Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

«Киберпоп» и другие…

В сезон отпусков разразились громкие скандалы вокруг двух известных священнослужителей - протоиереев Владимира Головина из татарстанского Болгара и Андрея Федосова из Кинельской епархии.

В сезон отпусков разразились громкие скандалы вокруг двух известных священнослужителей - протоиереев Владимира Головина из татарстанского Болгара и Андрея Федосова из Кинельской епархии.

Лето скандалов… Так бы я назвал то, что случилось в жаркие и обычно тихие отпускные недели. На всю страну прогремел скандал с протоиереем Владимиром Головиным из знакомого многим самарцам Болгара. Уже там дело дошло до оргвыводов, принят документ - заявление Чистопольского епархиального управления Татарстанской Митрополии. И эта увесистая бумага если и не поставит точку в «деле» отца Владимира, то уж по крайней мере станет точкой отсчета для создания уже совсем новой атмосферы вокруг него.

А в Кинельской епархии скандал не такой громкий, но тоже уже давно перешагнувший границы Самарской Митрополии - прогремел вокруг протоиерея Андрея Федосова. Тот и вовсе отчубучил нечто неслыханное - открыто усомнился в святости Царской Семьи (это в год столетия Екатеринбургского расстрела!), а также высказал свое уважение, как он выразился, «респект» и приязнь Ленину, и даже посетил дважды (второй раз уже с супругой…) его мавзолей… Особенно изумляет, что первый раз в мавзолей побрел пастырь, приехав в столицу на Рождественские образовательные чтения! Тут уж и комментарии, как говорится, излишни.


Протоиерей Владимир Головин.

Что роднит эти громкие скандалы? Запредельная дикость самих информационных поводов. Словно люди эти - не известные на всю страну пастыри, а какие-то недоучившиеся студенты-эпатажники… А ведь в центре событий оказались священнослужители, чьи имена давно на слуху, занимавшие высокие должности в своих епархиях. Протоиерей Владимир Головин - один из самых известных провинциальных священников в России, он давно уже стал «старцем» для сотен и даже тысяч паломников. Не думаю, что всё там сплошной обман и пиар-кампания. Многие и правда там могли получить серьезную духовную пользу. К нему целыми автобусами ездят уже много лет паломники из Самары. И из других крупных городов, конечно же, тоже. А ведь к сухому колодцу люди не идут...

А отец Андрей Федосов - благочинный Красноармейского округа, настоятель храма Архангела Михаила в с. Красноармейское Красноармейского района Самарской области - обрел популярность благодаря своим миссионерским передачам «Киберпоп» на Ютубе. На эти его передачи подписаны до 40 тысяч (!) интернет-прихожан.

И вот оба они оказались под знаком вопроса. И известность-то как раз и сыграла с ними дурную шутку. Именно прикованность к этим пастырям серьезного общественного внимания и стала главным поводом для этих скандалов. Рассуждали бы себе тихо, между своих, о чем им уж там заблагорассудится, - в меру своей культуры и своего интеллекта, - и никто бы и ухом не повел. А тут поставили они перед собой видеокамеры, и получилось громко, считай, на всю Россию. Очень уж некрасиво получилось.

Особенно удивительно, что в обоих случаях сами же «фигуранты» и оказались причиной своих же бед. Винить им, в общем, некого. Может, кто и давно уже имел зуб на успешного, явно небедного, довольно-таки эпатажного («непуганого») отца Владимира. Были и будут всегда желающие повнимательнее взглянуть на чужие «финансовые потоки» (сейчас не будем о том, мнимые эти «потоки» или реальные). А кто-то ночами не спал, подсчитывая, сколько же паломников в день, в неделю, в месяц батюшка в Болгаре принимает… И сколько можно с каждого паломника под разными соусами получить серебреников… (отнюдь не режиссера печально известного, К. Серебренникова, имею в виду).

Ну и, наверное, какие-нибудь косноязычные горе-проповедники, наши уже, доморощенные самарские, наверняка ведь с завистью смотрели на то, как голубоглазый да ладный батюшка с проникновенной интонацией в голосе и с вполне себе сценической внешностью завоевывает все большую известность в интернете… И даже порой выскакивает (ни у кого не спросясь?!) и на центральное телевидение… Всё это, скорее всего, именно так и есть. Но если бы не сами эти фигуранты, ничего бы и не было совсем. Лето бы мы провели более-менее тихо. Отец Владимир Головин ходил бы себе и дальше по храму в белом фраке в важные «личные даты», раздавал бы прихожанам халаты с вырезом в особых местах для помазания и исцеления, ставил бы пол-России лицом к Болгару на «молитву по соглашению», а автобусы с паломниками искали бы себе места на забитой до отказа парковке возле храма. Ну а отец Андрей Федосов всё так же бы вещал по интернету на близкие ему и важные для его аудитории темы, увеличивая число своей интернет-паствы…


Протоиерей Андрей Федосов во время интернет-проповеди.

Если бы год назад «заигравшийся» старец не взял бы да публично, да еще при детях, да еще под телекамеру - неблагоговейно, грязно, неумно, просто топорно не наговорил бы странных доводов о «еще и человеческой тоже природе» Господа Бога нашего Иисуса Христа, уснащая свою речь такими кощунственными примерами, которые лично я не могу оправдать никаким уже самым смелым миссионерством (правда, одно оправдание все же подыскалось: по ходу речи своей кощунственной, где мальчишек и девчонок опытный пастырь призывает пофантазировать на тему, как же именно Основатель нашей Церкви «сидел на горшке» (прости, Господи!) - по ходу этой ужасной антипроповеди, похожей на сектантские какие-то радения, стало известно, что в этот самый день отец Владимир Головин отпевал свою умершую мать… Может быть, надо было батюшке как раз в этот именно день где-то побыть в тишине? А не ехать миссионерствовать все-таки? В такие дни ведь могло случиться и такое, что из-за серьезных переживаний у него просто-напросто несколько ослаб самоконтроль - на время, на тот вот только день… И было какое-то краткое помрачение? Иначе оправданий больше не сыщешь уже никаких. Не знаю, так или нет, но давайте хотя бы предположим такое - в его оправдание! И поставим на вид тем, кто потащил его на встречу с молодежью в такой совершенно особый для него, траурный день). К слову скажу, когда я увидел эту проповедь прошлым летом, мне стало сразу понятно, что какие-то оргвыводы обязательно воспоследуют. И, я считаю, Сам Бог (а уж потом только сектовед Дворкин и священник Александр Новопашин) призвал к «барьеру» вышедшего из берегов талантливого да умного, но так вот вдруг севшего в лужу батюшку. Отступил от него Господь после такой проповеди, как мне видится. И понеслось... Вот уже и убиенный воин, слава нашей Армии, летчик Роман Филипов назван отцом Владимиром... самоубийцей (наверное, он и Александра Матросова зачислит в этот ряд? И Гастелло?..). А как же слова Самого Христа: нет выше той любви, как если кто душу свою отдаст за друзей своих? Это тоже, выходит, «самоубийство»? Нет, конечно! Это просто телепроповедник, к сожалению, совсем уже вышел из берегов... И дальше всё с ним случившееся стало «делом техники».

Не лучше (если не хуже еще!) дело обстоит и с «нашим» протоиереем Андреем Федосовым. Он, кажется, окончательно потерял пространственную ориентацию, забыл, где находится, когда под им же самим поставленной телекамерой позволил себе в простоте души (такая простота много, много хуже воровства!) нести уже настолько невежественную ахинею про уважение в адрес «государственного деятеля» Ильича, что не могло не случиться так, чтобы кто-то не начал тут же приводить его в чувство... Этим и занялся экс-депутат Государственной Думы России и Самарской Губернской Думы Дмитрий Сивиркин, начавший нешуточный скандал из-за высказываний протоиерея Андрея Федосова. Теперь уже, как пишут в интернете (официальными подтверждениями этому я не располагаю), отец Андрей до окончания разбирательства в епархиальном церковном суде будет отстранен от священнослужения на какое-то время и уже снят с должности председателя отдела катехизации и религиозного образования Кинельской епархии (о втором официально объявлено на сайте епархии, с выражением ему благодарности «за понесенные труды»). А еще, как пишут, запрещено ему «проповедовать на кровлях», ну, то есть, до окончания разбирательств вести свои передачи «Киберпоп».

А чему мы, собственно, так уж сильно удивляемся? Раз давно уже примирились мы с тем, что рядом с нами на приходах молятся десятки, сотни «православных сталинистов», даже и не скрывающих своего благоговейного отношения к Иосифу Виссарионовичу, то почему бы кому-то одному из них не проявить последовательность и пойти еще дальше? Восславить уже Ильича? Или тут как-то немножко все-таки жмет пока еще? С непривычки, должно быть.

Заигрались батюшки. Головы закружились, некрепкие у них головы оказались. Слишком уж всё у них было хорошо да ладно до поры до времени. А когда всё хорошо, это уже не хорошо. Тяжело им приходится нынче, выдалось жарким для них это лето. Обоих можно бы и пожалеть. В одном погибает подлинно всероссийского масштаба старец и миссионер, а рождается, возможно, сектант-диссидент околоцерковный. В другом случае… Нет, с отцом Андреем нет у меня такого же чувства. Врать не стану - никакой такой вот жалости у меня к нему нет. Лично мы не знакомы, его положительные качества мне потому неизвестны (хотя наверняка есть и они, кто бы сомневался). Ну а раз он не считает Царя Николая святым и ездит в мавзолей Ленина как к какой-то святыне, я не ему буду сочувствовать, а его ни в чем неповинной пастве…То, что он наговорил с умным видом на ютуб-канале, это уже и для моего терпения слишком. Очень уж много крови пролилось в России не так и давно, чтобы мы позволяли всяким там «киберпопам» выдавать в публичном пространстве «респекты» палачам и губителям Церкви…

Если Святая Церковь в лице Священноначалия проявит безразличие к таким вот самодеятельным «песням и пляскам» своих заигравшихся священнослужителей и интернет-проповедников, то у всех нас может быть утеряна почва под ногами. Наши приходы тогда рискуют превратиться (да не будет этого никогда!) во что-то аморфное, ни к чему не обязывающее. Кто в лес, кто по дрова, одним словом.

Я как журналист по определению человек свободный и выступаю против всяких там гонений и кампанейщин, против зажимов и «темных» для провинившихся. Сам я две или даже три травли пережил. Знаю, как это больно. И для здоровья вредно. Но не реагировать на явные кощунства и на нигилизм по отношению к своей же истории, притом еще публично высказанные, на большую аудиторию, тоже нельзя.

Хорошо еще, если хватит им такого вот вразумления через общественное возмущение и реакцию официальных церковных структур. Если проштрафившиеся батюшки придут, наконец, в чувство. Покаются и остановятся. Публично успокоят всех нас. Скажут, что не упорствуют в своих спорных суждениях и ошибочных миссионерских приемах. А главное, скажут самим себе: «Стоп! Нам позволено многое, но не что угодно». А если нет? Если упорствующие продолжат гнуть свою линию? Вправе ли священноначалие в таком случае делать их паству заложниками экзотических умонастроений этих вот пастырей? Я так не думаю.

И потому теперь, наверное, придется как-то вразумлять, а то и запрещать и того, и другого. Не оставлять же дело на полдороге.

Раз они сами лишили всех нас возможности их опасных высказываний не замечать, раз сами заставили нас на эти оскорбительные слова как-то реагировать.

Лето скандалов заканчивается… оргвыводами. Завтра 1 сентября. Какими же станут плоды, результаты этих громких событий?

Скоро узнаем. Осень уже близка. А цыплят, как известно, как раз по осени и считают.

Антон Жоголев.

31 августа 2018 г.

Указ № 34 от 3 сентября 2018 г.

Протоиерею Владимиру (Головину Владимиру Валентиновичу)

Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права совершения каких-либо священнодействий, преподания благословения, ношения рясы и наперсного креста сроком на 3 месяца с 3 сентября 2018 года в связи с неисполнением Распоряжения правящего архиерея№ 120 от 24 августа 2018 года и продолжением деятельности, вносящей соблазн в жизнь Церкви.

По истечении срока прещения Вам надлежит явиться в Епархиальное управление для решения вопроса о Вашем дальнейшем служении.

В случае упорной нераскаянности и дальнейшего неисполнения требований Распоряжения № 120 от 24 августа 2018 года или нарушения условий запрещения может быть поставлен вопрос о продлении срока Вашего запрещения в служении или о лишении Вас священного сана.

Напоминаю Вам 39 Правило Святых Апостолов: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». В связи с этим Ваши ссылки на прежде данные Вам благословения, якобы дающие Вам право не исполнять распоряжения своего правящего архиерея, ложны и несостоятельны.

Обращаю Ваше внимание на то, что в период нахождения клирика за штатом или под запрещением для него обязательны к исполнению все касающиеся его распоряжения и указы правящего архиерея епархии, поскольку он остаётся под его канонической властью.

Пармен, Епископ Чистопольский и Нижнекамский.

617
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru