‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Песня о Святой Руси

Протоиерей Петр Акимов служит в сельском храме, а голос его звучит по всей стране.

Протоиерей Петр Акимов служит в сельском храме, а голос его звучит по всей стране.

Протоиерей Петр Акимов — сельский батюшка. Он служит в живописном селе Большая Рязань на Самарской Луке, в Жигулях. Растит пятерых детей. А еще он пишет и поет под гитару замечательные духовные песни, светлые, лиричные. Его песни — о любви к Богу и человеку, к России. О милосердии и сострадании, о ратном подвиге за Святую Русь.

Корни

Я родился в городе Куйбышеве (Самаре) 3-го сентября 1976 года в рабочей семье, — рассказывает отец Петр Акимов. — А 6 сентября — память Святителя Петра Московского, моего покровителя. Меня воспитывала бабушка Евгения Петровна. Она жила на улице Чапаевской недалеко от Софийского храма, но тогда он не действовал. И семья наша не отличалась глубокой религиозностью. Но перед сном я видел, как бабушка всегда читала молитву «Отче наш».

У нас были большие альбомы с фотографиями. Сейчас они уходят из семейного быта, все хранится на компьютере, на флешках, а жаль. Мне несколько раз попадалась на глаза фотография человека в длинном одеянии, с бородой, за ним стояла женщина в платочке и юбке до пола, в блузе с длинными рукавами. Только когда я сам стал священником, узнал, что у нас в роду по бабушкиной линии был священник — отец Андрей. А по дедушкиной линии — регент Вениамин. Дедушка рассказывал, что дядя Веня был «дирижером церковного хора» и имел семерых детей.

В храм привела музыка

С раннего детства у меня проявились музыкальные способности. В семь лет меня отдали в центральную музыкальную школу города, по классу баяна. После нее поступил в 1990 году в Самарское музыкальное училище. Но в семнадцать лет училище бросил. Пошел в армию, потом работал на разных работах, женился на Ларисе, будущей матушке.

Песни я начал писать с пятнадцати лет.

Собрался было поступать в вуз. Но после паломнической поездки по России пошел в Софийский храм… чтобы научиться петь. У меня есть музыкальное образование, слух, чувство ритма, но вокалу я не учился, и голоса мне «не хватало». Мне казалось, что правильно научиться петь можно только в храме. Три месяца я пел в церковном хоре. Кончилось тем, что мне заявили: «Для хорового пения вы не подходите». Меня это совершенно не расстроило, но зато я понимал, что без храма уже не могу. В этом храме я прошел первую исповедь и причастие. Чувство, которое я при этом испытал, невозможно передать.

Размышления о жизни

В то время я познакомился со священником Александром Шпарвартом из поселка Рубежное, стал ездить к нему в храм святого праведного Иоанна Кронштадтского. Алтарничал, учился петь и читать на клиросе. Это кладбищенский храм, и чин отпевания я скоро стал знать наизусть, потом это пригодилось мне как священнику. Стал воцерковляться, и все остальное меня уже мало заботило. Приходило понимание того, как коротка человеческая жизнь. И за это короткое время нужно многое успеть. Главное — приготовиться к жизни вечной. С такими размышлениями, с беседами с отцом Александром и было принято решение стать священником.

Под Покровом Божией Матери

Меня привлекала церковная служба, возможность служить Богу. Привлекали близость священника к людям, возможность им помочь. Люди власть имущие не всегда слышат народ. А благодаря священнику они могут его услышать.

Свято-Введенская церковь в селе Большая Рязань.

Я понимал, что это ответственный шаг, но до конца его серьезность осознаешь только тогда, когда сам уже стоишь в ризе.

Когда я пришел к Архиепископу Самарскому и Сызранскому (ныне Митрополиту) Сергию с прошением, он спросил: «В деревню поедешь?» — «В деревню, так в деревню». Хотя я, городской житель, плохо представлял, что такое жить в селе. Но Владыка благословил, значит, так должно быть. В 2001 году поступил заочно в Самарскую Духовную семинарию. В 2001 году на Усекновение Главы Иоанна Предтечи стал диаконом, а на Рождество Пресвятой Богородицы — священником. Сначала меня направили в село Шентала, потом назначили настоятелем храма в село Большая Рязань.

Для меня знаменательно, что я стал священником на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, рукополагали меня в Покровском кафедральном соборе. Первым храмом, где я служил, была церковь Успения Божией Матери. Сейчас я служу в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Источник в нашем селе посвящен иконе Божией Матери «Всецарица». Мой любимый акафист «Похвала Пресвятой Богородице», я часто его читаю и в трудные, и в светлые моменты.

«К творчеству отношусь серьезно…»

С 2005 года я стал писать музыку на стихи духовного и патриотического содержания. Все началось с того, что мне попался на глаза сборник стихов протоиерея Николая Гурьянова. И я стал сочинять на его стихи свою музыку, простую и незамысловатую. Пел эти песни дома матушке, знакомым, родственникам, паломникам, которые приезжали в наш храм. Мне стали говорить: «Получается неплохо, надо чтобы эти песни услышало больше людей». Но я не мог представить, как выйду на сцену с гитарой и в рясе.

И сейчас порой думаю: Господи, может быть, мне не надо этим заниматься?

Недавно натолкнулся на статью о том, как еще в семнадцатом веке порицалось на Руси игранье на инструментах. Патриарх Иоасаф повелел собрать все музыкальные инструменты, вывезти за Москву и сжечь.

С другой стороны, песня песне рознь. Одно дело — кривлянье и бесовщина, другое — песни, которые заставляют человека задуматься о Боге, о вере, о смысле жизни. В дореволюционной России существовала традиция духовных кантов, их пели странники. И мои песни — продолжение этих традиций.

Пишу музыку быстро. Песня получилась — стараюсь исполнить ее сразу. Если Господь дал мне эти способности, значит, это для чего-то нужно.

К творчеству отношусь серьезно, поэтому стараюсь работать с профессиональными музыкантами. Выступаю с замечательным пианистом, музыкантом, композитором Александром Аршем. Он аккомпанирует мне. Первый наш концерт «Притча о зерне» прошел при полном зале в Тольяттинской государственной филармонии 30 января 2011года. Саша читал стихи, я пел под гитару и аккомпанемент рояля. Саша исполнял свои произведения на библейскую тему — они звучат на всех наших концертах. Не у каждого композитора есть произведения на глубокие библейские сюжеты. А у Александра есть «Притча о зерне», «Пасхальные колокола», «Река Иордан» и многое другое.

В 2007 году я создал детский ансамбль духовной песни «Славянские веси», в котором ребята нашей школы исполняли мои песни. В мае 2008 года мы провели с учителями первый Пасхальный фестиваль детского и юношеского творчества, в котором участвовали дети из Большой Рязани, соседних сел, городов Тольятти и Жигулевска. Потом вместе с педагогами организовали епархиальный (областной) детский фестиваль «Покровские колокола». Мне посчастливилось принять участие в фестивалях городов Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Галича. За полтора года совместного творчества нам с Александром удалось выступить с концертами в Самаре, Тольятти, Челябинске, Оренбурге, Санкт-Петербурге. Меня пригласили читать страстные главы Евангелия от Матфея в оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева).

Музыка как проповедь

Музыкальное творчество для меня — это проповедь за оградой храма. Я выхожу на сцену не только как певец, но и как священник. В зале сидят сотни людей. И я должен не нарушить внутренний мир человека, а, наоборот, обогатить его своими песнями, стихами, которые звучат со сцены.

Сейчас в жизни многое извращено, истинное попирается: любовь к ближнему, сострадание, терпение и смирение воспринимаются как малодушие и слабость. И, видимо, должны использоваться все методы для воспитания нравственных качеств личности. Недавно я говорил со школьниками о том, что только сильный духом человек способен претерпеть, простить, смириться и донести свой крест до конца. Проще осудить, махнуть рукой, не поддержать.

Мои песни, может быть, даже больше нужны не воцерковленным людям. Прежде чем человек научается молитве, общению с Богом, надо пройти и понять очень многое. Как-то один батюшка меня спросил: «Ну что, отец Петр, кто-нибудь пришёл после твоих песен в храм?» Теперь могу сказать точно: пришел! 2 мая у нас был пасхальный концерт в ДК «Тольятти» и там, в фойе, ко мне подошла одна женщина. Она рассказала о себе и о том, что после наших концертов пришла в церковь.

«Главное в песне — слово»

К сожалению, и на духовную песню влияет мир. Появилось много Православных авторов-исполнителей, чьи песни несут окраску ритмов, противоречащих мирному состоянию души. При этом звучат высокие святые слова. Авторы таких песен сами так чувствуют и так слышат. Может быть, я слишком придирчив, но мне это режет слух.

Возникла тенденция не поднимать людей до духовных высот, а опускаться до их страстей. Но нельзя быть как все, Православный человек вообще не как все.

Главное в песне — слово, поэтому к выбору стихов отношусь очень серьезно. Когда меня после концерта хвалят за голос, я с грустью думаю: «Неужели вы не услышали слова?»

Есть для исполнителя соблазн славы, когда люди подходят, хвалят, благодарят. Я стараюсь внутренне закрываться от таких слов. Должен быть постоянный самоконтроль. Очень важно, что ты ставишь во главу угла — проповедь или авторские амбиции. Я всегда прошу у Господа, чтобы Он вразумил, направил.

Я пою песни на стихи разных поэтов. Среди них немало священников: протоиерей Андрей Логвинов, иеромонах Роман (Матюшин), иеромонах Симон (Бескровный), инок Всеволод (Филипьев), игумен Роман (Загребнев).

Руководствуясь внутренним чувством, выбираю стихи, может быть, неброские, но для меня они дороги. Радостных песен у меня мало, потому что многое безпокоит в окружающем мире.

Песня о русском воинстве «Поле Куликово» написана на стихотворение Николая Мельникова. Когда я его прочитал, у меня сразу возникла музыка, моя любимая. Эта песня о нашем времени:

Исчерпалось до конца русское терпенье.

Встанем, братья в полный рост на земле родной.

Не впервой нам принимать ратное крещенье

и из пепла воскресать, Боже, не впервой.

Песня «Высокая грусть» создана на стихи Сергея Гусева, современного костромского поэта, который ушел от нас в молодые годы. Я участвовал в конкурсе песни фестиваля «Семья России» в Костроме, где стал лауреатом с песней «Отчий дом». Там мне подарили книгу Гусева. Когда я ее прочитал, увидел, что он патриот, с болью пишущий о России, о том, что происходит сейчас с людьми. В Костроме проходят фестивали его имени.

Автор текста песни «Родине дорогой и всегда любимой» — офицер царской армии Владимир Петрушевский. Он эмигрировал после революции на Яву, но никогда не переставал думать о Родине, своих истоках, любить Россию. В его стихах есть прекрасные строки:

Ни за звонкий металл, ни за блага земли

я обеты свои не нарушу.

А за храмы твои, за святые кремли

я отдам свою русскую душу.

Автор стихов песни «Великий Боже, помяни» — отец Петр Сухоносов. Он служил священником на Кавказе, умучен бандитами. Стихи были найдены в его тетрадях. Это песня-молитва о наших ребятах, которые погибли в Чечне. В прошлом году я пел ее на фестивале «Невские колокола» в Санкт-Петербурге, и питерские казаки вручили мне диплом «За службу Вере, Отечеству и казачеству».

«Весна Победы» — это полностью моя песня — и стихи, и музыка. Она несколько похожа на «День Победы», но другая, своя. Я с глубоким уважением отношусь к людям в погонах, особенно к тем, кто воевал, всегда при встречах дарю им свои диски. Выступал несколько раз в военной части с песнями патриотического содержания, меня там очень хорошо принимали.

Как складываются песни, не объяснишь. Порой прочитал стихи — и сразу возникла музыка. Я не считаю себя композитором — просто беру стихи и придаю им музыкальную окраску. Когда я впервые прочитал стихи иеромонаха Симона (Бескровного), то написал девять песен на его стихи за одну ночь! Диск назвал «Размышления сердца». Но такое было только раз.

А бывает и по-другому: понравилось стихотворение, думаешь, вот сейчас песню напишу. Помолишься, сидишь-сидишь, мучаешься — закрыл книгу и ушел.

Больше всего песен я написал на стихи иеромонаха Романа — около сорока. Хотел бы с ним познакомиться. Его стихи звучат как откровение, они правдивы, заставляют задуматься, вскрывают нарыв сегодняшней жизни. Его песню «Ах, как птицы поют, так в неволе не спеть» я исполнил на праздновании 60-летия города Жигулевска. В зале была полная тишина, и после этого многие заинтересовались духовной песней.

Мне близки и трогают душу песни Владимира Волкова. Из светских исполнителей люблю слушать Дмитрия Хворостовского.

Храм и святые источники

Я городской человек и, наверное, никогда не стану сельским. Но себя в деревне замечательно чувствую. Рад, что Господь мне дал возможность жить в деревне! Я люблю природу, она меня вдохновляет, и в городе мне уже тесно. В этом году мы отмечаем две даты: 220 лет со дня освящения первого храма в селе Большая Рязань, разрушенного в 30-е годы, и десять лет со дня освящения новой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (освящена 15 мая 2002 года). Много людей принимало участие в строительстве этого храма. Его закладывал первый староста ныне покойный Виктор Петрович Губский. Участвовали в закладке храма и наш глава поселения Алексей Васильевич Вовченко вместе с супругой Валентиной Николаевной, которая теперь староста храма. Продолжал и заканчивал строительство и сейчас много помогает храму бывший вице-президент АвтоВАЗа Михаил Николаевич Добында.

У нас храм построен в традициях русского зодчества. Внутри он необычный — росписей нет, а все резное. Напольные киоты с куполами изготовил Алексей Арефьев, человек верующий, воцерковленный. До этого его просили работать по резьбе, но он отказывался, потому что у него не получалось. Я его благословил, мы помолились — и пошло дело. Он человек неторопливый, рассудительный, все рассчитывал, молился, на все брал благословение. Сделал киоты — пошел дальше: украсил восьмигранник на центральном своде резным изображением виноградных листьев.

Село Большая Рязань знаменито своими источниками. Еще когда стоял старый храм, священники ходили на источники крестными ходами, служили водосвятные молебны, крестили, купались в источниках на праздник Крещения. В 90-е годы прошлого века источники очистили, облагородили и освятили их в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и преподобных Антония и Феодосия Печерских. Некоторые говорят: «Вот в Ташле было чудо явления иконы и забил источник, а тут что?» Но не вода помогает, а Господь по Своей любви и вере самого человека низводит благодать и исцеляет человека посредством воды. За одиннадцать лет моего служения здесь я был свидетелем многих исцелений. Это место намоленное. Сюда едут люди из Самарской, Саратовской, Ульяновской областей. Очень любят наш источник оренбуржцы, они даже преподнесли в дар нашему храму Табынскую икону Божией Матери.

Семья

Священник Петр и матушка Лариса Акимовы возле храма в Большой Рязани.

У нас с матушкой Ларисой пятеро детишек. Старшему Михаилу будет двенадцать лет, затем идут Иван, Алексей, Ксения, Илья. Миша и Иван учатся в музыкальной школе, Миша по классу фортепиано, Иван — аккордеона. Миша — лауреат областного музыкального конкурса, пробует писать стихи и сказки. 15 мая 2012 года в областном театре оперы и балета награждали лучшие семьи области. Нашу семью наградили губернаторской грамотой «За большой вклад в воспитание детей, укрепление семейных традиций».

Матушка Лариса, педагог по образованию, преподает в сельской школе «Основы Православной культуры».

Не забывать о главном!

Такое чувство, что люди у нас сейчас брошенные. Они никак не могут к этому привыкнуть. Нефть, газ и лес — это как будто не в нашей стране и не для нас.

В деревне человек либо погружен с головой в свои труды, либо — в пьянку. Тяжело отпевать молодого парня, который умер в двадцать три года от цирроза печени. Тяжело смотреть, как ходят по селу здоровые мужики, ищут, где выпить.

Люди у нас в селе живут хорошие, отзывчивые, помогут храму, если попросишь, но многие сами в храм не ходят — говорят, некогда. С одной стороны, я их понимаю: надо выживать. Но ведь раньше не было тракторов и сотовых телефонов, и землицы было целое поле, а не десять соток. И скотину держали, и в храм ходили, и молиться успевали. А у нас сейчас не хватает двух часов, чтобы помолиться в воскресный день на Литургии. Поэтому и не успеваем, что забываем о главном. К храму у нас относятся так: ребенка покрестить, машину освятить, повенчаться, отпеть. С батюшкой поговорить «по душам». А хотелось бы, чтобы храм был основой крестьянской жизни, как это всегда было на Святой Руси. Столько лет из людей выбивали веру. И сейчас это происходит, только скрыто и завуалированно.

Но не все, конечно, плохо, много хорошего. Радостно бывает, когда видишь в храме молодежь. Молятся, говеют, со знанием дела исповедуются, причащаются сами и приводят на причастие своих детей. Но хотелось бы, чтобы таких людей было больше.

«Мы призваны научиться любить»

Волга от села Большая Рязань всего в двух километрах. Для меня Волга, Жигулевские горы, Самарская Лука — это, прежде всего, творение Божье, кладезь вдохновения. Я люблю приезжать на высокий волжский берег по дороге в село Брусяны. Выйду из машины, похожу, пофотографирую виды, полюбуюсь на эту красоту и раздолье, словно на картине Левитана «Над вечным покоем». Люблю сюда приезжать и зимой. Когда снег лежит, тут своя красота. Ягода калина красная, кругом белым бело — это неописуемо.

У нас вся Россия изумительная. Настолько велик Бог Творец, создавший все это! Не могу представить, чтобы я родился и жил в другой стране. Россия — это и великое духовное явление, мы это чувствуем. Мы являемся хранителями Православия в России. Как нам жить? Господь сказал: «Да любите друг друга» (Ин, 15, 12). «Бог есть любовь» (1Ин, 4, 8). И мы призваны в этой жизни научиться любить. Если мы научимся любить Бога, человека, свой труд и научим любить молодое поколение, тогда нам станет жить гораздо легче. Да мы плохо и не живем: есть храмы, есть возможность молиться, приносить покаяние, причащаться. Если не хотим духовно трудиться, Господь попускает нам страдания. Дай Бог, чтобы мы шли к Нему со слезами не только скорби, а и радости.

Людмила Белкина

4594
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru