‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

В начале славных дел

130 лет назад было создано Алексиевское Братство.

130 лет назад было создано Алексиевское Братство.


Памятник Святителю Алексию, Московскому и всея России чудотворцу, у Духовно-просветительского центра «Кириллица» в Самаре.

В Самаре 130 лет назад произошло событие, значение которого стало лишь постепенно, медленно разворачиваться, словно свиток. Ведь дело, начатое тогда, продолжается и сегодня. А тогда в нашем городе было создано Свято-Алексиевское Братство. Устав и деятельность Братства 12 (25) февраля 1892 года, в день Святителя Алексия, Московского и всея Руси чудотворца, в зале городской Думы торжественно благословил Епископ Самарский и Ставропольский Владимир (Богоявленский). При этом присутствовали все первые лица Губернии, знатные благотворители, помещики, духовенство. Прошение об образовании Братства подписали 87 человек, среди них были действительный статский советник и бывший городской голова Петр Владимирович Алабин, действительный статский советник П.Н. Рузский, действительный статский советник Алексей Петрович Херувимов (он станет председателем Братства в годы его расцвета), священник П.В. Архангельский, статский советник Безсонов, священник Н.И. Богоявленский, протоиерей И.А. Боголюбский, два представителя известной купеческой династии, отец и сын, Николай Иванович и Антон Николаевич Шихобаловы. Подобных Братств в ту пору не было нигде в России! Многие участники чувствовали в тот день, что происходит что-то доселе небывалое, важное.

Идея создания в нашем городе Братства уже носилась в воздухе. Бывший Самарский Губернатор (в 1867-1872 гг.), в ту пору предводитель дворянства губернии, Григорий Сергеевич Аксаков еще за три года до этого разработал до мелочей устав Братства. Инициатива в этом принадлежит ему. Хотя, как нередко случается, само дело осуществлялось уже другими людьми, - он умер за год до создания Братства. Григорий Сергеевич Аксаков - сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Все мы читали в детстве сказку «Аленький цветочек», ее написал отец вдохновителя нашего Алексиевского Братства. И само это Братство неожиданно расцвело, как «аленький цветочек», среди губернской чиновничьей бюрократии и консисторской казенщины. Братья Григория Сергеевича - Иван и Константин Аксаковы стали первыми славянофилами и основоположниками большого общественного движения. Григорий Сергеевич так высоко не взлетел, но много потрудился на благо Самарской губернии. А одно его дело больше чем на столетие пережило его самого. Братство, задуманное им, многое изменило в жизни Самары.

Епископ Владимир пробыл на Самарской кафедре, как говорится, без году неделю. Большому кораблю большое плавание! Наверное, только ему одному в истории Русской Церкви предстояло быть архипастырем во всех русских столицах! Митрополитом Санкт-Петербургским (первенствующим членом Синода), Митрополитом Московским, - и завершил он свой путь мученической кончиной от рук большевиков зимой 1918 года в Матери городов русских - Митрополитом Киевским и Галицким. Священномученик Митрополит Владимир был первым иерархом, погибшим от рук безбожников в пору начинавшихся гонений. Теперь он возглавляет собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Но все же и Самара вошла в его биографию далеко не случайно, ведь говорят же про нас как про «запасную столицу»!

Давайте перенесемся в Самару 1892-го - холерного и голодного для губернии года. Как только прибыл на Самарскую кафедру Преосвященный Владимир, сразу принялся организовывать комитеты помощи голодающим. Времени на раскачку не было, нужно срочно спасать людей от голодной смерти. А за его неутомимой и успешной деятельностью на этом поприще своими молодыми и умными глазами очень пристально и недобро наблюдал помощник присяжного поверенного Владимир Ильич Ульянов. Он как раз в ту пору переехал в Самару. Ульянов, напротив, считал (сужу по книге его самарского товарища Белякова), что последствия голода - «явление прогрессивное», раз он разрушает крестьянское хозяйство и способствует нарождению пролетариата, «разбивает веру не только в царя, но и в Бога». При этом молодой юрист казуистически подчеркивал, что не сам по себе голод, а лишь только его последствия он считает прогрессивным явлением, как-то вот так, шиворот-навыворот. (Всё то же пресловутое «чем хуже, тем лучше».) Ну а со всеми этими комитетами помощи голодающим Ильич уже тогда предлагал решительный способ разговора: «рукой за горло и коленкой на грудь» (см. Беляков А.А. «Юность вождя». - М., 1960 г.).

А в Чагринском монастыре в семидесяти верстах от Самары молился и творил чудеса отец Александр Юнгеров. В самарской Утевке, держа кисть в зубах, выписывал лик Спасителя безрукий и безногий иконописец Григорий Журавлев. Всё казалось незыблемым и прочным. Но по уездам усиливалось молоканство. Старообрядцы целыми селами уводили в раскол крестьян. И все же самый главный противник еще только обозначился - это равнодушие к вере среди высших сословий, а то и откровенное безбожие, пока еще рядящееся в красивые одёжки светского гуманизма. Так что далеко не всё было спокойно в нашем тогдашнем «багдаде». И эти тектонические толчки грядущего землетрясения одними из первых уловили создатели Братства - Епископ Владимир и Григорий Аксаков. В Уставе новой общественной организации первым пунктом было записано: «Целью Братства является содействие распространению и утверждению в народе просвещения в духе Православия».

…Столько воды утекло с тех пор, а у нашего Братства эта же цель осталась неизменной!

Покровителем Братства был избран Святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец. Есть города, созданные по царскому указу. Есть города, которые словно бы сами по себе выросли из земли еще в незапамятные времена. Ну а наш город был предсказан Святым! И получил от него благословение. В 1357 году Святитель Алексий по Волге плыл в Орду, и в ходе плавания причалил к берегу в месте всем нам известном, где с Волгой сливается река Самара. Тогда-то и было им произнесено пророчество: «На сем месте будет город того же имени Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никакому разорению подвержен быть не имеет». Это предание чудом сохранилось в веках, его донес до нас первый описатель этих мест Петр Иванович Рычков в «Топографии Оренбургской губернии», опубликованной в 1762 году. Если внимательно вчитаться в пророчество, то увидим, что оно как бы из двух частей. Одна постоянная и неизменная, обетование Свыше. А вторая часть в какой-то мере зависит от нас. Ведь только если в городе нашем будет сохраняться и преумножаться благочестие, Бог дарует Самаре защиту и процветание. Вот этой-то важнейшей частью пророчества и занимается Братство Святителя Алексия на протяжении 130-ти лет своей истории.

Но что такое Братство как историческое явление? Ответ поищем в книге «О Православных церковных Братствах» священника Иоанна Флерова, изданной в Санкт-Петербурге в 1857 году. «Православные церковные Братства - это были общества, состоящие из Православных лиц разного звания и состояния в защиту Православных южно-русской Церкви от угнетения со стороны латинян, усиливавшихся вовсе уничтожить Православную Церковь в Польских владениях в XVI и XVII веках. За образец при учреждении церковных Братств приняты были примеры христианской жизни первых времен и заповеди Спасителя о любви, которую должны нести Христиане друг другу. По примеру апостольских времен, когда небольшое еще общество христиан было как бы одним братством, в котором «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). Как общества, основанные на Евангельской любви, Братства весьма часто называли в грамотах того времени «Братствами любви» и «Братствами милосердия».

Само слово Братство может сказать нам больше, чем глубокие исторические разыскания. В нем - суть и смысл этого явления с многовековой историей. Но пока что проследим его путь во времени. Читаем в той же книге: «Православные жители юго-западной России, ревнуя по Православной Греческой Вере и отвергая все, что только носило на себе какой-либо отпечаток латинства, для поддержания Православия и для противодействия унии повсюду начали учреждать Православные Братства, члены которых клятвенно обещали твердо стоять в вере своих отцов и всеми силами удерживать поток римского раскола. Тогда возникли Братства на каждом месте, где грозила опасность Православию, но такими местами были почти каждый город юго-западной Руси! Тогда-то возникли Братства Киевское, Львовское, Виленское, Оршанское, Могилевское, Минское и множество других. Училищам врагов - Братства противопоставили собственные училища; разрушению православных храмов - ревность к созиданию и благоукрашению их; преследованию и гонению на Церковь Православную - свое посильное за нее ходатайство перед [польскими] королями. С одной стороны, дух евангельской любви соединил между собой православных в Братство, а с другой - исторические обстоятельства вызвали оные на поприще общественной деятельности».


Молебен у часовни Святителя Алексия в день памяти Небесного покровителя Самары. 2 июня 2019 г.

Братства как церковное установление появлялись тогда, когда грозила какая-либо опасность Православию. Инициатива в создании Братств всегда исходила от Православных мирян, когда именно их деятельность была особенно необходима во времена смут и гонений. Братства пригождались там, где церковная иерархия не могла действовать свободно и успешно под гнетом тяжелых обстоятельств, и когда требовался широкий простор для деятельности именно мирян. Вот что такое Братство! Но в церковной деятельности успех возможен только тогда, когда эта деятельность благословляется Священноначалием. И инициатива лишь тогда приносит плоды, когда «вписывается» в церковные правила и получает благословение.

Сразу после своего создания в 1892 году Братство приложило все усилия, чтобы дойти до широких народных масс с живым словом христианской проповеди. И первое, что сделали, приобрели на пожертвования своих состоятельных членов складские помещения под распространение духовной литературы. Братчики много лет безплатно наделяли приходы, включая и самые дальние, обязательным набором духовных книг. И этот минимальный набор состоял не из двух-трех тощих брошюрок, а из десятков и даже сотен увесистых томов! Второе направление работы - организация лекториев в лучших залах города. Здесь охватывалась христианской проповедью верхушка общества, в своих исканиях, а точнее блужданиях, все дальше отходившая от Церкви. Тогда и узнала Самара своих замечательных пастырей-проповедников (хотя и узнать-то тогда было их нетрудно - для этого просто надо было ходить по воскресеньям в храм, но, увы...)! Полные залы собирали кафедральный протоиерей Валериан Лаврский, протоиерей Казанского собора Н.И. Боголюбский, священник церкви Николаевского сиротского дома И.А. Панормов, ректор Духовной семинарии Архимандрит Серафим, позднее к ним присоединился протоиерей Александр Бечин. Опытные проповедники не избегали участия в диспутах, отвечали на острые вопросы не всегда доброжелательно настроенной публики.

Вскоре Братство взяло на себя и издание духовных книг. С 1893 года печатание и распространение «Самарских епархиальных ведомостей» переходит к Алексиевскому Братству. Издается противосектантская литература, миссионерские книги, пастырские проповеди. Но все же выбор изданий не во всем отвечал нуждам времени. Тогда на повестку вставал уже «социальный вопрос», а Братство все еще отвечало на вызовы вчерашнего дня. Ни одной книги о соблазнах безбожного социалистического псевдорая издано так и не было. Довольно символично, что гибельный 1918 год застал Алексиевское Братство за подготовкой к изданию книги о баптизме. Такую ли надо было издавать литературу в пору, когда кругом уже бушевал хаос и смерч революции?! К тому же и эту книгу Братство так и не смогло уже издать… Вскоре был принят декрет «Об отделении Церкви от государства», и все церковные организации потеряли право юридического лица. Братство было распущено, и на долгие годы его деятельность была прекращена. Многие братчики в лихие годы приняли мученические венцы.

В 1993 году по благословению Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия Братство Святителя Алексия было возрождено силами сотрудников редакции газеты «Благовест». Сейчас не время отчитываться о проделанной работе. Но все же скажу о главном. Раньше Братство Святителя Алексия объединяло самарскую элиту, и потому не знало ни денежных, ни имущественных забот - планы составлялись и тут же осуществлялись на «братские» рубли. Члены Братства вносили ежегодный взнос, а пожизненное членство включало большой денежный вклад. Все средства Братства делились на неприкосновенный капитал, который состоял из вкладов братчиков. Эти деньги обращались в процентные бумаги на имя Братства. И на расходный капитал, который употреблялся на текущие нужды организации. Сейчас нам о таком и мечтать не приходится. Мы работаем в совсем иных и гораздо более сложных условиях. Каждый рубль на духовные начинания достается нам непросто. И все же Братство живет! И осуществляет высокую миссию, на которую нас благословили. А миссия эта та же, что и в 1892 году: утверждение в народе Православного просвещения. Этому делу мы отдаем все силы и умения. Нашим Братством изданы уже не десятки даже, как до революции, а более сотни духовных книг. Их тираж давно перевалил за триста тысяч экземпляров. Многие наши книги стали библиографической редкостью - их ищут, приобретают с рук, переиздают, ими дорожат, с ними не хотят расставаться.

С 2008 года Братство Святителя Алексия взяло на себя попечение о газете «Благовест» и журнале «Лампада». Во всех регионах страны есть у нас преданные читатели. А благодаря интернету читают нас по всему миру. Слово христианской проповеди по-прежнему громко и мощно звучит из Самары! Православный магазин на улице Пушкина является прямым наследником тех первых братских складов, откуда доставлялась духовная литература по самым бедным и далеким приходам. Уже давно не магазин «содержит» Братство, а наоборот, это мы содержим магазин на пожертвования читателей «Благовеста». Но свою просветительскую миссию Православный магазин по сей день успешно выполняет. Каждый знает, что самый большой выбор духовных книг - в магазине на улице Пушкина!

Братство Святителя Алексия с самых первых лет занималось храмостроением. Мы в меру сил продолжаем эту славную традицию. По инициативе Алексиевского Братства была воссоздана часовня Святителя Алексия у Речных ворот Самары.

Одна из задач - популяризация духовного наследия Святителя Алексия. Нужно, чтобы каждый самарец знал о духовном покровителе нашего города. И эту задачу мы тоже решаем. Издана замечательная книга, рассказывающая о Святителе Алексие на фоне четырехсотлетней истории Самары.

Едва ли не самое главное в нашей повседневной работе то, что нам удалось сохранить братский подлинно христианский дух, который только и может созидать христианскую культуру. Наше Братство не на словах и не только на бумаге является братством Православных людей. Оно объединяет тех, кто, по слову Серафима Саровского, стремится спасти себя, чтобы вокруг него спасались тысячи. Новые славные имена навечно украсили список братчиков. Это в первую очередь протоиерей Сергий Гусельников (†2020), он был духовником Алексиевского Братства, а также замечательный православный поэт Владимир Осипов (†2010).

Раньше в Совет Братства не допускались женщины (и это было отражено в уставе). Единственной женщиной, вошедшей в число инициаторов создания Братства, была супруга Петра Владимировича Алабина Варвара Васильевна. Сейчас времена изменились и в этом тоже. В большинстве своем Совет Братства - а это двенадцать человек - состоит из женщин. И это женщины-труженицы и подвижницы, и конечно же, они достойны именоваться (хотя слово и мужского рода) высоким титулом члена Свято-Алексиевского Братства. Назову всем вам известных Ольгу Ларькину, зам. по финансам Татьяну Щепилову.

Много можно бы рассказать о нашем сегодняшнем житье-бытье: об удачах и неудачах, о том, как в современных условиях совершаем дело более чем вековой уже протяженности. Все же ведь 130 лет - это уже не одна и не две, а несколько исторических эпох… Но и сказанного довольно, чтобы убедиться: Братство наше живет. И вместе с вами с чистым сердцем воскликнуть:

Священномучениче Владимире, не оставляй Братство, которому дал ты путевку в жизнь! И - Святителю отче Алексие, моли Бога о нас!

Антон Жоголев,
председатель Совета Свято-Алексиевского Братства, г. Самара.

87
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru