‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Учеба в Московских духовных школах

Из воспоминаний игумена Кирилла (Сахарова).

Из воспоминаний.

Об авторе. Игумен Кирилл (Александр Сергеевич Сахаров) родился в 1957 году на Донбассе в шахтерской семье. Член Союза писателей России. Кандидат богословия. Окончил Московский государственный педагогический институт, Московскую Духовную семинарию и Духовную Академию. Исполнял послушания в Почаевской Лавре, подвизался в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского Патриархата.

Окончание. Начало см.

Из Почаевской Лавры пришлось уехать. Случилось это летом 1980 года. В стране полным ходом шла подготовка к Олимпиаде. В этот не совсем подходящий момент монастырское начальство подняло вопрос о возвращении монастырского сада, экспроприированного в период хрущевских гонений. Приехала из Киева комиссия и стала разбираться не столько с садом, сколько с монастырской молодежью. Благочинный отец Панкратий посоветовал мне уехать. Собрал я вещи и отправился на автостанцию. Здесь меня вдруг осенило - а что если попытаться поступить в семинарию? Вернулся в Лавру, взял благословение у отца Амвросия. Когда я уже был в Даниловом монастыре, однажды туда приехал бывший ректор Московских духовных школ, а тогда Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Я обслуживал за столом. Выходя из помещения, услышал какие-то слова Владыки Владимира обо мне. Потом наместник мне сказал, что Владыке стоило некоторых усилий, чтобы «внешние» меня допустили к учебе в семинарии, так как я был с высшим светским образованием. Все-таки меня приняли, ибо я был уже послушником, приехавшим из Почаевской Лавры.

Три года обучения в семинарии (1980-1983 гг.). Дни проходили так: ранний подъем, посещение Литургии в академическом храме, иногда до нее - братского молебна. Напряженные занятия до обеда, получасовой отдых, небольшая прогулка, 9-й час в академическом храме и занятия в читальном зале до вечерней молитвы, и пока все улягутся - чтение канонов в притворе академического Покровского храма.

В семинарии запомнились лекции профессора К.Е. Скурата по катехизису, протоиерея Вадима Смирнова (брата Владыки Евлогия) по истории Русской Церкви, Владыки Питирима по сравнительному богословию и профессора А.И. Осипова по основному богословию. В академии - лекции отца Виталия Борового по истории западных исповеданий и опять профессора А.И. Осипова. В академии, пользуясь, как насельник Данилова монастыря, возможностью свободного посещения, я часто предпочитал изучению языков посещение лекций тех преподавателей, у которых не учился в семинарии. Особенно запомнились лекции отца Владимира Иванова по Ветхому Завету (в семинарии меня перевели после 1-го класса в 3-й, а отец Владимир преподавал во 2-м классе). В академии он интересно читал лекции по церковной археологии. Нестандартно вел цикл лекций по истории Русской Церкви XX века отец Михаил Турчин - выпускник Ленинградских духовных школ. Батюшка мог себе позволить некоторую смелость в изложении - то, что в период перестройки как из рога изобилия полилось на наши головы.

Вообще я заметил, что эффективным было преподавание тех, кто не прирастал к конспектам, а излагал живо, стало быть, сам хорошо «пропустил через себя» материал. Именно таким был преподаватель догматического богословия протоиерей Владимир Кучерявый. Колоссальным потенциалом знаний обладал преподаватель академии по истории Древней Церкви профессор Нелюбов, но в том виде, как он это преподносил, а именно: шквал дат, имен, терминов - это было неудобоваримо.

Забавными были коллизии с преподавателем русского языка Макаровым. Несколько чеховский персонаж, напоминавший своей фигурой знак препинания, он изводил студентов своей требовательностью. Студенты, как известно, народ находчивый, они пользовались невоцерковленностью преподавателя, который на молитве «Царю Небесный» в начале занятий никогда не крестился, а стоял, держа руки по швам. Студенты начинали после «Царю Небесный» петь всё, что только знали, занимая изрядную часть учебного времени. Или, когда преподаватель заставлял повторять всем вместе какие-то тексты, начинали так громко скандировать, что стены дрожали. Преподаватель же оставался невозмутимым.

Не самые приятные воспоминания остались от изучения церковнославянского и греческого языков. Я просто изнывал на этих занятиях; совершенно отторгалась и не воспринималась методика изучения их через очередную изрядную порцию склонений, исключений и т.д. Старался, пользуясь правом свободного посещения, уходить в другие классы, к другим преподавателям, у которых я не учился. Иногда это было даже в форме слушаний в коридоре у полузакрытых дверей класса. Представляю, какие могли быть впечатления от этой картины у видевших ее.

Самый лучший метод подготовки к экзаменам - составить тезисы ко всем темам, чтобы запомнить основное и не тонуть в деталях и частностях, а постоянно «держать быка за рога».


В учебном классе Духовной семинарии. Фото 1980-х годов.

Преподаватели были разными: замкнутыми и очень общительными, «сухариками» и весельчаками, скрытными и в меру откровенными. Вот, например, игумен Иона (Карпухин), впоследствии Митрополит Астраханский и Енотаевский. Занятия у него проходили в высоком тонусе энтузиазма и энергии. Правда, начало было не для слабонервных - отец Иона влетал в класс одновременно со звонком и начинал нагнетать. Зависала напряженная тишина, муха пролетит - слышно. Угрожающим тоном он вызывал к доске, размеренно и внушительно ставя вопросы. Помню, как медленно надвинулся он на Анатолия Баскакова (впоследствии старообрядческий епископ Антоний, трагически погиб) - и как хрястнет указкой по его парте, тот даже подпрыгнул. За несколько десятилетий преподавания литургики в его памяти смешались фамилии выпускников разных лет. Эти фамилии он постоянно путал. Бывало, вызывает: «Лихоманов, к доске!» Студент робко: «Батюшка, я - не Лихоманов, я - Лихоносов». - «Не имеет значения, отвечайте!» Постепенно атмосфера умиротворялась, градус спадал, начинались шутки, лирические отступления и т.д. Меня он называл «Послушником».

Еще литургику преподавали протоиерей Геннадий Нефедов, архимандрит Матфей (Мормыль), насельник Троице-Сергиевой Лавры, главный регент, и знаменитый архимандрит Иоанн (Маслов).

Отец Иоанн был еще грознее и требовательней. Необходимо было записывать, например, совершенно нереальные по объему схемы сочетания количества стихир на службе двум почитаемым святым и т.п. Был весьма скуп на оценки. Его учебник по литургике многие годы был для меня незаменимым пособием.

Хотел бы еще вспомнить Бориса Николаевича Пушкаря, преподававшего Библейскую историю в 1-м классе семинарии. Он потом был Митрополитом Владивостокским и Приморским, ныне Митрополит на покое. Пересказ им Библии с комментариями, без всяких пособий, был очень важным. Запомнился он также своими блестящими видео- и аудиозаписями на библейские темы.

Архимандрит Елевферий (Диденко) разработал очень эффективную методику преподавания Нового Завета. Послания Апостола Павла, например, разделялись на основные темы, все это оформлялось в виде схем, что весьма способствовало запоминанию. (Архимандрит Елевферий в последние годы жил и скончался в 2016 г. в Самаре, похоронен в Иверском женском монастыре - ред.)

Сектоведение вел профессор И.А. Глухов. За многие годы преподавания предмета он знал его наизусть. Имел обыкновение перед изложением нового материала довольно подробно вспоминать предыдущий. Это очень способствовало усваиванию. На экзаменах драл три шкуры. Сдача экзаменов затягивалась далеко за обед. Очень потрясла Ивана Александровича смерть его матери. Похоже, что от этого удара он не оправился до самой своей смерти. Из лаврских монахов особенно запомнился архимандрит Илия (Рейзмир), очень душевный, чистый человек. Часто бывал у него я на исповеди.

Во время учебы в семинарии я был старшим пономарем академического храма. Когда уже стал настоятелем Никольского храма на Берсеневке и у нас под престольный праздник служил Владыка Питирим, было приятно услышать из его уст о том, что он запомнил «любознательного студента - послушника Александра (Сахарова)»… Был такой кризис в семинарии, когда мне показалось недостаточно эффективным обучение из-за того, что второй час учебной пары отводился на ответы учащихся. Мне было скучновато, и одно время были даже мысли о переводе в Ленинградскую Духовную семинарию. Там я дважды побывал для знакомства с лекциями, преподавателями.

В конце обучения в академии я испытал большой удар - срыв попытки защитить кандидатскую работу у профессора А.И. Осипова на тему: «Значение Православия для личности и общества». В процессе написания работы пообщаться с научным руководителем практически не удавалось. Работа получилась компилятивной, главным и единственным ее достоинством был большой объем фактов и цитат, собранных мною за время обучения в духовных школах. Этого было явно недостаточно, и крах был закономерным. После разгромного отзыва я даже не пытался защищаться. Помню, несколько дней был в прострации, бродил по лесу на окраине поселка Струнино. У Осипова многие терпели фиаско. Я не прислушался к предупреждающим голосам. У меня было острое чувство своей неполноценности без кандидатской степени. С большим трудом взял себя в руки, выбрал новую тему, о преподобном Паисии Величковском как продолжателе исихастской традиции. Работу писал у И.Н. Экономцева - впоследствии архимандрита Иоанна, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Работу писал два года, ездил в Кишинев для ознакомления с архивом, брал книги и общался на тему кандидатской с протоиереем Александром Менем, которого несколько раз посетил в Семхозе. Помню беседы с отцом Александром о фильме «Покаяние» и об отце Серафиме (Роузе), о месте еврейского народа в духовной жизни человечества. Любознательность диктовала какие-то формы контактов, хотя я воспринимал отца Александра через призму знаменитого открытого письма ему митрополита Антония (Мельникова).

Защита прошла очень формально. Работа, откровенно говоря, была сыроватой, ко мне явно снизошли. Я понял, что научная, сугубо богословская работа - это не для меня. Научное руководство было формальным, писал я уже без огонька, только для степени, значка. Первая тема мне была интереснее, я же апологет!

От учебы в Духовных школах у меня сохранились записи лекций, практически это стенография, приблизительно 250 общих тетрадей. Сохранились все сочинения, а в записях были зафиксированы даже «лирические отступления» преподавателей, особенно много таких отступлений было у Владыки Питирима. Читая массу книг и журналов, я всегда делал выписки, которые потом были отпечатаны на пишущей машинке. В итоге получилось 20 сборников, в каждом из которых по 200 страниц. Это неоценимый материал для проповедей и бесед.

Окончание семинарии совпало с открытием Данилова монастыря. Назначенный туда наместником эконом Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Евлогий пригласил меня помогать ему в качестве секретаря. Это был 1983 год.

См. также

Игумен Кирилл (Сахаров)

73
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru