‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

В конце тысячелетия

Дневник редактора Православной газеты «Благовест» Антона Жоголева.

Дневник редактора Православной газеты «Благовест» Антона Жоголева.

Продолжение. Начало см.

1999 год, г. Самара.

27 сентября 1999 года. Сегодня причащался Св. Таин. Когда подходил ко кресту, о. Иоанн Букоткин [духовник Самарской Епархии, митрофорный протоиерей, ветеран Великой Отечественной войны, † 8 мая 2000 г.] обнял меня и сказал: «Мы с тобой без скорбей не будем…»

Ясно - Господь открыл ему, что ждут меня впереди серьезные скорби. Впрочем, это и неудивительно, без скорбей христианину невозможно. [Всё исполнилось! Вскоре произошла ссора - разрыв отношений с близким другом, соратником о. Олегом Китовым. На несколько лет наши пути разошлись тогда. Боль была острая вначале, потом глухая, саднящая. Когда рана, наконец, начала зарастать - мы неожиданно и сердечно с ним примирились. Об этом см. ниже.]

Отец Олег Китов сегодня на празднике Креста сказал, что тот, кто не хочет нести крест - всё равно его понесет, но уже не как спасительное орудие, а как наказание за грехи.


Блаженная схимонахиня Мария и Антон Жоголев. Село Клыково Калужской области. Август 1998 года.

Вчера звонила из Оптиной Пустыни м. Евгения [Мавринская, келейница блаженной схимонахини Марии (Матукасовой, † 14 января 2000 г.)]. Даже услышал я в трубке голос матушки схимонахини Марии Ивановны. Она мне сказала: «Хороший молодой человек». [Это были последние ее слова мне, которые услышал при ее земной жизни от матушки схимонахини Марии Самарской. Через три с половиной месяца она отошла ко Господу в Вышнем Волочке.]

Сегодня одна женщина мне после службы встретилась, она только что из Оптиной, жила у блаженной Марии Ивановны. Так она мне сказала, что матушка схимонахиня Мария часто обо мне говорила, что я храмам словом помогаю.

Да, начался какой-то новый этап и начался он фактически - сегодня. С установки Креста возле будущего храма-центра. Вот и освящен крест перед будущим храмом! Мы застолбили место.

Нам пожертвовали компьютер - что символично.

А еще поставили, уже в корпорации, нам в кабинет компьютер - что тоже символично. [До этого времени мы печатали статьи на пишущей машинке или и вовсе писали чернилами, потом их «набивала» специальная машинистка на компьютере. Сейчас уже такая дремучая древность!.. А ведь было… и ничего, справлялись.]

Все у меня просят денег, а у меня их нет. Даже у Владимира Осипова занял сегодня 500 р. Он снова выпивает, и добром это не кончится. Говорит, что это ему за пещеры бесы мстят, за то, что он сказал по ТВ, что причина гибели ребят - празднование в пещерах тех «первомая», дня торжества темных сил… Может, и так. Но что лукавый его сживает со света - вполне очевидно. Он раньше так не пил. [В начале мая 1999 года от удушья и отравления угарным газом в Сокских лабиринтах невдалеке от Самары (пещеры братьев Греве) погибли 7 человек. Четверо студентов отправились в штольни отмечать 1-е мая. Они зашли в подземную систему при задымлении, что по технике безопасности категорически запрещено. Ночью родители молодых людей подняли тревогу, и утром 2-го мая в Сокские лабиринты на их поиски отправились сотрудники бригады службы спасения. Среди них тоже несколько человек погибли от удушья в пещерном лабиринте.]

Приходил в редакцию Алексей-католик. Он в бреду, бесы его мучат. Развелся с женой-буддисткой, теперь полубезумен, расслаблен. Хочет женится на Т. Б-ской, красавице-католичке. Искренне желаю ему этого. Вообще, он жалкий, но искренний человек.

Зачем к нам ходит? Сам, должно быть, не знает.

Ох уж эти католики!

Е. рассказал. Когда он дежурил в семинарии на вахте, позвонил католический священник Филипп и на ломаном русском попросил передать о. N, что они пойдут на пляж и чтобы тот захватил с собой плавки.

Это больше, чем даже экуменизм.

Ведь о. N всё же монах.

Из семинарской форточки порой задувают неожиданные ветры. [Этот католический ксендз Филипп резко завершил свою карьеру в Самаре. Он был отозван из самарского католического костела Святого Сердца Иисуса после ошеломляющей статьи в каком-то католическом издании, где он экстравагантно предложил переподчинить редкие разрозненные католические приходы по всей российской глубинке местным православным Архиереям. Такой инициативы ни в Ватикане, ни у нас, конечно же, не одобрили. А тот же самый Алексей-католик мне потом в отчаянии говорил про отозванного из нашего города ксендза Филиппа с его странной идеей: «Он нас сдал…»]

1 октября. Вот и исполнилось пять лет с нашей свадьбы. Пять лет - вроде и не много, а в них так много всего вместилось! Всё, что было до женитьбы - нечто несерьезное, вторичное. Только с женитьбой жизнь обрела нужное измерение.

Хотя до сих пор кажется, что то, что было год, полтора года назад - было не со мной, не с тем мной, который я - сейчас, то есть, со мной - прежним, другим, не настоящим. Стало быть, еще расту (духовно), меняюсь, раз не узнаю себя нынешнего - в том себе, вчерашнем.

Смотрел по видео старые видеозаписи (Питер, друзья). Эх, хорошо. Хорошими мы были. Сейчас уже всё не так. Определились наши различия. Мы потихоньку становимся самими собой. Даже некий антагонизм проклюнулся. Фактически прервались отношения с Игорем И., Владимиром Г. Только с Михаилом Сизовым дружба продолжается [и между нами тоже «черная кошка» пробежала потом, все студенческие связи оборвались]. Охота в Питер. Но уж тут как Бог даст.

2 октября. Вся епархия готовится к встрече Святейшего Патриарха Алексия II. А мне даже немного странно, почему Его Святейшество раньше к нам не приехал. Ибо то, что мы делаем в Самаре, значимо для всей России.

Объявилась N. - родственница жены. Она в Cамаре, что для нее спасительнее. Московская эпопея закончилась… психушкой. «Только везите в ту, где Киркоров лежал!» - «Непременно туда. Не сомневайся».

Л. увидела ее на улице случайно, в день своего Ангела. И встреча была конечно же не случайной.

N. тут с августа. Всё, московская житуха привела ее к краху. Она почти невменяема, ее кормят соседи. Пообносилась, была в грязной куртке. Выглядит как бесноватая. И почему «как»?.. Всё это видно невооруженным глазом.

Она попросила у беса помощи, когда поступала в институт. И - поступила! Но только бес стал ее потом мучить. Сводил с ума. Мне недавно Л. проговорилась, что бес стал и как будто «любовником» несчастной одержимой. Что-то в этом роде ей говорила сама N. Вот такие ужасы [будто из «Молота ведьм», суккубы, инкубы, тьфу…].

Я, было, хотел активно включиться, «спасать», отмаливать и т.д. Но потом в самый разгар альтруизма «случайно» сильно ударил дверью свою дочку Анну. Плач, боль… Так понял, что мне нельзя «экзорцизмом» заниматься, ведь есть маленькая дочка. И это могло бы сказаться на ней.

А в отношениях с N. надо соблюдать меры предосторожности и, помогая ей, знать меру. Ибо иначе она испепелит всё и у нас в семье, как испепелила в своей. Тут надо держать ушки на макушке. Вот и было мне сильное вразумление. Она человек одержимый, непредсказуемый, и помочь ей сейчас - не в моих силах. Надо молиться о ней и оставить ситуацию на Божий Промысл. И помнить об ограниченности своих возможностей.


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Умер Дмитрий Сергеевич Лихачев [*]. Бог ему судья. Но всё же было нечто не наше и как бы даже чуждое - если и не в его научных трудах, то во всей его полит. деятельности. Он был далеко не худшим из них, может быть и лучшим, но все же - из них.

И лицо… Что-то гордое, непросветленное, неблагодатное. В нем было мало церковности, а «знание надмевает».

Впрочем, и хорошего сделано им немало. Он человек крещеный.

«Совесть русского народа» - так его называли. Те, кто так говорил, подыскивали «совесть» поудобнее, поближе к своим вкусам.

Впрочем, он был крупной величиной, и в трудах своих был «за наших» (читал одну его книгу только, еще в СПб, интересная книга «Поэтика древнерусской литературы»).

[Только из покаянных соображений не удаляю эту постыдную запись. Вот ведь какой сидел в моем глазу осколок «зеркала тролля», см. «Снежную королеву». С каким уродливым искажением смотрел тогда на славных и, что там говорить, великих людей! Лицо, видишь ли, непросветленное… Да мне бы на свою физиономию взглянуть… Сразу бы просветлело всё вокруг… Стыдно, да? Стыдно! Но все же и характерно для неофитов девяностых годов. И поучительно. Мы в своей искусственно зауженной и искаженно понимаемой дистиллированной «церковности» часто «с водой выплескивали и ребенка»… Сами себя заузили до предела и мир вокруг приводили к такому же узенькому знаменателю. А Бог Слово сказал: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40). А мы по совету совсем иных «вождей» прочитали это совсем по-другому. И все знают, как именно: кто не с нами, тот против нас…

Спустя годы мне увиделось уже на временном расстоянии подлинное величие Лихачева. Прочел его книгу «Воспоминания», про его заключение на Соловки, про то, как выживал в блокадном Ленинграде… Это был подвижник. Пишущим и выступающим русским людям давно пора научиться ценить своих гениев, подвижников и героев. Научиться видеть в них своих. А мне, самарцу в четвертом поколении, надо и вовсе с особой благодарностью поминать Лихачева. Ведь его ходатайство сыграло важную роль при переименовании пресловутого Куйбышева вновь в Самару.]

Буду писать «Взгляд» о канонизации Императора Николая II [Царь Николай II был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Церкви в 2000 году].

Споры о святости того или иного лица упираются не в факты (для одних факт его близости с Распутиным играет «против» канонизации, другие не прочь канонизировать и Распутина).

Личное благочестие Императора Николая II несомненно (он был инициатором прославления Преподобного Серафима Саровского), как и сакральная мученическая кончина. Тогда в чем дело?

Канонизация Царя 1) даст понять, что Церковь без монарха - вдова. Жить может, но не радоваться; 2) отделит номинально православных (догматически-православных) от собственно православных.

Противники канонизации есть - по незнанию и по убеждению. У вторых - нелюбовь к исторической России, которую мы потеряли. Это люди, вписавшиеся в установки «века сего». И не желающие, чтобы Россия была духовно и материально свободна.

…Миф о «папироске» Императора Николая II (слышал от афонского схиархимандрита: «А на иконе будете с папироской изображать?» - ничего себе вопрос).

Церковный народ за канонизацию. Старцы за канонизацию. Ведь святость или есть, или ее нет. Народ не будет молиться тому, кто не отвечает на молитвы. А царь - на молитвы отвечает. Тома чудес.

Сейчас разделение в среде православных не догматическое (сейчас многие догматы и каноны, правила полузабыты и не мешают жить), а психологическое, мировоззренческое.

Прошлогодняя история с «екатеринбургскими останками» показала, что это ключевой вопрос не только для Церкви, но и для государства. Государство попыталось «перехватить» у Церкви инициативу в создании образа, своей «иконы» Царя, но у государства не получилось. Ибо это дело Церкви - решать, кто свят, и чьи это мощи.

Если бы мы так долго не молчали, скорее всего, не было бы прошлогоднего недоумения с «екатеринбургскими останками».

Кто был с непризнанными Церковью «мощами»? Политический бомонд (который уже почти весь сошел со сцены большой политики), а также ныне покойный Лихачев, одумавшийся Радзинский, Михалков, отцветшие ветви родового древа Романовых.

А в Троице-Сергиевой Лавре в этот день со Святейшим Патриархом Алексием II были Романовы - Государыня Мария Владимировна и наследник Георгий Михайлович. Это говорит о том, что они не утратили духа народа своей православной Родины. [Предположительные останки царской семьи (часто называемые «екатеринбургскими останками»), а также их свиты, были найдены в 1991 году в окрестностях Екатеринбурга в Поросенковом логу. В ходе следствия по уголовному делу, которое вела Генпрокуратура России, останки были идентифицированы. 17 июля 1998 года, в 80-ю годовщину расстрела Царской семьи, екатеринбургские останки были с почестями захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 года были найдены предположительные останки цесаревича Алексея и Великой княжны Марии.

Русская Православная Церковь с выводами следствия не согласилась, «екатеринбургские останки» святыми мощами Царственных Страстотерпцев на сегодняшний день не признала. Суждение по этому вопросу должен вынести ближайший Архиерейский собор.

Проблема «екатеринбургских останков» уже много лет вносит смущение в ряды верующих. Значительная часть иерархов и мирян Русской Церкви категорически не признаёт останки царскими. Но и у признания выводов следствия относительно останков в Церкви тоже немало убежденных сторонников. За все эти годы в Петропавловском соборе СПб, где покоятся «екатеринбургские останки», чудес от них зафиксировано не было.]

Отец Олег Китов рассказывал мне про «священнические искушения» и соблазны на пастырском пути. А я про себя подумал, что все же хорошо, что я не священник. Ибо человек гордый, тщеславный, и начал бы… «творить чудеса». Всё это очень опасно.

Сотрудники ездили в Державино, на родину Гавриила Романовича Державина, - там мироточит 21 икона. Удивительно! Мы об этом писали, но как о «личном» чуде. Теперь стало ясно, что это явление всероссийское. Туда едут паломники. [Продолжаю считать державинские чудеса подлинными, Божьими. Сам побывал в Державино, получал благодать от св. мира державинских мироточивых икон, а потом и кровоточивых. Но, к сожалению, хозяйка этих святынь Ольга Ефимова со временем поддалась искушениям, оказалась не на высоте своего положения. Теряла авторитет в глазах верующих, а потом и вовсе отметилась кощунственными словами, возможно, и поступками. И чудеса постепенно прекратились. Но все это было растянуто во времени. И чудеса от державинских икон успели принести немало пользы людям. Сегодня никому не рекомендую иметь какие-либо дела с хозяйкой державинских икон, давно уехавшей из того села и из России.]

Приходил в редакцию протоиерей Михаил Сидорук из Зуевки [сейчас он служит в Чувашии]. Худенький, но очень духовный. Этот человек меня искренне порадовал своей смиренной духовностью. Я сделал с ним интервью по поводу событий на Украине (он родом с Украины). Рассказывал просто жуткие вещи. Как женщину не выписывали из роддома, пока она на себя и на свое новорожденное чадо не примет «идентификационные коды», про то, как отказывались хоронить покойника, пока его родственники не примут ИНН. И конечно про то, как верующие противостояли новой электронной напасти. Этот батюшка апокалиптик от печального опыта, а не с чьих-то слов.



Поэт Владимир Осипов.

Отец Михаил еще говорил, что православные на Украине, те, которые всё же приняли код, оказываются как бы под «бесовской защитой». Они по своему внешнему поведению даже и как бы лучше становятся, чем раньше были, и чем другие православные, обычные, не принявшие кода (меньше у них явных пороков, пьянства, например). Их теперь защищает бес - чтобы потом вернее губить. Очень страшное наблюдение. Почему и сектанты порой гораздо лучше по внешнему поведению? Да их враг не так сильно искушает, а все силы на нас бросает. Мы и живем под натиском темных сил…

9 октября. Память Апостола Иоанна Богослова и Святителя Патриарха Тихона.

Владимир Осипов недавно сказал, что сейчас традиционное служение юродивых невозможно - их сразу отправят в кутузку. И юродствуем теперь мы - он на ТВ, я - в газете… Мысль, не лишенная справедливости. Ибо наша деятельность давно уже перешла за грань «здравого смысла».

Нам надо делать газету, уже не оглядываясь по сторонам, а только вглядываясь в Лик Спасителя.

Продолжение следует.



[*] Дмитрий Сергеевич Лихачев († 30 сентября 1999 г.). Литературовед, председатель Российского фонда культуры, академик, заведующий отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома, СПб.

47
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru