На вопрос читателя отвечает иеромонах Серафим (Калугин).
На вопрос читателя отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
«Скажите, можно ли дарить своим родственникам или друзьям крестики и иконки. Говорят, если подаришь крест, то свой крест передашь другому. Так ли это? Александр».
Нет, Александр, это не так. Крестики и иконки дарить можно. Важно только, чтобы ваши друзья разделяли ваше благоговейное отношение к священным изображениям.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). Так говорит Слово Божие. Чаще же всего перед этими изображениями наблюдается не благоговение, а суеверный страх. Это какое-то языческое представление о святыне в духе шаманской примитивной магии.
Мы почитаем крестное знамение и изображения святых не как магически насыщенные предметы (амулеты, обереги и пр.), а как напоминания о первообразах, которые они изображают. Христос пришел на землю, претерпел крестную смерть, воскрес не для того, чтобы причинить нам зло, а чтобы дать нам жизнь вечную. И этой жизни и воскресению мы становимся причастными только распинаясь вместе со Христом. (Для сравнения: Христианское таинство Крещения, погружение в воде — образ погребения вместе со Христом).
Почему же мы боимся креста? Этот страх связан с неверием в вечную жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что всякому человеку дан крест скорбей и болезней, и это есть крест человеческий; но наш крест становится Христовым, когда мы его берем на себя, то есть стараемся претерпевать все с верою и упованием. «Взять крест свой — значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Поучение в третью неделю Великого поста «О крестоношении». Творения в 7-ми тт. Т. 4. «Аскетическая проповедь»).
Вот христианское понимание несения креста. Следовательно, цель христианина — не избавиться от креста, не передать его другому, а доблестно его нести до конца своих дней.
Ношение креста, изображения распятия (нательный крестик) можно представить еще как знак отличия воина Царя Небесного. Если, приходя к земному царю, воин заботится о своих знаках отличия и красоте и чистоте своего мундира, то не тем ли более следует заботиться об этом нам — воинам Царя Небесного?
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru