‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Волжская" Богородица

Вошел в каюту — и в первый миг никого не увидел перед собой, кроме Лика Пречистой Девы, обращенного ко мне с большого иконописного образа, размещенного в центре каюты.


Рыбацкая святыня
Билет на теплоход до Астрахани мы с женой брали в день отправления — 6 августа. И, конечно, тогда еще мы не знали, что это совсем особенный день. В Святцах о преподобном отроке Боголепе не сказано ни слова. И тем не менее — это был день его памяти — и он, покровитель Волги, напомнил нам о себе! Прославленный еще в незапамятные времена "тишайшего" царя Алексея Михайловича, преподобный отрок Боголеп (в миру — Борис Ушаков) поминался в молитвах верующими волгарями от Астрахани до Твери — и часто приходил на помощь рыбакам, терпящим бедствия. Потом его почитание прекратилось. Об отроке Боголепе забыли. А начало забвению положил другой царь, Петр I, повелевший после посещения села Черный Яр у Астрахани зачем-то даже срыть часовню, установленную над его могилой. Чем не угодил ему сей дивный отрок — осталось неизвестным, но не в этом ли его роковом решении кроется одна из причин трагической неудачи Азовского похода?
И вот, видимо, пришло время всем нам, волгарям, вспомнить о покровителе нашей реки — преподобном отроке Боголепе.
Но обо всем по порядку.
Как только мы сели на теплоход "Валерий Чкалов", как только разложили вещи в маленькой уютной каюте, так сразу и начались неожиданности. Я позвонил в редакцию "Благовеста", чтобы сообщить о том, что оставшуюся часть отпуска проведу "на воде". Но мне в ответ сказали, что только что позвонили в редакцию с борта этого же теплохода и сообщили, что на нем везут в Астрахань необычную икону…
Из отпускника я сразу же превратился в паломника и журналиста и поспешил в 108-ю каюту, где, как мне сказали, находится Она — великая волжская святыня. Еще не скрылись в волжской дали очертания родной Самары, а я уже с волнением стучал в эту дверь: что-то меня ждет за ней, каким взглядом одарит Пречистая?.. Вошел в каюту — и никого не увидел в первый миг перед собой, кроме Лика Пречистой Девы, обращенного ко мне с большого (в половину человеческого роста) иконописного образа, размещенного в центре каюты. "Чудотворная!" — сразу пронеслось в голове — и произнеслось устами. Эти иконы— чудотворные — узнаются как-то сразу, по особому, обращенному лично к тебе взгляду; по молитвенной притягательности образа, изображенного на иконе; по чему-то неизъяснимому, о чем трудно и не нужно говорить. "Все иконы чудотворные!" — скажет скептик и… окажется прав. Да, все. Но не все иконы одинаково чудотворные. И это тоже факт! А те, кто настаивают на обратном, скорее всего совсем не верят в святость никаких икон!
Я пригляделся. На иконе изображена во весь рост Царица Небесная, держащая на руках Богомладенца Христа. Рядом с ней, на волжском берегу, стоит мальчик-монах, отрок Боголеп. Все это — на светло-зеленом фоне волжской воды. Красавица-Волга — еще один "персонаж" этой чудной иконы.
Меня, признаюсь, на мгновение поразило, что такая дивная икона едет на самой нижней палубе теплохода, но потом мне открылось, что это тоже не случайно. Икона находится возле воды — и тем самым как бы освящает реку. А ведь и Господь Иисус Христос родился не в царских палатах, а в вифлеемской пещере, где грелись пастухи…
Рассказывает Людмила Зырянова, хранительница волжской святыни, псаломщица храма святого равноапостольного князя Владимира г. Астрахани:
— Эта икона писалась в Оптиной пустыни женщиной-иконописцем. Родом она из Самары, с Волги. Ее, конечно, захватил этот волжский сюжет. Икона создавалась по благословению известного духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни игумена Антония (Гаврилова). Он тоже волгарь, родом из Самарской области. Все мы любим Волгу, желаем ей блага, и с этой целью создавали икону. На нее будут молиться волжские рыбаки, все те, кто живет нашей общей кормилицей — Волгой.
Спутница и помощница Людмилы Зыряновой, сестра игумена Антония — Надежда Гаврилова — находившаяся здесь же, в каюте, позднее поведала мне то, о чем по скромности умолчала хранительница иконы. Оказалось, что Людмиле Зыряновой, потомственной астраханке, еще в середине 80-х годов в сонном видении предстала эта икона: на волжском берегу в районе Астрахани (недалеко от моста через реку) она увидела Божию Матерь с Младенцем Христом на руках, а возле нее стоял неизвестный отрок в монашеском облачении. Кто он, Людмила не знала. Потом это видение повторилось. Она запомнила его на всю жизнь — до мельчайших деталей. До речного кустарника возле стоп Пречистой Девы, до пряди Ее волос, спадавшей на одежду. И только по-прежнему оставалось тайной, что за мальчик-монах стоял рядом с ней…
Прошли годы. Людмила, как и многие из нас, за это время нашла дорогу к православному храму. Стала служить псаломщицей в возрождающейся Князе-Владимирской церкви Астрахани, начала петь свои дивные песни о вере, о родине — на собственные музыку и слова.
Появился у нее и духовный наставник — игумен Антоний из Оптиной пустыни. Но в сердце все равно жило чувство, что она не сделала чего-то главного, что ждет от нее Богородица… И нужен был лишь толчок, чтобы недюжинная энергия этой женщины была направлена в это русло.

…Однажды в астраханском храме Людмила Зырянова увидела старинную икону с изображением Астраханских святых — на ней рядом со священномучеником Митрополитом Астраханским Иосифом (умученным от рук разинской шайки), возле волжского берега стоял он — отрок-монах Боголеп… "Тот самый!" — поняла сразу Людмила. Побежала звонить в Оптину своему духовнику. Рассказала ему все — и о виденнии, и об иконе, и об отроке Боголепе. "Да, это был он, Боголеп", — подтвердил отец Антоний. Но благословения на то, чтобы писать на этот сюжет икону, сразу Людмиле не дал. Дело важное — надо сперва помолиться, подумать. Сразу такие дела не решаются. Прошел год. О том, угодна ли Богу задуманная "Волжская" икона, молились и в Оптиной пустыни, и в Астрахани. Наконец, Людмила услышала от своего духовника долгожданные слова: "Есть на это благословение Божие!" Теперь в первую очередь нужно было получить благословение на написание иконы Преосвященного епископа Астраханского и Енотаевского Ионы. В прошении на его имя, подписанном несколькими жителями Астрахани, — в основном рыбаками — были такие слова: "Мы, рыбаки г. Астрахани и всея Волжского края, сердечно просим Вашего благословения и содействия в оказании нам молитвенной помощи для создания иконы Владычицы и Заступницы — Пресвятой Богородицы с названием "Взыскание Погибших — Волжская". Владыка Иона свое благословение дал. И сразу закипела работа.
Вскоре нашелся благотворитель, выделивший деньги на написание этой иконы. ("Долго его не пришлось уговаривать, — вспоминает Людмила, — как только услышал он про икону, сразу согласился помочь…").
А в Оптиной пустыни, в иконописной мастерской сразу же нашлась и подходящая доска для иконы! Людмила в подробностях рассказала иконописцу Ирине о бывшем ей видении, и та, молитвенно ощутив духовную значимость этого дела, постаралась максимально приблизить создаваемый образ к тому, что было открыто астраханской псаломщице.
…Икона эта сразу пленяет сердце: рядом с ней хочется быть, на нее хочется молиться. Мы с женой каждый вечер (до Астрахани теплоход плывет три дня) приходили в гостеприимную каюту № 108, чтобы побыть хоть малое время возле дивного образа. А однажды икона была поднята на главную палубу "Валерия Чкалова" — и возле святыни смогли помолиться как речники — работники теплохода, так и его многочисленные пассажиры. Отдыхающие с пониманием и воодушевлением отнеслись к тому, что с ними плывет такая замечательная икона.

Крестный ход по Волге

Людмила Зырянова и Надежда Гаврилова рассказали нам много удивительного о своем путешествии по России. Деньги у них кончились еще в Оптиной пустыни, ведь они жили там почти месяц, пока писалась икона. На обратную дорогу не осталось ни копеечки. Как быть? Игумен Антоний обещал молиться и успокоил их, сказав, что Богородица обязательно попечется о своей иконе, и стало быть, о них тоже. Наконец, 21 июля икона была полностью готова и освящена игуменом Антонием (Гавриловым). Пришло время собираться в обратный путь. Решили везти "Волжскую" икону до Астрахани по Волге, чтобы сам путь этой святыни к месту своей "приписки" пролегал по "главной улице России". Не поездом же везти волжскую святыню? До Москвы с Божьей помощью добрались благополучно. Даже были приняты вместе с иконой в Серпуховском монастыре — помолились возле чудотворной иконы "Неупиваемая чаша". На речном вокзале столицы узнали, что ближайший теплоход — "Валерий Чкалов" — до Астрахани отправляется 1 августа. Пришли с иконой к капитану теплохода — Владимиру Николаевичу Куракину, рассказали про свою миссию, попросились на борт. Уговаривать его не пришлось. Без лишних слов определил он их в 108-ю каюту, назначил сопровождающим икону обеим женщинам питание (тоже безплатно). Божий он человек! Настоящий волгарь…
Так начался крестный ход по Волге, в котором все мы, пассажиры и экипаж теплохода "Валерий Чкалов", оказались вольными или невольными участниками. Слава Богу за все! Более чудного отпуска и придумать нельзя.
Я уверен, что эту чудотворную икону (я не побоюсь этого слова, так как возле нее уже начались чудеса: одно из них то, что я, неожиданно для себя, оказался участником этого необычного крестного хода и пишу эти строки, а о других чудесах сообщу ниже) ждет большая известность. Будут списки с нее во всех крупных волжских городах. Икона станет поистине великой волжской святыней. Она еще не раз проплывет всю Волгу — от верховий до устья — а на берегах ее будут встречать с хоругвями богомольцы. Будут ей служить молебны. Думаю, будут и исцеления, и чудесная помощь рыбакам в их нелегком труде… Будут… А пока — тихо, без помпы, совершается наш самый первый крестный ход с "Волжской" иконой Божией Матери. И в нем участвуют лишь те, кого избрала Сама Пречистая Дева. Думаю, не случайно икона выбрала именно этот, а не какой-то другой теплоход, — носящий имя легендарного летчика. Много больших и маленьких кораблей и сейчас бороздят волжскую воду. Много. Но не плыть же святыне на теплоходе, носящем имя одного из организаторов цареубийства — "Яков Свердлов". Не могла икона эта оказаться и на борту теплохода "Октябрьская революция" (да-да, есть до сих пор и такой!). С трудом представляю себе святыню на теплоходах с названием "Добролюбов" и "Некрасов" — этими демократическими "предтечами" большевизма. Наверное, могла бы икона плыть на теплоходе, носящем славное имя тверского купца-мореплавателя "Афанасий Никитин", но… не поплыла! Думаю, это тоже не случайно. Если купец-мореход отправлялся "за три моря" за экзотическим товаром, что можно только приветствовать, и служит доказательством русской предпринимательской сметки, то нынешние "духовные путешественники в страну востока" ищут в Индии не выгодный товар, а отправляются туда за сомнительной мудростью, граничащей с безумием. С ними нашей иконе — не по пути…
Не случайно, конечно, водное шествие началось в столице именно 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, а закончилось в Астрахани 9 августа, в день святого великомученика и исцелителя Пантелеимона. Как не случайно и то, что именно 6 августа, в день памяти преподобного отрока Боголепа моему взору предстала эта дивная икона Царицы Небесной с запечатленном на ней мальчиком — хранителем Волги.
— Наша Волга сейчас "болеет", — говорит потомственная астраханка Людмила Зырянова, мать двух сыновей-речников. — В Астрахани стало меньше рыбы… Много рыбы плавает "вверх брюхом". И вот группа верующих рыбаков взялась за создание этой иконы. Этот образ Пресвятой Богородицы поможет "выздоровлению" нашей Волги-матушки. Очень надеюсь, что создание этой иконы послужит делу духовного возрождения народов, проживающих на волжских берегах, и Волга станет — как прежде! — изобильной и щедрой кормилицей.
Рождение каждой иконы — чудо Божественной любви. И эта икона чудом пришла к нам. И все мы, уже прикоснувшиеся к нему, и те, кто еще прикоснется к этому чуду, должны постараться хоть немного быть достойными этих дивных чудес! Как оказались достойными игумен Антоний, Людмила Зырянова, иконописец Ирина, Надежда Гаврилова, капитан Владимир Куракин…
Уже здесь, на теплоходе, Людмила Зырянова сложила молитву перед этой иконой. Сама она не считает ее законченной и, предлагая ее вниманию читателей, пояснила, что молитва эта еще находится в процессе рождения: какие-то слова из молитвенного обращения уйдут, какие-то, напротив, еще впишутся. И тем не менее, эта — самая первая молитва перед вновь созданной иконой — уже произносится перед святым образом…
Молитва ко Пресвятой Богородице и ко Святому Отроку Боголепу — икона Царице Небесной "Волжская"
О, Пречистая Дева Богородице, Владычице, и ты, Святый Отроче Боголепе! Воззрите на скорбь народов, живущих на берегах волжских. Просветите тьму погибельную, нависшую над кормилицей нашей — рекою Волгою. Да возвеселится душа скорбящая о возрождении первозданной красоты и богатства вод живительных, которыми украсил Господь землю обетованную.
Пресвятая Богородице, Святый Отроче Боголепе! Слезно просим Вас, умолите Господа Бога ниспослать милость Свою на людей, живущих на берегах волжских. Услышьте молитву нашу за всех погибающих в греховной пучине. Да оставят люди все греховное и прилепятся ко Господу Любовию и да будут жить в мире, творя волю Божию во славу Творца своего. И принесут покаяние, которому радуется Господь.
Пресвятая Мати, Пречистая Богородице, светом Милостивого Сына Твоего, Иисуса Христа, богатством милости Твоей, спаси все реки, земли и все народы Твои. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
(Иконе этой молятся волжские рыбаки; просят исцеления и от кожных заболеваний, так как преподобный отрок Боголеп был исцелен от проказы).

"Река особого назначения"
Вечером 8 августа мы с женой вышли на палубу теплохода полюбоваться волжским пейзажем. Наутро нас уже ждала азиатски-пестрая Астрахань, а пока за бортом, у правого берега, тянулся обычный ландшафт — песок, косы, обрывы… И вот впереди показалось довольно большое село, из которого выглядывал, как маяк, церковный купол. Внутреннее чувство подсказывало, что это село необычное, и мы пошли на корму, чтобы лучше разглядеть это безымянное живописное селение. Вдруг к нам подбежала Людмила Зырянова и, суетясь, сообщила, что спешит к капитану. Хочет спросить его, когда мы будем проплывать Черный Яр. И, если получится, уговорит его сообщить всем через радиорубку, что в этом селе и жил Покровитель Волги — отрок-монах Боголеп… Она ушла, а мы продолжали любоваться синеющей к вечеру волжской далью. Ничего в жизни не встречал я красивее Волги! Эта река впадает словно не в Каспий, а в рай. И начинается тоже как бы не на земле, а на Небе. Наверное, реки, — это какие-то неведомые духовные магистрали, проложенные скорее для небожителей, чем для нас. Реки — каналы, питающие землю благодатной энергией Неба. Не случайно в раю, говорят, тоже течет река… Что-то есть фантастически-неземное, безстрастное, тихое в этом величественном волжском течении, в этом широком волжском размахе, в этом могучем спокойствии дивной реки, что кажется, будто Волга — душа России, и никому не понять наш народ, нашу историю и судьбу, пока не вглядится в неспешные волжские воды. Россия — большая. Но Волга — как становой хребет ее, держащий все тело, собирающий все воедино. Нанизанные на Волжскую нить города — Самара, Саратов, Нижний Новгород, Царицын, Тверь, — все и не перечислить, — духовный оплот, неприступный редут страны. Не случайно, должно быть, фашисты так рвались к Волге, смутно догадываясь, что здесь — ключ ко всей России. И не случайно наши деды под Сталинградом так отчаянно, дерзко, так остервенело бились за то, чтобы не вышел фашист к этой "реке особого назначения". Бились с обеих сторон с упорством, как нам, "перестройщикам", так и им, "пацифистам" — увы! — во многом уже непонятном. Бились не только за Сталинград, бились за Волгу, за души, бились за право народа быть тем, кем создал его Бог! Кто-то, быть может, это все назовет модным словом "геополитика". Я назову это русской судьбой.
…В универмаге Царицынском, в подвале которого наши отчаянные лейтенанты в 43-м пленили фельдмаршала Паулюса — в этом универмаге, отстроенном заново, я купил дочке счетные палочки. Пусть играет, пусть учится счету до будущих наших побед…
…Через десять минут, когда позади остались село и церковь, Людмила Зырянова сказала нам, побывав у капитана, что это село и было то самое — Черный Яр! "Меня словно с берега окликнул кто-то, когда мы проплывали мимо села, — посетовала она. — Я сразу вспомнила о Черном Яре". Да и мы, тоже, видимо, не случайно в тот час, в те минуты оказались на палубе. Это окликнул нас дивный отрок-монах Боголеп!

окончание следует

См. также

Антон Жоголев
17.08.2001
1451
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru