?!

Орск. Проходил Советскую улицу - слышу: «Смотри, совсем как Иван Грозный идет этот с палкой». И я вспомнил характеристику свою о сходстве своем с Иоанном Грозным в Серпухове и Москве.

4 июня. Встреча в ограде храма с Евгенией Сергеевной Миллер. Разговор об отцах: Варфоломее, Гурии, Льве, Иннокентии.

По рассеянности оставил в Орске свой Синодик. Без него - как будто что-то дорогое потерял...

Ревность саракташан поразительная. Пение восхитительное.

Все чаще и чаще называют меня «старичком» и в Орске, и в Саракташе.

Разлука с церковными вещами в Саракташе - тяжела.

5 июня. Наш Саракташ собран из различных людей - старожителей.

Село Кинель-Черкассы. Встреча с о. Василием и богомольцами. Встреча саракташских икон.

Дивная икона Михаила Архангела - в северных дверях. Одухотворенное неземное лицо и весь лик его прекрасен. Он в красной мантии, с воздушными крыльями светло-голубыми и лучезарными, легкими-легкими, почти прозрачными...

Сегодня утром в избе случился новый сердечный припадок.

Сейчас лежу на койке и думаю, как я дойду до Черкасс - 4 километра?

7 июня. Эти два дня я лежал на кровати от сердечной слабости и общего недомогания. Вызванный мною врач нашел крайнее истощение. Прописал усиленное питание и четыре рецепта. Для успокоения его я посылал при нем за лекарствами, но употреблять их не собираюсь. Сердце к вечеру стало лучше работать.

9 часов вечера. Только что проводил ядро крепкое и замечательное - четырех верующих, свалившихся словно с неба.

Из с. Зауральского (120 км от Чкалова) приехала депутация верующих, состоящая из настоятеля молитвенного дома священника Василия Златонина, славного, пылкого, юного душой священника, церковного старосты и двух церковных активистов. Обо мне они слышали все разное и мельком. Я их «научил», как хлопотать об открытии молитвенного дома. Удивлялись сему, словно из другой земли и в другое время.

9 июня. Предчувствие мое исполнилось. Предчувствие мое оправдалось...

Сегодня принесли мне из ремонта мою парчовую золотую митру: блестит, как новая. А слова Ап. Павла: «горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3:2) - так и сияют. Какое великое они имеют значение для меня. Новая моя жизнь вот уже сколько лет проходит под этим девизом, особенно первыми его словами «горняя мудрствуйте».

11 июня. Мысль об Андрюше (брате), о его несостоявшемся постриге… предложенном митрополитом Павлом ему в 1932 году... Визит в НКВД бедного Андрюши... Усоль-Лаг. Соликамск 19 июля 1941 года...

13 июня. Всенощная под Вознесение. Храм к радости моей переполнен. Много, много свечей у разных икон. Толпы молящихся радуют меня. Я помазывал, как и всегда, до конца всенощной.

Общая слабость, бывшая днем, вечером отсутствовала.

Внутренний голос подсказывает мне, что необходимо усилить молитву мне, и тогда тонус жизненный повысится.

14 июня. Сегодня после Евангелия говорил я проповедь о празднике Вознесения. Перехожу к объяснению значения сорокоустов, установленных с древнейших христианских времен, и об общении живых с умершими, и ссылался на случаи своего личного общения с мертвыми (которых было столько, что целую книгу можно об этом написать). Как стал поминать заупокойной ектенией своих близких усопших и вспомнил, как папа после сороковой моей обедни, отслуженной за него, в сонном видении явился ко мне и вознесся на небо. Обильно потекли слезы по щекам, с неудержимою силою разъедая душу мою...

После «Верую» при моем выходе на солею - посошник Николай, бросая орлик и поправляя его одной рукой, уронил мой посох из другой руки. Посох упал по направлению запада. Сердце у меня дрогнуло. Я не слышал архиерейской приметы о значении падения архиерейского посоха, но о. Александр считает, что это нечаянное падение посоха должно означать мой отъезд из Чкалова.

Потребность в замкнутости, в себя уйти - устал от людей...

Вознесение. Причастников было как за ранней, так и за поздней (литургиями), очень много. Служба затянулась до двух часов дня. Чтобы не задерживать молящихся, всех причастников я перевел в Пантелеимонов предел и, закончив обедню, приобщал там. Богомольцы остались довольны.

Возглас: «Благословение Господне на вас» для здешних богомольцев имеет магическое значение, сугубо произнесенное архиереем, считая, что они уже получили архиерейское благословение, они мирно покидают храм.

15 июня. Сегодня предстоит важная беседа с Тептярёвым (уполномоченным) об открытии новых приходов.

Во время обедни помысл такой посетил меня: если Патриарх Алексий откажет мне в командировке в Москву, то после Троицы начну служить долгожданный сорокоуст свой, второй сорокоуст за Андрюшу, родителей и ср(одников), за схим. Моисея Кадашевского, за оренбургских подвижников, за соблазнившихся обо мне...

Тоска охватывает сердце мое сегодня с утра. Тоскую о неустроении своего молитвенного правила, нет времени его привести в порядок и все заметки и случайные пополнения его занести в должное место его.

Тоска эти дни по тихой (не на людях) уединенной молитве, об усиленной...

Силу удерживающую почувствовал я сегодня, когда помысл один за обедней одолевал меня несколько раз: спросить монахинь Евгению старушку и Еванфию о значении падения моего посоха.

Сегодня явно ощутил в себе презрение к деньгам вообще и к тому изобилию, которое сопровождает меня последние недели.

16 июня. Телеграмма Сталина в Бузулук напечатана в сегодняшнем номере (газеты) «Чкаловская Коммуна».

Молебен Спасителю. Стыдно стало, что я мало обращаюсь к Спасителю.

17 июня. Мысль о скорой своей смерти. Как, готов ли я?

С утра общая и сердечная слабость. Безотчетная тоска - недовольство собой и окружающим...

С утра ощущаю необычную общую слабость. Сознание полной безпомощности сковывает меня, усталость ко всему и даже к срочным делам.

Никак не соберусь написать письма протопресвитеру Николаю Колчицкому о возможных перемещениях в связи с переводом настоятеля нашего о. Александра в Горький.

18 июня. Во время часов я заметил новое лицо - девушку, не бывавшую у нас, по крайней мере, ко мне не подходившую под благословение. «Как ваше имя?» - «Нина». Я удивился. Это уже третья учащаяся Нина, обращающаяся ко мне за благословением на экзамены. Эта учащаяся Медицинского института.

Слава и благодарение Богу за эти светлые души.

Сегодня днем повторился припадок малярии[9]. Безчувствие или иное что руководило мною, но я слышал в 12 часов дня и недавно, когда лежал на кровати весь в поту, стук в окошко нищей со словами: «Подайте, ради Христа!» И я не поднялся, не подошел к окну... и слова ее: «Ради Христа!» - больно ударили меня по сердцу...

Вечер. Привели душевнобольную девицу Раису ее близкие. Пели они втроем разные канты на умилительные мотивы - до слез умиления довели меня и заставили вспомнить мое незабвенное Спасское братство[10] с его вечерами-беседами и пением «северных» кантов и кантов из «Алтайской Лепты» архимандрита Макария Алтайского[11]: «Свет нам тихий воссиял...»; «В келлии...»

19 июня. Разговор со священником Стефаном Ивановичем Колесниковым о жизни Митрополита Иосифа в Вятских лагерях: «Живет как отшельник, всё молчит, никакого лишнего слова не говорит...»

Приходил какой-то монах Иоасаф из б. Верхотурского монастыря. Иеродиаконом посвящен в 1930 году Епископом Павлом Оренбургским.

Отклики моей проповеди о посте по понедельникам в честь Небесных Сил безплотных: пришла раба Божия Ольга и объявила, что слово мое на нее очень подействовало и она дала слово понедельничать ради облегчения участи о. Адама. Со слезами рассказывала о своих переживаниях в связи с арестом о. Адама. Говорила о тех многих, которые, не вмещая в сердце своем ареста о. Адама, решили молиться дома, не ходить в храм, так как не желают в храме встречаться с теми, кто его будто предал... Какое заблуждение! Какое ослепление и самооправдание...

20 июня. Сегодня у меня исключительно тяжелый день. С утра до 10.30 вечера из города и в большинстве из районов были ходоки, разные просители, ходатаи. Выявляются живые силы. Имею в виду посвятить двух благоговейных во иереи. Усиливается тяга «достойнейших» и рядом с этим - выползание из нор разных отрекавшихся.

Сегодня настоятель собора по моему предложению исповедал самозванца Стефана Ивановича Колесникова. Исповедь искренняя укрепила меня в том, что он действительно священник. Но официально он все же «сомнительный» священник. Архиепископ Сергий (Гришин)[12] Горьковский предлагал таковых называть не иереями, а «братия Божии». С такой формулировкой был приобщен Св. Тайн и Стефан Ив. Колесников.

Сегодня я уловил себя на нехорошем помысле. Вдруг вспомнил жизнеописание Митрополита Тобольского Павла (Конюшкевича)[13], вспомнил, как он «телесно» наказывал провинившихся клириков, вспомнил попутно и о том, как я читал в житии св. Иннокентия Иркутского[14] о таком же его «рукоприкладстве» к клирикам, и мне стало тяжело, невыносимо... Чувство явного нерасположения к Митрополиту Павлу еще более усилилось... И я в этом каюсь перед ним...

21 июня. ...Тяжелый день и сегодня. Народ идет, идут со скорбями и недоумениями, с запросами души о спасении, идут по епархиальным церковным делам, идут за хлебом, а что я им даю...

Отклики на мою проповедь о самоубийцах. Пришла страдающая мать одной несчастной. Любила петь и читать стихи Есенина.

Рассказы матери о загробной участи умершей Агнии. Явление ее во сне (сон о вставании с соловьями).

Тайную милостыню мать подавала (молодого петуха, нитки).

22 июня. Снова пришли верующие и дают имена самоубийц своих.

26 июня. Сегодня третий день Троичных праздников[15]. Я не ожидал такого скопления молящихся за ранней и поздней (литургиями). Было очень много причастников. Чувствовал особый подъем молитвенный. Итак, у жителей Чкалова принято почитать и третий день Св. Троицы.

Монахини за обедней пели афонскую «Херувимскую». До того умилительно пели, что в слезы ударило меня. После обедни я просил их почаще петь при мне эту Херувимскую торжественно-величавую, потрясающую... а душа так и требует такого песнопения...

28 июня. С каждым днем связь верующих со мною более углубляется и расширяется. Люди начинают ценить меня, как они выражаются.

В Бугуруслане и других районах ходоки молву пропустили, что архиерей - настоящий Ангел...

Стопы неотвеченных срочных писем. Люди в ожидании ответа страдают, дела епархиальные также лежат неразобранными и невыполненными. И все это - от томления духа, от неведения моего - что ждет меня в грядущем дне жития моего. А вдруг - назначение в Калинин или в Горький.

Все эти дни переживал полное духовное безразличие и покорность воле Божией, но и смятение духа, так как все дела от томления и ожидания из рук валятся.

Внутренний голос все это время молчит.

Сколько несчастных кругом. И я словно не вижу этого. Сейчас отчитал больную душевно Наталию девицу от страшных и тяжких ночных снов...

А до нее посетила мою келью фельдшерица некая интеллигентная Елена, вся в скорбях за семью, за гонения ее от хозяев. Не на что детям молока купить. А я-то? Пью его с пресыщением, с избытком...

Сегодня наш свечной завод выпустил первую партию свечей. Довольно прилично выделаны архиерейские свечи. Итак, архиерей теперь может служить с настоящими архиерейскими свечами. Из Бузулука надеюсь привезти рипиды, и тогда можно будет совершить все службы парадно, по-архиерейски. И к этому времени ремонт главного придела будет закончен.

Сегодня днем закончился ремонт тамбура - крестильни. За вечерней служил водосвятный молебен о. настоятель. Верующие переполнили помещение, молились и благодарили священство за столь прекрасно оборудованное помещение.

Перед молебном мой крестник Николай кланялся мне в ноги, просил прощения и давал обещание (какое по счету?) исправиться.

Отъезд о. Александра в Москву задержался из-за перегрузки Москвы войсковыми частями[16].


Протоиерей Стефан Акашев и его помощник Анатолий.

29 июня. Моя первая встреча с прославленным во всей округе священником-монахом о. Стефаном Акашевым[17]. Человек необычайно непоколебимой воли, сдержанный, сосредоточенный сугубо, оригинальный. Подрясник темно-малиновый с расшитым золотом поясом. Текст на поясе...

Поездка в Платовку. На разъезде № 17 начали петь песнопения умилительные до слез... Пассажиры вагона слушали со вниманием и слезами. Пели: «Сподоби...», «Свете Тихий...», «Блажен муж...»

30 июня. После обедни - концерт моим именинам[18] в доме отца настоятеля о. Стефана. Пели монахини.

Всенощная - крайняя слабость и раздражение.

Что такое свои и любимые иконы (рассуждения в келье о. Стефана в Верхней Платовке).

2 июля. Проповедь моя в Платовке за всенощной в неделю Всех святых. О почитании святых и награда за это.

3 июля. Совесть укоряет меня, что я по дороге на вокзал не подсадил на нашу тележку одного хромого (с палкой) киргизина, просившего меня об этом...

Безпомощный - не могу помочь обращающимся ко мне с разными болезнями.

Обращение ко мне во время вечерни одной женщины Зинаиды, больная ногами: расширение вен.

Вечер. В моей жизни сегодня большое событие. 12-летняя девочка, просившая меня быть крестным отцом, (была) крещена о. Михаилом. Я стал ее крестным отцом. Римма - примерная девочка, отличница по учебе, обещает своими способностями далеко пойти вперед. Дал бы ей Господь всякого благополучия в ее жизни... А в моей душе - ликование за ее душу.

Посетил меня из села Покровки Александровского района старец-прорицатель Михаил... Его голоса... пророчества...

4 июля. Сегодня говела студентка Пединститута Мария. 1 июля отреклась от Бога, а вчера приходила каяться. Я разрешил ей приобщаться.

5-6 июля. Праздник Табынской иконы[19] Божией Матери. 7 тысяч народу было.

Два дня подряд занят приведением в порядок своей епархиальной канцелярии. Составил адрес-тетрадь на все оставленные мне адреса архиереев, священников, районных ходоков.

Составил картотеку на все деревни, села и поселки, которые посылали ходоков ко мне и к Уполномоченному, которые посылали списки верующих с заявлениями об открытии церквей.

6 июля. ...Народ здесь чтит девятую пятницу после Пасхи, вспоминая явление Божией Матери на роднике Табынском, где Она явила так называемый Табынский лик Казанской Своей иконы.

За всенощной народу было очень много...

7 июля. Выявление каждого нового святого радует меня необычайно.

Отец Лука указал на пропущенного старца местночтимого Митрофана.

«Приятно посмотреть на святых, нам радостно... Вам приятно, а сатане гадостно...»

Вечер, 10 часов. Большая новость: сообщил мне о. Александр, что уполномоченный Тептярев уволен, а новый еще не назначен.

Сегодня важный день в моей гражданской жизни: я внес налог подоходный и военный за апрель-июнь = 26.146-50 к.

8 июля. На Тихвинской всенощной певчие монашки стояли полукругом за мной и пели величания.

При прощании с о. Александром Архангельским прочел затаенные мысли.

Получен старообрядческий «Цветник» рукописный.

Много ценных примечаний на полях карандашом.

Эти дни я стал внутренне чувствовать и обнаруживать извне, что здешний народ стал меня любить, дорожить моим служением.

9 июля. Вагон. Мои соседи. Отроковицы Вера, Люся, Ася и маленькая славная Тонюся с двумя косичками. Разговор о Боге, о кончине... «Научите меня веровать».

Последние минуты в вагоне. Разговор о Дарвине, о происхождении человека и уверенный тон самой старшей девочки Веры: «А вот у нас остался от обезьяннего хвоста копчик».

Рассказ Николая о бабушке своей и ее сне. Видела, что я подал ей кусок пирога с тыквой. Она приняла, вкусила, и он оказался сладким, и она после этого поправилась от кровавого поноса.

Подъезжая к станции Погромной, был свидетелем следующего необычайного случая. У переезда ж. д. у закрытого шлагбаума стояло стадо послушливых овец, все черные. Они ласково терлись об одежду своего пастуха, с такой доверчивостью подбегали к нему.

И вспомнил я видение Епископа Иосифа в одиночной камере. Он рассказывал, что видел меня идущим с пастушеским жезлом по степи при заходящем солнце. Меня окружали до безконечного горизонта миллионы овец, которые, проходя мимо меня, ласково жались ко мне, с такой любовью и доверчивостью глядели мне в глаза.

Подъехали к Бузулуку. Неожиданная встреча на вокзале. Как муравьи ползли и подбегали ко мне взрослые и дети, ища благословение. Сотни рук.

Люся-певица пела прекрасно разные светские стихи. У нее прекрасный голос. Она выразила восхищение пению наших монашек. Особенно понравилось мощное пение величания Богоматери. «Слов я не поняла, но почувствовала в душе что-то особенное, радостное, не могу объяснить. Но было на душе очень хорошо, и я подумала, как было бы хорошо научиться мне церковному пению». Я успокоил ее, что ничего это не уйдет от нее, и когда Господь коснется души ее, она сама пожелает креститься, а после этого всё остальное приложится.


Иеродиакон Иоанн (Снычев). Фото 1946 года.

10 июля. Сам не верю, что я снова в тихом «богоспасаемом» Бузулуке. В 4 часа утра (по-чкаловски в 5) я проснулся, встал, открыл окно, и холодный предутренний благодатный воздух ворвался в комнату. Утро чудное, тихое. А дождя долгожданного нет и нет. Хлеб на корню стал сгорать, и цена на муку вновь поднялась здесь. За Богослужением священники начали молиться о дожде, но Господь долго терпит людям.

Все ектении о послании дождя и молитву на амвоне я слушал коленопреклоненно и с великими слезами. И взошел в это время помысл в сердце мое: а как хорошо было бы и для верующих и их веры в силу молитв - вскоре, еще сегодня, пролиться дождю, напоить жаждущую землю и страждущее живущее на земле...

Старец иеромонах Еразм известен был в 1924 году. Великий прозорливец. Все предсказанное им тогда исполняется и совершается.

Помянул за великим входом умершего Святейшего Патриарха Сергия[20].

С утра удивительная слабость: общая телесная, особенно в ногах. Упадок сил и позывы к голоду.

Помыслы: я стал привязываться к пасомым епархии.

Днем - чувство тоски к г. Чкалову - неужели он стал мне близким...

4 часа дня. Небо обложено тучами. В 4.30 пошел дождь, не очень обильный - сильный ветер разгоняет тучи, но все же дождь идет...

Надо жить в постоянном недостатке.

История с моим титулом «Бузулукским»? Кто задерживает его в Москве или в Чкалове?

Карповское[21] уведомление было еще в начале мая.

Вчера с утра я присматривался к молодому человеку Ване, духовному сыну отца Леонида, в бытность его жизни в Сорочинске. Помысл говорит: «Юноша внешним видом благоговейным и поведением обнаруживает хорошие задатки его души. Его молитва пламенна и чиста». И взошел мне еще один помысл: взять его к себе в келейники и в секретари (для разгрузки месяцесловной работы)[22].

11 июля. Всенощное бдение закончилось в 11.30 ночи. Народу масса, духота невыносимая, но я помазал всех до единого человека. Весь день прошел в приеме людей, всё больше с жалобами на диакона и двоеженца И. Битькова. Ночь темная-претемная, идти было нелегко по ухабам и неровной улице.

Днем был с визитом в Горсовете. Председатель обещал содействие в открытии кладбищенской церкви.

Обращение к верующим поселка Колтубановка

Обращаюсь со словами увещевания к верующим: не принимайте в свои дома самозванца, именующего себя священником: Даниила Васильевича Долгих. Он не желает явиться к своему епархиальному архиерею с документами на право совершать требы. Все требы, выполняемые им на домах верующих, не считаю благодатными и законными. Верующих, которые будут принимать его для богослужения, буду лишать Св. Причащения на сроки до покаяния. Прошу о моем распоряжении сообщать верующим других селений, в какие он будет переходить, скрываясь от своего епископа. Мануил, Епископ Чкаловский.

12 июля. Беседа о бузулукских подвижниках: схимонахе Максиме.

Есть ли второй Максим?

Рукоположение (клал на его рукоположение жребий) раскольника Даниила Долгих во диакона. Его переживания. Цель моя - вернуть его из раскола.

Наконец-то наступил день св. Апостолов Петра и Павла. Я решил жребием Афонским узнать волю на молодого благоговейного юношу.

* * *

Молитва искушающего (о том, бросать жребий или нет).

Вверяю себя всецело воле Твоей благой, милосердый Господи, и преданность моя Твоей воле да будет навсегда непоколебимой. Приступая сейчас к Тебе, трепещу, ибо как смею я приоткрывать завесу будущего и перелистывать своею грешною десницею страницы жизни вопрошающего (вопрошающей), как смею искушать любовь и заботу Твою о завтрашнем дне жизни нашея, ибо довлеет дневи злоба его…

Приступаю к вынутию жребия, и прошу тем самым Тебя, Господи, выявить Свою волю. Нужно ли мне бросать жребий на вопрошающего (вопрошающую), или же всецело ему (ей) и мне предаться воле Твоей. Преклоняю волю свою и колена своя перед величеством благости Твоея о нас грешных и недостойных.

Не любопытства ради, не пытливости ради творю сие делание, но милосердия ради к страждущим и вопрошениями искушающих меня. Прости, Отче, и им и мне сие наше молитвенное призывание.

3 июля 1948 г.

Молитва перед вынутием жребия от имени заочно вопрошающего [карандашом - и зде стоящего].

Владыко Господи, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, и управляяй всяческая премудрым Промыслом Твоим, благодарю Тя о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего и на доме вопрошающего чрез меня недостойнаго и на всех живущих в нем.

И ныне молю Тя, Всещедрый Благодателю наш, услыши мя, молящегося Тебе во умилении сердца своего. Призри на ны, Сердцеведче Господи, с высоты святаго Престола Твоего и ПОКАЖИ мне ВОЛЮ СВОЮ в приятии и открытии сего жребия, благоприятнаго и благодетельнаго для зде пребывающаго (пребывающих) [вставка авторучкой – чрез меня] ныне в сомнениях, колебаниях и ожидающаго (ожидающей) от Тебя великия и богатыя милости.

* * *

Аще вынутие жребия совершается в храме, то после слов «живота нашего» читай «во святем храме сем».

Молитва перед вынутием жребия от имени заочно вопрошающего.

Владыко Господи, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Промыслом Твоим, благодарю Тя о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего и на доме вопрошающего чрез меня недостойнаго и на всех живущих в нем [«и на святом храме сем» – зачеркнуто, вместо этого ручкой сноска – «Аще метание жребия совершается в храме, то после слов «живота нашего» – во св. храме сем»].

И ныне молю Тя, Всещедрый Благодателю мой, услыши мя, молящегося Тебе во умилении сердца моего, призри на нас, Сердцеведче Господи, с высоты святаго Престола Твоего и покажи мне волю Свою в приятии сего жребия, благоприятнаго и благодетельнаго для зде пребывающего в сомнениях, колебаниях и ожидающаго от Тебя великия и богатыя милости.

Да почиет Твоя сугубая благодать на приступающем к вынутию жребия [далее нет страницы].

Сии молитвы составлены Митрополитом Мануилом (Лемешевским).

После обедни ходил в гости - 10 кварталов. Пришел и измучился до последней степени. Слабею с каждым днем.

13 июля. После утрени - прощание с верующими Бузулука. Общий плач и рыдание. Дети с такой пламенною верою подходили ко мне. Один мальчик спрашивает меня: «Когда приедете, мой отец?» Другой с мольбою подходит ко мне: «Я Федор. Память плохая у меня, помолитесь».

В церкви и на улице дети и взрослые становятся на колени и берут благословение.

Визит к схимонахине Леониде, 90 лет от роду. В схиму постригал ее иеромонах Флавиан. 66 лет жила в монастыре (с ее советами все считаются и к ней прибегают).

В Сорочинске появился самозванец Александр, который служил, благословлял и т.д.

Сорочинск. Местная секта (Марфа). Субботники, мормон. Марфа «прозорливая». Муж ее - «Бог», немой сын - «Иисус Христос». Сама она - «Богородица». И есть приверженцы [этой дикости].

15 июля. Во время исповеди общей и после нее такое сильное покаяние было, что я поразился. Громко каялись и открывали свои тяжкие грехи и преступления, не стыдясь. Я обильно налагал эпитимии. Закончил слово в 4 дня. Приобщалась вся церковь.

16 июля. Пели канты духовные дети о. Леонида[23] Бузулукского. Сорочинские пели мотивом кантов 24 гл. Евангелия от Матфея. Батюшка о. Леонид Смирнов, по-видимому, был сам инициатором этого дела. Так как он пел канты из 24-й главы наизусть наравне со всеми близкими ему сорочанами. Последние продолжали выражать ему свою любовь и внимание.

Панихида в одном доме. Помянул вновь выявленных за эту поездку подвижников.

Рассказ Вани о видениях огненных столпов над Спасской церковью, о молитве Божией Матери в самом храме освященном и другие дивные дела.

Прислать календарь Ване в Сорочинск.

Получил в свое распоряжение дневник протоиерея Симеона Афанасьева[24].

Хлопоты в Райсовете по открытию молитвенного дома.

17 июля. Подъезжая к Платовке, тщетно искал признаки упраздненного Покровского мужского монастыря. Все здания, до единого, снесены, а кирпич развезен на разные постройки.

19 июля. Словно непосредственно ощущаю на себе нерасположение ко мне Святейшего Патриарха Алексия. И не жду себе ни перемещения, ни назначения, ни повышения, ни какого-либо другого проявления его внимания ко мне. История с моим титулом «Бузулукским» явно свидетельствует об этом.

Тоска матерей об утопших детях. Утонула крошка - восьмилетняя девочка Валентина. Горе матери неописуемо.

Тоска матерей о некрещеных детях. Сказание о 40 крестиках.

Начну скоро править сорокоуст и после ухода о. Михаила сам буду служить панихиды.

Дочь хозяйки рассказывала о своем дяде Илье и одной родственнице Марии, которые были истинными милостивцами. Илья творил тайную милостыню очень мудро. Мария напекала пирогов, шанежек и другие сдобы и по ночам носила к хижинам бедных людей.

21 июля. Все эти дни замечаю на себе в разных встречах с людьми, в стремлениях и желаниях моих… благодатную отводящую руку Господню.

Все эти дни ощущаю необыкновенную телесную слабость, полное отсутствие аппетита, необычайное безразличие к съедобному и, как это ни странно, необычайное отвращение к хлебу во всех видах его изготовления (вплоть до блинчиков, шанежек, пирогов и т.д.).

Днем повторяются приступы изнурительной лихорадки.

23 июля. Все эти дни я ем так мало, что прямо удивляюсь, как ноги несут меня.Хотя и плохо чувствую себя, но боюсь пропустить обедню и не помянуть.

Сон вспомнил. В 1920 году видел Патриарха Сергия, как его в гробу лежащего отпевал...

24 июля. Куда уходит мое время? На службы церковные утром и вечером три-четыре часа.

«Здравствуй, архиерей!» «Здравствуй, Боженька!»

Уехало семейство евреев в Ленинград. Отец вернулся с фронта и выхлопотал им разрешение. Фамилия Гуревич - громкая. Есть большие связи. Моя бездомная Екатерина уехала, не осуществивши своего крещения из-за отца.

25 июля. Днем - приступ лихорадки. Спал сном мертвым с 2.45 до 5.45.Недовольство собою. Очередной припадок малярии.

27 июля. Сегодня вечером посетил меня помысл: не создавай себе здесь новых знакомых, прекрати посещение верующих (хотя я и так почти ни к кому не хожу), не привязывай к себе никого... ибо в дни и часы расставаний они будут создавать излишние скорби, слезы и т.д. Но как это сделать, когда души христианские сами льнут ко мне, сами стучатся в двери моего дома и моего сердца... Имею ли я право их отгонять в эти именно минуты...

Монахиня Ермиония Бузулукская у меня в келии перед иконой Тихвинской брала жребий.

С Господом и в аду хорошо...

28 июля. Обновил я все Синодики церковные и свои.

Какой замечательный прокимен был на службе св. блгв. Великого князя Владимира «...ибо рука Моя заступит его». Ясно, что рука Божия, благодатная Его сила налицо...

Составил величание св. Владимиру: «Величаем тя, святый благоверный и равноапостольный, великий княже Владимире, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове в земли Российския».

29 июля. Тоска... Смерть с косою не оставляет моих дум. Мне жалко свою паству, налаженное дело.

После нестройного пения «Верую» вышел со вторичною проповедью к верующим, указывал им на мощное, воодушевленное пение бузулукчан. «Отче наш» пропели уже лучше, дружнее, мощнее.

Проповедь моя о Гергесинских бесноватых (См. Мф. 8: 28-34). Говорил о воле Божией и пристрастии ко всему земному... Примеры из жизни...

Дочь хозяйки рассказывала свой сон-видение накануне вызова ее в военкомат (об извещении о умершем муже Кирилле): явилась великомученица Варвара с Чашею в руках. Она потом узнала об этой святой (искала все иконы и нашла как раз в этом ее изображении).

30 июля. Сегодня во время литургии у меня было особенно восторженное состояние, до слез покаянных о своих грехах. Я молился, глубоко потрясенный своим ничтожеством, приблизительно так: «Не лиши меня, Господи, возможности прославлять Тебя, Пречистую Матерь Твою и всех святых Твоих, сугубо же русских...»

За утреней надел митру. Она оказалась настолько тесной, что причиняла мне боль - воистину она оказалась прообразом тернового венца.

Сегодня я служил память св. великомученицы Марины. Во время заупокойной ектении, когда я совершал земной поклон, как живая предстала мне забвенная мною наша братчица - инокиня Марина Н., побывавшая некогда в Иерусалиме и принявшая тайный постриг. Как живая стояла она передо мною с левой стороны. Я тотчас занес ее в свой «Месяцеслов Епископа Мануила» под 17/30 июля 1945 г.

1.30 ночи. Давно уже у меня не было такого молитвенного и работоспособного настроения, как вчерашний вечер. Я кончил работать в 1.40 ночи и чувствовал себя очень бодро...

31 июля. Сны об Иисусовой молитве матери убиенного отрока Иоанна (Евдокии): «Велели читать ее. Пели Иисусову молитву во сне...».

Всенощное бдение на Преп. Серафима, благодаря стараниям священника Стефана Акашева из Платовки, провели строго по уставу, по-монастырски. Впервые в Чкалове за много лет кафизмы читали сполна, стихиры пели с канонархом, канон правили сполна. От всенощной вернулся домой в 11.30 вечера.

Окончание следует.


[1] Речь идет о Ключегорском Казанском женском монастыре, Бузулукского уезда, Самарской губернии. Монастырь именовался по месту расположения при селе Ключегорье. Монастырь находился у речки Таллы, по которой и получило название новое поселение. Таллы и Ключегорье фактически объединились в один населенный пункт, в дальнейшем использовались оба названия. 18 января 1864 года последовало императорское разрешение на открытие Ключегорской Казанско-Богородицкой женской общины. Анна Путилова (игумения Агния) была назначена настоятельницей общины. В настоящее время Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь не существует.

[2] Погибла в ГУЛАГе. Похоронена на кладбище села Партизанка Колтубановского района Оренбургской области. Могила утеряна.

[3] Иосифлянство - раскольническое течение в 1920-е годы. Название дано по имени возглавителя раскола Митрополита Иосифа (Петровых). Иосифляне отвергали Декларацию Митрополита Сергия (Страгородского) о лояльном отношении Церкви к соввласти. Предшественники так называемой «катакомбной церкви». Митрополит Мануил выступил как противник иосифлянского раскола.

[4] Архиепископ Алексий (Палицын) Куйбышевский и Сызранский.

[5] Никомидийский мученик Виктор, день памяти совершается 18 апреля/1 мая. Это день рождения Владыки Мануила и день его тезоименитства по крещению.

[6] Митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский; 1897-1944). С началом Великой Отечественной войны и оккупации германскими войсками Прибалтийского края митрополит Сергий (Воскресенский) от эвакуации отказался. По его благословению при Рижском кафедральном соборе существовал Дамский комитет, оказывавший помощь беженцам и советским военнопленным. Митрополит Сергий принял мученическую кончину 29 апреля 1944 года. Машина, в которой ехал Владыка, была обстреляна неизвестными на дороге Вильнюс-Каунас. Похоронен Владыка на Покровском кладбище города Риги.

[7] Ириней (Шульмин;1893-1938) в мае 1935 года назначен на Куйбышевскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В 1937 году в Куйбышевской епархии оставался единственный православный храм во имя Апостолов Петра и Павла. 23 октября 1937 года Архиепископ Ириней был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД в Куйбышеве. Вместе с ним был арестован весь причт Петропавловской церкви, а также члены церковного совета и наиболее активные прихожане храма. 21 декабря особой тройкой УНКВД по Куйбышевской области был приговорен к расстрелу. Расстрелян 8 февраля 1938 года в Куйбышеве.

[8] В 1894 году, когда Виктор (будущий Владыка) учился в Николаевской классической гимназии в Либаве (Латвия), произошла незабываемая для него встреча с правящим архиереем Епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым; 1839-1914). Святитель заметил мальчика и выделил его из всех гимназистов: он остановился около Виктора, взял его под локотки и высоко поднял. В этом необычном событии Митрополит Мануил видел некое пророчество о своей дальнейшей судьбе. Арсений (Брянцев) - Архиепископ Харьковский и Ахтырский. С 1887 по 1897 год - Епископ, затем Архиепископ Рижский и Митавский.

[9] В июне 1945 года в Чкалове свирепствовала местная «оренбургская» малярия. Заболеваемость в городе превышала половину от всего населения. Болели многие прихожане и священники. Заболел и Епископ Мануил.

[10] Спасское братство было организованное при Спасской церкви в Петрограде, в которой служил Епископ Мануил, возглавлявший братство в 1923 году.

[11] Святитель Макарий (Невский; 1835-1926) - Митрополит Московский. 29 лет нес служение в Алтайском крае помощником начальника, затем начальником Миссии. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Митрополит Макарий причислен к лику святых.

[12] Архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; 1889-1943).

[13] Павел (Конюшкевич; 1705-1770) - Митрополит Тобольский и Сибирский, святитель. В 1758 г. хиротонисан во Епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. В течение девятилетнего периода управления епархией на Митрополита Павла поступило в Синод свыше 30 жалоб. В июле 1768 года по указу Екатерины II был уволен на покой и отправлен в Киево-Печерскую Лавру. Скончался 4 ноября 1770 года. Погребен в Великой церкви в усыпальнице. В 1999 году, при восстановлении Великой церкви, обнаружено захоронение святителя, тогда же его нетленные мощи перенесли в Дальние пещеры, где они пребывают и поныне. 22 июня 2008 года состоялось его общецерковное прославление в лике святых, совершенное в Киево-Печерской Лавре. Память 4 ноября, в Соборах Галицких, Киевских и Сибирских святых.

[14] Епископ Иннокентий (Кульчицкий; ок. 1680-1731) - первый Епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. 15 января 1727 года указом Святейшего Синода был назначен Епископом Иркутским и Нерчинским. На обширной территории вел большую миссионерскую работу среди местных народов: обучал грамоте детей и взрослых, крестил в православную веру, проповедовал Христа среди язычников. Владыка почил 27 ноября 1731 г. и был погребен в склепе Тихвинской церкви иркутского Вознесенского монастыря. Через 33 года после кончины святителя, во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление. В январе 1921 г. мощи святителя были вскрыты и отправлены в Москву на антирелигиозную выставку, после закрытия которой считались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений церкви Николы Надеина в Ярославле были обнаружены неизвестные мощи. Их описание полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. 2 сентября 1990 года мощи свт. Иннокентия были возвращены в Иркутск и находятся в соборе Знаменского монастыря. Память - 9 февраля на обретение мощей, 26 ноября - в Соборах Сибирских, Волынских, Галицких, Киевских и Санкт-Петербургских святых.

[15] Первый день - Троицкая родительская суббота; второй - День Святой Троицы, Пятидесятница; третий - День Святого Духа.

[16] Это было связано с тем, что 24 июня 1945 года, в День Святой Троицы, в Москве, на Красной площади состоялся исторический Парад Победы по окончании Великой Отечественной войны и в ознаменование победы СССР над фашистской Германией.

[17] В монашеском постриге (тайном) - иеромонах Серафим († 11 апреля 1975 г.). С 1930 по 1944 годы отец Стефан находился в ГУЛАГе в Северном крае и в ссылке в Котласе. С 1944 по 1947 годы служил в селе Верхняя Платовка Оренбургской области настоятелем Покровской церкви. В 1945 г. Покровскую церковь посетил Архиепископ Чкаловский и Бузулукский Мануил (Лемешевский). При встрече он снял с себя крест с мощами и надел на о. Стефана со словами: «Дарю тебе самое ценное, что имею». С 1970 по 1972 годы - настоятель Казанской церкви села Заплавное Борского района Самарской области. Совершал отчитки над одержимыми злыми духами. Спустя много лет после его смерти неизвестные злоумышленники (по-видимому, сатанисты) в 1992 году в ночь на 13 июня (Троицкая родительская суббота) на сельском кладбище извлекли его честную главу из могилы и увезли, по-видимому, для темных магических обрядов. После этого останки о. Стефана были перезахоронены в ограде Казанской церкви.

[18] 17/30 июня Церковь чтит память мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362 г.). День тезоименитства Владыки Мануила.

[19] Празднование в честь Табынской иконы Божией Матери совершается в 9-ю пятницу по Пасхе.

[20] Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) на Архиерейском Соборе в Москве 8 сентября 1943 года избран Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Сергий отошел ко Господу 15 мая 1944 года. Погребен в Никольском приделе Богоявленского кафедрального собора города Москвы.

[21] Карпов Георгий Григорьевич - генерал-майор НКВД-НКГБ. С 1943 по 1960 гг. - председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР (затем при Совете Министров СССР).

[22] Речь идет о будущем Митрополите Санкт-Петербургском Иоанне (Снычеве).

[23] Протоиерей Леонид Смирнов - первый духовный наставник Иоанна Снычева.

[24] Дневниковые записи протоиерея Симеона Афанасьева сделаны в 1929-1937 годах. В 1938-39 гг. протоиерей Симеон был расстрелян. Описанные в дневнике события как бы предшествуют приезду и служению Владыки Мануила в Чкаловской епархии.

95
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru