‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Албазинская икона Божией Матери

— главная святыня Приамурья.


Зимой 1665–1666 г. отряд казаков Никифора Черниговского укрепился в сердце Приамурской Православной цивилизации — в легендарном Албазинском остроге. Казаки не мыслили оказаться в неизведанной стране, в дикой Даурии без духовного окормления священнического. В дальний путь отправился с казаками старец игумен Гермоген. Он-то и принес с собой на Амур, в Албазино, святую чудотворную икону «Слово плоть бысть», которая впоследствии стала называться Албазинскою. Матушка Царица Небесная приняла под Свой покров новую российскую окраину.

В середине XIX века наступило время укрепления Российского государства на дальневосточных рубежах. Переселенцы приезжали в новоосваиваемый край со всех частей огромной Российской Империи. Преодолеваемый ими дальний путь был связан с большими трудностями и опасностью. Уповая на милость Божию, усердствовали путешественники в молитве, неся в сердцах своих образы тех святых чудотворных икон, к которым с рождения привыкли в своих родных местах. И все это многообразие икон нашло свое благодатнейшее отражение в единственной на весь дальневосточный регион святой чудотворной Албазинской иконе Божией Матери, через которую Царица Небесная многие годы покровительствовала первопроходцам.
Сто лет назад, в 1902 году, по благословению Преосвященного Никодима (Бокова) частичные посещения святой иконою Албазинской по просьбам жителей отдельных селений впервые вылились в более масштабные путешествия, охватывающие обширные районы Приамурского края, и сделались делом общеепархиальным. С этого времени ежегодно до революционных лихолетий износилась в конце весны чудотворная святыня из Благовещенского кафедрального храма и до середины осени крестными ходами посещала множество сел Приамурского и За-Зейского краев. Радость и духовный подъем амурчан были огромны. Так освящалась земля Приамурская.
Почитание Православными чудотворной иконы в Приамурье росло год от года и увенчалось тем, что при Преосвященном Гурии (Буртасовском), вступившем в управление епархией в 1885 году, осенью этого же года указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь святой иконы Албазинской Божией Матери, который ежегодно стал отмечаться 9 марта по старому стилю (22 марта — по-новому). В этот день в кафедральном соборе и других храмах епархии служатся праздничные литургии и молебны. С того времени также начались в Благовещенском кафедральном соборе еженедельные чтения акафиста перед святой чудотворной иконой. Была составлена молитва к Албазинской иконе Божией Матери, которая читается и по сей день. Ниже приводится эта молитва, напечатанная в сборнике «Молитвы чтомые на молебнах», изданном в 1903 году:
«Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступница рода христианского! Пред чудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наша молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей. Тем же и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие, благоверному же Императору нашему Николаю Александровичу и наследию его здравия и на враги одоление; сохрани во святыне пастырей наших, во святых храмах труждающихся; осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братий наших; заблудших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим к чудотворной иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний; Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблудших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Преосвященный Гурий (в будущем он стал Епископом Самарским), проведший до принятия Архиерейского сана несколько лет на амурской земле, будучи ректором Благовещенской Духовной семинарии, более других благовещенских Архипастырей при вступлении на кафедру был знаком с теми невзгодами, скорбями и лишениями, которые приходилось переносить чадам Православной Церкви вдали от родных обжитых мест, среди многочисленных сектантов, которые ссылались в Приамурский край из центральных регионов России, и язычников, издревле населявших этот край. Он видел и знал, как трудно переживаются эти невзгоды, когда мятущемуся духу не на чем остановиться, некому излить скорбь и тоску наболевшей души, — знал, что нет в этих случаях ничего благодатнее, действеннее Небесной помощи. Преосвященный Гурий понимал, какую твердую религиозно-нравственную опору даст Православным, обратив взоры и сердца их к Владычице мира, благодатию пребывающей в святой чудотворной иконе Ее Албазинской. Личное усердие Преосвященного Гурия в этом святом деле было поддержано желанием и содействием Архиепископа Вениамина (Благонравова), возглавившего после своего отъезда из г. Благовещенска Иркутскую епархию.
Народ со священным восторгом и радостью встретил призыв Архипастыря к более усердному чествованию святой иконы. Праздник, учрежденный в честь святой Албазинской иконы, стал всеобщим, а еженедельные чтения акафистов перед иконой сделались необходимой религиозной потребностью для многих благочестивых граждан Благовещенска.
Чудотворящая многие века святая икона, по своем прибытии в богохранимый град Благовещенск, с каждым годом все более прославлялась новыми чудесами, происходящими по горячей молитве к ней. Так, уже с осени 1885 года, со времени установления празднования святой иконе и еженедельных чтений акафистов перед нею, пошли на убыль, а вскоре и вообще прекратились в городе Благовещенске и его окрестностях страшные эпидемии дифтерита и скарлатины, уносившие множество жизней. Черные флаги над домами, в которых находились больные, прежде наводили ужас на горожан. Заступничеством Пресвятой Богородицы и по усердным молитвам к Ней смертоносная опасность миновала. А в 1895 году чудотворная икона явила чудеса во время эпидемии язвы, поразившей город.
Так как святая Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть», изображает чревоношение Богоматерью Богомладенца, то было замечено вскоре, что особенно проявляется благодатная Небесная помощь по усердным молитвам за беременных женщин во время их чревоношения, а также во время родов. Преосвященный Гурий сам стал непосредственным свидетелем чуда избавления его близкой родственницы от смертельной опасности, подвергшейся ей во время родов. Именно во время его чтения со всею сердечной искренностью и благоговением акафиста пред святой чудотворной иконой больная благополучно разрешилась от бремени здоровым ребенком.
Есть многочисленные свидетельства о подобных исцелениях и в наши дни, когда по просьбам верующих отверзались Царские врата в кафедральном Благовещенском храме или в других церквах Благовещенской епархии и служились молебны о здравии носящих во чреве и рожениц с чтением акафиста перед святой чудотворной иконой Албазинской Божией Матери или перед ее списками.
При Преосвященном Гурии было дано начало развитию традиции Крестных ходов с чудотворной иконой по городу. Со святой иконой торжественно ходили по улицам Благовещенска, заносили в дома, жители которых нуждались в укреплении и исцелении, проносили ее над больными. Очень часто при этом происходили исцеления или облегчения страданий болящих. Чудеса, происходящие по молитвам верующих у чудотворной иконы и при посещении ею домов, быстро становились известными Православным христианам не только в городе, его окрестностях, но и далеко за его пределами по всему Приамурскому краю. Вскоре было положено начало и многодневным путешествиям святыни в те села, из которых к Преосвященному Владыке приходили письменные просьбы о принесении чудотворной иконы и общественного совершения молебных пений перед нею для решения возникающих проблем в жизни селян и духовной помощи.
По инициативе Преосвященного Гурия 9 марта 1886 года при Благовещенском кафедральном соборе было основано Православное Братство Пресвятой Богородицы — благотворительно-попечительское общество общероссийского масштаба. Православное Братство ставило своей целью содействие утверждению в Православной вере церковных чад Благовещенской епархии, охрану их от пропаганды расколо-сектантских заблуждений и возвращение в лоно Святой Церкви заблуждающихся и уклонившихся от нее раскольников и сектантов. Для этого проводились многочисленные публичные и частные беседы с сектантами, в Православном народе распространялись брошюры полемического содержания. Осуществлялись различные благотворительные акции, в том числе духовные концерты, организовывалась денежная помощь, проводилась работа по устройству ремесленно-воспитательных приютов для детей, по открытию и денежному содержанию школ и других учреждений подобного типа, особенно в районах зараженных расколо-сектантством с целью противодействия. Проводилась также активная миссионерская деятельность.
Во главе Братства стоял Епархиальный Преосвященнейший, как его покровитель и непосредственный руководитель. Среди почетных членов стояли Приамурский генерал-губернатор, Военный губернатор Амурской области, Амурский вице-губернатор. Почетными членами Братства были многие видные духовные и общественные деятели со всех концов России, в том числе и из Царствующей Династии Романовых.
После переведения Преосвященного Гурия на Самарскую кафедру 23 апреля 1894 года, в память о служении на Амурской земле Владыка взял с собой специально написанную для него копию со святой чудотворной Албазинской иконы Божией Матери. 28 августа 1894 года Преосвященный Гурий, Епископ Самарский и Ставропольский, в день освящения главного престола новосооруженного Самарского кафедрального собора, принес в дар собору этот список дорогой для него святыни Приамурья, с молитвенным призванием благословения Божьего и милости Царицы Небесной на богоспасаемый город Самару.
Много списков с чудотворной иконы было сделано до революции. Одни из них оставались в Приамурье, другие расходились по всей Российской Империи.
По благословению Преосвященнейшего Гавриила, Епископа Благовещенского и Тындинского, в Благовещенской епархии мной готовится к изданию книга по истории святой чудотворной иконы Албазинской Божией Матери со времен ее явления на Амуре и вплоть до наших дней. Много интереснейшего материала уже имеется, но остается и много вопросов. Я обращаюсь с просьбой о помощи к читателям Православных изданий. Есть ли на территории вашей епархии списки с чудотворной иконы Албазинской? Какова их история? Где они сейчас находятся? Прошу прислать их фотографии и имеющуюся информацию по адресу: 676124 Амурская область, пос. Магдагачи, ул. Горького, 13. Свято–Владимирский храм. (Почта вокзала, а/я 1).

Иеромонах Игнатий (Чигвинцев)

От редакции. Епископ Гурий (Буртасовский), много сделавший для прославления чудотворной Албазинской иконы Божией Матери, известен и на Самарской земле как ревностный Архипастырь, оставивший глубокий след в церковной истории Поволжского края. При Епископе Гурии в 1894 году в Самаре было завершено строительство Воскресенского кафедрального собора, продолжавшееся 25 лет. Главное внимание и заботы в Самаре Преосвященный Гурий направил на развитие миссионерского дела. За одиннадцать лет работы Самарской миссии было обращено в Православие шесть тысяч человек. Благодаря стараниям Преосвященного Гурия для Духовной семинарии в Самаре было построено новое просторное здание с величественным храмом. К началу века Владыка Гурий имел всероссийскую известность охранителя Православия.

14.02.2003
1401
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru