‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Русь называют Святою…

Паломнические записки.

Паломнические записки.

Окончание. Начало см.

У Саввы Сторожевского


Протоиерей Николай Советкин и православная певица Евгения Смольянинова у Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Нечаянная радость: побывали в Звенигороде, у мощей преподобного Саввы Сторожевского, ученика Преподобного Сергия Радонежского, хоть этого и не было в программе паломничества. Сквозь толщу веков до нас дошли предания о чудесах Саввы Сторожевского. В лесной чаще безвестный «инок Савва» спас царя Алексея Михайловича от огромного медведя. Поспешив в Сторожевскую обитель, царь не нашел в ней инока с этим именем - но узнал его лик на фреске преподобного Саввы Сторожевского. А история с вице-королем Италии Евгением Богарне, пасынком Наполеона! Огромное войско генерала Богарне вошло в Звенигород и заняло монастырь. «Цивилизованные» французы грабили русские обители и храмы, устраивали в них конюшни, оскверняли алтари и святые иконы… Эта участь грозила и Саввино-Сторожевскому монастырю, если бы не чудесное явление Евгению Богарне преподобного старца. Послушав таинственного гостя, генерал не позволил разграбить монастырь, и по молитвам святого Бог сохранил Богарне жизнь. Евгений Богарне свято чтил память святого Саввы, а его потомки, как и было предсказано, верно служили России.

И вот мы - в белокаменном храме Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Литургия давно закончилась, а до вечерней службы далеко, но храм полон народа. Встаем в очередь к раке с честной главой преподобного Саввы. Некогда он, исполнившись пророческого духа, сказал, что придет безбожное время и его изгонят из монастыря, но он вернется. Горькое пророчество исполнилось после октябрьского переворота. Мощи преподобного увезли на Лубянку, и лишь через многие годы хотя бы глава святого, - но и это тоже было настоящее чудо! - вернулась в его обитель…

Мы помолились у мощей, окинули взором старинные фрески - и поспешили покинуть монастырь. Ведь его посещение не было запланировано изначально. Поехать к Савве Сторожевскому предложил возглавляющий паломническую группу протоиерей Николай Советкин, и водители с княжескими именами Игорь и Олег помогли нам достаточно быстро приехать в Звенигород. И пусть сам город лишь мелькнул за окнами автобуса, главное мы успели - прикоснуться к мощам великого русского святого!

А у автобуса отца Николая уже ждала известная православная певица Евгения Смольянинова. Они давно знакомы, Евгения Валерьевна не раз приезжала в Нефтегорск с концертами - и чтобы помолиться вместе с батюшкой. Вот и договорились встретиться в пути. Отец Николай вручил Евгении Смольяниновой свой не так давно вышедший поэтический сборник «Лучик света на ладони», а она - свою увесистую на вид книгу в глянцевой обложке. Перемолвились несколькими словами. Оказывается, Смольянинова - прихожанка монастыря в Новом Иерусалиме, куда как раз и лежит наш путь. Батюшка немного удивился: но там же всё так приглажено, как там молиться-то…

- Наоборот! - возразила певица. - Там очень хорошо. Особенно мне: никто меня не знает, не подходит, стою себе и молюсь.

Неожиданно отец Николай представил меня:

- А это православная журналистка из газеты «Благовест»…

Не планировала интервью с православной певицей, да и времени на это нет. Но если уж свел Господь, значит, для чего-то это нужно. Задам хотя бы один вопрос.

- Евгения Валерьевна, можете ли поделиться с читателями чем-то очень значимым, что у вас в последнее время произошло?

- Знаете, я вот книгу написала - «…И непременно лай собаки», отцу Николаю сейчас ее подарила. Почему такое название? Ну вот в аннотации это немножко раскрывается: «Про Ангелов, дураков и собак». Для меня эта книга стала неким исповеданием… Какие-то даже - не скажу сомнения, а те вопросы, что меня мучили. Представьте: в храм люди приходят, а проблемы их не оставляют. Боль остается, противоречия. И человек неразумный это все переносит на веру: считает, что вера не спасает. Не на себя обращает внимание, а на внешние обстоятельства. Не меняется самостоятельно. Но ведь покаяние - это перемена, с греческого, - значит, проблемы именно в человеке, который и должен перемениться. Во мне самой дело. Но, как известно, и рай во мне самой, и ад во мне самой. Вот я пыталась это художественно изложить. (Неслабая попытка: 598 страниц!.. - О.Л.)

Кроме того я получила образование клинического психолога и принимаю людей - в том числе и верующих, с ними мы можем говорить на одном языке. Но общение с ними подтверждает, что всё у нас внутри: напряжение, противоречия, несогласия какие-то. Только ведь Господь дал нам всё. И сказал всё. И нам нужно не только слышать, не только чувствовать, но еще и делать. И вот это всё вместе, пожалуй, и есть то, что меня волнует. Я старалась быть честна в этой книге. И даже, может быть, с излишком… Ангела Хранителя!

С этим добрым пожеланием мы и отправились в подмосковный город Истра, где находится Новый Иерусалим.

Русский Иерусалим

…А в Иордане-реченьке вода голубая-голубая, в ней отражаются и купы белоснежных облаков, и зелень прибрежных ракит… - красота несказанная! Нет, конечно, - та, настоящая река Иордан другая, и вода в ней отдает желтизной. Но здесь, у Свято-Воскресенской обители, речка Истра более трех столетий назад наречена святым именем Иордан. И паломники омываются в ее прозрачной воде с большим благоговением.


Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в подмосковной Истре.

Признаюсь сразу: ехала в Истру с любопытством - не более. Ну да, надо посмотреть, послушать, что за обитель устроил здесь Патриарх Никон, что-то и записать для газеты… Но я же была тринадцать лет назад на Святой Земле, во святом граде Иерусалиме, и до сих пор в памяти едва ли не каждое мгновение той незабываемой поездки, и громада Храма Воскресения Христова, и Храм Гроба Господня, где каменное ложе, на которое было возложено самое Тело снятого с Креста Господа… Разве может тронуть сокровенные струны всего лишь подобие Святой Земли?

Эти мысли были до того, как вошла в Кувуклию, миновала придел Ангела, шагнула в Храм Гроба Господня… Что произошло в эти мгновения в душе - не знаю, это не передать. Экскурсовод Надежда говорила нам, что из Кувуклии выходят со словами: «Христос Воскресе!» И я вышла умытая слезами и с радостным пасхальным возгласом… И снова встала в очередь.

Рассказать ли вам о величественной красоте Воскресенского собора? Не смогу. Одно лишь скажу: он очень русский, этот Новый Иерусалим, хотя Патриарх Никон в 1656 году основал здесь обитель по подобию (по чертежам, по масштабам) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В семнадцатом веке на Святую Землю было очень непросто попасть: дорого и тяжело, опасно (на дорогах шалили разбойники; в море грозили штормы, в пустыне - песчаные бури…), далеко - паломничество порой занимало до десяти лет. Но русские люди стремились к великой святыне! И Патриарх Никон, который сам никогда не был на Святой Земле, решил помочь православным. Он направил в Иерусалим иеромонаха, и тот три года собирал чертежи, макеты, зарисовки. По ним и были созданы копии тех святынь, что находятся на Святой Земле, - Голгофы, Камня помазания, Кувуклии, подземного храма Константина и Елены. И люди пошли на богомолье в Новый Иерусалим.

- Русская Палестина, икона Святой Земли, Новый Иерусалим, икона в камне - все эти названия относятся к обители, - рассказывает экскурсовод Надежда. - Но посмотрите: собор весь изукрашен изразцами. Изразцы на фасадах храмов, в самом соборе изразцовый иконостас. Розового мрамора, из которого построен Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, здесь не было, и Патриарх Никон создал первую в России изразцовую мастерскую, пригласил мастеров из Европы, Белоруссии, из Москвы. И начинается изразцовое зодчество. Патриарх Никон сам был архитектором и прорабом и застройщиком. Сам рубил дрова, топил печи, носил кирпичи. На себе он носил вериги до 6 килограммов, а в келье Патриарха, при его росте 2 метра 4 сантиметра, было сделано полутораметровое спальное ложе. Отдыхал по 3-4 часа в сутки практически сидя. Если обойти храм Рождества и выйти через Елизаветинскую башню, вы попадете в Гефсиманский сад. Там находится Силоамский источник и четырехэтажное здание - скит Патриарха Никона. Туда Патриарх Никон уходил на безмолвные молитвы.


Скит Патриарха Никона у Силоамского источника.

При Патриархе Никоне братия составляла около пятисот человек, а сейчас - около двадцати. Конечно, по благословению архимандрита Феофилакта (Безукладникова), наместника обители, трудятся и миряне. К слову, родной брат архимандрита Феофилакта, протоиерей Иоанн Безукладников уже много лет служит в Самаре, сейчас он настоятель храма в честь Пророка Моисея.

Но вернемся в Новый Иерусалим, к рассказу экскурсовода. Братия проживает в трех одноэтажных корпусах. Второй корпус отличается по архитектуре, это «Татьянины палаты». Татьяна Михайловна Романова, сестра царя Алексея Михайловича, приезжая в Истру на богомолье, останавливалась в этих палатах. Благодаря ее трудам и вкладам был построен зимний храм Рождества Христова, а Воскресенский собор был летним, службы здесь велись от Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы. Вмещает собор 15 тысяч человек (для сравнения: Храм Христа Спасителя вмещает 10 тысяч)! 29 приделов, из них 9 действующих. У Патриарха Никона была идея сделать 365 приделов, чтобы каждый день в обители был престольный праздник. Но этой идее не суждено было воплотиться.

Татьяна Михайловна Романова в 1691 году привезла сюда часть руки Святой Татианы в серебряном окладе. Эта святыня находится в алтаре придела Успения Пресвятой Богородицы, а накануне 25 января, дня памяти Святой Татианы, икону с ковчегом переносят в центральную часть, в кафоликон, - и мощи находятся в доступе два дня. И даже когда в 1919 году монастырь был закрыт, а в 20-м здесь уже был музей, мощи святой не покидали обитель.

Заместитель редактора «Благовеста» по финансам Татьяна Алексеевна Щепилова поделилась: впечатления незабываемые. Особенно порадовалась тому, что впервые приложилась к частице мощей своей Небесной покровительницы! И икону Святой Татианы со львом тоже прежде никогда не видела. Очень хотелось купить такую иконочку… - но ведь надо было идти вместе со всеми, как тут отстать от группы!

Вот и я тоже не успела купить такую иконочку для своей дочери Тани. Только и смогла, приложившись к большой иконе мученицы Татианы с частицей мощей, попросить ее молитв!..

Арочные своды придела Успения Пресвятой Богородицы изразцовые, в изразцах угадываются изображения львов. Это не случайно: ведь святая мученица Татиана вначале была брошена на растерзание голодному льву. Но лютый зверь улегся у ее ног и стал кротко лизать их… Вот и на иконе мученица изображена с присмиревшим львом.

Подходим к большой иконе: Христос в темнице. Ноги Спасителя заточены в каменные оковы (я видела их «вживую» в Иерусалиме: даже смотреть было жутко!..). А рядом - подобие той темницы, в которой Христос находился перед восшествием на Голгофу. На потолке темницы светильник в виде тернового венца. Когда Богослужения идут в Успенском приделе, исповедь происходит в этой «темнице»…

Проходим придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тоже действующий, идем в заалтарную часть, которая посвящена Страстям Господним, - это Жалостный путь - Крестный путь на Голгофу.

В сплетениях старославянских букв, кажется, прочитывается скорбное: «…разделиша ризы Моя себе и об одежди Моей меташа жребий», - нет, вглядевшись, читаю: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Но суть-то одна!..

И подобие камня, на который посадили Спасителя, надели на Его главу терновый венец и дали трость в руку, когда воины, насмехаясь, преклоняли пред Ним колена и с издевательскими словами: «Радуйся, Царь иудейский!» - плевали в Его лик и избивали Его.

Поразительно: кипарисовый крест Голгофы - тот самый, семнадцатого века, сделанный при Патриархе Никоне. Кипарисовое дерево было заказано в Иерусалиме, а братия обители по точной мерке воссоздала Крест, на котором был распят Спаситель. Крест сохранился чудом. В 1941 году Истру заняли немцы; уходя, они взорвали монастырь. Взрывной волной крест был сброшен в заалтарную часть и завален камнями и мусором. Когда в 50-60-е годы сюда вернулись музейные работники, они обрели этот крест. Всё повторяется когда-то! Вот и равноапостольная царица Елена в 326 году обрела подлинный Крест Христов в завалах мусора… - но от этого Крест не утратил свою животворящую силу.

Все иконы на иконостасе в приделе Воздвижения Животворящего Креста Господня посвящены Крестному пути Спасителя на Голгофу. На Царских вратах - Моление о Чаше в Гефсиманском саду. Обычно здесь на створках врат изображается Благовещение Пресвятой Богородицы. Но - мы на Голгофе!.. И это тоже великая милость Божия. Ведь здесь долго шла реставрация, и лишь пять лет назад, в 2017 году, Голгофа была открыта для посещения.

Как не вспомнить добрым словом нашего экскурсовода Надежду! В самые сильные моменты, когда все прикладывались к иконам или, как сейчас, к кресту Голгофы, она подходила и брала у меня диктофон: «Приложитесь и вы, вам же тоже хочется! Я подержу».

Так, с диктофоном в руках, спустилась она и по винтовой лестнице - Пути покаяния - в придел Марии Египетской. А я смогла приложиться и к кресту-мощевику с частичкой Животворящего Креста Господня, частицами мощей Святителя Николая, Великомученика Димитрия Солунского, Лазаря Четверодневного, Иоанна Предтечи.

Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи находится под Голгофой. Но это и место погребения Патриарха Никона, по его завещанию. Вот только тела создателя Ново-Иерусалимской обители здесь нет…


Камень помазания в Новом Иерусалиме.

- В 1666 году с Патриарха Никона снимают Патриарший сан, отправляют его простым монахом в Ферапонтов монастырь, а потом в Кирилло-Белозерский монастырь. А в Новом Иерусалиме братия 15 лет ждала возвращения опального Патриарха. Новый царь Федор Алексеевич приезжает сюда с Татьяной Михайловной Романовой, она показывает племяннику обитель - «детище Патриарха Никона». И Феодор Алексеевич ходатайствует о возвращении Патриарху Никону священного сана, просит его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. День своего освобождения Никон предузнал заранее по извещению от Господа, велев своей келейной братии собраться в путь. Тяжело больной Патриарх Никон принимает схиму в Кирилло-Белозерском монастыре и отправляется в дорогу. Везут его водным путем. Но силы уже окончательно оставили Никона, и 17 августа 1681 в обители Всемилостивого Спаса близ Ярославля он мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад.

Тело Патриарха, без признаков тления, через 10 дней привозят сюда, братия переоблачает его. Сам Царь Феодор Алексеевич нес на плечах гроб с телом покойного в Новый Иерусалим. Отпевание происходило в приделе Успения Пресвятой Богородицы, чин отпевания шел 8 часов. И похоронили Патриарха под спудом именно здесь - под Голгофой, как он и завещал. Был сделан каменный гроб, в него вставили деревянный. По одной из версий камень был привезен с Анзерского скита, где Патриарх Никон начинал свой монашеский путь. И люди всегда шли к месту погребения Патриарха Никона за молитвенной помощью. Паломничество сюда никогда не прекращалось. В 1936 году раку вскрывают, останки достают, и где они сейчас находятся, неизвестно… Но чудеса исцелений по молитвам здесь происходят и поныне.

Оказывается, настоятелем обители в 1904-1905 гг. был будущий священномученик Серафим (Чичагов), и за год его служения были проведены очень большие реставрационные работы. Потомок прославленного аристократического рода Чичаговых (в котором было два адмирала, и сам он был блистательным боевым офицером), Чичагов был прежде всего аристократом духа. Его перу принадлежала «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», сам он немало способствовал канонизации Серафима Саровского. После революции - тюрьмы, лагерь, ссылка… В 1937 году за тяжелобольным престарелым Митрополитом приехал «воронок». У Владыки Серафима уже не ходили ножки. Его вынесли на носилках и увезли в тюрьму на Таганку. А оттуда - на Бутовский полигон, где и расстреляли. В 1997 году он был причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

Есть в соборе камень помазания, выглядит он очень впечатляюще. Камень прочертила глубокая трещина, оставшаяся после взрыва в 1941 году. Нетрудно было бы изгладить ее, но трещину оставили в память о тех событиях, что были во время войны. Раз в неделю братья смазывают камень елеем, который привозят со Святой Земли. По традиции паломники освящают на этом камне платочки, крестики, иконы, свечи, четки… Ну а я положила на него взятые с собой в дорогу молитвослов и Псалтирь.


Кувуклия в Новом Иерусалиме.

Вот сейчас-то, оказавшись под огромным куполом собора, мы узнали, почему Новый Иерусалим, задуманный как подобие Храма Воскресения Христова на Святой Земле, выглядит совершенно иначе. В 1723 году из-за «поплывшего» фундамента произошло обрушение каменного свода и всей ротонды. К счастью, никто не пострадал - в храме не было людей. Но разрушения были большие, к тому же позднее произошел пожар. Денег на реставрацию у братии не было. Несколько лет руины собора представляли собой печальное зрелище. Тогда императрица Елизавета Петровна предложила деньги на восстановление, но при одном условии: здесь будет ее любимый стиль барокко, так называемый дворцовый стиль. И обитель обновляется по эскизам знаменитого Растрелли.

Кувуклия… - здесь всегда Пасха! У братии была традиция каждое воскресенье, кроме Великого поста, служить здесь Пасхальный Канон. Да и сейчас по воскресеньям здесь служится ранняя Литургия. Стены алтарной части Кувуклии снаружи украшены большими фресками Пресвятой Богородицы и Апостолов. Но придел Ангела с его почти лишенными украшений стенами отчасти напоминает (да простит мне Господь!)… русскую печь. Впечатление усиливает льющийся из окошек неяркий свет от горящих внутри свечей. Но ведь и сердце тоже горит, когда, склонившись чуть ли не до земли, входишь в Храм Гроба Господня…

- Четыре года назад в Новый Иерусалим приезжал Патриарх Иерусалимский Феофил, а он ведь и принимает Благодатный Огонь в Кувуклии в Иерусалиме, - сказала Надежда. - После Богослужения он зашел в нашу русскую Кувуклию, помолился, вышел и сказал, что духовно ощутил такую же благодать, как и на Святой Земле в Иерусалиме.

Патриарх Никон говорил: тем паломникам и путешествующим, которые приезжают сюда с чистым сердцем и с благоговением, Господь дает такую же благодать, как на Святой Земле в Иерусалиме. И верится, это действительно так.

Икона Святой Земли - это не просто красивая фраза. Это глубинная суть того, ради чего и был построен Новый Иерусалим в Истре. Как пред иконой святого мы видим внутренним взором того, чей образ запечатлен на ней, так и здесь - та же икона, только изобразившая во всей полноте далекий Святой град.

А их Ангелы ведут...

И было еще одно утро в незабываемой Угреше. Была Литургия в Успенском храме Николо-Угрешского монастыря - под низкими и изумительно красивыми сводами. Причастие… Младенец с необыкновенным умиротворением в не по-детски глубоком взоре, мама несла малыша навстречу нам от Святой Чаши.

Протоиерей Николай Советкин заметил:

- Как много здесь мужчин! И не просто туристов - нет, они стоят и молятся, и причащаются. Везде бы так!

Простившись с гостеприимным монастырем, мы побывали на реконструкции Бородинской битвы, об этом я уже рассказывала в предыдущем выпуске «Благовеста». И от поля русской славы отправились в самое сердце Святой Руси - Троице-Сергиеву Лавру. Приехали ночью, разместились на ночлег в гостинице.

Нефтегорскую паломницу Наталью Геннадьевну уборщица из лаврской гостиницы попросила помолиться о ее зяте, Романе. Он альпинист. Когда Роман собирался на очередное восхождение, теща, почувствовав неладное, пыталась отговорить его: «Что тебе - острых ощущений не хватает? Куда тебя несет-то?» Но он не послушал и отправился на Камчатку. Как раз в эти дни в СМИ писали о трагедии на Камчатке: несколько альпинистов погибли, спасатели не могут подобраться к оставшимся из-за непогоды. И вот она попросила помолиться о здравии раба Божьего Романа. Сам-то он, хоть и крещеный, в церковь не очень-то ходил.

Потом уже я прочитала в интернете: на Ключевской сопке погибли девять альпинистов из двенадцати! Был ли одним из троих спасенных Роман, о котором так печалилась теща? И если выжил, смог ли понять, Кто спасает на краю гибели, какое единственно нужное Восхождение должен был он совершить в своей жизни?.. А в то субботнее утро, когда мы спешили в Лавру, почти никто из нас еще не знал о просьбе его любящей тещи, помолились бы…

Был ранний час, храмы Лавры окутал негустой туман. В Троицком соборе мы молились вместе с братией - и вслед за насельниками Лавры приложились к открытым мощам Преподобного Сергия Радонежского! А потом, уже в почти опустевшем храме, не могла я сразу пойти в ризницу, ко многим святыням, мощам. Батюшка Сергий не отпустил так сразу грешную самарскую паломницу. И я помолилась о тех, кого вписала раньше в свои записки, и кого второпях забыла вписать. Просила святых молитв Игумена Земли Русской, неустанного молитвенника и печальника о Святой Руси. И вновь с любовью приложилась к пусть уже и закрытой раке с мощами Преподобного Сергия…

Удивительный это был день - от одного Преподобного, Батюшки Сергия, мы под нежно-сияющей двойной радугой приехали к другому Преподобному, Батюшке Серафиму. В Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь.

Ах, как же мало времени было отпущено нам на эту святую обитель! Только вечер и ночлег в паломническом доме, да еще утро - с воскресной ранней Литургией у мощей Преподобного Серафима Саровского. И тоже - причастие Святых Христовых Таин, которого сподобились уже все наши паломники.

И все-таки после вечернего Богослужения кто-то пошел искупаться в ближайших святых источниках, а кто-то - по Святой канавке. И двенадцатилетний Мирон Щепилов, прошедший этот молитвенный путь дважды, рассказал своей бабушке, Татьяне Алексеевне из редакции «Благовеста», что в первый раз вместе с ним по Канавке шел… Ангел! Всего лишь несколько мгновений мальчик видел рядом с собой, по правую руку, его белый силуэт, а потом видение исчезло, словно бы растворившись в вечерних сумерках.

Я ни на миг не усомнилась, потому что слышала в Дивеево много подобных историй. Сколько раз видели идущую по Канавке Пресвятую Богородицу! Ну а Мирону сопутствовал светлый Ангел… Совсем как в той песне про поклонников-паломников, что пели мы в дороге:

В Русалим они идут,
А их Ангелы ведут…

Господи, пошли нам спутниками святых Своих Ангелов во всех путях-дорогах к храмам и монастырям, к православным святыням. К Тебе, Господи!

Ольга Ларькина.
Фото автора.

280
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
17
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru