Заметки писателя Алексея Солоницына с декабрьской Православной выставки-ярмарки «Благословенная Самара».
Заметки с декабрьской Православной выставки-ярмарки «Благословенная Самара».
Вот и закончилась очередная встреча друзей, близких и далеких по географическим координатам, но одинаково родных по своим устремлениям, по духовной жизни.
На этот раз организаторы Православной выставки ВЦ «Экспо-Волга» и Самарская Митрополия Русской Православной Церкви выбрали во многом новую тематику для проведения основных мероприятий в зале конференций выставки, где расположилась главная святыня — ковчег с частицей мощей Святителя Спиридона Тримифунтского, Чудотворца и его редкая икона в полный рост.
Каждый день работы выставки менялись экспозиции — по благочиниям епархии. Благочиния и представляли свою концертную программу, изделия прикладного искусства, проводили лекции, беседы, творческие встречи. Таким образом, посетители могли познакомиться с народными талантами из наших районов. Идея эта оказалась воплощенной достаточно успешно и нашла самый горячий отклик у посетителей — конференц-зал был почти всегда заполнен. Жаль только, что не все благочиния откликнулись на призыв устроителей выставки — не обошлось и без формализма со стороны некоторых участников мероприятий.
Впрочем, это мои субъективные заметки писателя, которого пригласили на выставку презентовать новую мою книгу.
Хочу поделиться некоторыми размышлениями, пришедшими ко мне в дни, когда я сидел у своего стенда, разложив на столе книги, вышедшие в свет в этом году, в том числе и новую.
Невольно я наблюдал за людской вереницей, которая двигалась мимо меня к главной святыне, привезенной на выставку.
Первое, что хотелось бы сказать: верно и точно выбрано название выставки «Благословенная Самара».
Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий, по благословению которого и прошла выставка-ярмарка, задал всем мероприятиям верное духовное направление, отклониться от которого уже было нельзя.
Более того: посетителям, таким разным и по образованию, и по социальному положению, невольно приходилось задумываться: а почему выставка называется «Благословенная Самара»?
Самарские писатели Алексей Солоницын, протоиерей Леонид Коркодинов и протоиерей Николай Агафонов на Православной выставке «Благословенная Самара». |
Действительно ли наш город так можно назвать? Чем это он заслужил такое благодатное имя?
Но когда начинались молебны у главной святыни, когда дружно, единогласно раздавалось пение, невольно откликалось сердце, невольно вторило оно святым словам и славы, и величания, и всему, что исходит из самых недр души.
И тогда верилось: да, наш самарский народ имеет право называть свой город благословенным, ибо в нем живут вот эти люди, которые сейчас поют во славу одного из величайших святых Православия. Верят в силу его молитв, в чудеса, которые свершаются по молитвам к нему.
Но ведь далеко не все знают и про Святителя Спиридона, и про святыни нашего города. Об этом спрашивали меня, когда покупали мои книги. Я отвечал, но, конечно, недостаточно полно — народ торопился все увидеть, да и купить подарки к Рождеству — на первом этаже выставки была устроена настоящая ярмарка.
И потому решил написать более подробно о том, что известно не всем прихожанам и что не сказал им при встрече.
Часто ли мы задумываемся о Божественной тайне русского слова? Нет, редко даже. Для начала важно определить значение названия нашего города. В самом деле — какое же из определений для нас главное? Самые ходовые справочники, в том числе и статьи интернета, цитирующие эти справочники, говорят, что Волгу в древности называли «Ра», вот и вышла «Самара». Или берется толкование, где в основе название арабского города Самарра — так называлась столица древнего Абиссинского государства («радуюсь тому, что вижу» — «сурра мин раа» по-арабски).
В первом случае более всего видна игра слов, совпадений гласных и согласных звуков, не более. На этом совпадении строят свои «теории» новоявленные «открыватели» древности Руси. Например, кто-то всерьез утверждает, что «этруски», древние жители Апеннинского полуострова, нынешней Италии, — «это русские». Звучание этих слов действительно схоже. Но ведь это всего лишь неплохая эстрадная шутка, словесная забава, и более ничего.
Второе определение красиво, но тоже далеко от того заповедного, тайного, что сокрыто в слове «Самара».
Один из самых глубоких исследователей русского языка, крупнейший ученый-славист ХХ века, составитель знаменитого «Этимологического словаря русского языка» (словарь, объясняющий происхождение слов) М.Р. Фасмер пишет, что «самара» от калмыкского — «кувшин», «мешок». Именно калмыки населяли эти места, поэтому в их языке надо искать определение искомого слова.
К тому же, если посмотрим на карту, то увидим, что Волга, делающая у нашего города крутой поворот, образует знаменитую Самарскую Луку, которая и в самом деле похожа на кувшин, наполненный водой.
Это определение тем более убедительно, если вспомним Святую Землю, по которой проходил в земной жизни Христос. Там по соседству с Иерусалимом лежала страна Самария, и израильтяне считали за грех даже разговаривать с самаритянами — настолько низко по отношению к себе они ставили этот народ.
Но вот Спаситель, проходя по этой земле, остановился у колодца, где самаритянка набирала воду в кувшин. Он попросил у нее воды, чтобы напиться, чем очень удивил женщину.
И еще более она удивилась, когда Христос сказал, что у нее было пять мужей, а теперешний не муж ей вовсе. Она заторопилась, чтобы всем сообщить, какой необычайный Странник пришел к колодцу их праотцов Иакову, ибо это действительно был «колодец Иаковлев», как написано в Евангелии. Но тут Христос сказал те самые слова, на которые и хочется обратить внимание читателя:
«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
И еще он сказал не менее важные слова для всех нас — так, как будто они прозвучали только что:
«Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 13, 21).
Вот почему более всего видится в родном слове «Самара» этот сокровенный, тайный смысл: Самара — это тот кувшин, из которого дано нам испить воды живой — веры во Отца и Сына и Святого Духа. И действительно, «не на горе сей, и не в Иерусалиме» утвердили в истории веру Христову, а на Руси, которая с годами стала государством Российским. И город наш стал пить воду живую с момента своего рождения по Указу Царя Феодора Иоанновича в 1586 году, образованный как сторожевая крепость и в то же время как форпост Православия.
И почему бы в таком случае не подумать нам о том, что было сказано Спасителем про гору — ведь наш город, кувшин с водой живой, находится у гор, названных Жигулевскими, — в заповедном месте России, на берегу главной ее реки — Волги.
Здесь уже по повелению правительствующего сената в 1851 году была образована губерния, и Самара стала одним из самых крупных и значимых городов России.
До октябрьского переворота, рассказывая о Самаре, обычно печатали ее визитную карточку — виды Иверского женского монастыря, Кафедрального Воскресенского собора.
Но когда величавый собор уничтожили, как и храмы монастыря, из достопримечательностей Самары стали печатать вид католического костела, уцелевшего от уничтожения. И получалось, что Самара — будто бы католический город, хотя таковым он никогда не был, а костел сердца Иисуса Христа был построен по желанию тех немцев, поляков и немногочисленных католиков других национальностей, которые волею судеб оказались в Самаре.
Еще визитной карточкой Самары был памятник Чапаеву перед драматическим театром.
Но в современной Самаре, в самом центре города, на площади Славы, на высоком берегу Волги к 2000-летию Рождества Христова и к 55-летию Победы был возведен храм во имя святого Георгия Победоносца.
Об этом храме говорю потому, что именно он — прекрасный в любое время года, в любое время суток — стал олицетворением Самары сегодняшней, Самары, возвращенной к святоотеческой вере.
И таким же символом Самары стал собор святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, с памятником учителям словенским, поставленным перед храмом. Потому как именно они являются зодчими духа, принесшими в нашу Отчизну письменность, утвердившую веру во Христа.
Эти символы и выражают душу нашего края, нашего народа.
О Святителе Алексии, Митрополите Московском, который и сказал пророческие слова о нашей Самаре, когда ехал в Орду спасать от слепоты ханшу Тайдулу и останавливался в наших местах, знают больше. И потому не буду о нем говорить подробно.
Скажу лишь, что именно этот великий святой сказал, что град наш процветет и никогда разорен не будет.
Так оно и произошло в течение почти пяти веков.
У раки с мощами Святителя Алексия молилась в мае этого года самарская делегация, которая освятила в Богоявленском Елоховском соборе Москвы копию Самарского Знамени. Знамя, созданное 140 лет назад, делегация провезла по историческому пути, которым везли в Болгарию самарские посланники — городской голова Ефим Кожевников и гласный городской думы Петр Алабин. Но на этот раз отправила Знамя не в Болгарию, а в Сирию, где выполняли свой воинский долг и воины-самарцы.
На освящение Знамени прибыл Дмитрий Игоревич Азаров, в то время сенатор от нашей губернии, а ныне ее руководитель.
Конечно, мне было радостно на душе, что и я как автор романа «Самарское Знамя» нахожусь в составе делегации.
И то же теплое чувство окатывало душу и сейчас, на выставке, когда моя книга о Митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве) оказалась востребованной нашими читателями. Ведь Владыка Иоанн прослужил у нас 35 лет. А в Петербурге — пять. И много его духовных чад живы и сегодня в нашей губернии.
Они и есть та серебряная нить, которая связывает поколения, сохраняет ту духовность, которая жива в нашей Благословенной Самаре.
В минуты особого духовного подъема пишутся стихи. Со мной это бывает редко, но бывает. И когда после выставки я приехал домой, перед моими глазами все продолжала двигаться та вереница людей, которая шла и шла к раке с мощами Святителя Спиридона Тримифунтского.
Устроители выставки подсчитали, что нынче ее посетили 36 тысяч человек. Для сравнения — на предыдущих выставках нефтяников, выставке-продаже меховых изделий и т.д. было самое большее 10-12 тысяч человек, а то и две-три тысячи.
И мне подумалось: нет, не все так плохо у нас, как нам пытаются внушить наши западные «партнеры» и доморощенные митинговые ниспровергатели всего и вся.
Народ наш, в том числе и самарский, жив верой.
И вера победит — несмотря ни на что.
Не спалось.
Я встал и написал вот эти строки, которыми и закончу свои заметки:
Благословенна ты, моя Самара,
Благословенны дочери и сыновья,
Рожденные тобой для славы, -
Моя надежда, вера и семья.
Святитель Алексий тебя, Самара,
Благословил и на века предрек,
Что будешь ты цвести и будешь права
В мечтах своих — вы только дайте срок.
И сквозь века, и сквозь пожарищ пламя,
Сквозь грохот пушек и оскал врага
Самарское над воинами Знамя
Ты подняла — как Ангела крыла.
И над Курганом вечной славы
Ты Крест Небесный вознесла,
Как знак любви, как весть державы,
Как символ веры и добра.
Сражалась ты и в ратном поле,
И била в воздухе врага,
И нет для нас счастливей доли,
Чем быть с тобою навсегда.
И древко Знамени сжимая,
Ты Знаменосец и сейчас,
«Союзы» в небо отправляя,
Космической ты назвалась.
Благословенна ты, моя Самара,
С тобой нам жить и умирать,
Ты нам как пращуров подарок -
Сестра, Жена, Отчизна, Мать.
21 декабря 2017 года.
Фото Евгения Ситникова.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru