‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Крест на Грушинской поляне

Православные миссионеры впервые приняли участие в фестивале авторской песни им. Валерия Грушина.


Впервые на фестивале авторской песни имени Валерия Грушина за всю его почти тридцатилетнюю историю в нынешнем году был создан Православный миссионерский лагерь. А наших среди разношерстной грушинской толпы можно было узнать по густым бородам, длинным юбкам, трезвому духу, а также по синим и зеленым футболкам с Православным крестом и надписью «Всероссийское молодежное Православное движение». Православных крестоносцев среди огромной толпы — сотен тысяч людей — было всего человек шестьдесят, одну группу автобус привез из Москвы, другую — из Санкт-Петербурга. Среди миссионеров было два священника, оба из северной столицы: это иерей Артемий Скрипкин и иерей Александр Михеев.
Грушинский фестиваль — особый мир. В этом году главный концерт на Горе опять прошел в ночь на Ивана Купала (Рождество Иоанна Крестителя) 7-го июля, совпав с древним языческим праздником, что, конечно же, не случайно. Это палаточный рай, где все счастливы, но это рай на земле. Здесь в почете вторая часть заповеди Господней: возлюби ближнего, как самого себя. О ее первой части — возлюби Бога… — не вспоминают. Авторская песня душевна, но в ней почти нет духовного, отблеска Горнего мира. Пустота должна быть заполнена. Духовный вакуум фестиваля уже несколько лет на фестивале заполняют во множестве съезжающиеся сюда кришнаиты.
Даже сами барды не знают, где искать корни авторской песни, но они скорее всего в псальмах и духовных песнях, которые так любили петь раньше на Руси калики перехожие. Не случайно авторская песня так светла. Обидно, что фестивалю авторской песни неизвестно Православие, которому авторская песня, если смотреть вглубь, обязана своим существованием. Валера Грушин, чье имя носит фестиваль, совершил христианский подвиг самопожертвования и любви, вытащив из ледяной воды горной речки двух тонущих детей, а сам погиб «за други своя». Об этом только на минуту вспомнят в начале фестиваля, а дальше — карнавал.
После статьи о Грушинском фестиавле «Палаточный рай» в «Благовесте» в редакцию приехали Сергей и Ксения Смирновы из Санкт-Петербурга, участники Всероссийского Православного молодежного движения, сказали, что идея эта — начать воцерковлять грушинскую молодежь — им очень понравилась и они хотят ее осуществить. И осуществили. О том, что из этого вышло, я побеседовала с иереем Артемием Скрипкиным, председателем молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии.
— Какую цель вы ставили перед собой, создавая на Грушинском фестивале Православный лагерь?
— Мы хотели привезти сюда Православных бардов, чтобы всем показать: Православие не только не противоречит творческой самореализации человека, но, напротив, Дух Святой вдохновляет и приносит плоды в творчестве людей верующих. И это было показано. Наши барды пели на всех сценах, и многие из них завоевали народную любовь. В нашем лагере оказалось сразу два дипломанта фестиваля: мало пока известный талантливый Андрей Селиванов, он из глубинки, из Урюпинска. И известный многим гитарист Стас Бартенев из группы «Если». Стас — рок-музыкант, но когда он обратился к Православию, тональность его песен стала совсем другой. Удачно выступил исполнитель русских романсов Андрей Истоков, запомнился Игорь Стригун, который создал в Москве клуб «На Крутицах» на Крутицком подворье, и другие.

Наши сразу очень ярко заявили тему любви к Родине. На Грушинском фестивале тема Родины, России очень слабо звучит. Поют о чем угодно, но не о том, на какой земле мы живем, куда мы идем, кто мы такие. Особой популярностью на фестивале пользовалась песня «Русь называют святою» иеродиакона Романа в исполнении наших ребят, она стала здесь нашим гимном.
Помимо участия в конкурсах, мы вывесили объявление, что все желающие могу приходить в Православный лагерь, разговаривать со священниками, общаться, принимать участие в молитвах. И многие к нам приходили. Руководство лагеря выделило для нас хорошее место, там мы расположились, с палатками, с походной часовней, в которой совершались ежедневные утренние и вечерние молитвы, желающие могли исповедаться. Была развернута книжная лавка, мы раздавали безплатно антигробалистские и миссионерские листовки. Подходили молодые люди из Ижевска, из Самары и спрашивали, как им тоже организовать что-то подобное. Одна женщина на фестивале попросила ее окрестить…
— Вы довольны тем, что удалось сделать на фестивале?
— Чем-то довольны, чем-то — не очень. Нам не удалось отслужить панихиду по рабу Божию Валерию Грушину, в честь которого назван фестиваль. К сожалению, нам не удалось выяснить, был крещен Валера или нет. Фестиваль ведь начался с того, что собрались для воспоминания о нем его лучшие друзья. Очень важно было бы подчеркнуть значение подвига Валерия. Фестиваль очень разный. Был жуткий разгул и какое-то вавилонское столпотворение, были ужасные ночные дискотеки на пляже. Но были маленькие сцены, очень душевные. Были примеры высокого искусства и духовности в исполнении отдельных бардов. Наша задача не только в том, чтобы самим нести Православие, но и сделать лучших людей фестиваля нашими союзниками — тем большую силу получит здесь наша проповедь. Мы благодарны за хорошее отношение к нам коменданту фестиваля Владимиру Леонидовичу Речкину, по его словам, в перспективе на Грушинском возможно создать отдельную Православную сцену.
- В чем вы видите свою самую главную задачу Православной миссии на Грушинском?
— Задача-максимум тождественна миссии Церкви — свидетельствовать об Истине. В кругу известных бардов мы отслужили торжественный молебен на освящение воды и освятили главную сцену-площадку фестиваля, призвали Божие благословение на труд этих людей. Они молились вместе с нами. А первое, что мы сделали на Грушинском — поставили крест. Впервые над Грушинской поляной возвышался белый крест, который был виден со всех сторон. На этом месте проводились богослужения, оно было освящено молитвой, и это самое главное: в это место пришла Божественная благодать.
В разговор вступает иерей Александр Михеев:
— Можно привести в пример Иоанна Златоуста, которому говорили: что ты произносишь свои проповеди, их никто не слушает. А он отвечал, что если его проповедь будут слушать всего десять человек и даже один — он будет проповедовать, и даже если никто не будет слушать — все равно будет, тогда вся награда ему достанется. Свидетельство о Христе разрыхляет даже ту почву, на которой сразу не может ничто возрасти. В этом смысле наша миссия не могла не удаться.

…Во время фестиваля произошел интересный эпизод. Кришнаиты огромной толпой подошли к Православному лагерю и стали петь свои мантры. Наши запели Православные молитвы — это сначала не подействовало. И только когда священник сказал: давайте запоем «Христос воскресе из мертвых», и все громко запели, — кришнаитов сразу как ветром сдуло…
А что будет, если весь фестиваль — в этом году на Грушинский приехало сто сорок тысяч молодых людей — запоет Пасхальный тропарь? Эта молитва может изменить судьбу всей страны!
Буквально в последние годы появилась целая генерация Православных певцов, мы из них знаем только несколько самых известных имен. Михаил Кривоногов из села Мурина под Санкт-Петербургом духовные песни искал много лет, хотя играл и в рок-группе, но душа просила другого. Однажды он увидел книжку духовных песен с нотами, которые собрал и издал в 1994 году протоиерей Николай Гурьянов с острова Залита. Она стала толчком к творчеству. Михаил начал писать свои песни на разные духовные стихи, всегда прося Божией помощи, чтобы песня получилась красивой. Его песни с удовольствием поют его друзья, Михаил выступает на Православном радио, на сцене. Это только одна судьба.
Раньше Православие пронизывало всю жизнь человека. Возвращаясь из храма домой, человек, сердце которого горело, продолжал молиться непрестанно Богу — и молитвой, и безхитростными словами народной песни. В песнях выливалась любовь народа к Божией Матери, святым угодникам. В народных духовных песнях — то же славословие Бога, только язык более доступный и простой. Эти песни ушли из нашей жизни, сейчас они возвращаются. Хороший знак!

На снимках: иерей Артемий Скрипкин (справа) и иерей Александр Михеев у креста в Православном поселении церкви свв. Новомучеников и Исповедников Российских в пос. Прибрежном Самарской области; Православный бард Михаил Кривоногов.


Людмила Белкина

12.07.2002
1047
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru