Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

«Мир держится на благодати»

Интервью со схиархимандритом Николаем (Феоктистовым).

Интервью со схиархимандритом Николаем (Феоктистовым).

К схиархимандриту Николаю (Феоктистову) едут за советом со всех концов страны. Один мой знакомый, поисповедовавшись у батюшки Николая, сказал: «Знаешь, грешить даже стал меньше. Побольше бы таких батюшек!» Побольше... Таких всегда было мало, а сейчас особенно.

Воскресная служба завершилась, но в самарском храме в честь Трех Святителей, где служит схиархимандрит Николай, все еще было много народа. И особенно много около отца Николая. Кто-то просто брал благословение, у кого-то был важный вопрос...

— Батюшка, брат приглашает на юбилей, в самом начале поста...

— Не ходи! Как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Сам не ходи и других к себе не води». И еще он говорил: «Приходит, к примеру, к тебе в гости Марфа — посудачить, посплетничать. А ты говоришь: что ж, мол, проходи, Марфа, Псалтирь почитаем, Евангелие, — и начинаешь читать... Вот так раз, два, и больше уж она к тебе не придет».

— А если благочестивые, духовные гости? — продолжаю и я ту же тему гостевания.

— А кто сейчас духовный? Сойдутся и сплетни сплетают. А я вот вспоминаю свою мамочку, она никогда не сидела у двора на лавочке. Я никогда не видел, чтобы она была без работы. Ночью, темно — раньше ведь не было электрического света — в темноте сидит и вяжет. Сейчас сколько вещей, кофт разных выбрасывают на помойку. А мама всё распустит, в клубок смотает, спрядёт нитку и вяжет — слепая, старенькая, согнутая. Сидит и чулок вяжет, все время была за чулком. А сейчас? Женщины играют в карты, смеются так, что всё грохочет, болтают, не закрывая рта, — всё перевернулось! Вот почему отец Амвросий говорил: сам никуда не ходи и к себе никого не води.

Не только во время Великого поста, но и вне Великого поста старайся без особой необходимости никуда не ходить, старайся больше дома сидеть.

— А как же родственники, мама?

— А что мама? Пришла, проведала, надо что-то помочь — помогла, сделала добрые дела, помой, постирай, уберись. Вот и всё. Евангелие почитай, расскажи ей что-нибудь на евангельскую тему. Или кант спой, или псалом спой, вот и утешение для нее.

— Батюшка, шутить и смеяться грех в Великий пост?

— Для всего должна быть мера. Бывает смех благочестивый, а бывает, человек себя так распустит, что ребенка напугает своим смехом. Ведь, как известно, смех без причины признак дурачины. Одно дело улыбнуться с любовью, подарить любовь с этой улыбкой хоть ребенку своему, хоть любому другому человеку. А бывает, что грохочут так, что пугают окружающих. Как лошади...

— «Горе вам, смеющиеся ныне...»

— Да, так. А улыбнуться — ничего страшного. Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо их есть Царствие Небесное». Если ты с любовью отнесешься к человеку и с улыбкой его встретишь, то это будет тебе в радость и спасение души. Какой смех и какая улыбка — ко всему этому надо подходить благоразумно. Бог создал нас по Своему образу и подобию, но каждому дал свободу выбора между добром и злом, даже в малом.

— А как язык свой обуздать?

— А вот Апостол Иаков пишет: «...корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает». Он такой маленький, но от языка всё происходит. Надо иметь страх Божий. Что такое страх Божий? Это не просто бояться, а бояться, как бы Господа не прогневать. Ведь от своих словес или осудишься, или оправдаешься. Чтобы своими словесами Господа не обидеть. И ближнего своего. Если мы обижаем ближнего своего, то мы обижаем Бога. Вот почему мы здравствуемся?

— Потому что каждый человек — икона Господа Бога?

— Да! Каждый человек — образ Божий, и за каждым человеком стоит Ангел Хранитель. И когда мы здравствуемся, то здороваемся с Ангелом и почитаем образ Божий, который человек носит. Если мы начинаем злиться, то в первую очередь плюем на образ Божий и Ангела, стоящего за плечом человека. Поэтому мы должны с любовью всегда ко всем относиться. И иметь страх Божий — как бы не оскорбить Господа. Это почва, когда ты эту почву приготовишь, то... Как семена сажают? Сначала взрыхлят, навоз положат, польют, и тогда посеют семечко. И только тогда оно может взойти! И траву надо вырывать, чтобы не заросло, и подкармливать.

— И так мирянину научаться спасительной Иисусовой молитве?

— Так и насчет Иисусовой молитвы. Вот если мы будем почву своей духовной жизни взрыхлять чтением Священного Писания, Евангелия, Псалтири, молиться Богу о прощении грехов — тогда мы сможем подготовить ее к Иисусовой молитве. И тогда Сам Господь посеет семя, в которое незримо — ты даже не заметишь, как — войдет молитва. Но если в сердце будет зло, если мы будем нарушать заповеди Господни, то навряд ли Иисусова молитва в нас пойдет. Потому что там, где зло, там дьявол. Вот как один христианин каялся и грешил, а когда он умер, дьявол говорит — он все время грешил. А Господь сказал — ты зол, поэтому так говоришь. Он каялся, и оттого что Я благ, по благости Я возьму его в Царствие Небесное.

— А раздражение? Это просто бич нашего времени!

— Да. На всё воля Божья. Без воли Божией ни один волос с головы не упадет. Что раздражаться-то? Значит, так Богу угодно. Вот ты раздражилась, накричала, наругалась — а смысл? Только хуже сделала. Бесов в себя впустила! То же касаемо и поста. Дорог пост, когда мы постимся и телесно, и духовно и сопрягаем его с молитвой. Вот тогда пост нам полезен. А если мы постимся, да злимся, мясо не едим, да только людей едим…

— Один батюшка сказал, что точно не спасутся две категории людей — те, кто считают, что непременно спасутся, и те, кто считают, что никогда не спасутся. Это так?

— Да. Вот когда человек самоуверен и только выставляет сам себя — вот я, я, я, — то, конечно, это греховно. Это от дьявола. Понимаешь? Ни в коем случае так нельзя. Без Промысла Божия ничего не бывает. Господь нам помогает во всем. Когда мы обращаемся к Богу, Бог нам дает. Не мы сами совершаем что-либо, а Бог дает. И мысль даже, и всё. И отчаянье тоже грех. Как вот старец Силуан Афонский пишет: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Милосердие Божие так велико! Хоть я и великий грешник и достоин ада, хоть и хуже меня нет на свете, но милосердие Божие превыше всего. Смотри, вот разбойник висел — и во единый час покаялся. Кто вошел первым в Рай? Благоразумный разбойник. Фарисеи, эти ученые люди, которые занимались Священным Писанием, — многих из них знания не спасли от ада. Вот кто-то гордится своими знаниями, высокоумием, вот я кандидат, я доктор каких-то там наук, ну а дьявол — он выше и больше всех знает, он вековой. Ты представляешь, и в Бога дьявол верит.

— «И бесы веруют, и трепещут…»

— И трепещут, но добрых дел не творят. Поэтому что ты гордишься? Ведь если бы Бог тебе не дал, то ты никем и ничем бы и не был. Это не ты, а Бог тебе дал, и что ты даром Божиим тщеславишься? Тебе Бог дал голос? Слава Богу! Пользуйся и благодари Бога. И всё будет хорошо. А если ты начинаешь тщеславиться, гордиться — всё, ад. Так и во всем остальном. Бог выше всего, и Бог дает таланты. Вот был в советское время в Ленинграде такой профессор Александр Александрович Осипов, Ветхий Завет в Духовной Академии преподавал и всё говорил о разуме, всё лишь о нем. «Разум, разум...»

Да, он ушел от Бога, отрекся! И поехал разоблачать мощи в Киево-Печерскую Лавру. И вдруг Господь послал ему болезнь, рак прямой кишки. И у него отнялись руки, ноги, только голова осталась. Светлая голова. И вот его положили в партийную больницу. И санитарка — а они какие бывают, ну, грубые люди — так вот моет и говорит: «У, продажный поп!» И ему так стыдно стало! Он в таком озлоблении лежал. Разум есть, а руками не может двинуть. Вот и вся его гордыня дьявольская. А кто был дьявол? Ангел света, Денница, первейший среди Ангелов... И он всё знает. Эта наука для него как семечки. И как святые отцы говорят — если бы не благодать Святого Духа, то дьявол мог бы перевернуть наш мир одним когтем. Мир держится на благодати.

Но так как мы находимся под благодатью Святого Духа, как в куполе, то Господь допускает — только допускает! — нам искушения. Он Сам не искушает, но допускает. Для того чтобы мы осознали, что мы перед Богом ничто есмы. Вот для чего бывают допущения, когда мы падаем, когда нам больно — чтобы мы поняли, что выше всего Бог.

А то мы думаем, что мы такие умные, такие красивые, гордимся, тщеславимся, а Бог допускает наши падения... Возьмем Книгу Иова. Вот дьявол явился к Богу, и Бог говорит: «Ты знаешь раба Моего Иова?» — «Знаю. Да что же ему не хвалить Тебя. Вон Ты ему дал какое богатство!» И Господь попустил отнять богатство. И смерть детей, и болезнь попустил. Но Иов никогда не похулил Бога. Друзья приходили и говорили: «Похули Бога, и умрешь». А он нет. И потом Бог дал ему в два раза больше! Эту книгу для спасения читать очень хорошо. Здесь как раз указывается, что мы без Бога ничто же есмы. Бог выше всего. Человек только должен хвалить Бога, благодарить Бога. А Господь, видя наше такое служение, дает нам все блага.

И покаяние необходимо. Бог пришел не ради праведника, но ради грешника. Только мы до того грубы, до того в гордость ушли, что не замечаем, что Бог посылает нам такую среду, чтобы покаяться. Не было ни одного человека, которому Господь не послал бы среду, напоминающую о Боге, о покаянии. Только мы этого не замечаем. Каждого человека Бог ведет только ко спасению. Через покаяние. Болезни, скорби попускает для того, чтобы человек покаялся.

Вот было написано в «Троицких листках», в XIX веке еще, об одном человеке, отец у которого был священник... Когда при отце жил этот человек, то ходил в храм, причащался, потом закончил школу, гимназию, потом отправился учиться в Москву, выучился, стал богатым человеком и забыл Бога, забыл храм. Забыл отца, перестал ходить к отцу, всё — атеист. И вот Господь вразумляет его, наводит на мысль — а что я никогда не съезжу на могилку к отцу? И тот человек взял прислугу и поехал на кладбище. На погост. Приехал, вызвал попечителя и спросил: где у вас похоронен такой-то? Ему говорят — идемте. И они пошли. Осталось триста метров. И вдруг он падает в обморок. Подхватила прислуга, носилки, в больницу. Обследовали — всё в порядке. Отлежался три дня — обратно собрался идти. Осталось ему на этот раз сто метров. И опять обморок! Стал вновь думать, что это просто так обстоятельства сложились, случайность. Вот он, этот Адамов грех, первородный грех — во всем искать себе оправдания! Отлежался три дня — и опять собрался, пошел. И почти дошел совсем, уже могилку видно, вдруг — обморок! Принесли в больницу. И вот в сонном видении приходит к нему мать. «Сынок, мы живем хорошо, но отец все время стоит у Престола Божия и за тебя молится. Чтобы покаялся ты. Видишь, половина лица черная? Это из-за тебя». Она дает сыну крест со словами: «На вот тебе этот крест и носи его, крест, который ты бросил». И сон кончился. Проснулся — а крестик лежит в руке. И тогда он продал всё свое имение и встал на путь покаяния. Уехал в деревню, где отец служил. И последнюю часть жизни провел в постническом монашеском житии.

Так что, миленькая моя, Господь каждого любыми способами ведет к покаянию. Бог пришел не ради праведников, а ради грешников. Как в Евангелии: «И прощаю тебе грехи твои... Возьми одр твой, и иди в дом твой». А дом твой — это что? Это душа. Приди к покаянию. И пост — это необходимо для человека. Вот мне понравилось: «Пост — это ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержания, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел. От поста и воздержания рождается в душе плод ведения тайн Божиих». Это сказал преподобный Исаак Сирин. Главное — поститься не только телесно, но и духовно, но поститься нужно обязательно. Но если человек больной и скоромная пища требуется как лекарство — пускай нарушает. Даже так — если не будет есть скоромную пищу, то ему грех. Здоровье — дар Божий, и его надо беречь.

Ты ешь, только немножко поменьше. Всё должно быть соразмерно нашей духовной жизни. Как святые отцы — приходят в гости, и что дают, то и едят. Ученик старца говорит — не давайте ему есть и пить вина, а то потом он будет голодать! Всё делать тайно, никогда не показывать себя постящимися: постись перед Богом, а перед людьми помажь свою голову, умой лицо свое. Истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. Истинный поклонник будет скрывать свой пост, и никто не узнает, что он постится. А лицемеры всё напоказ делают — вот какой я постник! Отцу преподобного Силуана Афонского сготовил сын как-то скоромную пищу — может, не знал, может, забыл, — и отец ел и даже не упрекнул его. Только потом с любовью сказал — ты скоромной пищей нас накормил. Видите, как духовные люди относились к посту — ни в коем случае не укоряли, не осуждали. Ядущий да неядущего не осуждает. И есть — благодарить Бога, и не есть — благодарить Бога. А вот когда остаешься один, вот здесь пред Богом неси свой подвиг поста.

Кто здоров, обязательно должен поститься по церковному уставу, но если ты больной... Вот авва Дорофей говорит Досифею — сколько ты ешь? Вот столько-то. Он начал потихоньку убавлять. Не сразу, а потихоньку, понемножку убавлять и приобщать его к посту. Потому что Матерь Божия явилась Досифею и сказала: «Постись, мяса не ешь, в целомудрии живи и молись Богу». И стал этот юноша Досифей как монах. Вот один человек может неделю не есть. И слава Богу! А другой нет. Поэтому надо поститься по своей возможности, по силе, как у человека настроен организм, как Бог ему дает. Вот в такой степени он должен себя испытывать и соблюдать такой пост. Но если уж ты постишься — постись в келье. Не показывай, чтоб тебя никто не видел. Вот даже святые отцы как себя вели — приходили в монастырь паломники, и подавали одну пищу, а потом уходили — и они начинали очень строго поститься. Чтоб никто не знал, как человек несет подвиг поста. Но пост обязателен. Без поста спасаться невозможно. Поэтому пост мы должны соблюдать обязательно, но только каждый в своей мере. Чтобы своего «осла», вот это тело, совсем не ослабить. Тело наше осёл, так вот чтоб его не перекормить и не недокормить. Блажен тот подвижник, который идет серединой, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Мы должны всегда помнить, что нужно идти серединой. Это является нашей целью. Вот как надо вести себя постом.

А вот если больной человек... Больному можно даже есть скоромную пищу, но поменьше. Представьте себе: желудок болит или сахарный диабет... Вот как ему поститься? А ты поменьше ешь. Принимай скоромную пищу как лекарство. Нет тому цены, кто знает золотую середину. Митрополит Мануил сказал как-то, когда я к нему пришел: «А, пост! Целый чугунок картошки съел — какой это пост?» Есть надо так, чтобы не переедать. Не как лакомство, а так, чтобы было полезно для организма.

— Сейчас так много разговоров в Православной среде о последних временах и близком конце света...

— Вот что я скажу тебе о светоконце. Ну хорошо, вот ты узнаешь о светоконце. Дальше что? Ты готовишься? Ты сможешь готовиться? Надо всегда готовиться и помнить, что над нами всегда Бог. Пока мы ждем конца света, думаем только об этом, а может, завтра Господь нам пошлет частный суд. Сначала надо предстать пред частным судом. А то, что ты будешь знать, когда светоконец, это тебе ничего не дает. Ничего! Жизнь проходит так быстро, так моментально... Вот сколько ты прожила? И даже не заметила! Вот так быстро и старость подходит.

— В чем застану, в том и судить буду...

— Да-да, и от слов своих осудишься, и от слов своих оправдаешься… Надо следить за своими словами и следить за своими делами. А не то что светоконец там... Мы сейчас больше ждем антихриста, чем Бога. Только и твердим, что 666.

Бдите и молитесь! Поэтому все эти разговоры о конце света безтолковые. Это просто людей сбивают с молитвы. Людей сбивают с истины, со смирения. Ну вот, ты узнала, светоконец когда. А ты смирение приобрела? А ты молитву приобрела? А ты пост приобрела? Добрые дела ты делаешь? Ты поисповедовалась, ты причастилась? Нет? Ну и что тебе этот светоконец? Что антихрист? Тот, кто будет поклоняться Богу в духе и истине, того Бог до беды не допустит.

— Бог Своих не оставляет...

— Не оставляет. Поэтому надо Господу служить. И не хвалиться и не тщеславиться. И не показывать свои добрые дела, а приписывать только Богу. Если человек приписывает всё себе, в нем уже дух антихриста. Вот у того Осипова Господь отнял всё, кроме разума. Лежит человек, разумный, а ничего не может сделать ко спасению. Вот что определяет наш путь ко спасению — когда мы станем рассудительными и будем бояться Бога. И молиться Богу и Пречистой Матери Его.

Подготовила Юлия Попова.

Фото Е. Жевак.

1895
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru