‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святые и строгие лики…

В Самарском областном художественном музее открылась выставка старинных сызранских икон.

В Самарском художественном музее открылась выставка старинных сызранских икон.

…И снова Самара встретилась с удивительными, уникальными сызранскими иконами! 3 марта выставка «Сызранская школа иконописи в культуре Самарского края» встречала гостей в Самарском областном художественном музее. Невольно подивишься: знаменитые некогда, но, казалось, навсегда утраченные иконы эти возвращены трудами коллекционеров. Неутомимых собирателей русской старины. И как-то странно по отношению к иконам звучит: коллекция. Да, в позднее советское время было особым шиком собирать старинные иконы лучших русских мастеров. Был в этом, наверное, и некий скрытый вызов безбожию: ограбили и порушили храмы, уничтожили иконы… - а вот они, неубитые, все равно сияют неотмирным светом! Но вот подходишь к ним, убранным за стекло, вглядываешься… - и сердцем ощущаешь: это не просто собрание раритетов. Перед ними молятся!..


Митрополит Сергий и министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш на открытии выставки.

Но прежде было торжественное открытие выставки, начатое духовным концертом в проникновенном исполнении сызранского муниципального хора «Многолетие». Администратор Сызранской школы иконописи, председатель Церковно-исторического совета Сызранской епархии игумен Марк (Алексеев) и специалист Центральной библиотечной системы Сызрани Елена Мочалова подробно рассказали о возникшем во второй половине XVIII века неповторимом стиле Сызранской школы иконописи.

Эта школа иконописи развивалась до 30-х годов XX века в среде старообрядцев-поморцев безпоповского толка - наиболее консервативной ветви старообрядчества. Для этой иконописи характерно следование старым греческим традициям, когда святые лики и силуэты выписаны сдержанно, без живописных изысков, пришедших в иконопись из «чувственной» западной школы. Но, строго следуя канонам греческого письма, мастера привносили и некоторые собственные находки, что составляет «необщее выражение» именно сызранских икон. Это и своеобразная колористика, и белый фон или оттенки оливкового и охры, и характерный «сызранский» завиток в орнаменте. Белый фон на иконах был своего рода визитной карточкой иконописца Александра Архиповича Бочкарева. Своим творчеством Александр Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию и за ее пределами. На Новгородской выставке 1896 года Бочкарев был удостоен награды от Императора Николая II. Но после переворота 1917 года пострадали от репрессий и иконописцы. Брат Александра Бочкарева Федор Архипович наотрез отказался участвовать в советском оформлении московского Кремля. В ту же ночь его арестовали и приговорили к ссылке в Архангельскую область. Там на Севере он и пропал…

В 1932 году (первый собиратель сызранских икон Андрей Александрович Кириков в своей монографии приводит другую дату - 1929 год) подвергся репрессиям Александр Архипович Бочкарев. И хотя вернулся из ссылки живым, икон он больше не писал… Несколько икон знаменитого мастера есть в фонде Сызранского краеведческого музея и в частных коллекциях, а также в молитвенном доме местной старообрядческой общины.

Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий в своем приветственном слове отметил:

- Сегодня идет великое столкновение цивилизаций, и мы должны определиться в своем выборе. Наш исторический код, культурный, находится в Православной цивилизации. И эта выставка - свидетельство пробуждения нашего самосознания, свидетельство нашей национальной культурной идентичности. Традиционное церковное искусство сегодня Божией милостью возвращается для общего обозрения. Хотя икона - это не предмет любования, не форма эстетического наслаждения, это, прежде всего, обращение человека к Первообразу, это молитвенный подвиг многих и многих людей. Сила русского народа - в его вере, в образе святости и Божественной правды. И Сызранская икона представляет образ уникальный, потому что это творчество людей, которым не безразлично их делание, открывающее смысл бытия. Зачем человек живет? На этот вопрос отвечает вера Православная - в высоких культурных образах, как в иконе, в литературе, святоотеческом наследии. Если мы сохраним наше культурное наследие - сохраним и наш народ. И явим миру больше красоты человеческой личности, на сей день во многом утраченной.

- Нас ждет встреча с потрясающей выставкой! - так эмоционально начала свое выступление министр культуры Самарской области Татьяна Павловна Мрдуляш. - Меня удивило несколько вещей. Прежде всего многие иконы из этой коллекции - это личные иконы, семейные, написанные по заказу. Они написаны для людей, которым было важно, чтобы образы их святых, святых их близких охраняли их семью, детей, родителей, супругов, их самих. Это именно то, что людям важно, для своей души и для своей жизни - иметь эти образа. Большое счастье и удача, что эти образа удалось собрать. Я надеюсь, что эту замечательную выставку увидят многие жители Самарской губернии и люди за ее пределами, потому что музей принимает большое количество туристов. И я очень надеюсь, что эта школа иконописи будет продолжать развиваться и расти для людей, которые ее любят и для которых она важна. Спасибо большое еще раз, всем хорошего знакомства с выставкой. Она правда замечательная.


Епископ Сызранский и Шигонский Леонтий.

И все же - почему так важны для нас эти старые образа с их строгой иконописной традицией? Об этом говорил Епископ Сызранский и Шигонский Леонтий:

- …Раньше люди жили больше идеей, и образовывались как раз в церкви через чтение духовных книг. И это отразилось в характере русского человека. Но богословие, которое выражается и в красках, и в архитектуре, постепенно этот свой свет и глубину стало растрачивать. На иконах появляются многие подробности, детали, декор, и все переходит в какое-то украшательство, постепенно теряются эти высоты. И так получилось, что вот эти традиции и смыслы до нас донесли люди, которые, собственно говоря, уклонились от церковного учения, раскольники. В силу своей консервативности, потому что для них было важно сохранить форму, может быть, уклонившись от содержания, от глубины веры Православной, они держались за традиции, за предания предшествующих поколений, в том числе и обрядовость сохраняли, и икону. И вот эта старообрядческая икона сызранская, она помогает нам теперь вернуться к истокам иконописи. Ведь иконописание - это особое искусство, его нельзя сравнивать с живописью, потому что оно призвано передать иные законы, иные реалии духовные. И поэтому каноны иконописи, они иные. Например, обратная перспектива, когда фокус иконы находится в сердце человека, а не где-то там, за поверхностью иконы. И старообрядческая сызранская икона призвана нас вернуть к чистоте, к идеалу Православной веры и, конечно, к борьбе добра и зла, которая происходит в сердце каждого человека. И мы надеемся, что это возрождение иконописной школы поможет нам вернуться и в целом к этим традициям и идеалам, которые, к сожалению, ушли из поля зрения многих людей.

Вызвали интерес выступления главы города Сызрань Николая Михайловича Лядина, сызранцев Александра Михайловича Макарова и Олега Николаевича Жадаева, которые стояли у истоков возрождения сызранской школы иконописи.

Предприниматель и благотворитель, создатель галереи «Наследие» Александр Макаров поделился опытом плодотворного сотрудничества с городской администрацией. Благодаря этому сотрудничеству удалось поставить в городе памятник основателю Сызрани воеводе Григорию Афанасьевичу Козловскому, хотя с трудом верилось в успех этого замысла. А в галерее «Наследие» собрано около пятисот картин сызранских художников, и теперь ее фонд пополняется сызранскими иконами!

- Сегодняшняя коллекция представлена вам - с болью, не иначе как чудом, трудно другое слово подобрать… Год назад я был далек от собирания икон. Видел изображения, читал много, но живьем ощутить теплоту и свет, которые исходят от иконы, не мог. Нас принял Владыка Леонтий, благословил, и как-то все пошло. За 8 месяцев у меня в коллекции уже около 40 икон, в том числе уникальные иконы. Когда говоришь, что должна восторжествовать историческая справедливость, и иконы, которые увезли в свое время из Сызрани, должны вернуться хотя бы частично, это происходит. Мне помогают антиквары, которые находят сызранские иконы в разных городах - в Москве, Ульяновске, Самаре, в Крыму… Владыка Леонтий говорил мне, что я занимаюсь и проповедью тоже, когда собираю и доношу до людей красоту этих икон. Это, конечно, первый шаг, но не последний. Я думаю, мы будем делать и дальнейшие шаги в пропаганде школы сызранской иконописи.

А когда отзвучали речи, пришла пора молчанию. Среди икон из коллекции Макарова была здесь совсем небольшая - «Ангел Благое молчание». Тихий Ангел взял нас под покров своих крыл, и мы в молчании уст проходили от иконы к иконе, где-то останавливаясь, потому что не отпускали строгие святые лики. Игумен Марк, негромко рассказывавший Митрополиту Сергию о каждой из этих святынь, обратил особое внимание Владыки на деревянный крест:

- Таких вещей очень мало осталось. Крест частично отреставрирован, центр практически весь целый, только промыт. То есть реставраторы очень бережно, минимально вносили поновления…

А сотрудница музея добавила:

- И эта ниша в стене как будто специально для креста была предназначена…

Выставка продолжит свою работу до 7 апреля. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы можно будет в последний раз прийти в музей и постоять у сызранских икон… Впрочем, в последний ли? Будем надеяться на новую встречу с этим чудом старой иконописи!

Ольга Ларькина.

105
Ключевые слова Сызранские иконы
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru