‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Благословенные дни

В самарском выставочном комплексе «Экспо-Волга» прошла осенняя Православная выставка-ярмарка.

В самарском выставочном комплексе «Экспо-Волга» прошла осенняя Православная выставка-ярмарка.

Можно ли за день обойти сразу сотни храмов и монастырей, узнать о хранящихся в них святынях и служителях Божиих? Ну разве только на Православной выставке, где Афон соседствует с Иерусалимом, а российский Дальний Восток - с Украиной или Грузией… Шаг в сторону - и ты уже в гостях у другой обители, и дивишься чудесным рукоделиям, и глаз не можешь отвести от старинной иконы, и слушаешь рассказы о тех местах, где никогда не бывал и вряд ли когда-то будешь. И всё запечатлевается в благодарном сердце.

Осенняя выставка «Благословенная Самара» началась 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. И главной святыней на ней стала частица мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но ковчег с частицей мощей и икона Иоанна Предтечи стояли в центре огромного зала рядом с большим и красивым резным киотом, в котором мы с радостью и волнением узнали икону Спасителя из самарского Свято-Казанского храма. Ту самую, на стеклянном киоте которой отобразился до мельчайших черточек образ Христа (в № 6 газеты «Благовест» мы по горячим следам писали об этом чуде…). И возле этих святынь клирик Казанского храма иерей Николай Сидоров каждый день служил молебны. Вот и самый первый молебен, на открытие выставки, тоже служил батюшка Николай. Он подробно рассказал молящимся, как увидели это чудо:

- …И было страшно и трепетно, но самое главное в том, что это чудо произошло в день Торжества Православия! Несколько веков назад была распространена ересь иконоборчества, иконоборцы уничтожали, сжигали иконы. И в память о победе над этой ересью установлен праздник - Торжество Православия. Он празднуется в первое воскресенье Великого поста. Так вот именно в этот день нам Господь Своим чудом показал, что значат иконы в духовной жизни православных, - показал тем, кто еще не крепок в вере, кто не почитает святые иконы. Нам, верующим, доказательств никаких не нужно. Мы просто веруем в Святую Троицу. Верим и любим.

Со многими участниками выставки уже здороваешься как со старыми знакомыми. Вот и диакон Сергий Серебренников из Нижнетагильской епархии Екатеринбургской митрополии подошел ко мне, поделился своими мыслями:

- Такие вот православные выставки очень нужны! Ведь иной человек стесняется ходить в храм, а сюда - почему бы не прийти. Увидит всю эту красоту, постоит на молебне, подойдет к святыне. Раз, другой придет на выставку - а потом, глядишь, и в храм идет.
…Был я на Царских днях в Екатеринбурге в этот раз. В Храме-на-Крови служил Святейший Патриарх Кирилл, и собралось более ста пятидесяти тысяч человек со всего мира, из разных стран. Спросишь: «Откуда вы?» - «Из Америки…» Из других стран… Люди даже в сквере у храма святых Петра и Февронии на траве стояли. Возле храма стояли МЧС-овские палатки для паломников - в палатках аж в два яруса спали. Военные только и успевали подвозить полевые кухни и питьевую воду, кормили паломников.

И колонна Крестного хода когда пошла по Екатеринбургскому пути скорби, растянулась - то бывало, на два, два с половиной километра, а тут и конца не видно ей было! Сам Святейший Патриарх всю дорогу прошел до самой Ганиной Ямы. Я со своими ногами весь путь не осилил. Сколько уж смог… А люди шли с детьми, с колясками. Аж до слез было трогательно смотреть. У нас в Екатеринбурге каждую неделю Крестный ход, только не от Храма-на-Крови, а из микрорайона Шарташ и до Ганиной Ямы, примерно два с половиной километра. Всякий раз человек сто-двести идут в этом Крестном ходе.

Николушкины колокола

Иду знакомиться с пока еще новыми для меня экспозициями. Останавливает взгляд старинная икона Николая Чудотворца: дивная, чудесная икона, но краска потрескалась, местами пооблетела. И Елена, представляющая храм Николая Чудотворца Салаватской епархии Уфимской митрополии, подтвердила:

- Мы собираем средства на реставрацию этой иконы. Образ нашли, когда после явления Николая Чудотворца начали восстанавливать этот храм близ деревни Васильевка в 2006 году. Рыбаки, местные жители, рыбачили на озере. Видят - какой-то старичок в капюшоне идет. И тут услышали колокольный звон. Откуда ему быть, если храма нет? Если бы это один кто-то услышал, сказали бы: почудилось. Так они все пятеро услышали звон. Удивились. На следующий день опять старичок появился и невидимые колокола зазвонили. Рыбаки побежали за ним, хотели догнать, но куда он исчез, никто не увидел. И на третий день всё повторилось. А как раз на следующий день после этого явления вышло постановление епархии о восстановлении храма.

Начали разравнивать землю, и в нише под фундаментом нашли две иконы - одну большую, вторую поменьше. А через месяц привезли большую храмовую икону Николая Чудотворца, ей четыреста лет. Икону сохранила от уничтожения женщина, которая работала в этом храме, и потом наказала своей семье беречь эту икону пуще зеницы ока. И вот через восемьдесят лет внучка вернула храму эту икону.

От здания храма оставались только третья часть фундамента и стен, и то сохранились, потому что безбожники полностью снести не смогли: при строительстве в раствор добавляли яйца. Ну а при советской власти там школа трактористов, что ли, была, так даже иконы вместо ступенек использовали! И та женщина, сохранившая храмовую икону, всех умоляла: не берите греха на душу, не попирайте святые образа!.. Храмовая икона мироточила еще в то время, когда хранилась у своей спасительницы. Остались следы мироточения на ней… И когда икона вернулась в храм, привезли частицу мощей Святителя Николая из г. Бари, вложили в мощевичок.

Сейчас уже храм восстановлен в первоначальном виде. Это один из немногих православный храм, построенный в готическом стиле. По старым фотографиям и чертежам его восстановили. В чем еще его необычность: в нем вместо окон 12 круглых икон, по числу церковных праздников. Сейчас храм уже действует. И теперь на основе этого храма создается Николо-Бондаревский скит, подворье Покрово-Эннатского монастыря. В него перейдут все мужчины, подвизающиеся в Покрово-Эннатском монастыре, ведь монастырь изначально, при матушке Зосиме, был женским, и теперь в него вновь придут монахини. Сейчас все средства направляются на то, чтобы до конца восстановить храм.

На выставку Елена приехала по послушанию, строитель Николо-Бондаревского монастыря иеромонах Григорий попросил помочь.

Вечной жизни Подательница

Послушник Георгий из Свято-Троицкого Межиричского монастыря, что на Украине, приезжает на выставку в Самару не в первый раз. Привез список с Межиричской иконы Божией Матери «Жизнеподательница». Он объяснил, что Межирич - село, расположенное меж двух рек.

- Поэтому и икона, и монастырь получили такое название. В монастыре хранится эта чудотворная икона, большая, около двух метров, византийская икона XIV века, одна из древнейших чудотворных икон на Руси. Это родовая святыня великого человека - преподобного Феодора, князя Острожского, основателя нашего монастыря. Он с ней ходил против татар, боролся против унии, против окатоличивания западной Руси. Святой Феодор Острожский прожил 116 лет! По его завещанию икона перешла в наш монастырь. А мощи его нетленные уже семьсот лет почивают в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Феодор и наименовал эту икону Жизнеподательницей. В акафисте звучит правильнее всего: «всем притекающим к Тебе вечныя жизни Подательница». Видите, ручки Пресвятой Богородицы указуют на ножки Христа, как бы говоря: идите Его дорогой.

Каждый день мы собираемся у главной святыни, и служится молебен перед этой чудотворной иконой, каждое утро первое молитвенное обращение в монастыре - именно к этому образу Божией Матери. Она хранит нас, Матушка Богородица!

- Монастырь закрывался в двадцатом веке?

- Закрывался. Но действовал как приход. Священник сумел отстоять от закрытия старинный каменный Троицкий собор XV века, и в нем служилась Литургия. Ну а с 1991 года началось возрождение монастыря. Вот уже не так давно отметили 25-летие возрождения обители. Скоро, даст Бог, встретим 30-летие…

- Дай Бог встретить этот юбилей в радости духовной! Чтобы, «яко исчезает дым», исчезли и развеялись нынешние искушения.

- Дай Бог! Будем жить праведно, будем в Боге сильные. А вражда наша не против плоти и крови, а против диавола.

- Сколько сейчас насельников в монастыре?

- 23 монашествующих, которые в постриге, одиннадцать священников, семь диаконов. Несколько послушников, и трудники приезжают. У нас в любое время можно безплатно пожить, помолиться и потрудиться - по хозяйству, на трапезах. Приезжайте, будем рады!

Наместник монастыря архимандрит Феодор (Мельничук) с 1991 года и по сей день возглавляет монастырь. Преподобный Феодор Острожский как раз его Небесный покровитель. Недавно память его была, 10 сентября. Его гробница первоначальная в Остроге, районном центре, хранится в Богоявленском соборе. И мы с этой гробницей на праздник ходим вокруг города, чтобы преподобный князь хранил свой удел в чистоте.

- Это в Ровенской области Украины?

- Да, на северо-западе Украины, в ста километрах от Почаевской Лавры. В Ровенской области сейчас два десятка монастырей, слава Богу.

- Ровно для меня не просто далекий город - там мой дед родился.

- Вот видите - братья и сестры! У каждого, наверное, по обе стороны границы есть кто-то из родни… А я думаю, если мы будем хранить чистоту нашей веры, все эти политические игры ничего не будут стоить. Всё переживем! И турок, и монголов, и немцев, и советских безбожников - всё пережили. И теперешнее переживем.

Монастырь в скале

Еще один интересный собеседник - Василий, представитель Дубоссарского скального монастыря Симеона Столпника.

- Этот монастырь находится в Приднестровье, в пяти километрах от села Роги Дубоссарского района. Монахи-отшельники обосновались здесь в пещерных кельях еще в незапамятные времена. В XVI веке был построен храм. Монахов было немного. Было у-них три кельи и-церковь в честь преподобного Симеона Столпника. Из трех келий сохранилась одна, с низкими сводами. Добраться сюда непросто: монастырь скрыт в-отвесной скале. Местные сюда ходят редко: боятся змей.

Митрополит Тираспольский и Дубоссарский Савва благословил восстанавливать в этом святом месте монастырь и строить храм. Место чудное! Отвесный берег Днестра, неподалеку небольшой водопад. Туда даже подойти непросто, и сначала будут строить дорогу, а потом уж восстанавливать монастырь. Чтобы помочь в этом, мы и прибыли сюда.

Сам я из Подмосковья, алтарник в нашем Троицком храме в городе Королёве. Если доведется побывать в нашем городе, обязательно придите в Троицкий храм! Храм величественный, пятикупольный, а высоко над центральным входом огромная икона Святой Троицы, список с «Троицы» преподобного Андрея Рублева.

Батюшка, которому Митрополит поручил восстанавливать монастырь (он в Дубоссарах построил церковь Успения Пресвятой Богородицы), узнал нас на выставке - и благословил рассказывать о его восстанавливаемом монастыре. К сожалению, побывать в этом монастыре мне пока не довелось.

А икона у нас видите какая редкая - Плачущая Богоматерь Бессарабская-Молдавская. Она была написана на Афоне в начале XVIII века для одного румынского монастыря. И было засвидетельствовано несколько случаев, когда из очей Пресвятой Богородицы на этой иконе струились слезы!..

Несколько лет назад один из списков этой чудотворной иконы на подобной выставке в Ташкенте замироточил. Очевидцем чуда был и Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. По его словам, мироточение этой иконы свидетельствует о том, что Божия милость посетила Ташкент с открытием выставки. В Самару же мы в первый раз приехали с этой иконой. В скорби, унынии, отчаянии и печали к ней притекают. И по молитвам пред ней даже онкобольные получают исцеление. Перед этой иконой ежедневно служится параклисис, читается Канон Пресвятой Богородице. Она о грехах наших плачет…

В начале XX века с этой иконы был сделан список для Кицканского монастыря, который основали монахи, бежавшие из Запрутской Нямецкой Лавры, потому что им запретили вести службу на церковнославянском языке. В Кицкане они полвека строили Ново-Нямецкий Вознесенский монастырь. Лаврские монахи забрали с собой посох преподобного Паисия Величковского, посох хранится в Кицканском мужском монастыре.

Ну а монастырь Симеона Столпника… Не было в нем икон красивых, и видите вот фотографии - на стенах пещерных келий монахи вырезали кресты, такие вот знаки. Условия жизни там были очень суровые. С потолка пещер капала вода, образуя сталактиты...

На прощание Василий пожелал нашей редакции:

- Помогай вам Пресвятая Богородица и храни вас Господь!

На холмах Грузии…

От стенда с надписью «Монастырь Георгия Победоносца» окликнула молодая смуглолицая красавица: подойдите, посмотрите, какие красивые изделия мы привезли из этого грузинского монастыря!

- Видите эти эксклюзивные изделия - это техника VII-XIV веков монастырей Грузии, называется минанкари, перегородчатая горячая эмаль на серебре. Двенадцать мастеров изготавливают из серебра крестики, образки либо светские украшения, потом проволокой из белого золота на каждом изделии выкладывается орнамент либо святой образ, потом заливается горячая эмаль. И каждый цвет отдельно 7-8 раз обжигается в печи при очень высокой температуре. Это очень тонкая, трепетная, терпеливая работа.

Всё это интересно. Но мне бы послушать о самом монастыре! И Ангелина охотно рассказывает:

- Шавнабадский Свято-Георгиевский монастырь был построен в XII веке на том самом месте, где явился Георгий Победоносец. В советское время монастырь был закрыт. Но обитель была возрождена в 1986 году трудами и молитвами Патриарха Грузинского Илии и наместника монастыря архимандрита Шио. И вновь в монастыре к Богу стала возноситься молитва. На территории обители отреставрирована древняя, XII века, церковь Георгия Победоносца, также там находится храм святой равноапостольной Нины. В обители около семидесяти человек, это Патриаршая резиденция, у Патриарха Илии в обители есть своя келья, когда он приезжает в монастырь, там и молится, и пишет иконы. В монастыре находится знаменитый Патриарший Шавнабадский хор.

Мы привезли также святыньки от преподобного Гавриила (Ургебадзе), потому что в России многие почитают батюшку Гавриила. Он недавно прославлен в Грузии. Великий святой угодник наших дней. Мы хотим, чтобы люди знали, что какие бы политические моменты ни были, но православные по всему миру едины во Христе.

- Ангелина, а вы живете в Грузии?

- Нет, в Подмосковье. У меня папа грузин. Из Грузии ведь не так просто приезжать сюда, нужна виза. Мы сами туда ездим, раз в год точно бываем. Вот и сейчас в конце сентября собираемся тоже ехать по святым местам Грузии. И всякий раз открывается что-то новое. Сколько бы ни ездил, не можешь всего посетить.

Кто для монастыря хоть какую-то лепточку внес, хоть сколько-то потрудился, тот не лишится награды. И пока есть какая-то возможность, надо помогать монастырям. Вот мы и ездим по выставкам, нас так сердечно принимают.

Монахиня Харитина

К стенду газеты «Благовест» подошла женщина, спросила, нет ли в продаже книги Антона Евгеньевича Жоголева «Новые мученики и исповедники Самарского края». К сожалению, нет, ответили ей. Ведь книга издана очень давно - в 1996 году еще…

Оказалось, что Ольга Терезова не просто так ищет эту книгу:

- Много лет назад я узнала из этой книги о своей родственнице, монахине Харитине (Шестухиной). Но книгу кто-то взял почитать и не вернул, она затерялась. А монахиня Харитина в нашей семье несколько лет жила, мы ее и хоронили, но даже не знали, что она в 1935 году несколько месяцев отсидела в тюрьме за веру. И только в этой книге прочитали о ней… Она была сестрой маминого деда и в крещении звалась Харитиной. Вот у них семья была очень благочестивая. Ее брат Андрей ходил на Афон. Двоюродная тетка говорила мне, что оттуда ему присылали даже благодарственные письма. Но они были настолько уже ветхие, что их уже и не доставали, чтобы показать. А в последний раз он ушел опять - и не вернулся. То ли остался на Афоне, то ли погиб по дороге. Судьба его неизвестна.

Что матушка Харитина была монахиня, я знала и в детстве, но и только. Может быть, старшим она рассказывала о себе, а от детей тогда многое скрывали. Она всегда говорила: «Если вдруг я память потеряю, не кормите меня мясом!» Строго соблюдала посты.

Умерла примерно в семидесятом году, лет в девяносто. Похоронена на Старом кладбище, на Тухачевского, у меня и родители рядом похоронены. И я навещаю ее, когда к родителям прихожу.

Она подвизалась в монастыре - уже не помню названия, - где была игумения Гермиония, и еще была там монахиня Маркелина (Голубева). Монахини Харитина и Маркелина были из одной деревни. Игумения Гермиония отсидела за веру лет пять, а потом приехала в село Орловка Сергиевского района. И они втроем жили у одной бабушки. Жить как-то надо было, и они занимались рукоделием. Но потом уж мы забрали к себе матушку Харитину.

Поминайте наставников ваших

Были на выставке и другие интересные встречи. Одна из них - с духовным чадом Митрополита Иоанна (Снычева), Любовью из Оренбурга. И она рассказала:

- У Владыки была духовным чадом матушка Елизавета. Тогда она еще не была монахиня, просто Лиза. Мне в Пюхтице дали листы какие-то, там о Митрополите Мануиле было написано. И меня это так заинтересовало. Приехала домой, Лизе говорю. А она мне: «Так это ж духовный отец Владыки Иоанна, а он сейчас в Куйбышеве. Я поеду, о тебе скажу». И сказала. А Владыка говорит: «Привези ко мне страждущую». Он несколько раз настойчиво сказал ей, чтобы я приехала к нему. И вот она мне сказала об этом. А меня всё что-то не пускало: то по работе, то по дому, то одно, то другое. Потом все-таки решила: надо ехать, хоть как!

Приехала. И упала к нему в ноги: «Владыка, принимайте меня, грешную!» - «Хорошо, хорошо». Принял у меня исповедь подробнейшую, за всю мою жизнь.

Представляете, чудо какое! Кто я? А он взял нас всех под свое крыло. Маму последнюю уж к нему привезла. Она: «Владыка, меня-то возьмете?» - «Да куда ж тебя девать - возьму!» Дал ей книгу свою - просто на машинке распечатанные и переплетенные в книгу всякие выдержки о спасении.

Когда в 1990 году его перевели в Санкт-Петербург, мы ездили туда. Останавливались у Валентины Дюниной (будущей схимонахини Варвары) в его резиденции. Все мы вместе ездили, хором… Лиза нам бывало: «Да что вы к нему всё ездите, сколько можно надоедать!» - «Ну я так хочу поехать к нему, душа просит!» И он как-то смотрит на меня и говорит: «Вот будете жалеть, что чаще ко мне не приезжали». Сказала ему о Лизиных словах, а он ответил: «Надоедайте, и почаще!».

Спрашивали мы его: «Владыка Мануил своих духовных чад вам передал. А вы нас кому передадите?» - «Никому. Вот кто будет в храме, у того исповедуйтесь».

Это была такая мощь, прозорливый старец. И сама простота, сама любовь. Уж сколько чудес от него - несть числа.

Еду раз к Владыке и в мыслях с ним говорю: «Владыка, вот ты некоторых благословляешь и ручку кладешь им на голову. Мне хоть бы раз на голову положил!». Подумала так - и в уме эта мысль не задержалась. Приехала. И когда подошла под благословение, он мне руку на голову положил. Об этом я уж дома вспомнила. И слезы градом: Владыка, ты даже это услышал… На Дне Ангела у него бывали. Приехали один раз с Лизой. А я голодная была! Все сидят за столом, тарелочки передают. А он накладывает пельмени с рыбой, по пять или семь в тарелочку. И я говорю: «Лиза, ну что мне эти пять пельменей? Так есть хочу!». А она смеется: «Ты попробуй еще эти пельмени съешь!». И правда ведь, еле доела! Досыта наелась благословенных пельменей.

И на похороны к нему чудом попали. Когда сообщили - как снег на голову! И как ехать? Билетов нет, не уехать. Нас человек шесть из Оренбурга поехало. До Москвы добрались, а там пересадка. Подхожу: нам надо обязательно в Петербург, на похороны Митрополита Иоанна! - Поедете все в одном купе? - Поедем!

Приехали ночью. Снег идет. Тишина. С вокзала мы в Александро-Невскую Лавру пешком дошли. Пришли к его гробу. Он лежит, ручки теплые. Всю ночь у него пробыли, молились. А утром Литургия, отпевание. Владыченька и еще нас милостью одарил: мы все и причастились там.

И сейчас вот сюда ехать, я села и залпом еще раз перечитала «Поминайте наставников ваших» - с таким удовольствием, словно с ним поговорила.

Подготовила Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

545
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
16
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru