Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Знамение времени

​Не прошедшая мимо

Продолжается судебный процесс над Людмилой Есипенко. Православную активистку обвиняют в том, что она повредила на выставке кощунственные картины художника Вадима Сидура.

Продолжается судебный процесс над Людмилой Есипенко. Православную активистку обвиняют в том, что она повредила на выставке кощунственные картины художника Вадима Сидура.

14 августа 2015 года, в первый день Успенского поста, в Москве, в выставочном зале «Манеж», вблизи Кремля, была открыта кощунственная выставка. «Картины» на ней оскорбляли образ Господа нашего Иисуса Христа и другие святыни Православия. На выставку пришли несколько Православных активистов. Они потребовали закрытия выставки, но к их требованию не прислушались. В результате конфликта несколько «экспонатов» кощунственной выставки были повреждены.

Православную активистку Людмилу Аркадьевну Есипенко обвиняют в повреждении гравюр художника Вадима Абрамовича Сидура (умер в 1986 году). Людмила была задержана 15 марта 2016 года в рамках уголовного дела, возбужденного по заявлению объединения «Манеж» о повреждении культурных ценностей. Суд принял решение о домашнем аресте обвиняемой.

На судебном заседании 7 июля 2016 года Людмила Есипенко сказала: «То, что я делала на выставке — это было всего лишь пресечением длящегося преступления, которое происходило на моих глазах. Я не прошла мимо, а как сознательный гражданин и христианин попыталась воспрепятствовать преступной деятельности, оскорбившей мои чувства как верующей Православной христианки. Я защитила святыню от поругания. Это самое правильное, что я до сих пор сделала в моей жизни. Тогда в Манеже я ощутила оскорбление самого дорогого для меня и до сих пор не представляю, как могла бы поступить иначе».

Во время летнего отпуска в родной Самаре побывал выпускник института имени Гнесиных и Московской консерватории, известный музыкант-тромбонист Даниил Утехин. Он певчий московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, музыкант-тромбонист столичного музыкального театра «Геликон-Опера», лауреат Международных конкурсов исполнителей духовых и ударных инструментов в Тольятти и в Нижнем Новгороде, а также лауреат Международного конкурса (вторая премия) в Финляндии «Искусство XXI века». Даниил Утехин 15 июля побывал на судебном заседании в Тверском суде Москвы и поделился своими впечатлениями о ходе знакового судебного процесса.

— Людмилу Есипенко я знаю несколько лет, — говорит Даниил. — Вместе с ней и с другими верующими москвичами принимал участие в молитвенных стояниях против абортов, в других акциях Православных активистов. Сразу отмечу, что все эти акции, в которых мне доводилось участвовать, были благословлены Священноначалием Русской Церкви. Людмила окончила миссионерские курсы, которые вел убиенный впоследствии московский священник Даниил Сысоев. Людмила, конечно же, лично знала отца Даниила. Выпускников этих курсов, можно сказать, учеников отца Даниила Сысоева отличает твердая позиция в отстаивании Православных ценностей. Конечно же, хорошо знает она и небезызвестного Дмитрия Цорионова (Энтео), руководителя движения с несколько претенциозным названием «Божья воля». Я тоже с ним знаком. Это Православный активист, грамотный, ревнитель веры. Он не пройдет мимо кощунства или каких-то других нехороших вещей. Но есть и у него свое «но». Иногда, на мой взгляд, он перегибает палку. Проявляет ревность не по разуму.

— Людмилу Есипенко до этого инцидента мало кто знал. Почему именно она попала под жернова судебного разбирательства?

— Мне, к сожалению, пришлось не раз наблюдать задержания на Православных акциях, порой это были незаконные задержания. И вот что приметил. Часто задерживают человека менее «виновного», мало кому известного, чтобы тем самым как бы предупредить, припугнуть неформальных лидеров. Чтобы неповадно им было проводить такие акции. Насколько я знаю, Энтео тоже не остался в стороне в этом судебном разбирательстве, проходит свидетелем. Он разбил на выставке какую-то чашку чуть ли не из «Икеи», скорее всего, никакой ценности вовсе не имеющую. На этой чашке была картинка соответствующего содержания. Но то, что вменяют в вину Людмиле, в глазах правоохранителей куда более серьезное нарушение. Она разорвала кусок линолеума (цена которому копейки!), а на этом линолеуме художник изобразил (прости, Господи!) порнографическую хулу на Христа. И все это безобразие кто-то называет «произведением искусства, имеющим культурную ценность». Вот такую «ценность» она повредила!

— У тебя эта девушка вызывает сочувствие и симпатию?

— Она глубоко верующая, приятная, скромная. Ей на вид не больше двадцати пяти лет. И если взглянуть на нее без предубеждения, она совершенно не подходит под определение «фанатички», «экстремистки» и прочая. Скорее, просто неравнодушная христианка. На ее месте вполне мог оказаться кто-то другой. Но вот ей выпал этот нелегкий жребий.

— Почему ты пошел на судебное заседание в Тверской суд Москвы?

— Надо же поддержать товарища, оказавшегося в трудной ситуации. Людмила Есипенко держалась хорошо, выглядела спокойной. Ей не со всеми пришедшими в зал суда можно было общаться, потому что она находится под домашним арестом. Около нее стоял судебный пристав, девушка в погонах. И она по списку проверяла, могут ли те, кто подходил к Людмиле, с ней разговаривать. Нельзя было с ней общаться свидетелям, еще кому-то. Со всеми остальными Людмила разговаривала очень доброжелательно, улыбалась. Мне с ней можно было общаться, и я подошел, довольно долго говорил. Старался оказать моральную поддержку.

— Что же произошло 14 августа в Манеже?

— В Москве открылась выставка Вадима Сидура. Он был в советское время довольно известным скульптором и художником. Какие-то работы у него есть неплохие. Но именно на эту выставку его «почитатели» достали откуда-то из подвалов все самое худшее из того, что он сделал. Кощунственные вещи! Я уже после скандала посмотрел в интернете на эти работы, и возникало устойчивое ощущение, что человек этот как будто сошел с ума. Спокойно смотреть на мерзкие изображения невозможно. Картины направлены против нашей веры, против Самого Христа. Это откровенное кощунство. Я даже не могу передать, как он изобразил Господа нашего Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Апостолов… Рассказать такое уже значит множить кощунства и мерзости. Кто захочет, увидит все это в интернете и сам все поймет. Но не советую глядеть, это настолько мерзко!.. Сам художник все эти гадкие изображения держал в подвале, никому не показывал, видно, сам же стыдился этих своих «творений». Но какова ответственность художника! Уже после его смерти нашлись те, кто «порадел» и вытащил все эти кощунства из подвала на свет. И даже организовал выставку в Манеже, в самом сердце нашей Родины, чтобы прилюдно надругаться над образом Христа. И ведь какое место выбрали для кощунственной акции! В Манеже проходят и Православные выставки, и выставки исторические. Недавно там проходила замечательная выставка, посвященная истории Дома Романовых. И вдруг такое!.. Просто в голове не укладывается.

…«Картины» эти отвратительны не только с религиозных позиций, но и просто с эстетической точки зрения. Даже атеист или человек другой веры, если у него есть здоровое эстетическое и нравственное чувство, увидев все это, пережил бы шок и ушел с выставки нравственно опустошенным.

— В чем обвиняют Людмилу Есипенко?

— В том, что она встала на защиту от поругания образа Христа. По-другому назвать это сложно.

— Как думаешь, она понимает, что может за свой поступок пострадать?

— Я думаю, она допускает мысль, что ей на какое-то время придется расстаться со свободой. Но она верующий человек. И страдание за Христа — а она именно так к происходящему относится — в ее кругу друзей считается честью и славой. Кто-то с этим не согласится, но она и пусть не все, но очень многие верующие воспринимают это именно так.

Да, в ее поведении на той выставке взяли верх эмоции, наверное. Но речь ведь идет не о каких-то биороботах с заложенными в них программами действий. А о живых, к тому же молодых, исполненных любовью к Богу людях. Для них было совершенно немыслимо допустить проведение такой выставки в Москве.

Не скажу, что она повела себя абсолютно правильно. Сегодня у нас в России самый эффективный способ защиты наших святынь — это законный способ действий. Надо все эти кощунства пресекать хоть и твердо, решительно, но при этом грамотно и юридически корректно. Подавать иск в суд, писать жалобы, устраивать пикеты, требовать прокурорской проверки. Сейчас на федеральном уровне принят закон о защите чувств верующих. Этот закон пока еще в полную силу не заработал. Но все же он дает основу для законных способов ведения духовной брани. И за эту благую возможность надо цепляться всеми силами. Но при этом не нужно и осуждать тех, кто в силу каких-то вполне ведь понятных причин пошел по другому пути и поступил более эмоционально.

Все люди разные. Кто-то увидит, что девушку обижают, и пройдет мимо. Испугается, не захочет вмешиваться. Кто-то вызовет милицию. А кто-то сам кинется с кулаками, хоть и с риском для своей жизни, но все равно вступится за слабого и оскорбляемого. Так же и со святынями. Кто-то узнает про кощунство и только скажет в сердце своем: «Господи, прости им, не ведают, что творят». Кто-то обратится к правоохранителям. А кто-то не сможет этого терпеть и пойдет на лишения ради Христа, рискнет получить реальный срок заключения. Не нам судить и тем более осуждать этих людей. Пусть решает суд, насколько они черту закона переступили. Наше дело за таких смелых людей горячо молиться.

Печаль в том, что законными средствами не всегда можно быстро пресечь кощунство. Вот кто-то организовал выставку с кощунственными изображениями. Каждый час такой выставки навлекает на всех нас гнев Божий, ранит сердца многих людей. И вот пока жалобу будут рассматривать, это же пройдет месяц-два. За это время сотни людей увидят все эти мерзости, выставка закончится, и цель кощунников будет достигнута. Надо хотя бы добиться, чтобы правоохранительные органы действовали в таких случаях быстро, не медля. И все же еще раз скажу: законные средства для борьбы с проявлениями кощунства сегодня есть, и надо их использовать.

— Много народа пришло поддержать Людмилу Есипенко?

— Достаточно много было людей. Внутри зала находилось человек тридцать Православных верующих. И на улице еще молились человек сорок, а то и больше.

Интересно, что среди Православных людей мне в глаза бросился знакомый еще по Самаре, но весьма неожиданный в такой обстановке персонаж. Историк, краевед Кирилл Серебренитский. Не знаю уж, как он там оказался. Но тоже пришел посочувствовать Православной активистке. И это меня порадовало.

— Серебренитский когда-то давно пытался создать в Самаре дворянское собрание. Даже писал в начале 1990-х в «Благовест» любопытные краеведческие статьи. Но от веры и тогда, и, наверное, сейчас он довольно далек. Хотя… Кто ведь знает, что в душе человека происходит. Судя по интернету, занимается он какими-то весьма экзотическими вещами… Живет в Москве, ищет потомков Наполеона. Даже возглавляет какой-то «Бонапартистский комитет». В общем, «наполеонство», только еще намечавшееся раньше, дало свои пышные и, наверное, несколько забавные плоды. Но вот тоже пришел на заседание суда. Как писал поэт, «бывают странные сближенья». А кто представлял потерпевшую сторону?

— Конечно же, устроители выставки. Но особенно печально, что на судебное заседание прислали кого-то из правительства Москвы как представителя потерпевшей стороны (нанесен же ущерб «культурному наследию»). Мне как патриоту России это и больно, и непонятно. Но таковы факты.

Еще очень печально, что Милу хотели (а может быть, и сейчас хотят) заставить выплатить штраф на восстановление разорванной ей «культурной ценности» — оскверненного образа Христа. Она категорически с этим не согласна. Это и деньги очень большие, и, что еще важнее, само требование от нее участия в восстановлении этой мерзости в голове не укладывается. Но экспертиза проведена, и сумма проставлена настолько огромная, что у многих Православных верующих возникает чувство изумления. Вот как высоко ценит независимая экспертиза надругательство над Господом нашим Иисусом Христом!

Видно, кто-то решил этим процессом «проучить» Православных активистов. Провести показательную порку. Чтобы впредь неповадно было заступаться за веру и за святыни недозволенными, по мнению властей, способами. И заложницей этой попытки «проучить» активистов стала молодая Христианка Людмила. Молюсь за нее и других призываю поминать ее в молитвах.

…Православные тоже не молчат. Был подан иск на устроителей кощунственной выставки. Тех, кто заварил всю эту кашу, тоже ждут судебные разбирательства.

— Людмила настроена на борьбу?

— Она настроена очень серьезно. Прочтите ее речь в интернете. Это слова человека, убежденного в своей правоте. Она сейчас под домашним арестом, но ей разрешают выходить из дома для посещения храма. Это для нее большое духовное утешение. Почти каждый день она ходит в храм, общается со священником. Духовник дал ей особое ежедневное молитвенное правило из канона, акафиста и еще нескольких молитв. И она это правило неукоснительно соблюдает. Потому что противостоять этому вызову нужно в первую очередь на духовном уровне. Для нее очень важна молитвенная поддержка Православных верующих. И не только москвичей. Ведь этот судебный процесс важен для всей России. Людмила духовно окрепла от этих испытаний, чувствует поддержку верующих. А главное, чувствует поддержку Того, за Чей поруганный образ она заступилась.

Ее и после судебного заседания оставили под домашним арестом. Само заседание прошло очень быстро, дело решили вернуть обратно в прокуратуру из-за допущенных нарушений при составлении обвинительного акта. Будем молиться, надеяться и ждать благополучного разрешения этого конфликта.

— Кто-то из наших недругов наверняка припомнит старое и скажет: ну что, Православные, вы согласились тогда с осуждением кощунниц из «Пусси Райот», так вот теперь пусть «посидит» и ваша активистка… Что бы ты на это ответил?

— Эти два процесса нельзя сравнивать. «Пусси Райот» своим вызывающим поведением хотели осквернить святое место. Для нас Храм, алтарь — это святыни. Но ведь и для неверующих людей Храм Христа Спасителя — великий памятник в честь павших во время Отечественной войны 1812 года. И их чувства тоже расчетливо оскорбили кощунницы. Это была провокация и против Христиан, и против русской истории. А здесь девушка заступилась за поругаемый образ Христа! Все прямо противоположно! Каждый Христианин по возможности должен стоять за веру. Можно спорить о том, какие способы эффективнее, правильнее. Но что кощунство недопустимо, тут не может быть разных мнений. Да, для некоторых юристов, наверное, и там, и тут одно и то же видится — «хулиганская выходка». Но суть-то дела принципиально иная! И даже самые строгие юристы не могут этого не видеть. Один поступок («Пусси Райот») был направлен на разрушение единства нашего общества, на то, чтобы оскорбить подавляющее большинство россиян. Другой поступок (по форме тоже оставляющий вопросы) направлен на защиту нравственных ценностей, которые разделяет большинство россиян. Надеюсь, суд учтет это и примет справедливое решение.

«Пусси Райот» все подготовили заранее, они кощунствовали под кинокамерами. А здесь — верующая девушка была застигнута врасплох, ее охватил ужас от увиденного кощунства, она не смогла совладать с эмоциями. И за это сейчас находится под домашним арестом.

— Ну, справедливости ради отметим, что она не случайно попала на эту выставку и примерно знала, что там увидит. Тоже как-то готовилась к этому.

— Может быть и так. Но все равно — она была явно не подготовлена к тому ужасу, который перед ней предстал на выставке. Она человек решительный оказалась. И образованный — у нее два высших образования, юридическое и преподавателя испанского языка. И она знала, конечно, на что идет и какие могут быть последствия. Но это не исключает того, что она действовала в состоянии аффекта.

Дай Бог, чтобы испытания эти не привели к чему-то очень тяжелому для нее. Она готова идти на страдание. Но всем нам надо молиться, чтобы процесс окончился к славе Божией. Ведь речь идет о защите тех ценностей, которые столетиями созидали и укрепляли нашу Родину.

Подготовил А. Тимофеев.

10 августа вынесено постановление суда об отмене домашнего ареста Православной активистки Людмилы Есипенко. Ее адвокат Оксана Михалкина сообщила, что девушку отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. 

Дата: 15 августа 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru