Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Благодатная тихая радость

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Здравствуйте, мои дорогие!

В праздники бывает особенно грустно. И не потому, что всё плохо, а потому, что всё не так хорошо. Не так хорошо, как было. Ведь сердце-то помнит… И куда всё девалось? Радость, ставшая воспоминанием.

Порою мне кажется, что все чувства, которые я должен был испытать, я уже испытал. Осталось довольствоваться пережитым… Б/у-шные чувства. Как потрепанное пальто или растоптанные ботинки…

Говорят, что дважды в одну реку войти невозможно, но есть океан, в который все эти реки впадают. Реки радости и реки печали, они сливаются воедино и становятся океаном души… Нет печали без радости, а радости без светлой печали… И в «жестоких» скорбях, и в «напрасных» мучениях, и в потерях «безвременных», «несправедливых» - присутствует Божественная Благодать, и как отклик души - благодатная тихая радость!


«Чашу спасения прииму и имя Господне призову».

День, когда отпевали известного самарского старца отца Иоанна Букоткина, был слишком обычным, не праздничным, серым. Людей было много, толкались, ворчали… Я стоял во дворе Петропавловской церкви и думал: «Лучше бы опоздал; что толку, разве это молитва…» Наконец священники подняли гроб и дружно запели «Вечная память», и вдруг - волна чудной радости! И было понятно (по глазам, по слезам, по взволнованным лицам) - её чувствуют все, это общая радость!.. И вспомнилась мне «велия радость» Апостолов, когда они возвращались с горы Вознесения. Они еще не знали радость Пятидесятницы, но благодатная радость разлуки (неспособной их разлучить) была им открыта.

Молодой священник получил повестку в военкомат. В назначенный срок он явился в кабинет военкома и был встречен волной обвинений: «Хватит прятаться за юбками… Не стыдно жить за чужой счет?.. Кто Родину защищать будет?..»

Пожилой полковник словно с цепи сорвался. А батюшка (у которого уже было двое детей, и по закону он был освобожден от воинской службы) сначала весь покраснел, потом побледнел. «Простите… Конечно… Как Богу угодно…» И, сам не зная зачем, низко поклонился полковнику. А когда поднял голову - внутри всё изменилось, стало так радостно и легко, что он невольно заулыбался. Полковник, не понимая, что происходит, вдруг замолчал, пристально посмотрел на блаженного батюшку и сбивчиво пробубнил: «Нервы… Простите… Свободны…»

Сейчас этот батюшка уже маститый протоиерей, но та благодатная радость смирения, которую он тогда испытал, навсегда изменила его отношение к «несправедливости».

Схиархимандрит Серафим (Томин) много раз пытался мне внятно и доходчиво объяснить, как следует понимать святость. «Нет, мой хороший, святость - это не полноводная река, которая течет себе да течет в своем неизменном русле. Скорее, это горный ручей, который струится, бурлит, а порой и мелеет… «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» Для отца Серафима тема святости носила личный характер. В начале своего жизненного пути он несколько лет провел рядом со святыми людьми - буквально святыми (Святитель Лука Войно-Ясенецкий, преподобный Кукша Одесский); и ему, будучи уже старцем, приходилось держать ответ перед их светлой памятью. «Я вспоминаю этих людей и плачу о своей нищете, и в этом плаче нахожу радость и утешение».

Слезная радость - самая нежная радость - «ласка Христа», так её называют подвижники.

«Однажды у одного известного старца, духовника крупной обители, разболелся палец, - вспоминал батюшка Серафим. - Ох, как же он сильно кричал! «У нашего старчика пальчик болит», - шептались монахи. Через несколько дней крик прекратился. Обезпокоенные монахи стали по очереди навещать старца. Войдет встревоженный брат в его келью, а выйдет с лучезарной улыбкой, будто его чем одарили… Сам старец потом признавался: «Я и не знаю, как такое случилось, словно гноился не палец, а что-то в душе, а когда этот гнойник прорвался, стало так благодатно и радостно!..» Его чудотворная радость исцеляла людей от злого уныния, страхов, безверия».

Как объяснить благодатную радость раскаяния, или радость доброй усталости, или радость возмездия (когда заслуженное наказание примиряет нас с совестью), или радость ожидания смерти («Я жду свою смерть, как жених ждет невесту», - говорил Митрополит Антоний Сурожский)?

Что у грешника на душе, я знаю отлично, а вот что чувствует праведник, мне трудно понять. Принято считать, что святая душа наполнена райским блаженством. А я смею предположить, что Божественная Благодать обостряет все человеческие чувства - и самые сладкие, и самые горькие. Но на вершине всех искренних чувств - благодатная радость!

Ученые говорят, что мы используем свой мозг только на десять процентов. А на сколько процентов мы используем сердце?.. Какова реальная глубина наших чувств?.. Если взять наше самое сильное чувство, которое мы когда-либо пережили, и умножить ну хотя бы на десять… Никакая греховная страсть неспособна дать нашим чувствам такую свободу и силу, которую открывает в нас Благодать.

Душа дышит радостью. Без нее душа умирает; даже если тело живет - душа умирает. Она словно воздух - всё наполняет, но при этом невидима, неощутима. Но мы, словно рыбы, отчаянно хватаем ртом воздух, но дышать им не можем… Безрадостность - не отсутствие радости, а потеря способности дышать Благодатью. Безрадостность - безблагодатность.

Можно радоваться сердцем (с трепетом), а можно умом (созерцательно); можно получать телесное удовольствие, а можно наслаждаться прекрасным; есть детская радость и есть зрелая, естественная и необъяснимая, бурная и сокровенная… Но при всем своем многообразии, по сути, по естеству, есть лишь одна настоящая радость - благодатная радость! Всё остальное - подделки, попытки заполнить душевную пустоту. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» - греховные радости. Настоящая радость не падает с Неба, она нас возносит.

«Так бывает только после Причастия, придешь домой, сядешь на диван и - хорошо!» - делился со мной один искренний человек. Это было давно… А сегодня, после долгой Рождественской службы, вернулся домой - усталый, выжатый как лимон - сел на диван, а внутри - хорошо!..

«Дух дышит, где хочет», и когда Он неведомым образом становится дыханием грешной души - случается радость!

Простите.

Протоиерей Игорь Макаров.

Фото Екатерины Жевак.

233
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru