‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику, напишите на почту: blago91@mail.ru

Дар материнства

На вопросы наших читательниц отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Как в Православии смотрят на искусственное оплодотворение? Можно сказать, что оно является в каком-то смысле «непорочным зачатием» и из этого предположить, что ребенок, грубо говоря, будет «менее грешным»? И вообще грешно ли прибегать к различным медицинским методикам, если не получается забеременеть естественным путем? Ведь по сути их дал нам Бог.

Елена, г. Санкт-Петербург

Мне тридцать один год, замужем восемь лет, повенчались с мужем через два года после государственной регистрации брака, и после этого события для меня началась жизнь в Церкви. Стараемся с мужем жить так, чтобы можно было сказать о нас — Православная семья. Но у нас нет детей! Причины во мне. Врач сказала, что нарушения в организме произошли в раннем детстве. Кстати, точно такая же проблема и у моей сестры-двойняшки. Наш с сестрой диагноз не самый тяжелый, знаю, что с ним рожают. Я давно лечусь, и последние три года очень активно. Лечение и исследования часто неприятные и тяжелые, к тому же дорогие, приходится во многом себя ограничивать, но благодаря милости Господа, Который послал нам замечательного Православного доктора, появилась надежда. Но в последнее время начала впадать в уныние — когда мои родители начали настойчиво меня убеждать усыновить чужого ребенка. Они не верят, что причина бездетности — медицинская! Говорят: «Вы эгоисты, у вас все есть, вам дети не нужны, привыкли жить для себя. Хотели бы детей — сделали бы искусственное оплодотворение без всяких отговорок, что Церковь не разрешает. Многие так делают. Может, вы в монастырь собираетесь? Лучше усыновите сироту. Годы идут, мы хотим внуков. Вот подарите нам внука, мы вам машину купим». Меня поразило, что родные родители совершенно не знают и не понимают нашу боль!

После этого разговора во мне что-то изменилось. Поделилась со своими Православными подругами, а они в один голос: «Твои родители молодцы! Конечно, надо усыновлять ребенка! Это же так по-христиански — скрасить сиротство несчастного малыша». А у меня жуткий протест внутри. Не уверена, что смогу полюбить материнской любовью чужого ребенка, что смогу с ним справиться, если в нем «проснутся» гены родителей — возможно, алкоголиков и воров. К тому же совершенно не готова врать ребенку и окружающим, скрывая, что он неродной. А говорить правду тоже как-то неправильно, для ребенка это удар. Мне очень жаль деток-сирот, но не настолько, чтобы кого-то брать в свою семью. К тому же мы мечтаем о наших детях, чтобы они были на нас похожи и друг на друга, чтобы пройти с ними вместе путь от зачатия до совершеннолетия. Очень интересно почувствовать, что ребенок живет внутри моей утробы. Узнать, как это… Хочется, чтобы ребенок родился от любви, а не появился в доме, «потому что годы идут» и «так надо».
Но напор усиливается. Несколько человек в нашем окружении (родители и три подруги) убеждают меня усыновить ребенка, а когда слышат мои доводы, говорят, что чужой ребенок будет как родной и скоро я забуду, что он не мой. Разве можно такое забыть? А иногда разговор заканчивается словами: ну какая же вы Православная семья, если у вас нет детей, разве вы не видите, что это Промысл Божий о вас, чтобы вы осчастливили сироту… Я от всего этого в унынии. Чем больше меня уговаривают, тем больше протест. Причем разговоры ведутся только со мной. Муж у меня не склонен обсуждать тему бездетности с кем-то, кроме меня, священника и врача. Обидно, что вмешиваются в нашу жизнь и не понимают.
Скажите, может, подруги и родители правы? Если нет детей, может, мы с мужем тогда не семья, а недоразумение? Плохо, что я так остро сопротивляюсь усыновить ребенка? Может, я действительно такая черствая и равнодушная к сиротам и за это Бог мне детей и не дает? Как мне реагировать на уговоры? Я считаю, что усыновлять детей — это подвиг, и не каждый на это способен. Разве можно уговаривать совершить подвиг?

Елена

 Как бы ни была разнообразна жизнь человеческая и как бы многоразличны ни были ее проявления, все же основной ее частью является семья. Все в круге вращения дней, дел, событий касается так или иначе именно семейной жизни. И в идеале стержнем этой жизни является любовь. Любовь в самом высоком смысле этого слова. Любовь как высшее проявление свойств человеческой души. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Человек есть образ и подобие Божие. И Бог хочет научить каждого человека именно любви, и любви жертвенной. Это высокое чувство жертвенной любви и проявляется ярче всего именно в семье. Муж жертвует собой ради жены и детей. Жена жертвует собой ради мужа и особенно ради детей. Дети, вырастая, жертвуют собой, обезпечивая старость родителей. И все это любовь. Любовь, источником которой является Бог. Так задумано Спасителем. Так должно быть. Так правильно.
В идеале семья создана и благословляется именно ради детей. Но не всегда так бывает. Порой или по грехам нашим, или по неисповедимому Промыслу Божию некоторые пары долго или навсегда остаются бездетными. Так было всегда. Вспомним, как скорбели о своей долгой бездетности Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета. На них был Промысл Создателя, и все исполнилось по Его Святой Воле. Так бывает и сейчас, и будет в будущем. Быть или не быть детям в семье, это решает Бог. Но если есть возможность пролечить безплодие, то надо лечить. В этом нет греха.
Что же касается искусственного оплодотворения, то здесь есть такие технологии, которые совершенно неприемлемы для Христиан. Есть, например, такой метод, когда оплодо-творяются сразу несколько яйцеклеток, а затем из них выбирается какая-то одна для развития, другие же выкидываются за «ненадобностью». Но они ведь уже оплодотворены, и, согласно учению Церкви, это уже убийство нерожденного, но живого человека, то есть аборт. Так что же, строить свое счастье на убийстве? Это в самых общих чертах. Вообще искусственное оплодотворение, даже если оно не связано с уничтожением «лишних» зародышей, сомнительная вещь. Это какое-то настойчивое вырывание из Рук Божиих Его благословения. Хотя нельзя огульно отрицать все попытки преодолеть безплодие, все же подходить к этому вопросу нужно со всей ответственностью перед будущим.
Что же касается того, что «дети из пробирки» менее грешны, то это глубокое заблуждение. Так как первородная греховность передается вовсе не от того, что ребенок зачат естественным путем.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения безплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое безчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия».
Если все же Бог не дает детей, то можно, конечно, и усыновить сироту. Но делать это можно только если есть железная уверенность, что сможешь воспитать дитя как родного. А воспитываем мы родных с любовью. Так вот если есть в сердце любовь к чужому как к родному, то можно и нужно брать. Если нет любви, то не будет сил и терпения в этом трудном подвиге. Если же трудно определиться, то можно хотя бы попробовать опекать какого-то малыша с разрешения властей. Здесь решение должно быть только за мужем и женой. И никто, ни родители, которые хотят, чтобы «подарили» внука за машину, ни подруги, которые сами не пробовали идти путем этого подвига, не вправе давить и решать за вас. Призывать на подвиг имеет право только тот, кто сам прошел этим путем.
Конечно же, не стоит унывать и отчаиваться. Надо лечиться и надо молиться. Бог даст, и будут в семье родные дети. Если же нет, то, возможно, даст Бог силы на подвиг усыновления. Помните, как сказал Христос, поставив перед учениками отрока: «Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Лк. 9, 48). Но помните также, что дети — это не кутята и их не «заводят» и не «дарят» даже за самые дорогие машины.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
17.08.2007
931
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru