‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Покаяние за предков

Размышления в праздник перенесения мощей Святителя Филиппа Московского и в канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев.

Размышления в праздник перенесения мощей Святителя Филиппа Московского и в канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев.

Об авторе. Александр Николаевич Закатов родился 19 июля 1972 года в Москве. Внук выдающегося ученого-геодезиста П.С. Закатова. Директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Государыни Великой Княгини Марии Владимировны. Кандидат исторических наук, доцент. Преподаватель на кафедре отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (бывшего Императорского Константиновского Межевого Института). Член научного совета Российской академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. Член Союза писателей России. Живет в Москве.

3/16 июля Святая Церковь празднует перенесение мощей Святителя Филиппа Митрополита Московского (1652 г.). Промыслительно, что это и канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев - 4/17 июля (1918 г.). В этот день особенно важно развеять заблуждение о том, что «потомкам каяться не в чем» и, якобы, «нельзя каяться за других».

Безусловно, Таинство Покаяния сугубо личное дело и было бы безумной гордыней пытаться брать на себя грехи других людей и каяться за них.

Однако у слова «покаяние» есть и более широкий смысл.

Изначальный смысл слова «каяться» - это «скорбеть», «сожалеть» (священник Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. Репринт. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - с. 247). Если мы не сожалеем о совершенном (пусть и не нами) зле, если мы не сострадаем и не сочувствуем жертвам беззаконий и жестокости и не скорбим о поступках тех, кто совершил преступления, мы принимаем на себя и несем, по крайней мере частично, ответственность за грех.

Еще хуже, если мы пытаемся оправдать зло или отрицать его совершение, фальсифицируя историю. Тогда наступает уже полнота ответственности, как будто мы сами участвовали в преступлении.

Разумеется, это не правовая, а духовная проблема. Однако для верующих людей понятно, что самый главный Суд над каждым из нас совершится не по человеческим, а по Божественным законам.


Фрагмент картины А. Литовченко «Царь Алексей Михайлович у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского».

Пример Царя Алексея I Тишайшего, каявшегося у мощей Святителя Филиппа за своего великого предшественника Царя Иоанна IV Грозного, является одним из ярчайших образцов «покаяния за предков».

В своей Грамоте «царь, - пишет церковный историк А.В. Карташев, - обращается к митрополиту Филиппу, как к живому:

«Ничто столько не печалит души моей, пресвятой Владыко, как то, что ты не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве, во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе Святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая Соборная и Апостольская Церковь и вера Христова, которою спасаемся. Молю тебя, приди сюда и разреши согрешение прадеда нашего Царя и Великого Князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистию и несдержанною яростию. Хотя я и неповинен в досаждении тебе, но гроб прадеда приводит меня в жалость, что ты со времени изгнания твоего и доселе пребываешь вдали от твоей святительской паствы. Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение его своим к нам пришествием, и да упразднится поношение, которое лежит на нем за изгнание тебя. Молю тебя о сем, о священная глава, и преклоняю честь моего царства пред твоими честными мощами, повергаю на умоление тебя всю мою власть…» (Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - Т. 2. - М., 1992. - с. 137).

Здесь попутно нужно отметить, что фальсификаторы истории нередко заявляют, что будто бы при династии Романовых заслуги династии Рюриковичей приуменьшались, история ее правления искажалась, а Иоанн IV Грозный в особенности подвергался какому-то поношению.

Это наглая голословная безсовестная ложь и клевета.

На протяжении всего царствования Российского царского и императорского Дома Романовых отношение к памяти Царя Иоанна IV Грозного было неизменно почтительным.

Иначе и быть не могло. Романовы унаследовали царский престол именно благодаря свойству с Иоанном IV. Это - основа их легитимности.

Отдельные отрицательные оценки личности Иоанна Грозного или тех или иных аспектов его политики, конечно, имели место и при Романовых. Но это были частные мнения частных лиц. Официальная идеологическая и духовно-историческая позиция Дома Романовых в отношении Иоанна Грозного заключалась в том, что это был великий Государь, ошибки и грехи которого не могут затмить его колоссальный вклад в развитие Государства Российского.

Царь Алексей Михайлович каялся за Царя Иоанна Васильевича не потому, что хотел необоснованно приписать ему нечто плохое или унизить его память, а наоборот, зная, что, увы, и вправду произошло со Святителем Филиппом, испытывая «жалость», желая, будучи наследником, продолжателем и хранителем наследия Дома Рюриковичей и персонально дяди своего деда - Патриарха Филарета (Романова), получить прощение и исправить последствия греха, чтобы он не продолжал тяготеть над Россией.

В наши дни особенно актуальным остается покаяние за происшедшее с нашим Отечеством в ХХ веке, за грехи и преступления, подготовившие, осуществившие и продолжившие революцию 1917 года, за цареубийство и уничтожение соотечественников по религиозным, социальным, классовым и политическим мотивам.

Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна предостерегает всех от мрачного отношения к прошлому, от культивирования «комплекса неполноценности и преступности», от взаимных обвинений. Она признаёт, что ответственность за катастрофу, постигшую Российскую Империю, лежит и на Доме Романовых. И она не призывает к покаянию других, а старается подать пример собственным покаянием.

Нам же следует, по крайней мере, подумать об этом. И не оставаться, поддаваясь лживым и лицемерным призывам лукавых людей, в горделивой уверенности, что «нам не в чем каяться».


81
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru