Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Святой Валентин и… «валентинки»

Был ли на самом деле святой Валентин, который пострадал за то, что венчал молодых? Такой вопрос в канун «дня влюбленных» неоднократно поднимается и среди православных. Но этот светский праздник не имеет ничего общего с церковным календарем…

Был ли на самом деле святой Валентин, который пострадал за то, что венчал молодых? Такой вопрос в канун «дня влюбленных» неоднократно поднимается и среди православных. Но этот светский праздник не имеет ничего общего с церковным календарем…

История и легенда

Про «день влюбленных» у нас впервые заговорили чуть больше четверти века назад. До сих пор помню, как 14 февраля 1992 года этот новый праздник «отмечали» на разрисованном плакате в одном из новоиспеченных вузов украинской столицы. Тогда многие киевляне (в том числе и мы, в ту пору курсанты военно-морского училища) воспринимали «святого Валентина» как нечто экзотическое, чужое.

Однако со временем благодаря журналистам в нашем обществе прижилась такая легенда: дескать, в третьем веке (в 269 году) при императоре Марке Аврелии Клавдии II Готском казнили святого Валентина (то ли священника, то ли епископа), который вопреки указу римского правителя якобы тайно венчал молодых, в том числе и солдат. Как ни странно, сегодня об этом «празднике» уже заявляют даже и представители некоторых христианских конфессий…

Священномученик Валентин Интерамнский.

Разумеется, ни православные, ни католики не отрицают сам факт жития этого святого. Но при этом встает вопрос: о каком именно святом Валентине идет речь? Хотелось бы напомнить, что 15 января 2003 года католический епископ Винченцо Палья из города Терни передал в дар Святейшему Патриарху Алексию II частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского (память 30 июля/12 августа).

Еще один священномученик Валентин Пресвитер (Римский) упоминается в нашем календаре 6/19 июля. Согласно церковному преданию оба святых были казнены в третьем веке, однако их мученическая кончина была связана не с венчаниями, а с проповедью христианства (всего же сегодня наша Русская Церковь чтит память семи святых, носящих имя Валентин). К тому же во времена императора Клавдия II у христиан еще не было ни таинства венчания, ни даже храмов (в привычном понимании этого слова) для его совершения. До IV века главным местом молитвенных собраний христиан были катакомбы — особые подземелья, вырытые для погребения умерших. На то время достаточным для освящения брачной жизни было постоянное участие в Евхаристии — таинстве Причащения Тела и Крови Спасителя.

Только спустя века появилось особое церковное чинопоследование брака, которое получило статус обязательности лишь при императоре Византии Льве VI Мудром: в 893 году он издал 89-ю новеллу, согласно которой брак может быть заключен исключительно посредством венчания. Таким образом, Церковь приняла порядок, введенный государством. Это оказывало влияние на дальнейшее развитие чинопоследования таинства брака. Современный обряд венчания сохраняет некоторые особенности, свидетельствующие о его первоначальной связи с Евхаристией: он начинается (как и Литургия) возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и включает в себя употребление вина женихом и невестой из одной чаши. Каноническая и обрядовая традиции отразили тот факт, что печатью брака является Евхаристия. Поэтому венчать можно лишь тех, кто являются христианами. Да и само венчание — праздник не отдельной пары, а всей церковной общины, всего прихода.

«Когда пернатые вступают в брак»

Кто именно решил превратить 14 февраля в «день влюбленных»? По всей вероятности, не последнюю роль сыграли лирики. Первое письменное упоминание об этом «празднике» обнаруживается у английского поэта Джеффри Чосера (1340-1400 гг.) в его поэме «Птичий парламент»:

Зане был день святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!..

По мнению некоторых исследователей, работа над этой поэмой была завершена 14 февраля 1382 года. Не исключено, что с подачи Чосера эту дату и решили «узаконить» как праздник. Впоследствии эта «валентинова» тема продолжается и в других английских произведениях. Вот слова из довольно безпутной песенки юной Офелии — обезумевшей героини шекспировского «Гамлета»:

С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам…

В XIX веке различные обычаи, связанные с этим днем (любовные послания), приобретают широкую популярность в Британии, немного позже — и в США. В дальнейшем за раскрутку «валентинок» берутся коммерсанты: на промышленную основу был поставлен выпуск «сердечек».

Об этом упоминается в романе английского писателя Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»: «Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой… «Валентинок» в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене — полтора шиллинга за штуку…».

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона говорится: «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек. Потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», также как и он ее «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца».

Коммерциализация чувств

Кто-то возразит: что же плохого в том, что дарят «валентинки»? Но такое празднование не всегда ограничивается невинными знаками внимания. Романтизируя такие отношения, некоторые пытаются оправдать грех блуда. В итоге праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, да еще с извлечением для изготовителей «сердечек» коммерческой выгоды, извращает само понятие любви.

К сожалению, большинство поклонников «дня влюбленных» даже и не помышляют о том, чтобы помолиться не виртуальному, а рельному святому Валентину. «Cердечковая» дата (14 февраля) не имеет никаких корней в нашей православной культуре. Это выгодно лишь тем, кто «наваривает» на продажах рисунков, шариков и прочих «валентинок»… Слепо следуя иллюзиям и фантазиям, а также традициям иной совсем культуры, человек сам себя обрекает на несчастье. Ведь в традиции этого «праздника любви» — отнюдь не подвиг преодоления своего эгоизма ради другого, а просто приятное времяпрепровождение и захватывающее переживание. А что дальше? Предательство недавней «возлюбленной» теперь можно объяснить тем, что «старая любовь» уже прошла, а новая — возгорелась.

А что же 14 февраля (н.ст.) на самом деле отмечают Православные в России? Как показывает церковный календарь, в этот день совершается Всенощное бдение накануне великого праздника Сретения Господня — праздника встречи Бога и человека. Святая Церковь с радостью ждет всех, кто любит и желает быть любимым. Ведь настоящие чувства (а не страсти) возможны лишь при живой связи с Богом, Который «есть Любовь» (1 Ин. 4, 16).

P.S. Ежегодно в этот день светские коллеги пытаются поздравить меня, раба Божия Валентина, с праздником «всех влюбленных». Поэтому вынужден напомнить, что день своего святого Валентина я отмечаю 7 мая (память мученика Валентина Доростольского), а не 14 февраля. В этот день такого праздника в церковном календаре попросту нет.

Валентин Ковальский,
выпускник Киевской Духовной Академии, алтарник храма в честь Святителя Петра Могилы,
г. Киев, Украина.

170
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru