‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Анна из Андросовки

В Кинельской епархии собирают материалы для прославления убиенной за веру Христову Анны Антоновой.

В Кинельской епархии собирают материалы для прославления убиенной за веру Христову Анны Антоновой.


Крестовоздвиженская церковь в селе Андросовка.

Недавно в отделе по канонизации святых Кинельской епархии Самарской Митрополии редакции передали документы о праведнице Самарской земли, погибшей за веру Христову в годы лихолетья. Во время сталинских репрессий Анна Павловна Антонова испила горькую чашу гонений, лишений и арестов. А венчал ее жизненный путь смертный приговор по надуманному обвинению. Просто на протяжении нескольких лет она стояла горой за церковь в родном селе. В те годы село Андросовка относилось к Колокольцовскому району Куйбышевской области. Теперь же Андросовка находится в Красноармейском районе Самарской области.

Не сохранилось даже фотографии убиенной мученицы, но о ней свидетельствует память земляков-андросовцев. А также сохранились протоколы ее допросов, где она несмотря на давление не признала своей вины и отстаивала свои убеждения. Надеемся, что уже не далек час, когда на свещнице Кинельской епархии зажжется еще одна свеча в память об убиенной новомученице Анне. А сейчас знакомим читателей с рассказом о ней ее односельчанина.

В 1857 году в центре села Андросовка была построена Крестовоздвиженская церковь, но просуществовала она, к сожалению, недолго. В самом конце XIX века храм сгорел. Церковный совет принял решение о строительстве новой церкви. Тщанием прихожан были собраны необходимые средства на закупку леса. Но в наших степных краях трудно найти подходящий лес. Решили ехать на заготовку в Нижегородскую губернию. Кого послать? Выбор пал на Павла Васильевича Антонова.

Это был глубоко верующий человек, он много страниц Библии знал наизусть, совершил паломничество на Святую Землю. Павел Васильевич блестяще справился с возложенной на него миссией, и церковь была отстроена заново. По своей красоте она нисколько не уступала прежней. Павлу Васильевичу было присвоено звание почетного гражданина Андросовки. Он умер от тифа и был похоронен в церковной ограде, где обычно хоронили священников и самых почетных прихожан.

Его сына Ивана, 1896 года рождения, тоже отличала глубокая вера. Даже мечтал он о монастыре, но монахом ему стать не пришлось. В 1914 году он был призван на фронт Первой Мировой войны и погиб за Отечество.

С историей сельской церкви связана судьба старшей дочери Павла Васильевича Антонова - Анны Павловны.

Анна Антонова вначале приняла революцию 1917 года, даже участвовала в строительстве «новой жизни». Но глубокая вера Православная постепенно сделала ее изгоем в родном селе. Будучи грамотной и разносторонне развитой девушкой, она открыла классы для безграмотных на выселках (хуторах, вокруг которых образовались небольшие поселения). В 1921-22 годах в Поволжье разразился страшный голод. Голодала и Андросовка, и Анна принимала участие в спасении голодающих. В 1921 году в Андросовке был открыт пункт американско-российской ассоциации (АРА), занимающейся оказанием помощи голодающим. В этом пункте работала Анна. Она распределяла пайки, вела отчетность.

Однажды Анна была в поселке Моревском и как-то вместе с подругами шла по улице. Проходя мимо дома местного милиционера, девушки увидели, как его сын играет с ружьем. Мальчик, не зная, что ружье заряжено, стал целиться в проходящих мимо девушек. Те на него заругались. Мальчик, видимо, испугался, случайно нажал на курок. Вылетевшая пуля насмерть убила одну девушку, пробила плечо Анны и задела третью подругу. Удивительно, но факт - всё это наделала одна пуля!

У Анны из раны открылось сильное кровотечение. Местный старик, знакомый с медициной, сумел остановить кровь, после чего Анну увезли в чапаевскую больницу, где она пролежала довольно долго. Рука продолжала болеть и после выписки. Наконец, в 1928 году после того, как по руке пошло заражение, руку пришлось отнять. Виновники случившегося, родители того мальчика, ничем не помогли покалеченной женщине, и она осталась без средств к существованию. К тому времени ее мать разбил паралич.

В 1928 году Анна пошла в церковь и попросила у церковного совета дать ей возможность заработать на жизнь. За заслуги отца ей пошли навстречу - поставили в храме торговать свечками, раздавать просвирки… Так она стала содержать себя и семью: больную мать, сестру с больным мужем и двумя детьми. Три года Анна работала в церкви, не пропускала ни одной службы. Так она еще сильнее полюбила церковь. Стала помогать священнику вести в храме учет, бухгалтерию. В 1929 году ее избрали председателем церковного совета.

А в 1931 году Анна Павловна первый раз была арестована как активная церковница «за сбор собрания верующих», два месяца провела в тюрьме. К этому времени церковь уже трижды пытались закрыть. Вернулась домой, а дом ее конфискован. Сестра с детьми ютится в крохотной избенке, мать приютили чужие люди. Пошла снова работать в церковь.

Анна Антонова была грамотной женщиной. Она выписывала и внимательно читала газету «Правда», была в курсе политических событий, хорошо знала законы новой власти. И когда в 1934 году была предпринята очередная попытка закрытия церкви, Анна Павловна понимала, что делается это незаконно. Тайком она покинула Андросовку и ходоком уехала в Москву - за правдой. В Чапаевске ее хотели перехватить, но сумела бежать.

B Москве Анне Павловне удалось встретиться с высокопоставленными людьми, которые выслушали ее внимательно, составили документ, в запечатанном виде вручили его Анне Павловне и велели передать в Андросовский сельский совет. Документ гласил, что церковь нужно оставить в покое. Работа Крестовоздвиженского прихода была возобновлена, но Анна Павловна была лишена права голоса «как служитель религиозного культа» (так сказано в протоколе ее допроса).

К тому времени в селе не было уже своего священника. Из деревни Малая Украинка Большеглушицкого района привезли дьякона, который хоть и был безграмотным, но помнил порядок служб, он и принял сан священника. Отец Феодор, так звали батюшку, был добрейшей души человеком, переехал в Андросовку вместе с матушкой. Он подружился с семьей Антоновых-Маршанских, помогал им, как мог, сводить концы с концами. Они жили по соседству.

Службы в церкви проводились только по воскресеньям. Местные власти всячески придирались к церкви, стремясь закрыть ее окончательно. То им туалет на церковном дворе не понравится - переделать. То обратят внимание на запыленные витражи - плохое освещение - почистить. А витражи находились высоко у самого купола. Но в церкви всё было разумно устроено - поднимались, чистили. То обратят внимание на птичий помет на куполах (такие заботливые!) - портит, видите ли, вид в центре села. Поднимались по лестницам с метлой и убирали. Все эти работы организовывала Анна Павловна. Часто помогала ей сестра Мария. Однажды Анна сама поднялась и чистила купола. Вдруг сельскому совету не понравится, что в церкви нет сторожа, - и близкие люди шли охранять… Так Анна Павловна держала церковь, защищала ее от закрытия до 1937 года. В том году усилились репрессии. Немало репрессированных было и в Андросовке. (Только в томах «Белой книги» по Самарской области приводятся имена 33 репрессированных жителей села, но их было больше.)


Памятный знак жертвам политических репрессий в Сызрани. Возможно, именно здесь была захоронена расстрелянная Анна Антонова…

Несмотря на все старания Анны Павловны, отца Феодора и близких к ним людей, церковь в Андросовке всё же была закрыта. Анна Павловна понимала, что ее в любую минуту могут арестовать (ведь один арест у нее уже был), и покинула родное село. Сначала она скрывалась у родственников в Сызрани, прожила там с месяц. Дольше оставаться не могла, чтобы не быть гостеприимным хозяевам в тягость, да и не хотелось подводить их. Затем перебралась к знакомым в Арсентьевку Колдыбанского района. 18 декабря 1937 года Анна Павловна всё же вернулась домой, заявив: «Больше прятаться не буду. Будь что будет». Ровно один день она провела с родными. Ее выдали соседи. Предвидя это, она наказывала сестре Марии: «Если жива останусь, я о себе обязательно дам знать. Никому не верь, если кто придет от моего имени. Почерк мой знаешь».

22 декабря 1937 года Анну Антонову арестовали. Больше ее никто не видел.

В архиве УФСБ России по Самарской области хранится «дело» в отношении Антоновой Анны Павловны. В папке всего 12 листов. Приведу отрывок из протокола допроса:

Вопрос: Следствием установлено, что религия Вами была использована для извлечения выгод для отдельной кучки лиц, которые никакой пользы обществу не приносили.

Ответ: Я это отрицаю.

Вопрос: Детей вы привлекали в церковь?

Ответ: Активно посещал церковь Иванов Сергей, мальчик 13-14 лет.

Вопрос: В церкви его заставляли читать церковные книги?

Ответ: Чтений церковных книг ему не поручалось, но в церковь он ходил.

Вопрос: Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной организации церковно-монархического толка и вдохновляли контрреволюционную деятельность вокруг церкви, используя для своей подрывной деятельности единоличников, в прошлом и сейчас не заслуживающих доверия от советской власти.

Ответ: Я лично в контрреволюционной организации не состояла, и кто из церковников ведет контрреволюционную подрывную работу, мне не известно.

Вопрос: При обыске у Вас обнаружены серебряные монеты по 50 коп. 3 штуки, 3 кольца серебряных, сделанных их пятидесятикопеечных монет советского выпуска, что карается по закону, признаёте ли вы свою виновность в переработке монет советской чеканки в изделия для религиозных обрядов?

Ответ: Кольца обнаружены у меня действительно, но они пожертвованы населением.

Вопрос: Кто пожертвовал Вам эти кольца?

Ответ: Припомнить сейчас не смогу.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы, привлекая детей в церковь, угощали их конфетами с тем, чтобы привлечь их и в дальнейшем посещать церковь?

Ответ: Виновной в этом себя не признаю.

Вопрос: Установлено, что Вы, ведя подрывную контрреволюционную деятельность, противопоставляли себя органам власти, говорили, что «к нам пойдет народу больше, чем в клуб». Дайте по этому вопросу показания.

Ответ: Я это отрицаю.

Мария Павловна, сестра осужденной, дважды ездила в Сызрань. Первый раз у нее приняли передачу для сестры. Во второй раз сказали, что Анну Антонову перевели в Куйбышев. Она - туда. Но в Куйбышеве ответили, что такая не поступала. Мария Павловна - опять в Сызрань, добилась встречи с начальником тюрьмы. Из разговора с ним поняла, что сестры нет в живых, хотя прямо о расстреле не было сказано.

В пятом томе «Белой книги. О жертвах политических репрессий», изданной в Самаре в 1997 году, сказано: «АНТОНОВА АННА ПАВЛОВНА. Родилась 7 июля 1890 года. Уроженка и жительница с. Андросовка. Русская, безпартийная, председатель церковного совета села. Арестована 22 декабря 1937 года, 28 декабря тройкой при Управлении НКВД по Куйбышевской области приговорена по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) и 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность) к высшей мере наказания. Расстреляна 17 февраля 1938 г. в Сызрани. Место захоронения неизвестно. Реабилитирована Куйбышевской облпрокуратурой 9 августа 1957 г.».

Вот так пострадал совершенно невинный человек только за то, что хотел сохранить для села, его жителей и их потомков церковь. Защиту храма от поругания посчитали тогда такой виной, за которую последовал расстрел!

И сегодня, когда в нашем селе вновь открылся православный приход, мы с особенным чувством вспоминаем тех, чьими усилиями и стараниями этот приход держался в страшные годы нашей истории. Вечная им память и слава!

Кинельская и Безенчукская епархия Самарской Митрополии уже подняла вопрос о причислении к лику Новомучеников Церкви Русской убиенной за веру Христову Анны Павловны Антоновой. Считаю, что она этого достойна, и призываю всех православных граждан Красноармейского района поддержать это решение. И всех читающих эти строки прошу поддержать это благое начинание молитвой.

Анатолий Павлович Почукаев,
директор Андросовской средней школы, член приходского совета Крестовоздвиженского храма
села Андросовка Красноармейского района Самарской области.

220
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru