‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Любовь и простота

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Здравствуйте, мои дорогие!

Столько лет говорю одни и те же слова, а мне всё кажется, что сегодня я должен сказать что-то особенно важное.

Говорят, что писательство - это полет; сочинительство, образность, не приземленность. И поэтому я не писатель. Мне попроще с живыми людьми. Меня вдохновляет реальность.

Андрей Андреевич Савин (2005) - человек легендарный, секретарь епархии и сподвижник семи (!) Архиереев, переживший разруху, гонения и возрождение Церкви. Судьба Православия двадцатого века - это его личная судьба.

Как-то рано утром я вошел в Самарский Вознесенский собор, где в ту пору Андрей Андреевич был старостой, и увидел такую картину: заслуженный старец стоит на коленях и старательно моет пол. Я смутился. «Андрей Андреевич, неужто у вас полы некому мыть?» - «А я люблю сам». Потом он медленно встал, посмотрел по сторонам и как-то по-детски восторженно и наивно сказал: «Посмотри, как красиво!..»

Вознесенский собор был передан Церкви совсем недавно: свежевыбеленные стены, временный иконостас… Андрей Андреевич стоял посреди пустого, еще не убранного церковным благолепием храма и любовался его духовной красотой. А я любовался духовной красотой этого смиренного человека! Такая сложная, трудная жизнь, и вдруг - эта внутренняя простота! Откуда?..

Странно, но мы почти не заметили эту утрату… «Раньше была любовь и простота. Поэтому и старчество было», - эти слова принадлежат архимандриту Авраамию (Куяве), 90-летнему духовнику Киево-Печерской Лавры, смиренному старцу. Уходящее старчество…

Если вам доводилось общаться с духовно опытными людьми, то вы, наверное, знаете о существовании некоего «языкового барьера». Их простые слова кажутся нам слишком простыми и как будто бы «не о том». Их наставления - не наставительны, укоры - не укоризненны, а молчание - настоящее золото. Молитвенное молчание старца многое проясняет.

Меня всегда удивляла незаметность этих людей. Они словно здесь - и их словно нет. Они «исчезают» в больших алтарях при соборном служении, на праздничных трапезах, в гуще народа - и «возникают», буквально «вырастают из-под земли», когда тебе трудно, когда ты искренно молишься.


Андрей Андреевич Савин у иконы Святителя Алексия в Вознесенском соборе г. Самары. Фото из архива редакции.

Иногда меня укоряют за то, что я уклоняюсь от паломнических поездок, не стремлюсь поехать за советами к старцам. Да, это так. Уклоняюсь и не стремлюсь… Попробую объяснить. Цель христианина - смотреть на мир глазами Христа («не я живу, но живет во мне Христос»). Но это так трудно, почти невозможно. И мы ищем человека с «глазами Христа» и пытаемся запечатлеть в себе его особенный взгляд, его видение мира. Один Бог - один человек - и одно видение мира. Мне большего и не надо, большего мне не вместить.

«Надо бы тебе опроститься» - эти слова я не раз слышал от своего духовного отца протоиерея Иоанна Букоткина. Слышал, но вряд ли их понимал. Мне казалось, что он имеет в виду мою книжную веру, привычку поразмышлять. Теперь-то я понимаю, что за этим деликатным советом (опроститься) скрывалось требование внутренней простоты.

Образ евангельской простоты - это ребенок, дитя. «Будьте как дети...» Детей не учат любить; они любят естественно, просто. Отними у ребенка любовь, и детство закончится; в детском сознании всё станет запутанным и враждебным. Любовь всё опрощает (не упрощает, а опрощает - две огромные разницы).

Опроститься - это значит жить сердцем, любить! Все сложности мира - в лабиринтах сознания. Рефлексия, зацикленность, эгоизм… Жить только умом значит с Богом бороться. И что же, надо отвергнуть все знания, опыт; стать доверчивым и наивным? Нет, конечно же, нет. От непосредственной простоты ребенка - до мудрой старческой простоты.

Детская любовь-простота - как предваряющая Благодать - дается нам даром, а потом отнимается. И только доброе старчество (которое измеряется не годами) вновь дарит нам эту свободу - любить! Любить «ни за что», «безпричинно», естественно, просто!

Есть природная, врожденная простота - прекрасное, но очень хрупкое качество, как незакаленная сталь или необожженная глина. Однажды, много лет назад работая на Севере, я оказался в деревне, где проживали только коми-зыряне (добрый, открытый народ, буквально как дети). То, что я там увидел, было похоже на кошмарный сон - все жители этой деревни были пьяны. Мужчины и женщины, старики и старухи… Пьяная деревня жила своей привычной пьяной жизнью: пьяные бабы громко судачили у колодца, пьяные мужики тесали бревна для сруба, а пьяный электрик сидел на столбе и сам с собой громко ругался. Товарищи мне объяснили, что «это нормально, так всегда, когда в селе появляются деньги; а на днях пенсию привезли…»

Детская простота хороша только в детстве. Чтобы не стать жертвой страстей, надо иметь взрослую, добродетельную простоту.

…Незримые связи между здешним и будущим; глубокая память о том, что было в самом начале; и твердая вера в единственность Истины… Мне кажется, что простота - это преодоление сложностей, способность увидеть всё в изначальном единстве.

На пороге прощания любовь бывает особенно сильной. Может, поэтому я так люблю позднюю осень. Когда вокруг всё умирает, во мне просыпаются новые чувства, я оживаю. «Дни человека - как трава; как цвет полевой… Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102). Да, всё, что меня окружает, забудет меня… А я буду помнить!.. Любовь - это просто. Смерть - это просто. Принять, пережить - и тогда ничего не исчезнет. Любовь привлекает к нам Благодать, а простота - позволяет ей действовать; простота Благодать умножает, а любовь - раздает её людям. И безсмысленно задаваться вопросом, что первично - любовь или простота. Одно без другого не существует. Чтобы любить, следует опроститься, а чтобы жить в простоте, надо ко всем (ко всему) относиться с любовью.

Простите.

Ваш Протоиерей Игорь Макаров.

298
Ключевые слова любовь, простота, благодать
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru