‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Род, угодный Богу

Аксаковы в русской истории.

Аксаковы в русской истории.

Об авторе. Михаил Александрович Кильдяшов родился в 1986 г. в Костроме. Окончил филологический и культурологический факультеты Оренбургского государственного педагогического университета. Член Союза писателей России. Кандидат филологических наук. Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», премии П.И. Рычкова. Автор двух книг стихов. Автор книги в серии ЖЗЛ «Священник Павел Флоренский» (2023 г.). Преподаватель Оренбургской Духовной семинарии. Живет в Оренбурге.

В Оренбуржье, Самаре, Уфе, Казани, Сергиевом Посаде, Абрамцеве и иных местах, биографически связанных с Аксаковыми, тебя никогда не встретит ненастье, если ты приехал туда соприкоснуться с великим родом, приехал с чистым сердцем и любовью к Родине. Монастырская тишина лесов и парков. Музыка лугов и полей, рек и ручьев: здесь нет ни одного случайного шороха или всплеска, всё пребывает в созвучии, как в нотном стане. Благоухают цветы, среди которых всегда улавливается какой-то неведомый аромат, быть может, того самого аленького цветочка, что способен преобразить мир, развеять в нем страх. Солнце озаряет пуховые облака, и с высоты льется млечный свет. Так и хочется прошептать: «Господи, хорошо нам здесь быть…», так и хочется здесь укорениться, стать местным жителем, стать своим. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженье рыбы» Сергея Тимофеевича Аксакова - это не повествование «царя природы», ее хозяина и поработителя. Это рассказ созерцателя, сказание о райском саде, в котором человек и природа были в полной гармонии: «Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды». Даже его «Собирание бабочек» - не о коллекционировании, а о запечатленной красоте. Всё живое в аксаковском мире неизменно остается живым.

* * *

Аксаковы не знали праздности. Труд для них не тяжкое бремя, а великая радость созидания. Они, рачительные и хлебосольные, - образец ведения хозяйства, домостроительства. Аксаковский дом - русский ковчег, он разрастается в усадьбу, в уезд, губернию, во всю Россию. И в этом уже иная мера труда, иная мера ответственности - служение. Григорий Сергеевич Аксаков[*] - в разные годы оренбургский, уфимский и самарский губернатор, всегда ратовавший за просвещение, милосердие, единение народа, неустанно радевший за крестьян, спасавший их в пору мора и голода. Иван Сергеевич Аксаков - принципиальный, непоколебимый в служении правде чиновник, говоривший «истину царям» и с улыбкой, и с суровостью во взоре. Председатель Московского славянского комитета, созданного в 1858 году, славянофил Иван Аксаков собирал ополчение для освобождения братских славянских народов от османского ига. «Честный, как Аксаков», - памятуя об Иване Сергеевиче, часто использовали сравнение современники. Аксаковы - верные служители державы. Она представлялась им той сферой, которую сберегает на ладони Удерживающий.

* * *


Сергей Тимофеевич Аксаков.

В аксаковском словаре есть имя всему, ничто не остается неназванным, неописанным, невоспетым. Писатель Сергей Тимофеевич подобен Адаму, что поименовывает всё в русском раю: и травинку, и ремесло, и деревню, и ручей. «Бастыльник», «бланжевый», «бобовник», «вешняк», «емены», «ергак», «завозня», «изволок», «кулига», «намнясь», «перемоки», «ребятница», «семьянный» - как хочется, чтобы подобные слова к нам вернулись и вместе с ними жизнь, в которой этим словам уютно. Чуткое ухо Аксакова внемлет живой русской речи, ее глубине и музыке, с которыми ключница Пелагея рассказывает сказку об Аленьком цветочке. С вечным восторгом ребенка писатель взирает вокруг, ищет в слове связь между звуком, формой и смыслом. Эта связь обретается, и она нерасторжима, потому забвение всякого аксаковского слова - утрата сокровенной сути. Если бы нашелся лексикограф, который собрал бы полный словарь языка С.Т. Аксакова и его сыновей, мы бы получили «энциклопедию русской жизни», равновеликую «Словарю» Даля.

* * *


На фамильном дворянском гербе Аксаковых изображены два рыцаря с копьями, одной рукой каждый из них опирается на щит. В центре щита изображено красное сердце, пронзенное копьем. Символ того, что Аксаковы всем сердцем служат Отечеству и готовы отдать за него свою жизнь.

Сбережение семьи и родовая память - для Аксаковых вечная святыня. Члены семьи связаны чем-то большим, чем кровные узы. Мать вымаливает сына, когда уже никто не верит в его выздоровление. Сын, не пережив разлуки с отцом, через год после его смерти уходит вслед за ним. Сестра бережет архив братьев, претерпевая нужду и лишения. Какой теплотой, нежностью, чуткостью наполнена переписка детей и родителей! Аксаковское единение явило то, что через полвека сформулирует отец Павел Флоренский в своей философии рода: ты не существуешь сам по себе, ты звено между предками и потомками, ты соединяешь минувшее и грядущее и, если окажешься слаб, безпамятен, то связь времен распадется, не будет выполнено Божественное предназначение, которым наделен каждый род. Наперекор бездетности двух сыновей Сергея Тимофеевича, Константина и Ивана, в третьем сыне Григории, миновав лихолетье, род разросся вновь. Сегодня это древо с могучей кроной. Но Аксаковым всегда было дорого родство не только по крови, но и по духу. Всякий друг и единомышленник становился для них членом семьи, сыном и братом. И теперь, если ты по-настоящему прочел Аксаковых, если ты напитался их светом и понес свет ближнему, ты с ними породнился.

Порой кажется, что жизнь Аксаковых - это продолжение «Повести временных лет» в «Семейной хронике». Род, протянувший нить от первых русских князей до ХХI столетия, скрепил собой все эпохи и периоды, вписал русскую историю в историю славянства, создал самобытную историософию славянофильства в трудах Константина Аксакова о земских соборах, былинных богатырях, быте древних славян. Аксаковы способны разрешить многие противоречия в нашей истории и доказать, что каждый следующий век не отменяет предыдущий. Но у этого летописания есть не только земная горизонталь, но и житийная вертикаль. Названный в честь Преподобного Сергия Радонежского, Сергей Тимофеевич Аксаков именовал своих детей в честь апостолов, богословов и мучеников. Этот своеобразный семейный иконостас, явленный в именах Константин, Иван, Григорий, Вера, свидетельствует об уповании Аксаковых на то, что русская история сопрягается с вечностью.

* * *


Григорий Сергеевич Аксаков, вдохновитель создания Самарского Алексиевского Братства.

Нет, пожалуй, ни одного литературного жанра, в котором не проявили бы себя Аксаковы: повести, сказки, очерки, статьи, фельетоны, поэмы, мемуары, рецензии… Огненная публицистика Ивана Аксакова, проникновенная лирика его брата Константина. И, конечно, загадка «Детских годов Багрова-внука» и «Аленького цветочка» С.Т. Аксакова. Небывалое в русской словесности откровение, выраженная прежде невыразимая святыня детства. Есть в этой повести что-то схожее с «Видением отроку Варфоломею» Нестерова. Кажется, всё зримо, всё сказано, изображено в деталях, но при этом сколько сокрытого, словно живет между героями, словами и пейзажами потаенное дыхание, музыка, что звучит в такт биению детского сердца. Неслучайно в Аксаковском роду явился композитор Сергей Сергеевич Аксаков - самобытный, сберегший в ХХ веке русскую музыкальную традицию и при этом ни на кого не похожий, как и Аксаковы-литераторы. Аксаковские места - дома и усадьбы - по-прежнему точки притяжения писателей, музыкантов и художников. Видимо, умели Аксаковы как никто находить в русской земле неиссякаемые золотые жилы вдохновения и обустраивать вокруг них жизнь, потому стали для нашей культуры образцом светоносного творчества, когда человек действительно творит, а не вытворяет.

Сегодня в трудах и днях Аксаковых важно увидеть не свидетельство о прошлом, а прозрение грядущего. Очень многое в их наследии еще не успели разглядеть, осознать, оценить. Тысячелетний род, берущий начало в Киеве, способен сплотить все русские земли, наделить нас общей целью, единой исторической задачей. Теперь мы часто спорим о национальной идее, с усилием формулируем «Основы государственной культурной политики», и никак не можем обрести единомыслия. Но ведь стоит обратиться к Аксаковым, и всё выстроится, всё выскажется само собой: семья, служение, Родина, трепетное отношение к природе. В жизни по-аксаковски наше спасение.

Промыслительны и места упокоения Сергея Тимофеевича и его сыновей: отец и старший сын Константин - Симонов монастырь в Москве, Иван - Троице-Сергиева Лавра, останки Григория и членов его семьи планируется перезахоронить на территории Иверского монастыря в Самаре. Род, угодный Богу. Род благоверных и праведных. Как нуждаются в небесных ходатаях современные русские писатели, в ходатаях, близких нам по времени, языку и мироощущению! Как нуждается всё наше Отечество не только в творческом, но и в небесном заступничестве Аксаковых!


[*] Самарский Губернатор (1867-1872 гг.) Григорий Сергеевич Аксаков стоял у основания Самарского Свято-Алексиевского Братства. Ему принадлежит идея создания Братства в честь Небесного покровителя Самары Святителя Алексия Московского. Только смерть в 1891 году помешала Аксакову стать председателем созданного по его инициативе в том же году Свято-Алексиевского Братства. Братство Святителя Алексия действует и сегодня, оно стало учредителем Православных изданий - газеты «Благовест» и журнала «Лампада» - ред.

49
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru