‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Три дня в Северной столице

Путевые заметки игумена Кирилла (Сахарова).

Путевые заметки игумена Кирилла (Сахарова).


Игумен Кирилл и директор Павловской гимназии Дмитрий Ефимов у бюста Императору Павлу I.

Знакомый священник приглашает поехать в Санкт-Петербург на представление книги об Императоре Павле I. «Будете жить на квартире Григория Ефимовича Распутина на Гороховой улице, - сказал он. - У вас будет отдельная комната. Более того, всё - и проживание и питание - полностью будет благотворительно». Ну что же, тогда в путь!

Прежде чем приступить к описанию поездки, хочу рассказать об одном случае, произошедшем 18 лет назад. Звонит этот священник и говорит: «Слушай, у меня непреодолимое желание сделать тебе подарок - именно тебе - немедленно приезжай». Несмотря на то, что у нас тогда было большое напряжение на приходе, я поехал. Подарком оказался прижизненный портрет Распутина. Удивительно, что портрет Григория Ефимовича этот священник, являющийся почитателем старца, решил передать мне: почувствовал «непреодолимое желание» это сделать, как он еще раз подчеркнул. Рассказал он еще о таком поразительном явлении, как люди, совершенно ничего не знающие о Распутине, просматривая коллекцию картин в доме этого священника, оказавшись около портрета Григория Ефимовича, охватывались каким-то безпокойством, раздражались - их, что называется, крутило.

Лет 20 назад с этим священником я приезжал в Петербург. Была идея выкупить квартиру на Гороховой у жильцов с тем, чтобы создать здесь музей. К сожалению, тогда не получилось это сделать, главным образом, из-за упорства одного жильца. Возвращаюсь с портретом на приход - там все в напряжении. Что же было дальше? Сразу, как портрет был привезен, ситуация стала стремительно меняться в благоприятную для нас сторону.

Никак не ожидал, что в Северной Пальмире встречу целую плеяду близких по духу священников. Звоню каждому из них, сообщаю о своем намерении приехать. Есть одна деталь, которая прекрасно характеризует человека - как он реагирует на звонки, на визиты в период занятости или, наоборот, отдохновения. И хорошо, когда человек находит силы и время для ближнего несмотря ни на что. Помню, как накануне рукоположения в иеродиаконы, когда меня мучили различные сомнения, поехал в Троице-Сергиеву Лавру. Постучал в дверь духовника обители архимандрита Кирилла (Павлова). Дело было днем - батюшка, по-видимому, только прилег. Он открыл дверь, усталый, но улыбнулся. Внимательно выслушал, дал совет, утешил.

Вот и сейчас перед поездкой я позвонил отцам Алексию Масюку и Александру Федорову. Звонки мои пришлись на первую седмицу Великого поста - время чрезвычайных нагрузок на духовенство, мы буквально валимся с ног от усталости. Отец Алексий сразу взял трубку и начал любезно общаться, причем не сразу выяснил, кто ему звонит. Отец Александр перезвонил, и мы с ним всё обсудили. В этом плане я - полная противоположность. Когда в редкие минуты днем отдыхаю, то несколько застав преграждают путь к «спящему в берлоге медведю». «Тихо! Не стучать!» - висит табличка на дверях кельи, а на коридорных дверях: «Входить не благословляется!» Помощники проинструктированы, что безпокоить можно только в случае, если приехал кто-то из церковного начальства. Естественно, были накладки, когда помощники не решились постучать мне в дверь, дать знать, что приехал старший брат или главврач больницы, которую мы опекали. Если же «медведя» в его берлоге все-таки невзначай будили, то раздавался громкий рев и на головы нарушителей сыпались различные прещения.

Цель поездки - участие в IX Павловских чтениях, посвященных памяти Императора Павла Первого к 270-летию со дня его рождения - будущий Император родился в 1754 году. Накануне чтений в Неделю Торжества Православия в Петропавловском соборе у могилы Императора Павла прошла панихида.

Взять билет на «Сапсан» не удалось. Пришлось лететь на самолете, причем в самый день конференции. С самого начала начались искушения: священник, инициировавший поездку, опоздал на самолет; мне почему-то не выдали посадочный талон, где было указано место - пришлось дожидаться, пока в салоне самолета все рассядутся. По приезде сразу выявилось, что никакой обещанной благотворительностью и не пахнет - нужно было платить самому за проживание и питание. Выяснилось, что параллельно мною намеченной программе существует еще и программа тех, кто ожидал меня. Не успел толком обустроиться и переодеться, как пришлось срочно ехать в Михайловский замок, где верующие петербуржцы задолго договорились с руководством о допуске в домовый храм Архангела Михаила (в нем часто молился Император Павел). Причем, как выяснилось, четкость и определенность и здесь не были соблюдены. Было как в калейдоскопе - шквал звонков в разные инстанции и разные варианты: только пропеть «Вечную память», только возложить цветы… Но в итоге всё произошло наилучшим образом: я совершил заупокойную литию и еще сказал слово, посвященное Императору Павлу I.

Чтения проходили в Павловской гимназии Санкт-Петербурга, в бывшем здании Павловского женского института. В пролете парадной лестницы установлен бюст Императора Павла I. Рядом с бюстом выбиты слова Императора: «Желаю лучше быть ненавидимым за дело правое, чем любимым за неправое дело». В прекрасном актовом зале было немало преподавателей и учащихся. Присутствовали два священника - протоиереи Геннадий Беловолов и Димитрий Кулигин. Главным содержанием конференции была презентация книги Н.А. Павловой (Черных) «Жил-был Царь. Император Павел I». Полистав эту книгу, просмотрев ее оглавление, сразу понял, что книга очень интересная и что она написана с большой любовью.

Запомнились такие моменты из выступлений автора книги: будучи во Владимире, Павел I потребовал проверки расквартированной там воинской части. Проверка показала наличие больших проблем. Особенно не понравился Императору один офицер - его он приказал разжаловать и сослать в Сибирь. Окружение Венценосца стало уговаривать помиловать этого офицера, на что он сказал: «Хорошо, помилую, но вы еще вспомните этот случай - не забывайте, что «сердце царево в руке Божией». Вскоре выяснилось, что в прошлом этот офицер совершил страшное преступление… Книга читается очень живо - по сути, это сказание о великом Государе, при котором Россия обрела могущество.

Император стремился сделать державу сильной и могучей и в то же время вернуть ее к допетровской святости. Он издал указ о причислении к лику святых Иннокентия Иркутского и Феодосия Тотемского (сама канонизация произошла в 1805 году). Через неделю после этого указа, в ночь с 11 на 12 марта (по старому стилю) 1801 года Павел I был убит заговорщиками.

При Павле I отношения с Наполеоном были вполне нормальными. Так что в смерти русского Царя была особенно заинтересована Англия. Ведь известно, что Павел I направил в поход на Индию казачий корпус, насчитывавший около 22 тысяч человек. После его убийства этот корпус был возвращен, и был взят курс на союз с Англией, что в итоге привело к войне с Наполеоном.

В последние дни правления Императора Павла к Российской Империи была присоединена Грузия. 30 января 1801 года Император Павел I после просьб грузинской стороны подписал манифест о вхождении Грузии в состав России.

Павел I учредил учебное заведение для детей-сирот, да много было благих деяний этого удивительного монарха.

Есть свидетельства исследователя А.Н. Стрижева о том, что в документах Поместного Собора 1917-1918 гг. Император Павел I был кандидатом на прославление в лике святых.

Были некоторые трения у Императора Павла с Суворовым, но их не нужно преувеличивать. К тому же и Суворов не всегда был прав по отношению к Императору. Павел отдавал должное гениальному полководцу и приказал установить его бюст на Марсовом поле.

В своем выступлении я рассказал и о том, что 27 октября 1800 г. Император Павел I подписал прошение московских сторонников старого обряда о предоставлении им священников и разрешении служения по старому обряду. Эту дату принято считать началом единоверия.

Император Павел I был злодейски убит 11 марта 1801 года в Михайловском замке, ему было 47 лет. Трое цареубийц - Николай Зубов, Беннигсен и Пален - кончили дни свои в безумии. Ужасен конец Зубова. Он пожирал собственные отбросы, пока однажды не испустил дух, катаясь в зловонной пене… Беннигсен, уже после Отечественной войны, выехал раз на парад в Высочайшем присутствии в нижнем белье. Его скрутили и удалили прочь. Оказалось, что он лишился рассудка. К концу жизни Пален стал обнаруживать явные признаки душевного расстройства... Таково было наказание за страшный грех! «Не прикасайся к Помазанным Моим» - предупреждает Писание.


Игумен Кирилл в квартире Григория Распутина на улице Гороховой в Санкт-Петербурге.

На квартире Распутина вечером я совершил заупокойную литию. Расположили меня в комнате, где была его приемная - здесь побывали сотни людей, и каждому крестьянин-сибиряк старался оказать помощь. Эта комната, как и две другие, заставлена дореволюционной мебелью, но из вещей, современных Григорию Ефимовичу, были только сундук, фрагменты обоев, двери с медными ручками и еще кое-что из мелочей. Рассказывали, что когда несколько лет назад квартиру освящал священник, то один из жильцов - исследователь «эзотерики» - не пустил его в свою комнату. У этого жильца периодически возникает недовольство по поводу прихода значительного количества людей и молений. Мне говорили, что верующие, собиравшиеся на молитву в одной из комнат, а именно в той, где жили дочери Григория Ефимовича, с отвлекающей целью ставили у дверей приемник, включали тихую музыку Поля Мориа с тем, чтобы не так слышна была молитва. Еще говорили, что 30 декабря, в день кончины убиенного Григория, однажды здесь было явление страдальца. Рассказывали также, что на квартире Распутина собирались оккультисты и проводили свои манипуляции (кстати, слева от входа в подъезд, где располагается квартира Распутина, занимаются йогой).

Друзья намекали, что место это особое, что всё может быть не так просто, тем более что я чуть ли не первый священник, который будет там ночевать, причем один во всей квартире. У некоторых возникала ассоциация от трех предстоящих мне ночей с теми, которые были показаны в фильме «Вий». Я представил себе, как они, подобно казакам из этого фильма, с любопытством будут спрашивать меня: «Ну, как прошла ночь?» Хочу сразу сказать, что никакие жуткие хари в окно не заглядывали, никакие туши на меня не наваливались и не душили, пол ходуном не ходил и т.п. Накануне третьей ночи не то в шутку, не то всерьез отец Александр Федоров сказал: «Может быть, Вам, как в том фильме, круг мелом начертать?»

Всё было спокойно - абсолютная тишина. Первым делом я остановил старинные массивные часы с боем, потом отключил пустой холодильник и свой будильник засунул глубоко в шкаф. Но все-таки искушения миновать не удалось. Проснувшись в три часа ночи, я ощутил сильнейшую боль в области поясницы. Не мог выявить ни одного положения для своего тела, где бы боль не проявлялась. Ситуация усугубилась тем, что никак не мог найти таблетки снотворного действия (называю их «сонливки»). Проблемы начались еще до поездки - в пятницу первой седмицы поста меня буквально скрутило, больно было даже пошевелиться. Грешил на остеохондроз, но после ночного телефонного разговора с нашим приходским врачом пришли к выводу, что скорей всего это почечные колики - крайне неприятная, скажу вам, вещь. «Надо было горячую ванну принять», говорили мне, но ее в квартире не оказалось - только душ. Короче говоря, как уж на сковородке, аж до десяти утра я извивался от боли. Телефон разрывался от различных вариантов помощи - вызвать скорую, приехать верующему врачу и т.д. Остановились на том, чтобы принять обезболивающие таблетки (их доставили около 11 часов). Намеченную поездку в Кронштадт в музей-квартиру св. Иоанна Кронштадтского на встречу с отцом Геннадием Беловоловым пришлось отменить. Вместо этого поехал за город на Северное кладбище, чтобы совершить заупокойную литию по почившему в прошлом году выдающемуся патриотическому деятелю, театроведу, кандидату искусствоведения, большому другу нашей общины (он был Почетным попечителем нашего храма) Марку Николаевичу Любомудрову. Это был удивительный человек. Высокообразованный эрудит, прекрасно владеющий словом, мужественный защитник русского народа. Большинство рецензий на мои девять книг воспоминаний были написаны им. Последнее, что он написал, свидетельствовала супруга почившего, была рецензия на мою последнюю книгу. Марк Николаевич был авторитетным человеком в патриотических кругах. Его рецензии на мои книги - украшение моих скромных трудов. Свою последнюю рецензию он, уже будучи серьезно больным, писал с перерывами. Я сподобился однажды несколько дней провести в его квартире, где запомнился образ его дедушки - священника Николая Ивановича Любомудрова, расстрелянного в 1918 году. В 2000 году его причислили к лику святых Новомучеников Церкви Русской.


Игумен Кирилл служит литию на могиле Марка Любомудрова.

Марк Николаевич был уникальным человеком нашего времени. Конечно, потеря очень большая. Его оценки, суждения были чужды грубого радикализма, но они били в точку. Он мог в кратких словах охарактеризовать суть человека, суть явления, и ты просто поражался его проницательности. И мы знаем, что не всё просто было в его жизни, были периоды, когда он подвергался гонениям. Но с честью выходил из всех испытаний, опираясь на великую русскую традицию, на твердыню Православия.

Служил на кладбище вместе с отцом Алексием Масюком - известным петербургским священником, монархистом. Отец Алексий отметил, что не раз бывал в гостях у Марка Николаевича. «Поражала его самобытность, действительно, человек редкий, выдающийся. Самобытность эта проявлялась и в образе его жизни, даже в обстановке его дома, наполненного книгами, рукописями. Что моему сердцу близко? Конечно, переживание за нашу страну, и такая теплота, живой интерес к судьбе каждого встречающегося ему, в том числе и ко мне грешному. Он действительно представитель настоящей русской интеллигенции, как она нам мыслится по примерам классической литературы. Настоящий петербургский интеллигент со скорбящим сердцем, и вместе с тем мужественный, даже рыцарский, преуготованный для борьбы. Есть люди, уготованные Промыслом для молитвенной жизни, спокойной, а он нет, он человек брани духовной. Поэтому уход его - это оскудение наших рядов, и без того не таких многочисленных и не таких уж крепких. Поэтому скорбим, Царствие Небесное Марку Николаевичу».

Ольга Борисовна, супруга почившего, вспоминала: «Последние годы он преподавал, и на прощание с ним приходили его студенты, искренне плакали и говорили о том, что он направил их жизнь, он действительно открыл им истины, которые до этого были от них сокрыты, а это дорогого стоит. Он прожил большую жизнь и сумел сделать очень немало для Господа, для своей страны. Вечная ему память!»


Николай Кузьмич Симаков.

Посетил известного петербургского деятеля Николая Кузьмича Симакова, большого знатока творчества Достоевского (ему он посвятил видеобеседы). Собственно, благодаря Достоевскому он пришел ко Христу. Николай Кузьмич окончил исторический факультет Петербургского университета. В 90-е годы он был редактором «Епархиальных ведомостей», руководителем издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии. Преподавал в Духовном училище, был доверенным лицом Митрополита Иоанна, возглавлял братство Державной иконы Богородицы. 20 раз побывал на Святой Земле. Он составил цикл лекций «Триумф и трагедия Петербурга». Четверть века он преподает Закон Божий в Медицинской гимназии и историю Русской Церкви при Сампсониевском соборе.

Довелось мне побывать и помолиться в церкви св. Андрея Критского. Настоятелем этого храма был святой Философ Орнатский. Он был горячим противником большевиков. Выступал против отмены преподавания Закона Божия в школах. У него было десять детей. Он был строителем двенадцати храмов. В этом храме он прослужил 21 год (впоследствии он был настоятелем Казанского собора). В Петербурге есть храм, посвященный ему как новомученику. Отец Философ был расстрелян в ходе «красного террора» в 1918 году. В настоящее время церковь св. Андрея Критского является подворьем Константино-Еленинского женского монастыря. Построен храм был в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда под Борками. При освящении храма присутствовал св. Иоанн Кронштадтский. Построен храм был в русско-византийском стиле. Восстанавливали по сохранившейся черно-белой фотографии. Храм действует с 2006 года.

27 марта отмечалась память Феодоровской иконы Богородицы - престольный праздник в одноименном санкт-петербургском храме, настоятелем которого является протоиерей Александр Сорокин. Храм построен в честь 300-летия Дома Романовых. После его великого освящения Император Николай записал в своем дневнике: «Храм светлый, просторный, красивый». Нижнюю церковь в наши дни расписывал иконописец архимандрит Зинон. Во всех трех алтарях вместо иконостасов невысокая перегородка. Иконы надписаны по-гречески, что неудобно для народа. Я раньше заходил в этот храм, во многом мною двигал исследовательский интерес. При входе на дверях висит текст, в котором говорится о храме «как о пространстве свободы», о недопустимости замечаний по поводу брюк у женщин и отсутствия у них платков - элементов культурного плана, хотя об этом пишет Апостол Павел. Когда мы вошли в храм, шел водосвятный молебен. Чтец, как у греков, читал с аналоя, установленного на солее полуоборотом к молящимся. Читал качественно, с хорошей дикцией. Паремии и Апостол читали на русском языке. Ничего не поделаешь, на русском паремии (главы из Ветхого Завета) более понятны народу. Апостол, читаемый на Богородичные праздники, вполне понятен по-церковнославянски, на нем он более торжественно звучит - можно было бы и оставить. Мне было интересно побывать на службе в этом храме, понаблюдать его особенности.

Третья, последняя ночь на квартире Распутина прошла вполне спокойно. А ведь было много шума, который устроил один из жильцов из-за отсутствия бахил у некоторых посетителей - у меня был порыв чуть ли не уезжать обратно в Москву или ночевать в другом месте, когда услышал про эти бахилы. Но обошлось.

В день отъезда, конечно, посетил Александро-Невскую Лавру - в этом году исполняется 300 лет перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург. В Троицком соборе идет ремонт центрального придела - чтимая икона «Невская Скоропослушница» перенесена в центральную часть храма. На лаврском кладбище побывал на могилах архиереев и скончавшихся в последние годы видных петербургских священнослужителей. Как всегда, сугубая молитва у захоронения приснопамятного Митрополита Иоанна (Снычева). На фото - добрый проницательный отеческий взгляд его глаз.

Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке.

54
Ключевые слова Император Павел I
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru