Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Книга друга

«Из Сыктывкара прислал мне свою книгу притч студенческий друг — Игорь Иванов. Раскрыл ее — и зачитался...»

Из Сыктывкара прислал мне свою книгу студенческий друг — Игорь Иванов. Раскрыл ее — и зачитался. Не только для детей там написано! Вернее, и для тех тоже, кто хоть немножечко остался в душе ребенком.

Мы с Игорем дружили все пять лет во время учебы в Питере на факультете журналистики. Потом оба стали мы редакторами Православных газет, я в Самаре, он в Сыктывкаре.

И уже почти четверть века (без очень малого) работаем каждый на своем месте.

И вот пришла от него книга.

Говорят, что книга как жанр якобы умирает. Да, может, и умирает — как справочная литература, но не как произведение искусства. Такую книгу, какую издал Игорь, вряд ли смогли бы издать где-то даже в очень крупных столичных издательствах. Там всё на потоке, на коммерции, а вкладывать в каждую книгу свою душу, увы, «нерентабельно». Когда идет издательский вал сплошняком, во всё ведь душу не вложишь.

И потому должны выжить и спасти книгу именно маленькие издательства. «Штучные» товары. Ручной, можно сказать, сборки. Большие книжные монстры скорее переберутся на «цифру» — так удобнее, минимизируются затраты. А мы будем покупать книгу как предмет роскоши, но эти книги будут уже как произведения искусства.

Христиан называли раньше людьми Книги!

Так что давайте не будем на «цифру» спешить переходить.

Антон Жоголев.

Златой ларец. Притчи и сказания о добре и зле. Сыктывкар: Издательство «Эском», 2014 г. 390 руб.

Притчи как жанр очень полюбились многим Православным читателям.
И понятно, почему: в коротких незамысловатых историях вечные Евангельские истины раскрываются глубоко, но без скучного морализаторства и назидания. Самые разные сборники христианских притч сегодня предлагают многие Православные издательства. Но книга, которую мы вам сегодня предлагаем, — особенная.

Это не просто сборник разных притч, а повествование о жизни вполне конкретного героя — Ивана Петрова. В начале книги Ваня еще маленький мальчик, который очень любит слушать рассказы своего мудрого верующего деда. Потом Иван взрослеет, учится в университете, даже уезжает в Америку, странствует по всему свету... Наконец возвращается на Родину и обретает духовного отца, восстанавливает храм в своем родном селе… Вот такая история длиною в жизнь. И на каждом этапе своей жизни Иван Петров встречает умудренных жизнью людей, которые притчами разъясняют ему какие-то его жизненные затруднения, учат, как правильно и честно поступить в той или иной ситуации. А златой ларец, вынесенный в заглавие книги, по сюжету оказывается не просто ларчиком, куда складываются жемчужины мудрости, а — церковной Дарохранительницей. Так символично утверждается автором, что главная ценность в жизни каждого человека — святая Православная вера и жизнь в ограде Церкви.

Автор-составитель книги «Златой ларец» — редактор Православной газеты «Вера-Эском» города Сыктывкара Игорь Владимирович Иванов. Часть притч в книге — авторские, и больше ни в одном сборнике вы их не найдете. Но и все остальные притчи не просто механически собраны в книге из каких-то сборников. Все сюжеты творчески переработаны, перенесены на нашу родную российскую почву. И тем становятся еще ближе и понятнее сердцу каждого из нас.

Это идеальная книга для чтения вслух всей семьей. Книга выстроена таким образом, что может сопровождать своего читателя всю жизнь. Ведь вначале Ваня еще ребенок, и его волнуют типичные детские проблемы: как решить спор с друзьями во дворе или что предпринять, чтобы от мамы не попало… Постепенно, с взрослением героя, его начинают волновать все более глубокие вопросы, и главные из них касаются утверждения в Православной вере.

Еще одно достоинство книги в том, что она прекрасно издана, украшена цветными иллюстрациями, орнаментами — и сама похожа на дорогой сувенирный ларец. Эта книга может стать ценным подарком для ваших близких людей — потому что доставит и радость, и духовную пользу.

Книга издана небольшим тиражом в Сыктывкаре, и если вы не проживаете в Республике Коми, то приобрести ее сможете только у нас.

Ниже мы приводим несколько притч из книги «Златой ларец».

Два весла, две сохи…

Дед все время повторял внуку, что главное, чему нужно научиться, — это труд и молитва. Ваня не мог понять, зачем тратить на огород столько сил, когда все эти огурцы и картошку можно купить в магазине или на базаре. Да и времени на них уходило немало, ведь участок находился на другой стороне реки, и всякий раз им приходилось плавать туда на лодке. Однажды они с дедом возвращались с огорода, и Ваня решил задать ему вопрос о труде и молитве. Дед ответил:

— Я тебе, Ванюша, расскажу притчу про две сохи.

В кузнице изготовили две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез в поле. Там она со временем стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, отдыхавшая всю страду в сарае, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу: «Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь это я сохраняла здоровье в тишине сарая, чтобы меня не поломали и не испачкали». — «Это безделье тебя испортило, а я стала красивой от труда».

— Хорошо, трудиться нужно, — согласился Ваня. — А вот ты говоришь, что еще надо молиться. Но ведь здесь не храм, зачем это?

— Как бы тебе объяснить… — задумался дед. — Вот представь: левое весло — это труд. А правое — молитва.

Дед вынул из уключины правое весло, положил его на дно лодки и продолжил грести — только уже одним веслом. Лодка закружилась на месте.

— Вот так и человек, забывший молитву: вроде бы и будет двигаться, но останется на месте.

Недослушанный ответ

В городе, где жила семья Ивана Петрова, известностью пользовался один богатый человек. Он успешно вел свои дела и помогал родному городу благотворительностью. Однажды по срочному делу отправил этот предприниматель к градоначальнику своего курьера. Курьер долго ехал через пробки, опоздал и, пробежав через приемную мимо секретаря, задыхаясь от подъема по лестнице, начал излагать поручение:

— Мой шеф велел вам сказать, чтобы вы срочно выделили ему участок земли под строительство, а если не выделите, то…

— Не хочу больше слушать! — перебил чиновник запыхавшегося курьера. — Передай своему шефу, что свободного участка у меня нет, а если бы был, то…

Тут он запнулся, а курьер, услышав это, испугался и выбежал из кабинета. Своему руководителю он дословно передал разговор, после чего богатый предприниматель сделался мрачнее тучи и сказал: «Тем хуже для него!»

Отношения градоначальника и предпринимателя надолго испортились, многие совместные проекты были заморожены, предприятия были закрыты, люди остались без работы, а город — без денег от налогов. Наконец, когда финансовое положение предпринимателя пошатнулось, а градоначальник растерял доверие избирателей, обе стороны конфликта решились обсудить претензии друг к другу. На переговорах градоправитель спросил:

— Что ты имел в виду, когда сказал «срочно выделить участок земли под строительство, а если не выделю, то…»?

— «…то я не смогу построить спортзал для детей, потому что потом не будет свободных денег», — ответил предприниматель. — Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать, когда пригрозил мне через курьера, сказав: «Свободного участка у меня нет, а если бы был, то…»?

— «…то это не самое лучшее вложение денег на сегодня, у меня есть куда более интересное предложение», — ответил градоначальник.

Учись слушать: даже маленькая нетерпеливость может привести к большим неприятным последствиям. Такой вывод сделал для себя Ваня из этой истории, ставшей известной всему городу.

Пропавший кошелек

Как-то раз на лекции Иван Петров обнаружил, что у него пропал кошелек с деньгами. Порывшись в карманах пиджака и портфеле, он пришел к выводу, что его украли. Перебирая в памяти сокурсников — тех, с кем он общался или сидел рядом в последнее время, Иван решил, что знает вора: это был Саша Устюгов. Перед тем как обнаружить пропажу, Иван сидел рядом с ним в аудитории, а потом ушел, оставив портфель на скамье, — никто другой, по мнению Ивана, не мог совершить кражу.

Встретив Сашу на следующей перемене, Иван заметил в его поведении много обличающих подтверждений: тот явно смущался, прятал глаза и вообще имел вид нашкодившего кота. Но у Ивана не было прямых улик, и что предпринять, он не знал. Всякий раз в этот день, когда они встречались с Устюговым взглядами, тот выглядел все более виноватым, а Иван злился все сильнее. Наконец он решил после лекций подойти к Устюгову и предъявить ему обвинение. Но после занятий поговорить с однокурсником не удалось, тот быстро ушел. А вечером дома Иван залез в карман пальто (которое носил как раз накануне) и обнаружил там пропавший кошелек.

На следующий день Иван снова посмотрел на Сашу Устюгова: ни жестом, ни одним движением лица на вора тот не походил.

Забыл главное

В один из майских деньков Иван зашел в комнату к отцу и радостно сообщил:

— Ну вот я и окончил университет! Можешь поздравить меня.

— Я рад за тебя, сын, — ответил отец. — Значит, ты прожил это важное студенческое время. Ну а что потом?

— Экзамены и защита диплома, дальше — выпускной…

— …И? — отец внимательно посмотрел на сына.

— Устроюсь на работу, чтобы поскорее стать самостоятельным, — Иван удобно устроился в кресле в позе мечтателя.

— А потом?

— Потом я, возможно, женюсь. Буду растить детей, помогу им выучиться. Построю дом, выйду на пенсию и буду радоваться счастью своих детей и внуков…

— Что же будет потом?

— Потом? — Иван на минуту задумался. — Никому на этой земле не дано жить вечно. Когда придет мой час, я, как и все люди, умру.

— А что потом? — спросил старый отец. — Дорогой сын, что же будет потом?

Иван еще больше задумался и сказал неуверенно:

— Благодарю тебя, отец. Я понял, что забыл главное…

Вещи не такие, какими кажутся

Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Люди там были неприветливы и не захотели оставить ангелов в гостиной. Вместо того их уложили на ночлег в холодном подвале. Ложась спать, старший Ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Младший Ангел удивился его поступку.

На следующий день ангелы пришли на ночлег в дом, где жила гостеприимная, но очень бедная семья. Супруги разделили с ангелами свою скромную трапезу и уложили их в свою постель, где гости могли хорошо выспаться, а сами ушли спать на кухню. Утром ангелы были разбужены плачем хозяина и его жены. Их корова, чье молоко было единственным доходом семьи, лежала в хлеву мертвой. Когда ангелы вышли на дорогу, младший спросил старшего:

— Как это могло случиться? В первом доме, куда мы зашли, было всё, а ты еще вдобавок помог той семье. В другом доме жили очень бедно, но эта семья была готова поделиться всем — ты же позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?

— Когда мы были в подвале, я понял, что за стеной находится клад с золотом. Хозяин был груб и не хотел творить добро, поэтому я заделал дыру — этот клад не пошел бы ему впрок. Когда на следующую ночь мы спали в комнате хозяев, пришел ангел смерти за его женой. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший Ангел, — со временем ты поймешь это. Даже имея крепкую веру, надо еще взрастить в себе большое доверие к Богу. Ибо всё, что происходит, по воле Божией направлено ко благу.

Благое молчание

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал, но никак не мог привить юноше доверие к Богу. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:

— Исполни одну мою просьбу.

— Какую, папа?

— Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

— А что мне при этом делать?

— Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в храм и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета, им некогда задуматься о вечном: смысле жизни, своей душе, безсмертии, Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине, и Господь постучится в сердце.

Постный день

Среди скал на берегу реки располагалось логово волка. В половодье вода поднялась настолько, что окружила волчью нору со всех сторон, и он уже не мог выбраться оттуда в поисках добычи. «Хорошо, — сказал волк себе, — сегодня как раз постный день: буду говеть и молить Бога, чтоб вода не поднялась выше». Он уселся на краю скалы и принял торжественно-благочестивый вид.

Не успел, однако, он удобно расположиться, как дикая коза, прыгая с камня на камень, достигла того места, где восседал волк, полный благочестивых намерений. «Ого! — воскликнул он, увидев козу. — Есть чем поживиться!» Он прыгнул, чтобы поймать козу, но промахнулся; прыгнул второй раз — и снова неудачно. Наконец коза убежала.

«Ну ладно! — заключил волк, снова приняв молитвенную позу. — Я не буду таким нечестивым, чтобы есть мясо в постный день. Нет-нет, никакого мяса в пост!»

Заколка на память

«…Ты прав, Ваня, многое сейчас в мире отвлекает внимание от главного. Кому-то шапка покою не дает, кому-то мошна… Не так давно у нас полностью закончилось, слава Богу, восстановление скита. Приезжало начальство, раздавало награды. И мне прицепили какую-то медальку. Прихожу я в келью, смотрю — а медальки-то и нету. Видно, по дороге отвалилась, осталась только заколка. Вот истинная награда от Господа мне: заколка на память, чтоб я не принимал внешних знаков, а только «внутренние».
Решил ее не снимать, носить.

А еще отыскал я, что писал в своем дневнике обо всем этом Святитель Николай Японский больше ста лет назад: «Прочитал в газетах, что меня причислили к ордену. Гораздо приятнее было бы прочесть, что мы уже выросли до того, что нам все эти цацки не нужны. 35 лет тому назад, когда я ехал в Японию, в одном месте в Сибири мелькнула мысль: хорошо бы навешивать человеку кресты, когда он кончает воспитание и вступает в жизнь, и потом, по мере исполнения человеком своей службы, снимать с него их — так, чтобы он ложился в могилу с чистой грудью, знаком, что исполнил возлагавшиеся на него надежды, насколько Бог помог ему. Это было бы, по крайней мере, разумно…»

Завет Матрёны

Умерла бабушка Матрёна, и на деревенских поминках все заливались слезами: какая она была добрая да незаметная старушка, боголюбивая, радостная, светлая — настоящая праведница. Много говорить она не любила, но однажды все же отвлеклась от каждодневных хлопот и сказала нечто очень важное. Анна Васильевна вспомнила тот разговор с Матрёной незадолго до ее смерти:

— Она копалась в огороде, но хотя и была усталой, встретила меня улыбкой и добрым словом. Я спросила у нее секрет всегдашнего доброго настроения, а она и говорит: «Я вот как поступаю: всё хорошее, что мне сделали, записываю в своем сердце, а всё плохое — вот этой тяпкой на земле в огороде. Дождь прошел — и забыто. Если бы я делала наоборот, наверное, сердце бы уже давно не выдержало, и померла бы. А так в нем — рай».

Книгу можно приобрести в Православном магазине на улице Гагарина. Магазин работает ежедневно с 10.00 до 20.00 по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 74 (на пересечении улиц Гагарина и Авроры). Телефон магазина: (846) 260-35-75. Цена книги 390 руб. 

Редакция может выслать эту книгу почтой. Для заказа книги почтой вам нужно позвонить по телефону редакции (846) 932-78-06 и сделать заказ. Или направить заказ письмом на почтовый адрес редакции: 443010 г. Самара, а/я 243. Книгу можно заказать и по электронной почте:blago91@mail.ru Заказанная книга будет выслана вам наложенным платежом.

1062
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
16
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru