‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Старый Новый год

О необычной традиции праздновать Новый год дважды, по новому и по старому календарным стилям, размышляет священник Геннадий Беловолов.

О необычной традиции праздновать Новый год дважды, по новому и по старому календарным стилям, размышляет священник Геннадий Беловолов.

Об авторе. Протоиерей Геннадий Беловолов родился в 1958 году в селе Ипатово Ставропольского края. Окончил филологический факультет Кубанского государственного университета. В 1992 году рукоположен во иерея. Директор Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского в г. Кронштадте, настоятель храма святых Апостолов Петра и Павла в с. Сомино Бокситогорского района Ленинградской области.

Очевидно, что Новый год - самый популярный праздник в России. Причина популярности в универсальности и «сказочности» праздника. Истоки такой популярности (еще с советской поры) в отсутствии политизации. Его любят все: и стар и млад, и верующие и неверующие, и русские и люди всех национальностей. К празднованию Нового года готовится вся страна, все циклы жизни - экономической, политической, социальной и культурной - сходятся под Новый год. И вот на фоне этого, несмотря на массовую пропаганду гражданского Нового года, 58 процентов граждан, согласно опросу ВЦИОМ, все равно празднуют Старый Новый год. Это не может не вызывать удивление.

Старый Новый год большевики отменили декретом более ста лет назад, в 1918 году. И тем не менее в народе до сих пор сохраняется память и традиция празднования Нового года по старому календарю. Несмотря на то, что Старый Новый год нигде и никак на официальном уровне не поддерживался, память о нем в народе оказывается жива. Это исключительный в своем роде феномен: спустя более чем век после официальной отмены праздник продолжает существовать в народе, и это исключительно заслуга самого народа. Это говорит о многом: во-первых, о том, что у нашего народа сохраняется суверенитет собственного мнения, мы способны помнить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - вопреки официальной пропаганде. Во-вторых, о том, что этот праздник востребован, и, стало быть, в нем есть что-то дорогое и важное для народа. Празднование Старого Нового года обладает каким-то глубоким и неотразимым обаянием, и у него есть историческое будущее. Думаю, эта загадка Старого Нового года требует осмысления и понимания.

Считаю, что Старый Новый год должен получить статус «исторической памятной даты». Ведь у Старого Нового года и в целом у старого календаря есть неоспоримые исторические заслуги. Именно по этому календарю Россия жила несколько веков, одержала великие победы, по этому календарю Россия стала Империей, самой большой страной в мире. Старый календарь - это часть нашей истории, культуры и памяти, как принято говорить сейчас, - часть нашего культурного кода. Нужно на высоком уровне заявить, что Старый календарь - это наше национальное достояние, и поэтому Старому Новому году необходимо присвоить особый статус «исторической памятной даты» и официально установить празднование Старого Нового года - 14 января (1 января по ст.ст.). Кстати, т. н. «старый стиль» до революции официально назывался Русский календарь. Именно под таким названием издавались в России все календари.

Новый год до Рождества не является Новым, а лишь формой числопоклонничества. Возникает законный вопрос, в чем собственно смысл т. н. гражданского Нового года? Что празднует страна? Принято считать, что это светский праздник. Однако замечу, Новый год как обновление времени не может быть по своей природе светским праздником. Время в руках Божиих, Его достояние. Во времени осуществляется Промысл Божий, и по этой причине время - сугубо религиозное понятие. Новый год в первый день января связан с событием Рождения Христа. В этом есть своя ясная логика: Христос рождается и, как сказано в Священном Писании, «творит всё новое», в том числе и время. Рождение Христа начинает новую эру, являясь причиной обновления времени. Новый год, стало быть, является следствием Рождества Христова, одним из его даров. Таким образом, Новый год в христианстве - это религиозный праздник. По-настоящему он наполняется смыслом только в связи с Рождеством Христовым. Только в свете Рождения Христа мы можем объяснить, почему Новый год становится новым. Если мы отказываемся от причинно-следственной связи Рождества и Нового года, тогда возникает неразрешимый вопрос: в чем смысл Нового года, почему его надо праздновать и почему именно в этот день? Еще раз повторю: без Рождения Христа Новый год теряет свой смысл и становится просто произвольно выбранной датой, когда празднуется просто перемена числа. Праздновать Новый год до Рождества Христова - это неправильно.

Казалось бы, эту ситуацию календарного «когнитивного диссонанса» можно поправить, если бы Церковь перешла на новый стиль и Рождество перенесла на 25 декабря, как собственно происходит в Европе. Но тогда нужно сделать уступку Григорианскому календарю, который, как известно, утвержден Римским папой Григорием XIII в 1582 году, то есть де-факто отказаться от православного календаря и перейти на католический.

Служение молебнов на Новолетие 19 декабря по старому стилю и Литургии в эту ночь также не имеет богослужебного обоснования. Что касается Нового года по гражданскому календарю, он соответствует по старому стилю 19 декабря. В этот день совершается память св.мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца. По уставу им не положено служение Всенощного бдения. Но вопреки уставу появилась новая традиция. Некоторые священнослужители в гражданский Новый год стали ночью служить Всенощное бдение, что является нарушением Богослужебного устава. Ни по одному церковному уставу на 19 декабря нет Всенощного бдения. Почему новогодняя ночь, не имеющая особенного духовного смысла, почитается Всенощным бдением? Ночная служба совершается на Пасху, на Рождество Христово, возможно, на престольные праздники. На каком основании служатся ночные всенощные службы в ночь на 19 декабря (1 января н.ст.)? Не могу понять причины для служения Литургии в новогоднюю ночь, а когда начинаешь ее понимать, то она удивляет. Говорят, таким образом отвлекают народ от лишних возлияний и ночного сидения у голубого экрана. Но почему нужно Литургию делать средством противостояния светскому Новому году, не слишком ли большая честь «деду морозу»?

Россия как цивилизация имеет право на свой календарь. Если мы говорим, что Россия - это особая цивилизация, то нужно признать, что одним из признаков цивилизации является наличие традиционного исторического календаря, что мы и наблюдаем в других цивилизациях, например, восточный календарь в Китае, национальный календарь в Индии, мусульманский календарь в арабских странах. Мы можем только радоваться, что у нас также существует свой суверенный исторический календарь.

Нужно заметить, что развитые цивилизации не только хранят, но и стараются распространить свои календари вовне, что является проявлением мягкой силы влияния. Здесь нужно отметить особые успехи Китая, который смог распространить свой традиционный календарь по всему миру. Его драконы в этом году разлетелись далеко за пределы Поднебесной. И почему-то этот религиозный языческий символ у нас воспринимается без всякой цензуры. В этом году неожиданно по-новому открывается борьба св. Георгия Победоносца со змием, так что впору объявлять год святого Георгия.

Нынешний календарь был введен большевиками в 1918 году. Не было проведено ни референдума, ни обсуждений - большевики с присущими им «ленинскими» методами слома всего исторического наследия внедрили этот календарь. Тогда была предложена довольно унизительная мотивировка «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени», в которой по факту признавалась культурная отсталость России от Европы. Многие новый стиль не приняли как в России, так и в эмиграции, а самое главное его не приняла Русская Православная Церковь, которая и поныне живет по старому стилю.


Кадр из фильма «Старый Новый год» 1980 года. В позднесоветское время вышел фильм с популярными артистами, и этот факт говорит сам за себя. Отсутствующий в календаре праздник не только не исчез, но напротив пользуется народной любовью.

Мы имеем полное и законное право на свой исторический Русский календарь, на свой русский Старый Новый год. Нам, особенно в нынешней ситуации, не нужно оглядываться на Европу. Запад ввел санкции против России. Мы на это можем ответить утверждением наших исторических ценностей. У нас есть всё свое, в том числе свой календарь и свой Новый год, который и надо нам праздновать.

Празднование Старого Нового года требует особых традиционных форм. Если народ помнит и чтит Старый Новый год, то почему государство и законодатели должны игнорировать этот факт?

Старый Новый год требует такого же бережного отношения к себе, своего рода «охранной грамоты», как и другие памятники культуры. Это прежде всего требует особых форм его празднования. Он не должен быть слепым повторением «светского» Нового года. Он должен стать духовной и молитвенной встречей нового года. Пусть «светский» Новый год будет проводами старого года, а Старый Новый год встречей нового года. Именно к этому дню нужно приурочить служение молебнов на новолетие, что зримо и сильно cместило бы акценты с не имеющего особого смысла гражданского Нового года.

Поэтому разумно начать с Церкви и служить новогодние молебны именно по старому стилю, как это делали святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, и вся Россия вместе со своими Государями. Неужели наши великие святые для нас не авторитет, и мы не хотим встречать Новый год вместе с ними?! У св. Иоанна Кронштадтского сохранилось множество глубоких проповедей на Новый год, сказанных в день памяти Святителя Василия Великого, то есть 1 января.

Прежде встреча Нового года совершалась служением Литургии, исповедью и причастием. Старые грехи оставлялись в старом году, а в Новый год входили со Христом. 1 января по старому стилю - день Святителя Василия Великого. В этот день - великий праздник Обрезания Господня. Именно в этот день - 8-й день после Рождения Спасителя - Ему было дано имя Иисус. Так что в этот день празднуется День имени Божия. Если задуматься, то 1 января по старому стилю становится наполненным великим духовным смыслом. В этот день обязательно служится Литургия, чем автоматически отменяется послеполуночное застолье. Новый год отмечали днем после праздничной Литургии. С какой стати решили праздновать Новый год ночью? Старый Новый год становится и трезвым новым годом (даже без помощи св. Вонифатия!). Новый год вместе с Иоанном Кронштадтским и всеми русскими святыми.

Я являюсь сторонником возвращения к Юлианскому календарю и поэтому служу молебен на новолетие всегда и только 1 января по старому стилю. В этот день я чувствую большую благодать. Одна мысль, что в этот день праздновала вся Православная Россия, согревает душу и соединяет историческую память.

Хочу в конце провозгласить новогоднее поздравление св. Иоанна Кронштадтского в этот день: «Итак, новый ли у нас год? Новое ли у нас сердце? Новый ли дух, т. е. дух кротости, смирения, воздержания, правды и святости? О небесном ли мудрствуем (Кол. 3:2), полагаем ли друг за друга души свои, носим ли тяготы друг друга? (Гал. 6:2). Милосерды ли, как Отец наш небесный милосерд есть? (Лук. 6:36). Если так - то истинно с Новым годом поздравляю и себя и вас».

С Новым годом, дорогие братья и сестры!

Протоиерей Геннадий Беловолов.
14 (1) января 2024 года.

Наша справка. ВЦИОМ представил результаты опроса, как россияне отмечают Старый Новый год. «Традиция празднования старого Нового года насчитывает немногим более ста лет. В 1918 году большевистское правительство решило перейти с юлианского на григорианский календарь. Так появилось два Новых года - новый и старый. Опрос показал, что шесть из десяти россиян имеют представление о происхождении праздника (62%). В том числе верный ответ о смене календаря дают 59%. Признались, что не знают, почему в России отмечают старый Новый год, 38%. Причем среди молодежи до 25 лет ничего не могут сказать о происхождении праздника уже 73% (26% в группе 45-59-летних и 33% в группе старше 60 лет).

В этом году отметить старый Новый год планировали больше половины россиян (58%), а в 2009 г. его праздновали две трети наших сограждан (67%). Хранят традиции празднования старого Нового Года в основном россияне старше 60 лет (66%). Не празднуют старый Новый год преимущественно молодые люди до 35 лет (46-48%). Старый Новый год мы отмечаем так же, как и обычный Новый год, но менее масштабно.

Две трети россиян высказались против того, чтобы сделать Старый Новый год еще одним официальным выходным днем в нашей стране (65%). Поддержал идею сделать 14 января выходным днем каждый четвертый (27%), а среди молодежи до 25 лет - каждый второй (52%).

Чем старше россияне, тем чаще они выказываются против того, чтобы Старый Новый год был официальным выходным (в группе старше 45 лет - 70-71% и 43% в группе до 25 лет). Против выходного в этот день оказались также столичные жители (78% и 57% среди сельчан). Среди всех россиян особенно хотели бы сделать Старый Новый год официальным выходным днем жители Дальневосточного округа (48%), тогда как в Северо-Западном округе идею поддержали только 15%.

Юбилейная медаль

31 декабря, в завершающий день 2023 года, в храме Тихвинской иконы Божией Матери г. Сестрорецка Ленинградской области настоятель храма архимандрит Гавриил (Коневиченко, на снимке он слева) вручил протоиерею Геннадию Беловолову юбилейную медаль в память «100-летия Русской Голгофы». Медаль учреждена по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Илариона Войсковой Православной Миссией «Конвой Святого Царя Страстотерпца Николая». Этой награды, как отмечено в удостоверении к медали, протоиерей Геннадий Беловолов удостоен «за многолетние миссионерские и просветительские труды, служение Богу, Царю и Отечеству».

- Год, в который мы вспоминали 105-летие Царской Голгофы, завершился для меня нечаянной радостью, и эта награда ко многому обязывает в наступающем году, - написал на своей странице ВКонтакте отец Геннадий.

235
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru