‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Пасха Господня в тверской глубинке

Известный московский священник молитвенно заботится о восстановлении разрушенных сельских храмов.

Известный московский священник молитвенно заботится о восстановлении разрушенных сельских храмов.

Об авторе. Игумен Кирилл (Сахаров) родился в 1957 году на Донбассе в шахтерской семье. Член Союза писателей России. Кандидат Богословия. Окончил Московский педагогический институт, Московскую Духовную семинарию и Духовную Академию. Исполнял послушания в Почаевской Лавре, подвизался в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского Патриархата.


Игумен Кирилл молится у Поклонного креста в Тверской области.

После долгого перерыва мы снова в Лихославльском районе Тверской области. В зимнее время от поездок в глубинку решили воздерживаться, так как ехать в это время туда непросто. В холодное время в неотапливаемые храмы на службу никто не придет (топят только в одном из опекаемых нами храмов - в Скорбященском в селе Залазино). Снежные завалы не позволят выйти на прогулку. Служить вдвоем на Пасху и в Светлую седмицу - роскошь непозволительная, так как упускается возможность сделать что-то для духовного возрождения глубинки. Некоторые прихожане пытались отговаривать от поездки, ссылаясь, в частности, на холод. Но мое желание непременно ехать было неудержимым и непреклонным. Оно не изменилось и после последнего диагноза врача «артрит ног с тенденцией к артрозу». Вернувшись через неделю, я, анализируя поездку, был изумлен, как с утра до позднего вечера удалось послужить в храмах, часовнях и у Поклонных крестов в двух десятках деревень, посещая по три населенных пункта в день и почти ежедневно проводя Крестные ходы не только вокруг храмов и часовен (в некоторых деревнях Крестные ходы прошли с пением Пасхального канона).

При выезде из Москвы остановились у храма Рождества Христова на Ленинградском шоссе. Неожиданно было увидеть здесь, на территории храма, полтора десятка росгвардейцев плюс несколько полицейских. У нас в храме, в центре Москвы, было всего двое полицейских. Молодой священник, по-видимому, пакистанец, энергично передвигался по территории и внутри храма. Благословляет людей на расстоянии, руку целовать не дает. Наверное, так будет продолжаться еще долго и после окончания всех эпидемий. Подъехали к святому источнику у деревни Марьино - испили потрясающе чистую освежающую воду.

Далее по пути в деревню Владычня располагается скит Владычня Марфо-Мариинской обители. После закрытия обители в 1926 году здесь подвизались сестры обители и их духовник архимандрит Сергий (Сребрянский). Пять лет назад в честь этого преподобноисповедника в скиту был построен красивый деревянный храм. Помолились у Поклонного креста, установленного на месте разрушенного Вознесенского храма в селе Кава. В клубе напротив заманчиво мерцает светомузыка - наверное, в разгаре молодежная дискотека. К общему удивлению, в клубе был только один мальчик лет двенадцати. В Троицком храме села Первитино нам предстоит совершить полунощницу, Крестный ход и Пасхальную заутреню - впервые за последние 100 лет. Проходившая мимо стайка молодежи пообещала прийти на Крестный ход, однако, не пришли. Накануне разговаривал со старостой храма. Он активно советовал надевать в храме каску, так как иногда сверху падают кирпичи. Нам, однако, это не грозило, так как служба проходила под колокольней, где более-менее все было благоустроено.

Литургию служил в Никольской церкви села Змеево. К сожалению, пришла только одна семья моих духовных чад, поселившихся здесь, и отец одного нашего прихожанина - из местных не было никого. Очень печально… Программа по внутреннему благоустройству этого храма на текущий год была выполнена досрочно. Внутри храма был обшит досками потолок.

Вечерня в деревне Колмодворке прошла не у Поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни, а в доме ответственной за крест. На утрене в Скорбященской церкви села Залазино была только казначей храма. На Литургии было шесть местных, трое из них причастились. Отрадно, что мои помощники завершили работы по устройству иконостаса и покрытию пола в главном приделе храма. Огромный алтарь не узнать. После того, как сняли доски с окон, внутри много света. С технологической точки зрения делать пол и иконостас в храме в то время, когда купол не покрыт, кажется абсурдным. Но, во-первых, таких денег, чтобы его покрыть, на сегодня нет. А, во-вторых, по опыту знаю, что такие нелепые с точки зрения здравого смысла вещи, как настил пола в доме без крыши, приводили к хорошим результатам. Они наглядно показывали для приходящих, что за восстановление храма взялись всерьез, и вызывали цепную реакцию следующих действий. Но главное, конечно, это как можно скорее начать совершать даже и в полуразрушенном храме службы.

На Литургии в Покровской церкви села Пиногощи была только одна старушка (приехала в родовое гнездо из райцентра). Накануне на вечерне не было никого. Рядом с храмом вырос огромный дом переселенца из Москвы. Непривычно было видеть у него длиннющую бороду. К сожалению, на службу он не пришел…

Порадовало, что на утреню в Георгиевскую часовню деревни Ананкино пришло пять человек. Одна из женщин попросила рассказать об артосе. Сказала, что 40 лет посещает церковь. Огорчило то, как примитивно она понимает Таинство причащения. Вечерня в Казанской часовне деревни Иваньково и утреня у Поклонного креста на месте разрушенной Тихвинской часовни в деревне Райки прошли без прихожан (в Петропавловской церкви села Назарово на вечерне их тоже не было).

Дорога была очень разбита, похожа на стиральную доску. Часто моросил дождь. Множество лягушек усеивали дорогу.

В школе села Микшино - на родине подвижника игумена Никона (Воробьева) - была встреча с учениками 5-6-х классов. На встрече присутствовало пять учителей. Планировалось, что она будет длиться пол-урока - 20-25 минут, а получилось на целый урок. Задавали множество вопросов. Запомнился вопрос одной девочки: «Мы произошли от Адама и Евы или от обезьяны?» Призвал детей изучать и помнить свои карельские традиции - по реакции учеников и учителей понял, что здесь об этом мало говорят. Учитель физики сетовал: «На неокрепшие души детей очень плохо влияет интернет». Обедали в школьной столовой.

Вечерню служили у Поклонного креста в деревне Волхово, а утреню с Крестным ходом в деревне Долганово. В последней поразила целая улица полуразрушенных деревянных домов. На отдельных участках Крестного хода продирались сквозь заросли с колючками. Неухоженность, замусоренность здешних деревень сильно контрастировали с тем, что я видел в Германии, где каждый клочок земли буквально вылизан. Вокруг некоторых Поклонных крестов и часовен обвалились деревянные ограды. Я понял, что они недолговечны и делать их опять смысла мало. Нужно ориентироваться на металлические сетки, закрепленные на железных столбах.

В деревне Заболотье поселилась семья из Винницкой области Украины. Говорили, что настроены они не очень доброжелательно, к тому же неправославные. В здешних местах это первая ласточка, на будущее, наверное, будут еще такие поселенцы. В Микшино в Сретенской церкви на часах и обеднице была только семья местной старосты (только они были и накануне на вечерне). Храм закрылся в 1938-м году. Последний священник - отец Михаил Зайцев - был репрессирован в 37-м году. Храм стал возрождаться с 2005 года. В 2014-м году прошла первая служба - молебен с водосвятием. Вместо Царских врат в храме пока только завеса. Вышли на Крестный ход и сразу увидели, как из микроавтобуса выходит группа детей (они приехали из райцентра) - для того, чтобы сделать уборку вокруг микшинских храмов. Они уже несколько дней ездят по району для уборки вокруг храмов и на кладбищах.

После часов и обедницы в часовне в честь священномученика Власия в Бронино решили ее прокрасить и внутри и с внешней стороны, несмотря на значительные разрушения. В завершение был Крестный ход с совершением утрени в селе Змеево. На обратном пути совершили обедницу у самого высокого креста, установленного нами в поселке Приозерный. Установлен он был у дороги, высота креста около шести метров. К сожалению, никто из местных не пришел, хотя поселок намного больше, чем все опекаемые нами деревни вместе взятые. В селе Дмитровское в храме святого Великомученика Димитрия Солунского пропели Пасхальные стихиры. За зиму на полу храма образовались кучки из падающей со стен и потолка штукатурки. Икона покровителя храма, казалось, грустно взирала на печальную картину разрушений. Когда в храме редко бывают люди, то происходят такие вещи, как срыв креста над входными дверями, установка памятников при подходе к храму и прочее.

В селе Медное у стены Казанского храма помолились на могиле протоиерея Игоря Седова - настоятеля храма, скончавшегося в прошлом году. Даже по московским меркам храм довольно благоустроен и благоукрашен. Пожалуй, он один из лучших сельских храмов Тверской Митрополии. При входе в храм обратили внимание на объявление: «В храме связь только с Богом. Пожалуйста, выключите мобильный телефон». Преемник отца Игоря отец Владимир, уроженец Кубани, был рукоположен всего пару недель назад. Он такой же веселый и общительный, как и его предшественник.

В поездке за трапезами и в машине много общались между собой. Вспоминали живых и умерших прихожан. Некоторые из них были довольно колоритными. У одной прихожанки национальность состояла из трех слов. На настойчивые попытки узнать, какой она национальности, неизменно был ответ: «Все национальности равны». Причудливо переплетались в обиходе цифры 6 и 9. Я, например, рассказал, что накануне поездки при входе в наш храм увидел большое количество экскурсантов. Знакомый экскурсовод тепло меня приветствует и представляет им. Перечисляет мои регалии, заканчивая словами: «И написал шесть книг воспоминаний». Терпеливо выслушав его, я сказал следующее: «Вы упомянули 6 моих книг (их на самом деле уже 9). А я вспомнил, как в одной семье очень талантливого народа одна из гостей, прощаясь, сказала: «Сара, все было очень прекрасно, угощение было великолепным. Мне особенно понравились пирожки, испеченные тобою, я с удовольствием съела их шесть штук». Хозяйка в ответ: «Ну, положим, не шесть, а девять, ну так кто ж вам тут будет их считать».

Как всегда в поездках, их участники раскрывались с неожиданной стороны. Были интересные рассказы. Запомнился рассказ одного мужчины, приехавшего к нам с севера, про их священника. Родом из кубанских казаков, он вел себя очень жестко и независимо. В конце часов вместо возгласа «Молитвами святых отец...» он вдруг начинал импровизировать, молиться своими словами: «Господи, накажи содомитов, пошли нам хорошую погоду…» и т.п. - служил не по уставу.

Я, как всегда, был требователен и строг, досталось, однако, и мне. Так, этот мужчина мне сказал: «Вот вы требуете, чтобы мы все были готовы к выезду в назначенное время, а сами встаете в последний момент». Я в свое оправдание: «Не забывайте, что по совокупности своих заболеваний я инвалид 2-й группы».

В целом поездка прошла при большом подъеме. Все, что было намечено, с Божией помощью сделано. Удивительно, что вернулись мы в аккурат к началу Всенощного бдения. Слава Богу за все!

33
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru