‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Правильные пчелы

Рассказ Православного писателя Сергея Жигалова из цикла «Бремя крыла».

Из цикла «Бремя крыла».

Ледяной ветер гнет зеленые свечи молодых сосенок в углу двора, в ярости треплет куцые косы березы. Катит чуть не по земле из-за речки снеговые тучи. Того и гляди согнет трубу на бане. Бревенчатые стены блестят ледяным лаком. Мокрый снег шлепает в окна. Белесые полоски на стекле, будто следы страшных когтей. Кажется, невидимый зверюга скребется в тепло. «Чичер» называла покойная моя мама эту непуть.

Хороший хозяин собаку наружу не выпустит. И я Тома, умного седого лабрадора, не выпускаю. А сам накинул дождевик с капюшоном и пошел собрать разбросанные по двору вилы-лопаты-грабли. А то засыплет снегом до весны ржаветь... Когда еще собирался ульи закрыть на зимовку, да всё потом - суп с котом.

Вязовый чурбачок, на котором летом наблюдал за пчелами, торчит из снега, будто ледяной гриб. Приложился ухом к улью - гудят. Сдвинул их оба стенка к стенке, загородил листами шифера со всех четырех сторон, сверху тоже накрыл. Обвязал проволокой, и получился эдакий общий «гараж». Пока возился, руки окоченели, а на душе потеплело. Тут чичер, ледяные струйки под дождевик за шиворот стекают, а ульи в затишье и сухости. Внутри тепло, мед в рамках - «хочешь с чаем, а хочешь так, вприкуску». Пчелки мои - не крыловская стрекоза. Лето красное не пропели. Всяк погожий денек с утра до ночи строили «свой дивный сот с воском на освещение лица Божия, а медом на усладу человека» (Н. Лесков).И себе, и внукам моим меду вдоволь заготовили.

Теперь там внутри ульев старая пчела и молодая, осенью облетавшаяся, сбились вокруг матки. Все между собой родные, друг дружку согревают. От нечего делать разговоры, поди, разговаривают, а то и поют. Не шучу. Бельгийский писатель Метерлинк (автор «Синей птицы) в своем труде «Жизнь пчел» утверждает, что пчелы «поют песни, веселые и грустные». Так-то вот!

…Три года назад надоумил приятель завести пасеку. Подарил пару стареньких, но крепких ульев. По весне купили пчелопакеты - такие фанерные ящички с живой пчелой. Хорошая пчела - карпатка. С того и пошло. Взялся вникать, книжки по пчеловодству штудировать. Знатоков выспрашивать. Подолгу наблюдать пчелиные государства, да куда более совершенные, чем наши нынешние. Да и мы сами всё чаще уподобляемся не трудяге пчеле на Божьих цветах любви и милосердия, а, простите, зеленой мухе на помойке европейских толерантных ценностей…

Вроде бы всё нам про пчелу известно. Устроение пчелиного царства-государства. Как размножаются, распределяют обязанности. Находят медоносные растения и цветы. Танцами оповещают об этом друг друга. Как выводят личинок, чем кормят… Восхищаемся коллективным безстрашием этих крылатых малостей при защите родной пасеки. Аплодируем, глядя, как малые пчелки обращают в бегство хозяина тайги, которого, похоже, в насмешку назвали медведем. Да ничьим медом мишка косолапый не ведает. Удирает с пасеки от крылатой охраны, будто заяц…

Пчелиному же мужеству есть множество и других примеров. Известен случай нападения грабителей на владельца пасеки. Как пчелы, защищая хозяина, так жалили нападавших, что те едва унесли ноги. Скажете, не может быть? Может! Ваш покорный слуга, автор этих строк, наблюдал нечто похожее в Исаклах на пасеке у знакомых егерей. Приехал к ним в гости, а там дым коромыслом. Третьи сутки день рождения отмечают. Песни под баян, танцы-пляски. Всё рядом с пчелами. И вот один из гуляк с пьяных глаз решил улей подремонтировать. Пару раз молотком стукнул, а больше не успел. Последняя капля. Выведенные из терпенья шумом и гамом, злыми запахами спиртного пчелы набросились на хозяев. В том случае спасли - а тут на самих хозяев напали. Страшная, скажу вам, картина. Бежали от них, как от огня. Кто куда. Один прямо в одежде и кроссовках нырнул в речку. Другой подхватил на руки пятилетнего сынишку, замотал с головой в куртку и спрятался в чащобу. Гляжу, одна в скулу ударила, другая в руку, третья… Метнулся в салон своей «восьмерки», как суслик в нору, и по «газам». Глядь, впереди по колее тот с молотком улепетывает. На спидометре «пятьдесят» - не догоняю. Поравнялись-таки, не успел дверцу приоткрыть - он уже на заднем сиденье. «Гони, - кричит, - Ксаныч, сожрут, гони!!!»

Больше никаких выпивок на пасеке не случалось, разве ночью под одеялом.

Пчела веками хранит в себе некую мистическую тайну. Ну, например, если напишу, что «молния оберегает пчелу», ведь не поверите? Скажете, школьнику известно, небесный электрический разряд разума не имеет. О каком таком «бережении» тогда может идти речь? «Разряд» без разбора поражает дома, деревья, людей, животных. Всё так. Но нет в истории ни одного случая, чтобы молния ударила в пчелиную колоду. А почему, скажите, пчелы почти никогда не жалят детей и людей добрых, чистых душой, но нападают на злых и распутных? Впору бы, прежде чем утверждать на пост, скажем, мэра, губернатора, министра, хорошо бы свозить кандидата на пасеку. Не тронули пчелы - садись в высокое кресло, рули. А коли после контрольного визита к пчелкам глаза стали щелочками, а щеки видно из-за ушей, то извините…

Защищая семью и пасеку, пчела погибает «за други своя»... Тоже для нас урок!..


Фрагмент колонны в храме Рождества Христова, Вифлеем, Святая Земля. В VII веке персы, захватившие церковь Рождества Христова, попытались разместить в ней конюшню. Господь не допустил этого. Из одной колонны появился огромный рой пчел, который заставил своими укусами персов покинуть храм и увести своих лошадей. На колонне остались вмятинки в виде креста, откуда вылетали пчелы. Если в эти вмятинки вставить пальцы руки, то они сложатся так же, как у священника, преподающего благословение. И многие паломники с благоговением вкладывают свои персты в эти нерукотворные отверстия…


Да и всем нам жизнь пчелы в пример и в укор. Прошлым летом из самого сильного улья улетел рой. Прозевал. Конечно, расстроился. А когда ветерком обдуло, рассудил и пришел в восторг от такого пчелиного поступка. Да! Старая матка со своим окружением-роем совершили настоящий подвиг. Оставили молодым полный улей меду, а сами улетели. Кто из нас, поживших, смог бы вот так запросто оставить молодым свой дом ли, квартиру с телевизорами, с полными продуктов холодильниками, а самим ни с чем «навсегда в никуда»? Обычно у нас, у людей, по-другому: делимся, рядимся, а то и судимся…

Известен потрясающий случай. Некий святотатец, причастившись, не вкусил, а задержал Святые Дары во рту. Придя же на пасеку, выплюнул в траву… Когда пришла пора качать мед, пасечник открыл колоду и ахнул. Внутри стояла возведенная пчелами из воска маленькая часовенка. Внутри нее лежали те самые низвергнутые в траву Святые Дары. О чуде донесли епископу. Отправились крестным ходом на ту пасеку. С пением молитв и каждениями извлекли восковую часовенку с Дарами и перенесли в храм. Впору выкрикнуть библейское: «Внемлите, человецы!»

…Вернувшись в тепло с ледяного чичера, повесил сушиться мокрый дождевик. Заварил чай с чабрецом, достал вазу с медом. Всё испортила мысленная «капля дегтя». Под вой ветра и шлепанье мокрого снега в окно представилось, как в лесу ли, в степи тысячами ползают, обмерзают пчелиные семьи.

Не сегодня и не вчера завелась мода не оставлять пчел в зиму. Подсчитали, что мед, расходуемый на зимний прокорм, выгоднее продать, а по весне купить новые пчелопакеты. Выбрав осенью все рамки с медом, такие «математики» просто вытряхивают семью из улья, обрекая на верную погибель.

«Не поднимай ты эту тему, обидятся, - посоветовал мне пчеловод-наставник Кириллыч. - Не из жадности люди так делают. У многих за зиму пчелы погибают от разных болезней. Получается, и пчелу не сохранил, и мед пропал…» Слушал тогда его, кивал. А теперь под вой ветра думалось иначе: «Не из жадности, а тогда отчего? От жестокосердия? В благодарность, что ли, за мед человеку и воск, выкидывают пчелиные семьи «раздетыми-разутыми, без куска хлеба»? Сами же, сидя в тепле в такой вот ледяной чичер, гоняют чаи с ихним медом? Не стану далее развивать «эту тему», не хочу никого обижать, судить. Напомню лишь, что сам ветхозаветный святой громовержец Илия на своей огнедышащей колеснице «объезжает» медоносную пчелу сторонкой. Хорошо бы и нам помягче вести себя с «мошками Божьими», которых даже молния милует.

Сергей Жигалов, г. Самара.

262
Ключевые слова пчелы, Вифлеем
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru