‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Верный присяге

К истории мученичества Архиепископа Петра (Руднева).


К истории мученичества Архиепископа Петра (Руднева)

"Архиерейство — великая честь, но с ним связаны и великие страдания. Чрез страдания же — к небесной славе!"
                    Святой Патриарх Тихон.

В ушедшем XX веке от безбожной власти пострадало множество архипастырей и пастырей Церкви Российской, которые за исповедание веры Христовой приняли безропотно крест мученичества, страданий и лишений. Таким был и Архиепископ Куйбышевский и Ставропольский Петр (Руднев). 
Николай Руднев (будущий Архиепископ Петр) родился в 1891 году в деревне Кузяево Озерецкой волости Московской губернии в семье потомственного почетного гражданина земского учителя Николая Григорьевича Руднева и дочери священника Риммы Ивановны (в девичестве Крыловой).   
Семья эта, как и большинство русских семей того времени, была большой: у Николая было два брата и пять сестер. Николай Григорьевич очень любил своих детей. Он говорил: «Мой старший сын будет служить Богу, средний — Царю, младший — народу». Пророчества отца сбылись в полной мере — все трое сыновей стяжали мученические венцы: старший, Николай (Архиепископ Петр), осужден и расстрелян за веру в Бога; средний, офицер Царской Армии Евгений, погиб за Царя и Отечество; младший, Борис (служащий завода «Красный кожевник»), жил в городе Сходня Московской области, осужден в 1937 году по 58-й статье к семи годам тюремного заключения. Сгинул в тюрьме. Все пять сестер стали учительницами.      
Коля Руднев был одаренным и прилежным мальчиком. Он хорошо учился, любил музыку, прекрасно играл на скрипке, имел явные способности к языкам. Детство он провел в кругу родных, учителей и священников. На будущую жизнь Николая, на его непреклонное желание служить Господу решающее влияние оказал дед — протоиерей Григорий Иванович Руднев, настоятель церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Неклюдово под Москвой, законоучитель земских и частных училищ. После земской школы Николай окончил Перервинское Духовное училище, а затем поступил в Московскую Духовную семинарию. Впоследствии Николай, учась в Императорской Духовной Академии, с третьего курса начал служить в церкви рясофорным послушником. Первую свою фотографию в иноческом облачении он дарит деду, указавшему ему тернистый путь пастырского служения. На обороте фотографии надпись: «На добрую память дорогому дедушке о любящем и признательном внуке Николае-чернеце. 1914 год декабря 27 дня». А через полгода, 9 мая (по старому стилю), в день перенесения честных мощей Святителя Николая Чудотворца, который был его Небесным Покровителем, Николай Руднев подал Преосвященному Феодору (Поздеевскому), Епископу Волоколамскому, викарию Московской Митрополии и Ректору Императорской Духовной Академии прошение: «Имею непреклонное намерение посвятить себя иноческой жизни. В целях приготовления к ней, пройдя путь рясофорного послушничества (в течение года и четырех месяцев с 4 января 1914 года), я по переходе на последний курс Академии осмелюсь почтеннейше просить Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Архипастырем Московским Владыкой Митрополитом Макарием об удостоении меня пострижения в мантию». После всех согласований было получено благословение от Митрополита Макария, и 30 июня (ст. ст.) 1915 года во время Всенощной в канун праздника Собора Святых Апостолов в храме Зосимовой пустыни Николай Руднев был пострижен в монашество с именем Петра. Приводим текст присяги, которую он дал при этом и которой остался верен всю свою жизнь.
П Р И С Я Г А
Я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству, призываемый ныне к служению иеродиаконскому, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Евангелием в том, что желаю и, при Помощи Божией, всемерно потщусь проходить служение сие согласно со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями Начальства; Богослужение совершать и Таинства по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение веры содержать и другим преподать по руководству Святой Православной Церкви и Святых отец; вверяемые попечению души охранять от всех ересей и расколов, и заблудших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную; в духе смиренномудрия и кротости, и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо церкви и спасение ближних; в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвеннаго обещания моего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.
Собственноручная подпись: Монах Петр (Руднев), студент 4 курса Императорской Московской Духовной Академии, 1915 года, июля 4 дня.
По исповеди монаха Петра препятствий о рукоположении его во иеродиакона не имеется, июля 4 дня. Подпись: Духовник Смоленской Зосимовой Пустыни иеромонах Досифей. 

Постригал его в монашество Архимандрит Иларион (Троицкий), в то время исполняющий должность ректора Императорской Московской Академии, будущий Архиепископ Верейский, ближайший помощник Святейшего Патриарха Тихона, также стяжавший в лихолетье исповеднический крест и венец. 5 июля 1915 года Высокопреосвященнейшим Архиепископом Никоном, Членом Священного Синода и Государственного Совета, при служении в церкви Преподобного Сергия, что при братской трапезе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, монах Петр был рукоположен в сан иеродиакона для служения в академической церкви, а 20 июля этого же года рукоположен в сан иеромонаха. Впоследствии Архиепископ Иларион стал духовником, наставником и другом Владыки Петра. Окончил Академию в 1916 году со степенью кандидата богословия отец Петр уже иеромонахом. Все сложные годы борьбы Русской Православной Церкви с обновленческим расколом он — убежденный сторонник Святейшего Патриарха Тихона.        
В 1923 году Архимандрит Петр Руднев становится наместником древнейшего Московского ставропигиального Симонова монастыря. Архимандрит Петр к службе относился очень ревностно. Он строго выполнял свои обязанности и требовал от насельников монастыря послушания и соблюдения церковного устава. Строгий нрав ученого настоятеля и его требовательность породили ему оппозицию в монастырской братии. Для ущемления прав настоятеля монахи-оппозиционеры пригласили в обитель бывшего тогда в Москве епископа-обновленца Назария (Андреева), который и приступил к служению, вопреки воле наместника монастыря. Однажды, когда епископ Назарий собирался совершать всенощное бдение в древнем соборном храме монастыря (позже взорванном богоборцами), в алтарь влетел возмущенный беззаконными деяниями, творившимися за его спиной, Архимандрит Петр и влепил пощечину незадачливому «святителю»-обновленцу (как здесь не вспомнить его Небесного в святом крещении Покровителя Святого Николая Чудотворца, вот так же поступившего с ересиархом Арием!).       
Начатое кляузное и затяжное следственное дело в высших церковных инстанциях было спущено на тормозах благодаря Архиепископу Илариону (Троицкому), а после кончины Святейшего Патриарха Тихона и арестов многих церковных иерархов окончательно забыто.      
Под действием обновленцев монашеские нравы стали падать. «Архиереям»-обновленцам было разрешено жениться. Распустившиеся «иноки» стали лодырничать и бродяжничать. К богослужебной стороне монастырской жизни такие «монахи» относились как к нудной повинности и проявляли крайнюю нерадивость. Они поставили своей целью выжить постылого настоятеля из обители, создавая различные препятствия для его попечительской деятельности об устройстве богослужебной и хозяйственно-бытовой жизни монастыря.       
Архимандрит Петр был знатоком и любителем отечественной церковной истории, занимался созданием исторического исследования о Симоновом монастыре, одном из древнейших в Москве, основанном около 1370 года племянником Преподобного Сергия Радонежского святым игуменом Феодором (впоследствии Епископом Ростовским). В 1380 году там были похоронены герои Куликовской битвы монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Архимандрит Петр умело добывал из различных государственных архивов и церковных хранилищ ценнейший исторический материал. Анализировал и систематизировал его, с головой уйдя в создание своего труда, несомненно, нужного и полезного для современников и потомков. Однако нескончаемые интриги «старцев» создавали досадные помехи Архимандриту Петру в научных исследованиях. К сожалению, этот труд не дошел до нас — видимо, был уничтожен работниками НКВД после ареста Архимандрита Петра.    
10 декабря 1924 года Архимандрит Петр был арестован по статье 73 тогдашнего Уголовного кодекса, содержался он в тюрьме при Московском ОГПУ, но за отсутствием состава преступления был освобожден 15 марта 1925 года. В 1927 году Симонов монастырь был закрыт.         
18 ноября 1928 года Архимандрит Петр был хиротонисан во Епископа Сергиевского, викария Московской епархии; 25 июля 1929 года — назначен Епископом Коломенским; 13 февраля 1933 года — управляющий делами Священного Синода; 17 октября 1933 года — переведен Епископом Самарским и Ставропольским, а 9 июля 1934 года возведен в сан Архиепископа.
Родная племянница Владыки Петра Ольга Васильевна проживает ныне в Москве, ей сейчас 85 лет. Она вспоминает:
«В Самаре Владыка Петр быстро завоевал уважение и любовь прихожан. Мы с моей родной сестрой Валентиной (ныне покойной) по приглашению деди Петра гостили у него в Самаре. Келья Владыки Петра находилась под колокольней храма святой мученицы Варвары (разрушена богоборцами). В его келье мы ощущали благодать. Возможно, потому, что было в ней много старинных икон и книг и днем и ночью горели лампады, было много и других священных предметов, некоторые из них можно было даже потрогать руками. Безбожные власти, видя, каким авторитетом у верующих пользуется Владыка Петр, решили его арестовать.
И 2 марта 1935 года во время Богослужения Владыка Петр был арестован. Ведь недаром власти по прибытии Владыки Петра в Самару вместо паспорта выдали ему временное удостоверение сроком до 4 мая 1935 года. В его квартире по адресу ул. Крестьянская, д. 272 кв. 3 сотрудником НКВД по Средне-Волжскому краю Трошаниным был произведен обыск. Начались безчеловечные допросы. Владыку Петра обвиняли в контрреволюционной деятельности. Во время допросов Архиепископ Петр вел себя мужественно,  виновным себя не признавал.
И все-таки он был осужден. Особое совещание НКВД СССР (так называемая «тройка») 26 апреля 1935 года за участие в контрреволюционной организации приговорило его к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывать срок наказания Владыку отправили на Соловки. И кто же сейчас не знает, что такое это было! Тюрьма особого назначения! Отсюда мало кто возвращался домой... В этом страшном лагере смерти духовенство составляло две трети общего числа заключенных. Здесь ранее отбывал наказание и духовник Владыки Петра Архиепископ Иларион (Троицкий). Владыка Петр в лагере был назначен заведующим читальным залом соловецкой библиотеки.   
Многих архиереев пришлось встретить здесь Владыке Петру. Например, Епископа Аркадия (Остальского) — он был расстрелян 7 декабря 1937 года, причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе в 2000 году. Они с Владыкой Петром в 1935 году на Соловках с грустью говорили о тяжелом положении Церкви, о нравственном падении и проступках епископов и духовенства, что привело к расшатыванию Церкви и обновленческому расколу. Владыка Петр считал, что все беды в России — от оскудения Православной веры в народе».        
На Соловках Архиепископ Петр встретил кровавый 1937 год. Его перевели на тюремный режим. А гонения на Православную церковь достигли своего апогея. В этом году заканчивалась безбожная пятилетка, которая, по замыслу советских безбожных правителей, должна была положить конец Православию. В тюрьмах томились тысячи священнослужителей и верующих, но вера в народе еще сохранялась. Для ее уничтожения был издан расстрельный приказ от 30 июля 1937 года, который назывался «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов». Органам НКВД было приказано с 5 августа 1937 года начать операцию по репрессированию. Что это означало? Приведу выдержки из этого документа.    
1.« Контингент, подлежащий репрессиям:      
...п.6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших... церковников, которые сейчас содержатся в тюрьмах, лагерях и продолжают вести активную антисоветскую подрывную работу...         
2. О мерах наказания репрессируемых и количестве подлежащих репрессиям: 
...п.2. Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессиям:        
1 категория (расстрел)
2 категория (срок 10 лет)
Всего ...Лагеря НКВД — 10 000 человек.
4. Порядок ведения следствия:        
....п.1 Следствие проводится ускоренно и в упрощенном порядке. В процессе следствия должны быть выявлены все преступные связи арестованного.   
....п.2. По окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки. ... 
Народный Комиссар Внутренних дел СССР
Генеральный Комиссар Госбезопасности Н. Ежов»
О существовании расстрельного документа было в то время известно только председателям «троек». Сейчас эти документы рассекречены. И по ним мы можем представить всю страшную картину жизни того времени, когда одни становились предателями, а другие святыми!       
Следователи оперативной части Соловецкой тюрьмы ГУГБ НКВД СССР на основании вышеприведенной разнарядки возбудили уголовное дело против 52 священнослужителей, будто они занимаются контрреволюционной агитацией и террористической деятельностью. Эта группа была отправлена на материк в город Кемь. Особая Тройка УНКДВ Ленинградской области (по всей вероятности, заочно) рассмотрела дело по обвинению группы священнослужителей с Соловков 9 октября 1937 года и приговорила Архиепископа Петра (Руднева) к расстрелу.
Согласно расстрельному акту капитана Госбезопасности УНКВД по Ленинградской области Матвеева, Владыка Петр был расстрелян 3 ноября — в канун праздника Казанской иконы Божией Матери — 1937 года в карельском городе Кемь. Место погребения Владыки Петра неизвестно. (Копия приговора Тройки и акта о расстреле). Вот так «упрощенно и ускоренно» лишили жизни умного, доброго человека, верного Божьего служителя, убили и думали, что спрятали все концы в воду... Но все тайное становится явным, и дело Архиепископа Петра, как и тысячи других «дел» замученных, лишенных жизни священнослужителей Русской Православной Церкви, вопиют к Богу... Об отмщении ли? Думаем, нет... Они молят Господа о прощении нашей несчастной Родины, чтобы не вменил Господь предательства отступившихся от Него нам, несчастным их потомкам...    
...А жизнь продолжается, и доброе семя дает добрые всходы, в данном случае уже в третьем поколении. Живет в Великих Луках Псковской области священник Александр Яковлев, внучатый племянник Архиепископа Петра (Руднева), и служит Господу с такой же любовию и преданностью, как его умученный советской властью дед, как его прапрадед протоиерей Григорий Руднев. Александр Яковлев в 1955 году получил хорошее техническое образование, стал инженером электросвязи, обзавелся доброй семьею, и жена была замечательная, и двое прекрасных детей… Но по Воле Божией его судьба резко изменилась. Жена его, Любовь Валентиновна, умерла в 2001 году от рака... Надо было заново искать смысл в жизни. И через сорок дней после смерти любимой он пришел в церковь... Его наставником стал Архимандрит Сергий (Стуров), настоятель Великолукского собора Вознесения Христова (сейчас Архимандрит Сергий служит в Петербурге, восстанавливает храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала).
Из письма отца Александра. «...Вечера у меня были свободные, и я предложил свои услуги в храме как-то чем-то помогать. А батюшка меня благословил оставить мирскую работу, служить в храме пономарем и готовиться к принятию священнического сана. Так, по Воле Божией, которую открыл мне отец Сергий (многая и благая лета батюшке!) и, конечно, по молитвам моих предков духовного состояния, и прежде всего по молитвам Архиепископа Петра (Руднева), и стал я служителем Алтаря Божия. Одно из любимых моих занятий во внеслужебное время — посещение онкодиспансера, беседы с больными, оказание им посильной духовной помощи. Ведь эта болезнь спасительна! Не зря святые отцы говорят: «Лекарство от нее простое, оно находится под руками врачей. Но Господь его не открывает, так как от этой болезни многими душами наполняется рай».
Вот так устраивает Господь жизненные пути своих избранных чад. Просто и мудро. А дорога к Нему, ко Спасению — безконечна...       
И ничего нет в нашей жизни случайного. Автор этого очерка уже много лет собирает материалы о жизни Святого Преподобноисповедника Гавриила Мелекесского и именно благодаря этому познакомилась с семьей потомственных верных Божиих служителей Рудневых. В 1929 году тогда еще Епископ Петр (Руднев) в Богоявленском монастыре города Москвы постригал в монашество смиренного иерея московского храма Николы в Пыжах Иоанна Игошкина. И нарек ему имя Гавриил, что значит «крепость Божия»... Понимал Владыка Петр, какая участь ждет их в стране, отрекающейся от Господа, и всеми от него зависящими средствами хотел укрепить священство на исповедничество.
...Много есть пророчеств о судьбе России. Знает о них внучатый племянник Владыки Петра иерей Александр, но, наверное, как и все мы, надеется, что помилует Всемилостивый Господь, по молитвам Новомучеников и Исповедников Российских, нашу страну, наших детей от новой вспышки первобытного варварства... Если мы это заслужим!
Материалы предоставлены священником Вознесенского собора г. Великие Луки Псковской епархии иереем Александром Яковлевым.

На снимках: Архиепископ Петр (Руднев); во время прохождения иноческого служения; фотография сделана в тюрьме, перед расстрелом

Подготовила Людмила Куликова
г. Симбирск (Ульяновск)
30.06.2006
1510
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru