Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Это радость, когда гастроли становятся паломничеством!»

Православная певица Людмила Жоголева дала концерты в Москве и в подмосковном Зарайске.

Православная певица Людмила Жоголева дала концерты в Москве и в подмосковном Зарайске.

Людмила Жоголева выступает в Зарайске, возле древних стен кремля.

В Москве и Зарайске Московской области с успехом прошли гастроли артистов отдела литературно-музыкальных программ Самарской государственной филармонии. Выступление лауреата Международного конкурса, руководителя творческой группы «Благовест» певицы Людмилы Борисовны Жоголевой было приурочено к Дню славянской письменности и культуры и празднику Святителя Николая. 21 мая Людмила Жоголева стала гостем передачи «Религия и общество» на Народном радио в Москве. Православная певица рассказала о Самарском фестивале духовной музыки, о творческой группе «Благовест». Передача шла в прямом эфире, и радиослушатели со всей России смогли задать певице вопросы. Прозвучали романсы на стихи Православного поэта Бориса Сиротина и романс Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном» в исполнении Людмилы Жоголевой. А вечером на сцене Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина самарские артисты представили столичной публике спектакль «Всем своим светом… », посвященный певице Анастасии Вяльцевой. На следующий день Людмила Жоголева приняла участие в праздновании дня Святителя Николая в древнем Зарайске. На следующий день самарские артисты в рамках Х юбилейного Бахрушинского фестиваля представили спектакль «Я дарил иллюзии… », посвященный творчеству Александра Вертинского. А 24 мая, в День славянской письменности и культуры, творческую группу «Благовест» в столице принимал Центральный дом литераторов. Там прошел творческий вечер самарского поэта Бориса Сиротина. Романсы на слова Сиротина исполнила его дочь Людмила Жоголева. Ей аккомпанировал пианист и композитор Вячеслав Шевердин. Мы попросили Людмилу Жоголеву рассказать об этих гастролях.

«Чайка русской сцены»

— Наши выступления проходили при содействии Театрального музея имени Бахрушина. Алексей Александрович Бахрушин (1865 — 1929 гг.) был крупным промышленником и благотворителем. «Если Господь дает деньги, — считал купец, — то этими деньгами нужно распорядиться так, чтобы когда предстанешь пред Господом, не было за это стыдно». На основе его театральной коллекции в его особняке создан замечательный театральный музей. Там мы представили программу, посвященную Анастасии Вяльцевой. В начале ХХ века это имя очень многое говорило русскому сердцу. Популярность ее была невероятная! Она была из крестьянского сословия. Она умерла в 1913 году, прожила всего 42 года, и так много добилась в искусстве! Успела объехать с гастролями всю страну. Стала одной из самых богатых женщин России. Для гастролей у нее был даже специальный вагон, который прицепляли к различным составам. Там были оборудованы гримерная, библиотека, кухня. Потом вагон певицы перешел адмиралу Колчаку… На гастроли за границу Вяльцева принципиально не ездила. Выступала только перед русской публикой.

Известный киноактер Владимир Конкин с артистами Самарской филармонии в Зарайске.

Она по двадцать раз выходила петь на бис. Ее концерты длились до четырех часов. Ей кричали: «Чайка! Чайка!… ». И она без устали возвращалась на сцену… Анастасию Дмитриевну звали «Чайкой русской сцены». Ее романс «В лунном сиянии снег серебрится» в начале прошлого века был невероятно популярен. При Царском дворе больше ценили певицу Плевицкую, но этот романс в исполнении Вяльцевой хорошо знал и любил Государь Николай II. Популярность романса была настолько велика, что даже сделала его невольным свидетелем очень мрачной страницы нашей истории. В ту пору появились первые грампластинки с романсами Вяльцевой (они сохранились в Бахрушинском музее). И вот в декабре 1916 года, как вспоминали позднее участники этого рокового события, во дворец князя Юсупова был предательски заманен и убит там друг Царской Семьи Григорий Ефимович Распутин. Убийцы, чтобы скрыть свои замыслы, чтобы не было слышно на улице криков и шума борьбы, включили на полную громкость граммофон именно с этим романсом Анастасии Вяльцевой. Под эту чудную музыку, под ее дивный голос погиб молитвенник за Царя…

Копия чудотворной иконы Святителя Николая Зарайского — главная святыня старинного русского города.

Недавно вышел фильм французского режиссера Жозе Дайана «Распутин» с Жераром Депардье в за-главной роли. К артисту у меня нет претензий. Он глубоко проникся этим ярким русским образом (который потом причудливо преломился в его последующей личной судьбе). И все же фильм на «русский сюжет» неудачный, снят он холодными, безтрепетными руками. Но в фильме не случайно несколько раз звучит именно этот романс…

Сейчас романс «В лунном сиянии» поет Евгения Смольянинова. Есть он и в моем репертуаре. Я исполнила его на сцене Бахрушинского музея, как и другие романсы Анастасии Вяльцевой. Концерт прошел на большом подъеме, при переполненном зале. Исполнять произведения великой артистки, находясь в атмосфере того времени, среди старинных вещей, которые могли принадлежать ей, пластинок, книг, под звуки рояля той эпохи (мы ведь работали в театральном музее!), — это и радость, и ответственность. В Бахрушинском музее хранится большой архив «Чайки русской сцены».

Никола Зарайский

Зарайск на год старше Москвы. Имя города весьма необычно. Раньше его называли Красным, потом — Зарасском. И вот как-то постепенно, незаметно преобразился и стал он Зарайском. Думаю, неспроста. Какая там благодать! Сохранился кремль, который ни разу не перестраивался и не реставрировался. Мы спускались по ступеням, по которым ходили Царь Иван Грозный, а также будущий спаситель Отечества князь Дмитрий Пожарский. Он был воеводой в Зарайске и дважды отбивал от стен кремля полчища поляков.

Но главное в этом городе — его святыня.

Наша справка. Чудотворная икона Святителя Николая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 г. С давних пор икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Икона была в храме апостола Иакова, в котором принял Святое Крещение Великий князь Владимир. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся Святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую». Не сразу он послушался Святителя. Но через скорби все же решился отправиться с иконой в дальнюю дорогу. Лишь через год они достигли Рязанской земли. В это время Святитель Николай явился во сне князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы. От святыни исходило сияние. Ее встречал весь город. Это произошло 29 июля (11 августа по н.ст.) 1225 года.

Икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя «заразила», — чтобы не достаться убившим ее мужа татарам, бросилась со стен кремля и погибла. Место, где произошла трагедия, стало называться Заразск, а потом и Зарайск.

В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году, был вывезен в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Вывезли «для срочной реставрации», но реликвия до сих пор остается там как музейный экспонат и недоступна для верующих. Уже много лет верующие Зарайска хлопочут о возвращении зарайской святыни. Но пока все это тщетно. В 1997 году был написан список с иконы Николы Зарайского, который сейчас помещен в резную сень и стоит у алтаря Иоанно-Предтеченского собора. С этой иконой совершаются 22 мая ежегодные Крестные ходы по городу и на святой источник «Белый Колодец» 11 августа, — в память о принесении иконы в Зарайск.

Мы приехали в Зарайск как раз в праздник Святителя Николая. После праздничной службы в кремлевском храме Крестный ход прошел по всему городу. Заместитель генерального директора по научной и просветительской работе Бахрушинского музея Александр Михайлович Рубцов специально пригласил нас в Зарайск на праздник. На импровизированной сцене возле древних стен кремля, под открытым небом, выступали артисты. Потом зарайские священники вручали почетным гражданам города церковные награды. И мне очень захотелось спеть для всех присутствующих на этом замечательном празднике! Предложила Александру Михайловичу спеть одну из своих любимых песен: «Как по Божией горе… ». Сердце подсказывало, что в такой чудный праздник, возле древних стен кремля спеть надо именно эту песню…

Когда уже взяла микрофон, увидела среди зрителей известного киноактера Владимира Алексеевича Конкина. Конечно, не сразу узнаешь в нем сегодняшнем совсем юного Павку Корчагина (фильм «Как закалялась сталь» я смотрела еще в детстве) или Владимира Шарапова («Место встречи изменить нельзя» до сих пор в числе моих любимых фильмов!). Но я его все же сразу узнала! В этот день произошло столько маленьких светлых чудес! Как оказался он вместе с нами на этом празднике? Мне было радостно петь и для него… По лицу артиста я увидела, что его тронула моя песня. Он потом подошел ко мне и поблагодарил за хорошее исполнение. Оказалось, Зарайск для него почти родной город. Здесь неподалеку у него летний дом. В храмах этого города продается его книга, и все средства от ее продажи идут на восстановление зарайских церквей.

Владимир Алексеевич очень светлый человек. Он помнит свой приезд в Самару в 2011 году на фестиваль «Соль земли». Переживает за будущее этого замечательного фестиваля. А еще меня очень порадовало, что он знает и помнит нашу газету «Благовест», которая о нем не раз писала.

Людмила Жоголева у памятника Достоевского
в имении писателя Даровом.

Потом нас пригласили в кремль на праздничную трапезу. Владимир Конкин произнес тост, который можно назвать проповедью. В его простых, сокровенных, безыскусных словах было столько веры, столько любви к своей стране! Каждое его слово было обращено как будто лично к каждому из нас. Он рассказал, как совсем недавно несколько женщин в выходной день взяли с собой детей и пошли к чудотворному источнику Белый колодец. Женщины вместо молитвы стали пить там пиво, а дети играть и кидаться
песком. Но их матери ни на что не реагировали, пока один ребенок случайно не угодил грязью своей матери прямо в лицо. Только такая «мера» заставила тех женщин одуматься… Владимир Алексеевич Конкин призвал всех нас стряхнуть опутавшую многих греховную оторопь, оглядеться по сторонам и увидеть не грязь, не мусор, а своих детей, синее небо, наши древние святыни… Тогда и Россия возродится!

На трапезе произошло еще одно маленькое чудо. Рядом со мной за большим праздничным столом оказался местный священник — протоиерей Григорий Решетов. Он настоятель Свято-Казанского храма Зарайска. Я с первых слов почувствовала в нем простоту, сердечность, любовь к людям. Он как-то причудливо напомнил мне сам этот город Зарайск, в котором служит. И так захотелось с ним говорить!
И мы стали разговаривать о музыке, о творчестве. В первые минуты знакомства он очень удивил меня своими некичливыми знаниями. Я удивилась тому, с каким пониманием он говорит об искусстве. Вдруг он ушел куда-то и вскоре вернулся… с гитарой! Простыми словами признался: «Когда нахожусь среди музыкантов, так хочется петь!». Оказалось, он исполнитель духовных и лирических романсов, сам пишет музыку. Ну разве такая встреча не чудо? Потом я узнала, что он закончил московский театрально-художественный колледж.

Я пригласила его на завтрашний наш концерт по произведениям Вертинского. Он признался, что это будет непросто сделать — с утра ему надо ехать в Москву. Но все-таки сказал, что попробует.
И — точно! Пришел! Опоздал всего на семь минут, как сам потом сказал. А я сразу не только увидела, но и почувствовала его появление в зале. Когда в зрительном зале находится хотя бы один священник, это сразу мне придает радости, придает сил. Он потом зашел за кулисы, я у него благословения попросила. Отец Григорий сказал, что концерт ему понравился. И он совсем не жалеет, что так спешил к нам из Москвы.

… Когда гастроли артистов превращаются в паломничество — от этого чувствуешь двойную радость.

Пророк Отечества

— Мы успели побывать в родовом имении великого писателя Федора Михайловича Достоевского — Даровом. Находится оно в нескольких километрах от Зарайска. Те страницы его романов, которые посвящены миру русской помещичьей усадьбы, имеют своим истоком его детство в Даровом. Сохранилась вся большая территория этой усадьбы с небольшим барским домиком, с прудом, который был вырыт по настоянию матери будущего писателя. Мария Федоровна Достоевская была удивительным человеком. Глубоко верующая, кроткого нрава, крестьяне в ней души не чаяли. Она умерла, когда будущему писателю было всего 16 лет, — и удостоилась великой чести: мы видели ее захоронение в одном из храмов Зарайского кремля! Пока она была жива, ее муж Михаил Андреевич Достоевский, хотя был он весьма сурового нрава, под ее влиянием вел себя смиренно и тихо. А вот когда овдовел, тогда-то и начал обижать да притеснять своих крестьян. А крепостных крестьян у Достоевских было до полутысячи… Однажды в Даровом отца писателя нашли мертвым возле крестьянской избы. Тайна его смерти так и не была раскрыта. Но эта трагедия болью отозвалась в сердце Федора Михайловича.

Протоиерей Григорий Решетов.

До приобретения Дарового большая семья Достоевских ютились во флигеле московской Мариинской больницы — отец писателя был врачом. У Феди не было даже своей комнаты, он ютился в крохотном углу со своим братом. Гулял по больничному двору. И какой же радостью для будущего писателя было приобретение его родителями имения в Даровом! Там он уже бегал на приволье. Там прошли его лучшие годы. Там он успел понять и полюбить крестьянскую душу. Очерк «Мужик Марей» про то, как его, ребенка, крестьянин защитил от пригрезившегося волка — это из Дарового! Вспоминая образы крестьян Дарового, на закате жизни писал он в «Дневнике писателя»: «Пусть в нашем народе зверство и грех, но вот что в нем есть неоспоримо: это именно то, что он никогда не принимает, не примет и не захочет принять своего греха за правду! Он согрешит, но всегда скажет, рано ли, поздно ли: «Я сделал неправду». Если согрешивший не скажет, то другой за него скажет, и правда будет восполнена. Грех есть смрад, и смрад пройдет, когда воссияет солнце вполне. Грех есть дело преходящее, а Христос — вечное. В лучшие минуты, во Христовы минуты, народ никогда в правде не ошибется. А идеал народа — Христос».

На замечательном памятнике Достоевскому в имении Даровом написано всего два слова, но зато каких! — «Пророку Отечества».

Подготовил А. Тимофеев

1975
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru