Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

О гордости

"Жизнь — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе или в училище не обрел навыка веры и страха Божия и жития благочестивого, тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни…"

Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает ставить себя судьей веры и Церкви и говорит: «Я этому не верю и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным». Еще гордость в вере обнаруживает себя похвальбою во мнимом знании всего, тогда как весьма мало знает или совсем слепотствует душевными очами. «Этих проповедей не стоит читать — говорит, — в них все одно и то же, что уже известно мне». Великая степень гордыни человеческой обнаруживается в том, что простой смертный дерзает сравнивать себя со святыми Божиими и не видит их великих и дивных совершенств, в то время как Сам Бог увенчал и прославил своих святых.
Гордец говорит: «Для чего я буду читать их, особенно молиться им? Они такие же люди, я молюсь одному Богу», — они знают, что Сам же Бог повелевает нам просить молитв праведников за себя.
Гордость в вере обнаруживается еще в нечувствии грехов своих, в фарисейском оправдании и самовосхвалении, в нечувствии милостей Божиих, в неблагодарности Богу за все доброе, в нечувствии нужды славословия велелепоты Божией. Все не молящиеся Господу Вседержителю, Богу духов в всякия плоти, Животу своему, — не молятся по тайной гордости.
Когда во время молитвы Божией Матери не обрящешь в сердце своем подобающего благоговения к Ней и почувствуешь лукавыя и хульныя помышления, тогда воскликни к Ней следующия слова: «Вся Ты Владычице, свет, Вся святыня, Вся благость, Вся премудрость, Вся Ты можешь, яко Мати Всемогущаго, всегда Ты Едина и Та же Всесовершенная, яко Мати Всесовершеннаго Царя славы.
Неверное само себя изобличает в том, что оно лживо и не имеет ничего с истиною. Неверующее сердце безпокойно, смутно, слабо, неосновательно. Напротив, вера спокойна, блаженна, величественна, тверда.
Жизнь — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе или в училище не обрел навыка веры и страха Божия и жития благочестивого, тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, кто хотя бы и был в школе наук умен, многосведущ, был в большом почете за свои способности — в школе жизни оказывается невеждою, — мало того, иногда ни к чему не потребным: ни к семейной жизни по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует, нередко терпит крушения в своей жизни. Как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и паруса, так и этот человек теряется в жизни.
Стоя и молясь усердно на молитве, или сидя, или лежа, или ходя, вдруг иногда посещаемые Духом Божиим и слышащие глас Его, мы замечаем, что Он проникает в душу ни через рот, ни через нос, ни через уши (хотя через дыхание и подавал Духа Святого Спаситель, и хотя «вера от слышания» (Римл. 10, 17), а прямо сквозь тело — в сердце, как Господь прошел сквозь стены к Апостолам по воскресении, и действует вдруг, как электричество, быстрее всякого электрического тока, — тогда тебе делается необыкновенно легко, потому что вдруг разрешается твое бремя греховное, посещает тебя Дух сокрушения о грехах, Дух умиления, мира, радости. Смотри, как Ангел является в запертой темнице ночью для освобождения Петра: двери заперты, стражи стоят у них, но вот Ангел вдруг предстал пред Апостолом и мгновенно свет воссиял в храмени (Деян. 5, 19). Так Дух Божий посетит мгновенно храмину души нашей — тело, и свет возсияет в ней.
Как святые слышат нас? Слышат как едино с нами Во Святом Духе: «...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 17, 21). Они как члены Единой Церкви Божией, возглавляемой Единым Христом и одушевляемой Единым Духом Божиим. Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим. Но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духовным. На далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий, в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому что вездесущ.
Иерей Божий! Верь от всего сердца, верь всегда в данную тебе от Бога благодать молиться за людей Божиих. Да не будет вотще в тебе этот великий дар Божий, которым можешь ты спасти многие души. Скоро слышит Владыка твою сердечную молитву о людях и преклоняется на милость к людям, как слышал Он молитву Моисея, Аарона, Самуила, Апостолов. Молись всегда в церкви, когда совершаешь Богослужение, когда совершаешь Таинство — везде и во всякое время помни о спасении людей Божиих и тогда сумеешь стяжать великую благодать Божию.
Чудно могущество веры! Живая мысль о Боге, сердечная вера в Него, сердечное покаяние в грехах с верою в Него, добрая мысль, благочестивое чувство: Господь со мною. Но диавол входит в нас чрез помыслы скверные, лукавые, хульные, чрез сомнения, страхи. Гордость, раздражительность, злоба, скупость, зависть ввергают нас в его власть над нами. От нас зависит сие. Да будем мы внимательны к себе, да содержим непрестанно в уме Имя Господа Иисуса Христа с верою и любовию — и враг безсилен сделать нам какой-либо вред.
Есть мир духовный, есть общение душ, удаленных расстоянием... Люди умершие видят и слышат нас, и вот очевидное доказательство: одна женщина, муж которой был болен и лежал в комнате, в доме в шестистах верстах от нее, потом умер — эта женщина в тот вечер видела какие у него были посетители, что он делал, она слышала, какие слова он говорил. Не так ли видят нас святые? Не так ли слышат они наши молитвы?..
С Именем Иисуса Христа и с искреннею мыслею об Иисусе Христе соединена великая сила, прогоняющая страсти и успокаивающая сердца. Перенеси это и на имена святых Ангелов и святых Божиих человеков, начиная с Божией Матери, до святых и праведных Христа ради юродивых — только искренно призови их имена, и по благодати Божией помогут тебе.
Вот почему надо молиться святым: они в Боге и Бог в них, они слышат нас, потому что они в Вездесущем Боге. Свят еси, Боже, и во святых почиваеши!
Ради одной веры нашей сдвигаются горы сердечныя, то есть высоты и тяжести греха. Когда христиане снимут в покаянии бремя грехов, то говорят: «Слава Богу, свалилась с плеч гора!» Да бежит от меня всегда далече темная и глупая мысль, что покинул меня Бог мой, что Он не всегда со мною. Да помнит всегда душа моя, что Бог-Слово вместе с Отцем и Духом в каждое мгновение носит все миры словом силы Своея. В том числе и мой малый мир — душу и тело и в каждое мгновенье знает не только число моих власов, но и число и качество моих мыслей и движений сердечных, так как все пред Его яснейшими Очами совершается.
Если усомнишься когда-нибудь в Боге или в догматах Пресвятыя Троицы, вспомни краткое церковное славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и вовеки веков!» И подумай, что ты значишь с людьми всех веков, из коих безчисленное множество великих и богосветлых умов, которые все сердечно единодушно возсылали славу Триединому Богу.
Молишься ли ты, сидишь ли, ходишь ли, лежишь ли, думаешь ли, здоров или болен, дома или в гостях, на суше ли, на воде, — будь постоянно в полной уверенности, что Бог тебя преясно видит во всем совершенстве, со всеми твоими мыслями, желаниями, делами, во всех твоих состояниях в каждый момент твоего бытия. Слышит лучше всякого тонкого слуха все твои внутренние движения, все твои слова...
Надо омываться от грязи, а молитва, особенно молитва слезная есть омовение от духовной грязи, то есть от грехов.
Когда бываешь очень молод или живешь жизнью грешною, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого — сатану всезлобного... И думаешь, что Христос от тебя далеко — где-то на Небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко, не около тебя. И хотя слышишь, что он зол, все же думаешь, что злость его до тебя не касается. Но когда будешь в зрелых летах и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестию, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя, и тяжелое, несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас.
Диавол принимает огромное участие в грехах людей, потому в молитвах на исповеди грешные люди снисходительно осуждаются в грехах пред Господом как прельщенные диаволом. Поэтому никто не считай себя отверженным, хотя бы и был великий грешник. В твоих грехах много виноват диавол. Вспомни немедленно Иисуса Христа и обратись к Нему тотчас о прощении грехов своих. Он «Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Он на то и Агнец Божий, чтобы принимать на Себя и очищать грехи наши.
В будущем веке блаженство наше возрастет от удивления — видеть вдруг святых и прекрасных Ангелов Господних, их безчисленные мириады, их стройные чины, их иерархический порядок, — от удивления видеть всех святых, человеков Божиих изо всех веков: Пророков, Апостолов и всех иных, а главное — от созерцания Бога во Свете неприступном, от собственного внутреннего просветления и блаженства совершеннейшего, не омрачаемого никаким грехом, никаким страхом, никакою заботою и печалию.
В деле Промышления Божия о людях и по требованию разума должны быть между людьми и Богом посредники из мира духовного (так как люди занимают середину между миром духовным и материальным), которые и руководят нами, возводят нас к Горнему Царству — это суть Ангелы. У Господа во всех делах непременная постепенность и порядок, везде у Него низшие руководствуются высшими, в этом необходимость Ангелов-Хранителей для христиан, ведь христиане искуплены Кровию Господа.
Кроме того, Ангелы сами исполнены любви к нам и радуются обращению одного грешника; а любовь деятельна, и этой их благородной деятельности Господь и дал всю свободу. Ангелы-Хранители необходимы для людей по причине коварства злых духов над людьми, которых сами люди не видят. Люди очень немощны в духовной жизни. Кроме благодати Божией, нужно еще и лицо, исполненное этой благодати, мудрое, крепкое по своей природе; а таковы Ангелы. Кроме того, по исходе Души из земной жизни должны быть свидетели о делах человеческих против бесов.
Святые Ангелы и прочие Небесные Силы исполнены святой жизни, ненарушимого мира, нерушимой бодрости, вечного мужества и силы, неизреченной красоты, света, высокого ума, чистейшей к Богу и к людям любви, взаимного дружества, озарения и просвещения. Таковы наши святые Ангелы-Хранители. Чудная природа Ангельская! Но христиане, которые сподобятся достигнуть будущаго века и воскресения из мертвых, равны будут Ангелам, по слову Самого Господа. Будем же усердно стремиться к тому не имеющему конца веку, непоколебимому, безмятежному.
Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: «Не произноси имени Господа, Бога твоего всуе» (Исх. 20, 7). «Защитит тя имя Бога Иаковля» (Втор. 5, 11). «Изведи темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» (Пс. 19, 2). Как Господь есть препростое Существо, препростый Дух, то Он в одном слове, в одной мысли, весь всецело и в то же время — во всей твари. Потому призови только Имя Господне, ты призовешь Господа — Спасителя верующих — и спасешься. «Всяк иже призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). «Призови Мя — Имя мое — в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15). В имени человека — душа человека. В Призывании имени душа сознает себя в этом имени и откликается на него. Так в Имени Иисуса Христа Душа и Тело Его, соединенные с Божеством. Вот приступают к сердцу страсти, силен поток их, трудно удержаться, но не поддавайся им, но имей надежду на Христа и победишь их. Говори: «Борят мя страсти, Владыко, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя; аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего» (1 Антифон. 4 и 8 гл.).

Грешный иеромонах Даниил, апреля 1951 г.

04.08.2000
924
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru