‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Истинный инок

Была когда-то в России великая рать верных служителей Христовых. Незаметно для мира, как пчелки Божии, трудились они на ниве Господней, но были и такие, что, как звезды небесные, ярко сияли благодатию Христовой еще при жизни.


Была когда-то в России великая рать верных служителей Христовых. Незаметно для мира, как пчелки Божии, трудились они на ниве Господней, но были и такие, что, как звезды небесные, ярко сияли благодатию Христовой еще при жизни. После революции они оказались лишними в России, власти их выслали в далекие сибирские края, чтобы не мешали строить «новую жизнь».
После долгих лет гонений на православных служителей пришла в нашей стране иная пора. Открылось много церквей и монастырей. Но старцев настоящих совсем мало осталось.
И вот мне захотелось написать об одном современном старце, который всю жизнь отдал на святой алтарь ради Христовой Православной Церкви. Еще при «оттепели», когда был он молодым послушником у отца Серафима в Глинской пустыни, показал себя кротким и смиренным служителем. И ныне все, кто его знает, удивляются его терпению. Старец этот — архимандрит Ипполит, настоятель Никольского монастыря г. Рыльска. Да, сейчас это уже можно назвать монастырем. А восемь лет назад здесь были одни развалины.
Владыка сам привез архимандрита на своей машине в этот разрушенный монастырь. Отец Ипполит нашел здесь страшную бедность и запустение. Прежний настоятель, академик, не выдержал и убежал на прежний приход. Да и мы, посетив это место, пришли в ужас. Жить негде, служить негде, дом разрушенный. Храм совсем развален. Иноков нет, только три женщины приехали помогать батюшке. Безнадежное место. Да и город-то районный; люди почти все отвыкли от монастыря, станут ли помогать? Вот и подумаешь: есть ли смысл все это восстанавливать. Ведь сколько нужно труда и терпения, чтобы возродить руины, а желающих нет вступать в монастырь. Я предложил отцу Ипполиту оставить монастырь и уйти в другой, где уже более-менее жили иноки. Но он со смирением ответил: «Будем молиться, и Господь Сам все уладит и восстановит».С тем я и уехал. Всю дорогу мои прихожане удивлялись такой жизни. Все повторяли: для чего все это, зачем над собой издеваться? Так жить, как отец Ипполит живет, — неужели так требует Бог? Это просто мука какая-то…
А отец Ипполит вначале поставил в разбитом соборе перед Курской Коренной иконой Божией Матери аналой и начал в одиночку молиться. На следующий день еще добавил каноны. Пришли любопытные, постояли, посмотрели — и ушли. Присоединились к его молитве бабушки. Через неделю-другую пришел один старичок, встал сбоку от батюшки и начал подпевать. Стали вместе молиться Богу.
Весной из разных мест в монастырь приехали женщины, начали во всем помогать. Молодые люди приезжали к отцу Ипполиту — кто за советом, кто на отчитку.
Внутри собора, на первом этаже, места было мало для верующих. В храме не было пола, в алтаре владыка освятил престол, вокруг престола положили. Народ стоял все более простой — мужики да бабы. На клиросе пели и читали молодые ребята, все в грязи; видно было, что душевнобольные.
Вышел батюшка из алтаря — скромно, тихо, словно отец родной для всех. В храме уже горели свечи. Все молящиеся как-то насторожились в благоговейном молчании… Тихо, проникновенно и властно раздался призыв отца Ипполита: «Три поклона Божьей Матери!» — и вся толпа, как один человек, во главе с батюшкой разом опустилась на колени, — и еще, и еще… В отдаленном углу церкви раздалось чье-то всхлипывание. Многие как опустились на колени, так и остались стоять.Проникновенный, исполненный безпредельной веры, голос читал дивные, покаянные слова молитв.
Толпа замерла. Казалось, вся ее безчисленная скорбь слилась в одном общем молитвенном напряжении, и голос отца Ипполита был уже не его, а голос всего народа, стоящего здесь. И слезы — безшумные, тихие — текли из глаз многих.А батюшка тихо и смиренно все читал и читал, и ему подпевал старичок: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Прочитав полностью елеосвященный канон и взяв елей, батюшка подошел к народу, знаменуя маслом на челе и руках молящихся крест Господень.
— Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как звать?
— Николаем, батюшка.
— Параскева, батюшка!
И так, пока обходил всех больных, мы, священники, которые ему помогали, читали Апостол и Евангелие, певчие люди пели «Услыши ны, Боже…». Посмотрел я на предстоящий народ и подумал: «Что вы ищете здесь, если дома у многих даже нет святого образа?» Но Господня воля, Его милосердие побеждает все. У всех на лицах было одно выражение — серьезное и радостное, надежда получить исцеление от соборования.
Подходя к Евангелию, каждый крестился и лобзал святой крест, который держал батюшка.
— Простите, батюшка!
— Бог простит!
— Батюшка! Муж со мной больно плохо живет, пьет.
— Батюшка, сын развелся с женой, двое деток остались сиротками.
И на все запросы, на всякий крик сердечный давно наболевшего горя у отца Ипполита находилось слово привета, утешения. В каждом его совете, в каждом слове его чувствовалось такое знание сердца человеческого, такое проникновение в самую глубь народного быта, душевной жизни народа, что ни один подходивший, иногда приступавший к нему со слезами, не уходил от него с лицом непросветленным. Чувствовалось, что каждый получал свое утешение, и именно то, которого жаждала скорбная, измученная душа.
Монастырское здание выглядело довольно странно, одни развалины бывшего монастыря; в храме пахло сыростью, потолок покрывала плесень. Что заставило отца Ипполита здесь жить? Пока все это построится, отремонтируется, десятки лет пройдут. Крыша кельи худая, в воздухе отдает мышиным пометом, просто настоящая камера, только без часовых. И впрямь, заключенным в тюрьме лучше живется, чем отцу Ипполиту.
После разговора мы вдвоем с отцом Ипполитом пошли рядом. На нем был старенький подрясник, истертый от времени, старый вязаный шарф на шее, на голове старенькая скуфья черного цвета.
Навстречу нам подходили богомольцы — кто принять благословение, кто с вопросом, за советом. Господи, сколько нужно сил этому человеку! Какое ангельское терпение!..
И вот прошло восемь лет, и что я вижу?! Собор почти полностью отремонтировали, ограду с воротами сделали, подвал очень хороший соорудили. Машин много. Теперь этот монастырь на всю Россию славится, идут и едут, чтобы получить духовную благодать, которая изливается через смиренного страдальца архимандрита.
О духовной мудрости и прозорливости отца Ипполита ходит много рассказов. Вот что я слышал от своего знакомого. Однажды пришел к отцу настоятелю «новый русский», богатый. Народу он много на своем веку обидел. Что и как мог, так и грабил. Где плохо лежало, то все его становилось. Прослышал он, что отцу Ипполиту нужна помощь. Поехал к нему наш «новый русский» да и говорит батюшке-то: «Я много о вас слышал, что вы во всем нуждаетесь, особенно деньгами, так пожалуйте вам от меня на ремонт храма, от моего усердия». А батюшка ему: «Храмы Бог строит и ремонтирует, а мы, люди, у него приказчики. По-людски, по-русски спасибо тебе за жертву, ну а хозяин твоих денег брать не велит». — «Как так? Что, архиерей запретил? Я сам ему много помогал». — «Да очень просто: деньги ваши больно человеческими слезами подмочены, а такие Богу не угодны».
Посетил Рыльский монастырь заместитель министра Атомной энергетики, посмотрел, побеседовал с настоятелем. Обратился к дирекции Курчатовской атомной станции с просьбой выделить материалы и рабочих, и начались ремонтные работы в соборе…Пожелаем Никольскому монастырю, его настоятелю и всем инокам быть во всем путеводителями для православных христиан.

Протоиерей Виктор Гранкин,

г. Льгов Курской области
11.11.1999
917
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru