В декабрьские дни в нашем городе вновь прошла Православная выставка.
В декабрьские дни в нашем городе вновь прошла Православная выставка.
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий с юными казаками станицы Сызранской на Православной выставке. |
Крупные хлопья снега падали, падали с неба. Показалось было — вот она, пришла долгожданная зима! Но нет — это город спешил убелить свои улицы, принарядиться к новой Православной выставке с таким чудесным названием: «Благословенная Самара».
И вновь выставочный комплекс «ЭКСПО-Волга» в Самаре 15 декабря заполнили сотни, тысячи гостей из разных городов и сел. Входили в фойе и с радостным удивлением вслушивались в звуки необычного духового оркестра: ведь это играл детский казачий оркестр станицы Сызранской. Мальчишки в красивой казачьей форме с погонами и лампасами…
Выстроилась очередь к главным святыням выставки: большой иконе и скуфье Великомученика Пантелеимона. Первый молебен у святынь отслужил Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Высокопреосвященнейший Владыка тепло поздравил всех участников и посетителей с открытием Православной выставки, отметил, что проведение таких выставок стало доброй традицией в Самаре.
— …Сегодня мы должны сделать правильный выбор, осознать, для чего каждого из нас Бог призвал в этот мир, — сказал Митрополит Сергий. — Чтобы сохранить личность, обустроить ее и возвести в ранг Божественного достоинства. Чтобы человек стал наследником жизни вечной. Я желаю вам, чтобы вы нашли здесь, на Православной выставке, и утешение духовное, и человеческое и духовное общение, и приобрели то, что вам необходимо для жизни. Храни вас Господь!
…И снова родные, приветливые лица. Что за беда, коли не знаю ни фамилии, ни даже имени, если вижу искреннюю радость в глазах! А женщина спрашивает:
— Как вы, в редакции, — держитесь? Вы только, пожалуйста, продолжайте работать, нам без «Благовеста» никак нельзя! Я уж сколько лет читаю вашу газету, ею и укрепляюсь… И разве только я! «Благовест» нужен людям, пишите, не умолкайте!
Нет у Алевтины больших денег. Но как же дорога ее скромная лепта, переданная в помощь редакции с такой любовью! И сколько еще за дни работы выставки к нам подходили с единственной просьбой: держитесь!
В самое непростое время легче работать и просто — жить, когда рядом такие верные, испытанные друзья.
Казак — он и без лампасов казак. Крепкий мужчина в камуфляже спрашивал у нашего продавца новый номер «Благовеста». Оказалось, приехал Валентин из Ростовской области, с Тихого Дона. Уже более пятнадцати лет выписывает и читает «Благовест», много газет отдал в храм. И поездку по своим делам он приурочил к самарской выставке, а уж потом — в Ульяновск.
— Вы живете в станице?
— На хуторе Горбатов. Я уж двадцать лет фермерствую, без всяких гербицидов выращиваю хлеб. Кому нужно хорошую, чистую муку — люди хвалят, — продам по нормальной цене. Не до жиру… Живу на границе Ростовской и Волгоградской областей, речка делит хутор. Одна сторона ростовская, другая — волгоградская.
Своего храма на хуторе нет, приходится ездить за
Казачество у нас возрождается — хоть и не без проблем. Пока что слабо ходят в храм казаки. Из-за этого и бывают какие-то нестроения. А так — слава Богу. Я к вашим казакам подходил, разговаривал. Дух хороший, казачий....Смотрели новый фильм «Тихий Дон»?
— Нет. После незабываемого герасимовского… Боюсь, это будет уже совсем не то.
— Я вас понимаю. Фильм снимали в наших местах, многие наши жители снимались. Звали и меня, но я отказался. Уж если фильм сняли заново, надо в нем как-то переосмыслить, показать те события, которые Герасимов из-за коммунистической идеологии не мог воплотить на экране. Ведь Шолохов ездил к Сталину, чтобы разрешили снять тот фильм, хотя бы что-то донести до людей… А сейчас четырнадцать серий, но показали только бардак и грязь, которых тогда просто не могло быть. В моем советском детстве и то не было такого безобразия. Была чистота нравов, тем более — до революции. Если и был блуд, так это же был позор. А в фильме все показали на современный лад.
Фермер Валентин приехал на выставку в Самару с Тихого Дона. |
Мы сейчас по крупицам собираем исторические сведения. Многие наши предки принимали участие в Вёшенском восстании. В советские времена называли «банда Фомина»: а это был казачий полк, защитники Отечества. Между прочим, внук Фомина еще жив. …Наш глава администрации узнал, что дед его тещи был полный георгиевский кавалер. «Я ее спрашиваю, а она: не вздумай никому говорить, мне строго-настрого заказано, чтобы никто этого не знал!» До сих пор в крови этот страх. Помню, к нам в школу приезжала сестра «героя гражданской войны» Кривошлыкова, и мы ее чествовали. Сейчас уже узнали больше о том страшном времени и о жестокостях, которые творили казаки того же Кривошлыкова, за что его с Подтелковым и повесили белые.
Но вот недавно поставили Поклонный крест в Еланской станице — так там в одной могиле лежат и красные, и белые, погибшие в бою. Мой дед был за красных, так что же я, как иные сейчас, буду врать, что он был белым? Это история. От своей родни не откажешься. И сейчас надо не козырять подвигами предков, а — к чему нас Бог зовет, — принести покаяние. Народ еще не покаялся ни в безверии, ни в предательстве Царя, ни в братоубийстве.
Шолоховский музей собрал много интересных сведений об истории казачества. Я и сам ходил по домам, и так было интересно, когда находишь такую драгоценную крупинку. Когда у женщины видишь фотографию: на съезде в Новочеркасске казаки с атаманом Калединым и заместителем Донского атамана Богаевским. Оплотом армии Деникина были донские казаки. На этой фотографии пятьсот казаков! И уже начинают с лупой рассматривать лица: этот, похоже, нашего роду… а этот — нашего…
Непостижимую уму историю услышала на выставке! Толща тысячелетий отделяет Святую Русь от времен Моисеевых, когда богоизбранный народ в своих скитаниях по пустыне питался манной небесной. Но однажды это чудо повторилось вновь — в дни нашествия батыева, на Русской земле, еще не знавшей разделения на Россию и Украину…
А привлекла мое внимание темная от древности икона Николая Чудотворца. Так же, как на многих иконах, десница Святителя поднята в благословляющем жесте, левая рука держит Евангелие. Но светлый лик Чудотворца необычно горестный, словно очи его видят все печали и скорби молящихся. Николушка Милостивый…
Икона Святителя Николая Крупицкого. |
— Эта икона была обретена в лесу еще в одиннадцатом веке! — негромко сказала мне стоящая рядом монахиня. — Тогда и был основан на месте ее явления Никольский монастырь. И в этом монастыре произошло великое чудо! Когда монгольские полчища дошли до Черниговского княжества, до нашего селения, оставшиеся в живых люди укрылись в монастыре и вместе с монахами защищали осажденную обитель. И вот у них кончилась пища, и неоткуда было ее взять. И тогда по молитвам осажденных Господь явил такую милость! С неба стала падать крупа, и было ее так много, что хватило всем до самого конца осады.
— Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости… — потрясенно вспоминаются строки из Псалтири (Пс. 77, 25).
— В память о чуде и стали называть монастырь Крупицким, — вступила в разговор Катя, еще одна представительница монастыря. — Уже в восемнадцатом веке архимандрит Варсонофий писал, что в тогдашнее время «столь множество круп с неба спало, что все могли в гладе себя довольствовать»… Эти крупы хранились в серебряном ковчежце вплоть до времени гетмана Мазепы. Но после его измены город Батурин и монастырь были разорены, и ковчежец с этой великой святыней пропал. В Никольском Крупицком монастыре подвизался Святитель Димитрий Ростовский. Это было время расцвета обители, Святитель Димитрий построил в нем келью с тремя комнатами, где написал Жития Святых декабря и января.
После революции одна сельская жительница тайно вынесла чудотворную икону Святителя Николая и спрятала ее на чердаке. Уже в конце своей жизни, в 1982 году, она передала этот образ настоятелю Батуринского Воскресенского храма. И почти двадцать лет икона была там. А когда началось возрождение монастыря, образ Святителя торжественно перенесли в теперь уже женскую обитель. Ныне эта икона покидает монастырь только когда мы привозим ее на поклонение в другие города — в Москву и Петербург, Архангельск, Белгород, даже во Владивосток. И вот сейчас верующие Самары смогли приложиться к ней и помолиться Николаю Чудотворцу.
Много дивных икон было на выставке. Много благодатных встреч. И каждый мог за несколько часов посетить далекие обители и славные храмы. Для того-то и проводятся Православные выставки в нашем городе, благословенной Самаре.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru