‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Волжская" Богородица /окончание/

"Я увидел в небе над Астраханью стаю белых лебедей. Они летели с Волги в сторону города…"


начало здесь

Черноярский чудотворец


В царствование Алексея Михайловича жил в Москве дворянин Яков Ушаков с женою Екатериной. 2 мая 1647 г. родился у них сын Борис. В 1651 г. Яков Ушаков был послан в Черный Яр на воеводство со всем семейством. В 1654 г. на лице отрока Бориса появилась язва, которую в народе называли "почечуйной". Язва эта произвела сильную опухоль на губах мальчика. И вот в дом к воеводе пришел некий инок, чтобы подать благословение его дому. Борис увидел монаха, обрадовался и возжелал принять иноческий чин. Стал он упрашивать родителей приготовить для него одеяние, подобное тому, какое увидел он на пришедшем в дом монахе. Болезнь в это время усилилась до крайности. Отрок Борис говорил скорбевшим своим родителям: "Если пострижете меня в монашество, то я исцелею от этой болезни". Родители не сразу, но согласились исполнить желание сына и приказали приготовить для него монашескую одежду. Семилетний Борис был в церкви пострижен в схиму с именем Боголеп. Уже на другой день схимонах Боголеп совсем избавился от своей болезни, от язвы не осталось даже следов. Но радость родителей была недолгой — на третий день после восприятия схимы Боголеп впал в лихорадку, от которой и скончался 10 августа 1654 г. Погребли его близ церкви Воскресения Христова в Черном Яру. Вскоре в селе стали совершаться чудеса, исходящие от могилы преподобного отрока Боголепа. Много раз черноярцы избавлялись от нападения иноплеменников по молитвенному предстательству Боголепа. У его могилы стали исцеляться недужные люди. Вскоре в благодарность от жителей на его могиле была построена часовня. Она простояла до 1722 г. и была снесена по приказу Петра I. Чем был вызван такой строгий царский указ, никому неизвестно. Ведь во время пребывания в Черном Яру во время Персидского похода Император лично побывал возле часовни отрока и послушал о жизни и чудесах Боголепа. И повелел "ему — угоднику Божию Боголепу творить помин за упокой и служить по нем панихиды невозбранно". Но вскоре после его отъезда от Царя поступил совсем иной приказ… Часовню снесли, а следом за ней и ветхую церковь. На этом месте построили новый каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами. Храм был обширный, и левый придел его находился над могилой Боголепа. В полу этого места, где пребывали честные останки Боголепа, было сделано отверстие, отгороженное железной решеткой. В 1830 г. храм Вознесения Христова с правым приделом был перенесен в другое место. А левый придел оставался там же до 1847 года. Из-за того, что Волга сильно подмывала берега в весеннее время, появилась угроза, что останки отрока Боголепа смоет разлившаяся река. По ходатайству Преосвященного Евгения в марте 1849 г. был издан Указ Синода, в котором говорилось "об укреплении места, где находится могила отрока". Но решение это опоздало — часть берега, где находилась могила схимонаха Боголепа, обрушилась от напора воды в Волгу. Это произошло летом 1849 года. А вскоре волжские рыбаки во время шторма пребывали в страхе и панике, и вдруг увидели на корме неизвестного мальчика, который в одиночку устанавливал парус и спасал корабль из бурных волн. Рыбаки, увидев смелого мальчика, устыдились своего малодушия и взялись за работу. Так они были спасены. А когда буря утихла, мальчик исчез. Так у Волги появился заступник и покровитель!
Память преподобного отрока схимонаха Боголепа 6 августа (24 июля).

Тропарь, глас 4
От юности освящен бысть Богови / Преподобный отче Боголепе / Мира сего красоту оставль / желая древнее, отечество наследовати / Сохрани град сей и люди с верою притекающи ко гробу твоему цельбоносному / просящи у тебя помощи и заступление / да вси вопием ти: радуйся Преподобне отче Боголепе.

Кондак гл. 8
Изволи от юности Господеви работати отче Боголепе / Крест Христов на рамо взем и понесе моляся Пресвятей Троице / С верою просящим получите в скорбях исцеление / в напастех освобождение / и всей Рустей земли даруй похвалу и утверждение.

Лебединые клики
Когда мы сошли с теплохода и вместе с "Волжской" иконой Божией Матери двинулись вдоль астраханской набережной, я увидел в небе над городом стаю белых лебедей. Они летели с Волги в сторону города, такие красивые, почти нереальные, с длинными вытянутыми вперед шеями. "У вас что, всегда так?" — удивленно спросил я Людмилу Зырянову. Нет, оказалось, что это вовсе не какая-то особая астраханская достопримечательность, а… почти чудо. Людмила, коренная астраханка, всего два или три раза в жизни видела над городом лебединую стаю. Это птицы встречали икону…
На остановке маршрутных такси мы распрощались и со святыней, и с ее хозяйкой. Без искушения, конечно, не обошлось: когда Людмила объясняла нам, как дойти до Астраханского кремля, на мгновение забылась и споткнулась о трамвайные рельсы. Упала навзничь, сильно разбив губу. Мы догадались, что это ей месть темных сил за икону и еще одно подтверждение известного аскетического правила: "Отдай кровь — возьмешь дух". Она не охала, не жаловалась, только, закрыв кровоточащий рот платком, измученно улыбнулась и залезла с иконой в маршрутку. "Хорошо, что икона была у тебя в руках, — сказала мне на прощанье, — а то когда я упала, то могла бы ее повредить…"
Достойную хранительницу подыскала себе святыня!
Людмила пообещала прийти к отправлению теплохода и проститься с многочисленными друзьями, приобретенными ею за дни паломничества на "Валерии Чкалове".
Впереди нас ждал Астраханский кремль.

Радуга над Астраханью

Нас с женой по святыням Астраханского кремля водили замечательные "экскурсоводы" — клирики Успенского собора г. Астрахани священник Димитрий Романов и диакон Виталий Денисов. За несколько часов, проведенных нами в Кремле, они успели вселить в наши сердца любовь к этому городу с такой удивительной, такой колоритной судьбой. Побывали мы и на высоченной колокольне, откуда как на ладони виден весь этот замечательный город, спустились и в подвал собора, где хранятся в раскопанных гробах останки двух грузинских царей — Вахтанга и Теймураза — а также тела (большинство — нетленные!) непрославленных, но несомненно святых астраханских архиереев.
Мощи Священномученика Митрополита Астраханского Иосифа хранятся в раке в нижнем храме собора. Этот Святитель до смерти пострадал от рук разинской банды в XVII веке и стал предтечей Российского мученичества за Христа в веке ХХ. Мятежники-палачи жгли его углями, пытали, а потом сбросили вниз с раската… Спустя триста лет большевики "запустят" подобные злодеяния уже на поток: кровь будет литься рекой по всей России… Не случайно Митрополит Иосиф был прославлен как святой в роковом 1919 году, во укрепление будущим русским мученикам…
В советские годы в народе усиленно взращивалась любовь почему-то именно к Стеньке Разину. Большевики-"экспроприаторы", видимо, чувствовали в нем (полутурке — "тума" — как звали его каспийские татары) родственную душу. Сочинялись о лихом атамане песни, которые выдавались потом за "народные". Снимались фильмы, писались слащавые книги. Всячески воспевался бандит и безбожник, который не убоялся даже церковной анафемы. Помню, как уже во время "перестройки" редактор одной популярной самарской газеты носился с идеей поставить Стеньке Разину памятник в Самаре. К счастью, это начинание не осуществилось. А то бы стоял у волжского берега зловещий каменный истукан в напоминание о "криминальном авторитете" всея Поволжья… В Астрахани у церковных людей к забубенному атаману отношение трезвое. Ведь правда была на стороне умученного Митрополита, а не на стороне средневековых "братков"…

Особым является отношение астраханских краеведов и к другому не менее известному историческому персонажу: первому русскому "глобалисту"-реформатору Императору Петру I. Его реформы вызвали в городе ожесточенные стрелецкие бунты, а русский бунт, как известно, не только безсмысленен, но и безпощаден… Когда в Астрахани стали ловить купцов и отрезать у них бороды, когда стрельцам не платили жалование, а военным из немецкой слободы то и дело повышали оклады, когда у астраханских монахов отобрали пойменные луга и речку, по городу прошел слух, что "глобалист" на троне уже подписал указ семь лет отдавать русских девушек только за иностранцев… Что тогда началось, несложно догадаться. За неделю сыграли сразу сто свадеб: отдавали своих дочерей за кого придется — лишь бы за Православного, чтобы не попали девушки в руки нехристей-иноверцев… А как отшумели свадьбы, дело дошло до ножей. Вырезали не только немцев из слободы, но и, "на всякий случай", уж вовсе ни в чем неповинных подвернувшихся шведов. Потом пришел царский полк и казнил астраханских стрельцов. Плахи стояли прямо на улицах города. Такая вот "антиглобализационная истерия" — на старый лад. Чему она может научить нас, сегодняшних? Я вовсе не противник петровских реформ. Но никакие реформы, пусть даже они хоть сто раз необходимы, не имеют права покушаться на частную жизнь людей (будь то бороды, кафтаны или как вот сейчас имена, которые фактически отнимаются пресловутым ИНН) — иначе в этих реформах не будет проку…
Спускаемся вниз, в подвал, и сердце замирает от предчувствия чего-то особенного. Гробы, гробы… На них таблички с указанием имен Архиереев и дат их упокоения. Краткий рассказ иерея Димитрия о каждом из них. Он в этом подземелье как у себя дома. Все знает, про всех: словно они наши современники — почетные астраханцы… Пройдя через весь подвал, отец Димитрий достал из одного гроба (словно хороший хозяин — какую-то нужную в домашнем обиходе вещь) прекрасно сохранившуюся, совершенно нетленную руку неизвестного архиерея. Приложился сам, приложились и мы. Даже дал подержать. Рука — десная, благословляющая…
— Сейчас уже невозможно установить, чья именно эта рука, — говорит священник. — Но это не рука Священномученика Иосифа (его мощи сохранились и наверху, в раке, покоятся обе его руки). Большевики разорили все гробы, искали драгоценности и, конечно же, не нашли. Архипастырей хоронили скромно. Тогда безбожники покидали все тела в кучу и потеряли к мощам интерес. К счастью, ныне здравствующий астраханский таксидермист Владимир Ильич Головачев пронумеровал все черепа похороненных здесь архиереев и по этим отметкам позднее удалось восстановить останки астраханских владык. Но эта рука оказалась… ничьей! Ее нашли в куче разворошенных тел и положили в бывший гроб Митрополита Иосифа. Ясно только, что это десная рука святого человека — архипастыря. Здесь нетление абсолютное. А ведь прошли века…
Один Бог знает, чью благословляющую руку держит сейчас молодой священник. Может быть, это рука Архиепископа Герасима Астраханского, умершего в 1880 году. Его имя включено в собор сибирских святых. Архипастырь этот юродствовал, был прозорлив. Или, может, это десница последнего астраханского Митрополита Сампсона, который ссорился с самим Петром I из-за сохранности денег, выделенных на строительство Успенского собора, и сумел его убедить в своей правоте… А может, это часть нетленных мощей Владыки Мефодия (умершего в 1776 году), который предсказал, что Пугачев не дойдет до Астрахани и даже не вступит в Черный Яр (опять это название встречается нам на пути!)… Владыка Мефодий утонул в горячем источнике в Кизляре. Подгнившие мостки обрушились, и он упал в кипящую воду. Мученическая смерть, нетленные мощи. Говорят, он не ладил с местным губернатором, и "несчастный случай" могли подстроить недоброжелатели… Ему Государыня отдала право суда над астраханцами — пособниками Пугачева. А он воспользовался этим правом, взял да и… всех простил! Святой жизни был Владыка.
Возможно, это мощи самого первого астраханского Архиерея Феодосия, который не испугался воцарившихся "на Москве" поляков и стал единственным, кто в глаза обличил Лжедмитрия как татя… Засланный латинами "царь" не только не казнил смелого Владыку, напротив, боялся его, старался задобрить подарками. Но в этом, конечно, не преуспел.
Не знаю, чьи именно это мощи. Но важно, что это могли быть мощи чуть ли не КАЖДОГО, кто упокоился в этих святых стенах. Вот он, ответ на вопрос, чья вера истинная! Покажите подобное — католики, протестанты… Три года назад в Риме я ненадолго отбился от экскурсии, рассматривающей какой-то жуткий языческий фонтан с русалками и нептунами, и зашел в сравнительно небольшой, как мне показалось, обычный храм, каких много в Риме — что-то меня туда потянуло. Но оказалось, что именно в нем хранятся в заспиртованных колбах внутренности умерших Римских пап… Тела их бальзамируют и хранят, кажется, в Ватикане, а кишки передают сюда, в этот храм в центре Рима. Может быть, я что-то и спутал в самой "технологии" ритуала, но смысл его я передал верно. Какой контраст с Астраханским кремлем! Там — "на спирту", в колбах, а тут, в обычных дубовых гробах — подлинное нетление…
… Возле теплохода меня ждала группа астраханцев — читателей "Благовеста". Кто-то узнал меня в храме по фотографии в газете, рассказал другим. Здесь нашу газету знают и любят. Супруги Анатолий и Галина Попковы рассказывают о своем противостоянии "идентификации", спрашивают совета, сами дают рекомендации. Как выжить в новой, меняющейся России — и не потерять себя, своей души, своего имени? Эти вопросы сейчас волнуют многих и многих — будь то астраханцы, саратовцы или самарцы. Даю лишь один совет: довериться Богу. И не отчаиваться. Прощаюсь с новыми знакомыми, словно с соседями: живем-то ведь и правда мы на одной улице — на главной улице России. На Волге…
Вот уже и отчаливает от астраханского берега наш теплоход. Людмила Зырянова машет нам рукой, улыбается разбитыми о мостовую губами. Радуется, хотя еще и не видит, что над ней, над собором, над городом раскинулась нимбом роскошная радуга! А мы с теплохода видим, словно на картине, всеми цветами переливающуюся радугу — как знак завета с Богом, знак милости, прощения, надежды… Ведь в Астрахани остается великая волжская святыня. Значит, чудо состоялось, значит, икона ПРИНЯТА… И к этой небесной радуге таинственно причастны все мы — свидетели и участники волжского чуда…

PS: Когда писалась эта статья, всю страну потрясло известие о взрыве бомбы на вещевом рынке г. Астрахани. Несколько человек погибли, десятки ранены… Не нам толковать смысл происходящих событий. Но может быть, темные силы потому с такой жестокостью обрушили свой страшный удар на этот старинный волжский город, что именно здесь просияет новая чудотворная "Волжская" икона Божией Матери. Но радуга в небе над Астраханью все же свидетельствовала нам о том, что Бог не оставит Своей милостью ни этот город, ни Волгу, ни Россию…

г. Самара — г. Астрахань

Антон Жоголев
31.08.2001
1182
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru