‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Поездки по стране и за рубеж

Воспоминания игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля храма Святителя Николая на Берсеневке, г. Москва.

Воспоминания игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля храма Святителя Николая на Берсеневке, г. Москва.

Начало см.

Конечно, здесь рассказывается далеко не о всех поездках. Как правило, эти мои поездки проходили в период отпусков. Время и место поездки было обусловлено большим церковным праздником в каком-либо регионе. Обычно я созванивался с правящим архиереем, попросту излагал свое желание приехать и неизменно получал на это благословение. Самые ранние поездки, еще будучи насельником Данилова монастыря, были в Омск и Нижний Новгород (тогда еще Горький).

В Омске в это время (1985 год) был ныне покойный уже Епископ (впоследствии Архиепископ) Максим. Незабываемы моления в его домовой церкви и долгие разговоры за трапезой. Будучи иеродиаконом, я произнес здесь несколько проповедей, трезвонил в колокола (это было во всех поездках). Помню, как служили в Никольской церкви Омска. При подъезде машины Владыки, староста, стоявший «на стреме», подобно индейцу издал гортанный крик (это был сигнал для звонаря) и опрометью побежал к храму встречать Владыку. После службы был такой казус. Мне было поручено сложить все архиерейское облачение в машину. Приехали в резиденцию и машину отпустили. На вопрос Владыки: «А где облачение?» - немая сцена. К счастью, совестливый шофер вскоре вернулся, и облачение благополучно заняло свое место.

Жил Владыка в том самом домике, в котором в 1974 году зверски убили Епископа Мефодия. Владыка показывал место, где произошло убийство. Запомнилось еще, как огромный сторожевой пес по кличке Тобол упал в погреб архиерейской резиденции. Довольно грузному архиерею пришлось лично спуститься в погреб, чтобы помочь выбраться наружу верному псу.

На легковой машине, преодолев огромное расстояние, побывал с Владыкой в Тобольске на праздновании памяти св. Иоанна Тобольского. Вместе с нами в машине были две старенькие монахини и блаженный Гена, которого Владыка очень почитал. По пути в Тобольск останавливались в Тюмени, где поразил своими размерами Знаменский собор. Владыка Максим говорил: «Мы маленькие, я - кроха» (его фамилия была Кроха). В Омско-Тюменской епархии было тогда всего восемь приходов. Обратил внимание на «прием» Владыки - неожиданно предлагать священникам произнести проповедь («Священник должен быть всегда к этому готов», - говорил он). Помню, в канун праздника Троицы он предложил произнести проповедь двоим: искателю места из Ивановской епархии и молодому иеромонаху из Питера - отцу Ионафану (ныне митрополит Тульчинский, на Украине). Первый «поплыл», а отец Ионафан проповедь произнес блестяще.

В Нижнем Новгороде запомнилась экспрессивная личность Владыки Николая (Кутепова). Подведомственное духовенство он держал в ежовых рукавицах. Однажды на Литургии на малом входе протодиакон слишком быстро вышел с Евангелием, а Владыка ему громко: «Отец (имярек), если Вы спешите домой поскорее уйти, то можете идти». Мне тоже досталось за то, что на сугубой ектенье помянул только «братию святаго храма сего» (так в служебнике), а у них добавляли еще «и прихожан». Побывал с Владыкой в Арзамасе, где в величественном Воскресенском соборе совершалось погребение плащаницы Божией Матери.


Игумен Кирилл с юродивым Михаилом у Покровского собора в Воронеже, 2004 г.

Поездок в Воронеж через Задонск и Елец было много, мы 15 лет опекали нашей общиной в Воронежской области два десятка деревень. Еще в первой поездке в сане иеродиакона я подружился с отцом Георгием, протодиаконом Покровского кафедрального собора.

В женских скитах под Задонском - великолепные святые источники. В них мы непременно старались окунуться. Всю дорожную усталость как рукой снимало.

Курск. Незабываемый протоиерей Лев Лебедев (1998 г.) - колоритный священник, с которым я познакомился в Даниловом монастыре, проводя экскурсию. Завязалась переписка в связи с его статьями в «Богословских трудах» о Патриархе Никоне. В бытность на Курской кафедре Архиепископа Хризостома, отец Лев был, пожалуй, единственным, кто позволял себе с чем-то не соглашаться в действиях Архиерея.

Запомнилось, как на архиерейских литургиях, когда опускали ектенью об оглашенных, отец Лев вполголоса, так, чтобы было слышно Владыке, читал ее. Важность этой ектеньи он обосновывал тем, что она знаменует собой отделение на Страшном Суде овец от козлищ («оглашенные изыдите»). А поскольку тема Страшного Суда как-то притеняется, то вот и ектенью об оглашенных стараются опускать. С большим добродушием рассказывал батюшка о справедливых, а иной раз, по его мнению, и несправедливых архиерейских прещениях в свой адрес. Ходил он по городу с протопопским посохом, зимой в длинной шубе и меховой шапке, напоминавшей боярскую. В городе его все знали. Достаточно было сказать таксисту на вокзале: «Мне к отцу Льву», - и доставка была гарантирована.

Было у него неприятное искушение с «зеленым змием». Однажды после очередной жалобы уже Владыка Ювеналий ему написал: «Так что же будем делать, отец Лев?». Видя его страдания и страдания из-за этой же напасти других людей, я все больше ужасался пагубности этого зла.

Батюшка Лев был оригинальным мыслителем. Помню, как он поразил меня, рассказывая о своих планах написать что-то духовное, и даже богословское на основании анализа расписания движения железнодорожных составов накануне октябрьского переворота 1917 года. Мог демонстративно встать на большом собрании и, отряхивая пыль со своих ног у выхода из зала, громко заявить о причине своего поступка. Раньше отец Лев служил в Смоленской епархии. Смоленский Епископ Феодосий (ныне Митрополит Омский и Тарский) имел трения с батюшкой за его стремление совершать таинство крещения только через полное погружение. Впрочем, отношения у отца Льва с Владыкой Феодосием сохранились теплыми и после ухода из епархии. Владыка часто писал отцу Льву. В начале писем обращался к нему и его симпатичной матушке-гречанке: «Милые мои лебеди». Еще запомнилось, что на новогодней елке у них было множество лебедей и львов. (К сожалению, в конце жизни протоиерей Лев Лебедев перешел в Зарубежную Церковь, тогда еще не имевшую молитвенного общения с Московским Патриархатом - ред.)

Посетил с прихожанами Курскую-Коренную пустынь, где наместником был тогда архимандрит Иоанн. По-детски непосредственный, трудолюбивый, чрезвычайно общительный и открытый человек.

Вологда. Незабываемая поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Фотографии монастыря еще в детстве висели в моей комнате на стене с заголовком: «То чуду подобно...» Запомнилась аудиенция у Владыки Михаила (Мудьюгина) в его довольно скромной резиденции. Протягиваю ему на прощанье номер «Даниловского листка», который я тогда редактировал, с материалами о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он с заметным неудовольствием: «И откуда вы берете такие материалы» (о празднике известно только из Предания - либеральные богословы несколько скептически относятся к некоторым его частям).

Архангельск. Много духовенства с Украины. Поразили масштабы здания епархиального управления, заложенного еще при Епископе Пантелеимоне. Епископ Архангельский Тихон (2010 г.), выпускник Петербургской Духовной Академии, очень выдержанный, служил «лаконично», «сбалансированно». Приглашенный на ужин, предъявляю документы, он, не глядя, с улыбкой: «Так кто ж вас не знает». Посетил Антониево-Сийский монастырь, где очень деятельный наместник архимандрит Трифон (Плотников).

Оренбург. Покойный Митрополит (тогда Архиепископ) Леонтий служил очень порывисто - следствие контузии во время войны. Профессор МДА К.Е. Скурат рассказывал, что в молодости Владыка был очень строгим инспектором семинарии, особенно во время экзаменационных сессий. Однажды находчивые студенты организовали ему ложную телеграмму-вызов, чтобы избавиться, таким образом, от его присутствия на экзаменах. Много здесь общался со схиархимандритом Серафимом (Томиным) - исповедником Православия. Несколько лет батюшка был благочинным Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Запомнилось, что в его доме не было свободного места от икон. Было также много частиц мощей. Большой мощевик с частицами мощей Киево-Печерских угодников отец Серафим подарил Данилову монастырю.

Екатеринодар (ныне Краснодар). С Владыкой Исидором тоже познакомился на экскурсии в Даниловом. В Екатеринодарском соборе произнес проповедь в защиту канонической росписи (в народе было смущение по поводу росписи собора). Владыка любезно направил меня в дом отдыха. Меня здесь ловко обворовали - влезли через балкон. Владыка не оставил в беде - компенсировал мои утраты сполна.

Вятка. Долгие беседы с Владыкой Хрисанфом. Владыка родом из Ровенской области, в молодости настрадался от коммунистов. Запомнилось, что регламент проповеди не более 10 минут. Попросил семинариста дать знать, когда время выйдет, чтобы сказать заключительное: «Итак, братья и сестры…»

Иркутск. Жил несколько дней в поселке Листвянка на берегу озера Байкал - на даче у отца Калиника, иркутского ревнителя благочестия.

Удивило, с какой жаждой слушали мои проповеди прихожане Знаменского монастыря. Запомнилось выступление колоритного казачьего атамана Меринова на казачьем круге, на котором мы присутствовали с отцом Калиником, и шествие казаков через весь город к памятнику Александру III.

Новосибирск. Покойный Владыка Сергий на всенощной вместо кафизм произносил небольшую проповедь. Держался на дистанции. По пути я познакомился с настоятелем собора св. Александра Невского в Новосибирске протоиереем Александром Новопашиным, о котором раньше много слышал. Спрашиваю его: «Сколько у вас служат священников?», ответ - 11 священников и 4 или 5 диаконов. Главная тема разговора с отцом Александром была об экспансии католицизма в Сибирь. Рассказал отец Александр о попытке местного прославления Царской Семьи. Тогда была такая тенденция прославлять Царскую Семью на местном уровне - это имело место в Санкт-Петербурге, на Алтае, в Екатеринбурге. Было это все как-то половинчато - документов нет, осуществлялось оно во многом явочным порядком. Владыка Сергий тоже пытался под давлением духовенства как-то добиться этого решения - благословения Святейшего Патриарха на местную канонизацию, но ответ был отрицательный - до общецерковного прославления никаких местных канонизаций проводить не благословляется. К моему удивлению, очень нелицеприятные были отзывы об отце Олеге Стеняеве. Для меня это было необычно слышать, с отцом Олегом я в хорошем контакте.

У отца Александра Новопашина при его храме существует антисектантский центр, который вызвал большую злобу местных сектантов.

Псков. Неделю жил в женской обители на окраине города и каждый день служил. Энергичная и гостеприимная игуменья Людмила повозила по области - в пушкинское Михайловское, на родину св. равноапостольной княгини Ольги. Особенно запомнилось посещение старца Николая Гурьянова. Плывем по озеру на катере. Игумения - на корме, ее заливает волнами. Совершенно спокойная, привыкла. Старец ласково встречает игумению, а мне: «А батюшку - не пущу». Я опускаю голову, заранее настроил себя на «крайнее смирение». «Матушка игумения, покушайте сладенького», - приговаривает старец, кладя игуменье в рот очередную порцию конфет. Та безропотно повинуется. Дошла очередь до меня. Я пожаловался на болезнь желудка и стал получать свою порцию сладкого. В мыслях: «Как же так, без воды, будет же плохо». Старец, словно прочитав мои мысли, говорит: «А вот, компотиком запей». Помню, что после этого на долгое время боли в желудке затихли. Вдруг старец, глядя пристально поверх меня, несколько раз ладонью сильно ударяет меня по голове. Я смиряюсь зело, видно бесов увидел, которые кружатся, нашептывают, влагают нехорошие мысли.

Ростов-на-Дону (1986 год). Несколько дней провел в резиденции Митрополита Владимира (Сабодана) (впоследствии Митрополита Киевского). Владыка пользовался большой популярностью как проповедник. Первым делом, после назначения на кафедру, он провел масштабную реставрацию собора и обустройство архиерейских могил за алтарем собора.

Большое впечатление произвел огромный собор в столице донского казачества в г. Новочеркасске.

Кострома (начало 90-х годов). Энергичный Епископ (ныне Митрополит Казахстанский) Александр, спокойный и основательный. Ощущение масштабных перемен. Служил или только посетил я почти все храмы города, в том числе Ипатьевский монастырь.

Прокопьевск. В гостях у отца Александра Васькина - в прошлом он инженер на шахте, был даже партийным функционером. Ревностный патриот, остро переживающий за положение русского народа. Монархист, почитатель Митрополита Иоанна (Снычева). Есть напряжение в его отношениях с начальством, с влиятельными представителями духовенства с Западной Украины. Неудивительно, что в опале. Служил в области, в селе, в бывшем спортивном зале.

Несмотря на энергичность губернатора Тулеева, шахты закрывались. С интересом осмотрел шахту, где в молодости три года работал отец Амвросий (Юрасов).

Больше всего в Прокопьевске потрясла наркологическая больница, в молитвенной комнате которой я с отцом Александром совершил молебен. Шокирующий рассказ главного врача об эпидемии наркомании в регионе, ужасная статистика. Запомнились ее слова: «Молодые ведь ощущают себя безсмертными, о смерти как следствии употребления наркотиков не думают».

С целью «познания жизни» попросил отца Александра организовать мне спуск в шахту. Удивился, что разрешение было получено. И вот я в шахтерской экипировке спускаюсь в глубину шахты на несколько сотен метров. Для меня, хотя я родом с Донбасса, это впервые. Наблюдаю работу экскаватора в небольшом пространстве - его ковш и «щупальца» напомнили мне динозавров из фильма «Миллион лет до нашей эры». В какой-то момент машина останавливается, воцаряется абсолютная тишина, и тебя начинает окутывать жуть. Через узкий лаз спускаемся на несколько десятков метров еще ниже. Небольшой камешек срывается и с шумом летит в бездонную пропасть. Вот мы, наконец, на самом дне. С грохотом проезжают вагонетки - ты прижимаешься к стене, а они тебя едва не задевают. Проходим мимо группы шахтеров, загружающих вручную вагонетку. Работают автоматически, не поднимая головы. Царство теней! Тебе становится еще более жутко от их безмолвия. В голове мелькает мысль: «Может быть, это не живые люди, а скорбные тени погибших шахтеров…» Вспоминаю ужасные рассказы об авариях и гибели людей в шахтах.

Вот, наконец, приняв душ и переодевшись, я на поверхности. Какой контраст после пребывания «во глубине кузбасских руд»! Боже мой! И эти люди, трудясь в таких тяжелых условиях, постоянно рискуя жизнью, получают так немного за свой труд. Удрученное состояние еще более усугубилось после того, как один из руководителей шахты наглядно, с помощью графиков, цифр и таблиц, показал отработанную систему выжимания пота из этих людей для достижения любой ценой выгоды для нынешних хозяев производства. Да…

Кроме Кижей, главное впечатление от недавнего посещения Карелии - края озер и лесов - это, конечно, знаменитый мраморный каньон у границы с Финляндией. Когда-то здесь добывали мрамор для многочисленных храмов и дворцов нашей северной столицы. Теперь здесь запустение. Эти земли вошли в состав нашей страны после зимней кампании - войны с Финляндией (1939-1940 годов).


У настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме игумении Георгии (Щукиной), 1994 год.

Иерусалим. Самое потрясающее здесь - это посещение Храма Гроба Господня, где ощутил вибрацию, какие-то волны, потрясающие все естество. Хотелось в благоговении склонить колени и долго не уходить. Участвовал здесь в совершении ночной Литургии. Также служил Литургию в Гефсимании. Поражает в Иерусалиме смешение национальностей и религий. Вот католические монахи и монахини, а вот армянские священники.

Стою у гроба пророка Давыда, передо мной - симпатичная еврейка с распущенными волосами, сосредоточена. Вдруг она медленно поворачивается, видит священника с крестом и в ужасе отскакивает.

Константинополь. Поразила деградация «челноков», с которыми летел в самолете: мат-перемат, грубости, не стесняясь священника. Собор Святой Софии. Потрясающая величина, потрясающая мозаика Спасителя в алтарной части. Мои спутники на видеокамеру записали, как в центре собора кладу семипоклонный начал «Боже, милостив буди мне, грешному» и т.д. Как только закончил, подбежали сотрудники, замахали руками - здесь, мол, нельзя. Георгиевский кафедральный собор в Патриархии (квартал Фанар). Удивило обращение с мощами - служка снял покров с лика преподобной Евфимии и потрогал ее зубы. Несколько неблагоговейно, мягко говоря...

Попросил полицейского за денежное вознаграждение подвезти еще в пару православных храмов. По дороге говорю ему что-то по-английски о возрождении Православия, Византии - он недоуменно смотрит на меня. Оказалось, что это турок - мусульманин, а не православный грек, как я думал.

Влахернский храм в окружении многоэтажек. Большая русская икона Покрова в притворе. Источник. Трудно было представить явление Богоматери в таком приземистом храме. Да, что я говорю - это ведь было видение «на воздусех».

Храм «Живоносный Источник». Здесь постоянная община монахинь. Захоронения патриархов. Греческий архимандрит, встретив нас, что-то бормочет, похоже, проговаривает молебен.

В Молдавии побывал в бытность там правящим архиереем Митрополита Серапиона. Повод для посещения - работа в местном архиве с материалами о старце Паисии Величковском, о котором писал кандидатскую работу в духовных школах. Жил у писателя Ф. Чащина - автора «Белой Криницы», не совсем удачного произведения о старообрядцах. В его библиотеке было несколько ценных документов, связанных с иноками Павлом и Алимпием - знаменитыми искателями архиерея для восстановления иерархии у старообрядцев.

Грузия. Был в русском Ольгином монастыре в горах на окраине Мцхеты, в Светицховели - соборе 12 Апостолов, в монастыре Самтавро (Преображения), где находятся мощи крестителя Грузии - царя Мириана и его супруги. Отсюда на попутных машинах поехал в монастырь преп. Шио Мгвимского, где поразила икона Спасителя в соборе. О ней говорили, что с любой точки храма Спаситель смотрит на тебя, и это действительно так, я в этом убедился. На обратной дороге решил сократить путь, увидев на другом берегу реки Куры очертания железнодорожной станции. Решил реку перейти вброд. Разделся, документы вложил внутрь одежды и, высоко подняв вещи над головой, стал переходить реку. А она оказалась, хоть и неглубокой, однако очень быстрой - едва не унесло потоком...

Последний раз - в 1990 году, когда я, чувствуя приближение развала Союза, решил проехать по грузинским монастырям. Начал свое паломничество с посещения Самтавро - с престольного праздника монастыря (Преображения). Служил с будущим Митрополитом Сухумским и Абхазским Даниилом. Недавно еще были известные события в Тбилиси («саперные лопатки» - апрель 1989 года) - чувствовалось напряжение в атмосфере. На Успение пришел на службу в Сионский Патриарший собор. Праздник Успения - престольный для этого собора. Патриарха не было, вместо него служил митрополит Кутаисский. Я представился, попросился служить. Владыка замялся - я, мол, здесь только гость. Потом, когда надо было выходить на литию, посылает за мной и благословляет выходить со всем духовенством. А после опять говорит, что не надо облачаться.

Закончилась служба, и Владыка снова благословляет - на сей раз участвовать завтра в совершении Литургии. После всенощной я был очевидцем сноса краном памятника Ленину - не совсем удачно - ноги остались на постаменте.

Утром прихожу в алтарь собора, духовенство облачается, на меня ноль внимания. У нас ведь как бывает - кто-то тебя «курирует» из духовенства, а здесь нет. Потоптался-потоптался, да так и остался ни с чем - решил просто помолиться и еще причаститься. Прошла встреча архиерея, облачили его. Он спрашивает: «Почему не облачаетесь?» А как облачаться, если облачения нет? Отвечаю, мол, решил только помолиться и причаститься. Причащая, архиерей упрекнул меня за то, что я не облачался и, поднося Чашу к моим устам - для испития Крови Христовой, - говорил: «Терпение, смирение, послушание». Непривычно было на службе - как архиереи на кафедре, так и иподиаконы не «сфинксами» стояли, а «темпераментно».

Общался с несколькими грузинскими священниками - у них более патриархальные нравы и более вольные понятия об уставности. С Патриархом Илией были две мимолетные встречи. Он очень почитаем в Грузии, большой молитвенник. В Троицком русском храме служил погребение Плащаницы с известным богословом архимандритом Рафаилом (Карелиным).

Игумен Кирилл (Сахаров).

74
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru